На Камчатку за кижучем

Сибирские рыболовы крайне редко покидают свой регион для того, чтобы где-то еще половить рыбу. Но, несмотря на то, что и у нас в Сибири рыболовов «неплохо кормят», группе единомышленников из Омска пришло в голову решение посетить Камчатку с благой целью— половить кижуча. Опытом этой поездки они захотели поделиться с коллегами-рыболовами из Сибири.

Подготовка и перелет

Конечно, такая дальняя поездка готовилась даже не за неделю или за месяц— на подготовку ушел почти год. Еще зимой были приобретены билеты на авиарейс «Новосибирск— Петропавловск-Камчатский». Именно не менее чем за полгода выгоднее всего покупать авиабилеты на Камчатку, поскольку экономия выходит двойная. Приобретя билеты, мы всю весну и лето внимательно изучали рыболовные форумы, читали статьи и смотрели фильмы о рыбалке на Камчатке для того, чтобы и к ловле быть готовыми, да и «туроператора» найти понадежнее и подешевле. Как всегда, когда до поездки оставался буквально месяц, из первоначальной группы в четыре человека осталось только трое, но решение ехать было принято окончательно и бесповоротно. В конечном итоге 3 сентября сего года Сергей, Андрей и ваш покорный слуга Юрий выехали в новосибирский аэропорт Толмачево.

Надо сказать, что перелет до Камчатки само по себе достаточно трудное и долгое мероприятие. Самолет 6 часов летит до Владивостока. Там дозаправка 1,5—2 часа и еще 3 часа лета до Петропавловска-Камчатского. Итого более 10 часов ты летишь через матушку Россию и понимаешь, насколько же велика наша страна! Просто огромна. Мы думали, что мы, омичи, живем в центре России, но это далеко не так. По меркам всей России мы живем еще очень далеко от центра, который находится, очевидно, где-то в районе Байкала.

Первые трудности

По прибытии в Петропавловск-Камчатский нас ждала первая неожиданность. Мы словно вернулись на 20—30 лет назад в советские времена. Практически никаких новых построек и привычного нам блеска капитализма, все внешне осталось ровно таким, каким мы помним облик городов своего детства. Несмотря на решительность правительства России поднимать дальние рубежи, регион пока еще слабо развивается. Забегая вперед, скажу, что и цены там тоже весьма суровые. Скажем, десяток яиц стоит 70 рублей. Приблизительно в такой же пропорции по отношению к нашим ценам выглядят цены и на прочие продукты и товары.

Мы, конечно же, предполагали, что, как и в любом дальнем путешествии, нас наверняка будут подстерегать различные неприятности, но и подумать не могли, что нестандартные ситуации возникнут буквально по прилету в Петропавловск-Камчатский. Девушка Елена, которая нас обещала встретить в аэропорту, на телефон не отвечала и только через полчаса наконец-то вышла на связь: сообщила, что приедет за нами не она, а ее муж Леня. Лена и Леня. «Две Лены»— так мы их и стали звать. Сразу скажу: для того чтобы сэкономить деньги, мы решили не связываться с турагентствами, а отправились на камчатскую рыбалку с частными извозчиками. Выходило это, по нашим подсчетам, раза в два дешевле. Но были и свои проблемы. Надо сказать, что частной рыбалкой на Камчатке занимаются очень многие и возят рыболовов в основном из Москвы и США. Поскольку «рыболовным туризмом» занимаются все кому не лень, отсюда и издержки— далеко не каждый может предоставить нормальную рыбалку и приличный сервис. Играя на этих обстоятельствах, Леня стал навязывать нам мнение, что лучше всего ехать на рыбалку не с кем-нибудь (о чем мы договаривались заранее), а именно с ним. У него и лодка есть, и места он знает, но ехать он может только послезавтра. Другими словами, встречающую сторону не устраивала роль посредников. Так и не дав Лене конкретного ответа, мы заселились в гостиницу и решили параллельно поискать другие варианты.

Морская рыбалка

В первый день пребывания на Камчатке с рекомендации Лени мы поехали на морскую рыбалку в Авачинскую бухту и, заплатив за это удовольствие по семь тысяч с «носа», весь день посвятили ловле морского ленка. Конечно, пейзажи и места там очень красивые и есть на что посмотреть, но из-за шторма далеко от берега мы не отходили, и размер рыбы в улове был не слишком крупным. Впрочем, одного дня морской и довольно примитивной рыбалки нам было более чем достаточно, поскольку мы все-таки бредили спиннинговой ловлей, и нам поскорее хотелось половить кижуча.

На вертолете

На следующий день рано утром мы решили съездить на аэродром, где нас ждал вертолетчик Владимир Николаевич.

Он нас обескуражил: сумма за час лета на «Ми-2» была 25 000 рублей. По самым скромным подсчетам, одна рыбалка в хорошем месте нам бы обошлась в кругленькую сумму. Но слово за слово, то да се, войдя в положение, что мы не какие-то там американцы и тем более не москвичи, а нормальные сибиряки, дядя Вова, чисто по-русски вздохнув и махнув рукой, предложил: если мы готовы стартовать буквально через час, то он отвезет нас за полцены. Сказано— сделано.

…И вот мы в полете. Красота с вертолета открылась невероятная. Под нами— жерло вулкана, речки и леса, вдалеке— океан. Красотища, иначе и не скажешь!

Незаметно пролетело время в полете, и мы оказались на базе, за ночевку на которой тоже пришлось раскошелиться, но в рамках разумного. Пришлось заплатить и за лицензию на ловлю. Рыбалка в первый же день, впрочем, как и в последующие два, прошла отлично. По словам работников базы, идет кижуч, а мы оказались в самое лучшее время. Вообще же для рыбалки на Камчатке нужно знать время хода определенной рыбы из моря на нерест в реки и стараться попадать в эти промежутки. Обычно икромет и, соответственно, ход конкретной рыбы занимает от двух недель до месяца. В июле на икромет с моря заходит чавыча и мякижа, затем горбуша, потом кижуч. Так как еще на рыболовных форумах мы узнали, что для ловли кижуча на Камчатку лучше приезжать в конце августа— начале сентября, но главное— до падения листа с деревьев, то и сроки мы подгадали такие, чтобы оказаться на рыбалке до середины сентября.

Надо сказать, что вся эта благородная рыба во время нереста практически не питается, а ловится на блесны потому, что оберегает кладку икры от назойливой рыбки, очень похожей на нашего ельца, которая не прочь полакомиться красной икрой. Вот именно под внешний вид ельца и подбирались блесны. Это были узкие серебристые или светлые «колебалки», такого же цвета «блюфоксовские» лонги 4—6 номера. Кроме кижуча на удочку и мелкие блесенки мы неплохо половили местного гольца. Он ловился на удочку впроводку. Лучшая наживка— несколько икринок или окрашенные под цвет икры пенопластовые шарики. Ловили гольца мы в основном на перекатах, а кижуча— на ямах или омутах. Во всем остальном, как выяснилось, никаких особых секретов нет. Методично облавливаешь выбранное место, в конце концов кижуч бросается на вашу приманку и оказывается на берегу.

По тридцать кижучей на брата

За три дня рыбалки на этой базе мы на троих наловили не менее полусотни экземпляров кижуча. Разумеется, рыба в таком количестве нам для еды не требовалась, да и заготавливать ее впрок с целью доставки домой мы тоже не собирались, а значит, на стол шла только раненая рыба. За три дня мы умудрились приготовить из кижуча и гольца десятки блюд: от котлет до малосола, научились готовить из икры «пятиминутку». Кроме нас на кижуча «рыбачили» медведи, которых на Камчатке действительно много. Мы дважды встречались с косолапыми, но всякий раз у нас не оказывалось под рукой фотоаппарата, чтобы запечатлеть этот факт. Надо еще сказать, что и на рыбалку нам приходилось ходить по медвежьим тропам. Дело в том, что берега рек там почти непроходимы, а рядом с берегом растет трава под два метра. Кроме звериных троп вдоль берега других нормальных путей не было, так что приходилось каждый день испытывать судьбу. Хорошо, что с нами были собаки, которые нас оберегали тем, что вовремя отгоняли лаем медведей с пути.

Благополучно пробыв три дня на базе, мы вновь вернулись в столицу Камчатки и, найдя очередного извозчика, уехали ловить кижуча еще на три дня, но на этот раз на автомобиле. И вновь рыбалка прошла удачно. В общем итоге за неделю мы поймали на троих около 100 кижучей и несколько десятков гольцов. Рыбалка оказалась даже лучше, чем мы предполагали. Мы перевыполнили не только наши планы, но превзошли свои даже самые смелые мечты. Поймать по 5—10 рыбин, а тут аж более чем по тридцать кижучей на брата— даже до сих пор не верится!

Еще на рыбалке нас предупредили, что приготовить икру не сложно, но вот хранится она недолго. Если же икру приготовить в сильном соляном растворе, то она существенно теряет все свои вкусовые и полезные качества. Для длительного хранения икру нужно сильно солить и герметично упаковывать. На зиму камчадалы хранят икру следующим образом. Достав из рыбьего брюха две «связки» икры, их без обработки заворачивают в полиэтиленовый мешочек и замораживают в холодильнике. Так она дольше хранится, а когда нужно, икру достают, размораживают и быстро делают «пятиминутку».

Икряной бизнес

Чтобы угостить родных и близких, мы перед вылетом сходили на местный рынок и купили свежайшую икру по цене 900 рублей за килограмм. Да, взяли еще немного рыбы холодного копчения, которая стоила совсем дешево. Вообще надо сказать, что рыба на Камчатке практически ничего не стоит, и весь бизнес строится вокруг икры. Браконьеры «добывают» десятки тонн икры на бригаду из трех человек. Представляете, сколько при этом они губят рыбы?! Нам рассказали историю, как в одном месте браконьеры за год «взяли» огромное количество икры, а потрошеную рыбу просто вывозили на небольшой островок и там складывали в кучу. На следующий год вся растительность на острове высохла и погибла. Видимо, в гниющей рыбе было такое количество различных жуков и личинок, что они просто съели все живое в округе.

Не хочется завершать отчет на такой печальной ноте. Браконьеров на Камчатке ловят и наказывают чуть ли не ежедневно. Причем ловят их не только на реках, но и на море, в чем мы могли убедиться, просматривая местные выпуски новостей, где почти каждый день сообщалась о новых и новых задержаниях.

В целом этой поездкой на Камчатку мы остались очень довольны и ни на минуту не пожалели о потраченных деньгах и времени. Но в следующий раз нам хочется поехать за новыми ощущениями в очередное неизведанное место на карте России, о чем мы тоже постараемся вам рассказать.