На Обь за рыбой

Крупный язь

Это одна из самых крупных рек в России, образуется от слияния Бии и Катуни на Алтае. Судоходна на всем протяжении, впадает в Обскую губу Карского моря. Протекая по Западно-Сибирской низменности, образует многочисленные притоки, рукава, озера и болота с торфяниками. Но главное богатство этих мест — нефть, газ, золото, алмазы и рыба.

Бассейн Оби с древнейших времен был заселен многочисленными племенами и народами: эвенки (тунгусы), коми, ханты, манси, мадьяры, ненцы, энцы, нганасаны, селькупы, камасинцы, самодийцы и др. Мощная речная система позволяла предприимчивым людям наладить оживленный товарообмен на лодках с лесными жителями.

С верховьев везли многочисленные бусы из бисера, ткани, изделия из железа, наконечники к стрелам, ножи, топоры, которые обменивались на пушнину. Торговые связи не прекращались и в зимнее время. По замерзшим рекам шли санные караваны из северных оленей и особенно из собачьих упряжек. Сибирские псы стойко переносили холода, могли заночевать в сугробах снега и в еде тоже были неприхотливы, обходились «юколой» — мороженой рыбой, которой в Оби было великое множество.

Народы, обитавшие по берегам могучей реки, давали ей свои названия. Тюрки использовали слово «Об» в значении «вода». Сибирские татары говорили «Обьюл», кеты и коми — «Ю», ханты и манси — «Ась, Ас», ненцы — «Саляям». Коми-зыряне называли ее «Обва», что значит «снежная река». Селькупы считали Обь большой, извилистой и глинистой…

На поезде или на машине?

Изобилие разнообразной рыбы и кедровников привлекает в эти края толпы туристов и удильщиков с ближайших и дальних мест. Раньше до Приобья можно было добраться только по железной дороге с многочисленными пересадками. Рельсы еще в 60-е годы ХХ века проложили молодежные студенческие стройотряды.

Несколько лет назад появилась новая автодорога — «Чусовой — Серов — Ивдель — Нягань — Приобье». После долгих размышлений над картой четверка друзей-стариков на посиделках наконец-то приняла решение отправиться в путь на машине. Помимо освоения нового пути на Приобье, где обнаружились их земляки, собирались заодно попытать рыбацкое счастье — постараться поймать крупных щук.

Но, как всегда бывает, замыслы редко удается осуществить в полном объеме. Ко времени поездки команда распалась. Один умчался в Афанасьевский район в верховье Камы за брусникой и клюквой. Другой намеревался остаться, чтобы отпраздновать собственный юбилей и День города.

В итоге думали ехать вдвоем, но потом нашли его одного человека. Алексей Ложкин, полярник и путешественник-любитель, сел за руль своей машины. Запасным водителем назначили Леню Поторочина – туриста и рыбака. А его жена Люся стала третьей участницей поездки.

Старт «автопробега»

Выехали в 7 часов утра и взяли курс на Пермь. По Удмуртии погода стояла отличная, а в Пермском крае начались дожди. Поливало, как из ведра. Движение автотранспорта было очень интенсивное в обе стороны. Природа везде казалось одинаковой: зарастающие колхозные поля и «борщевик».

В окрестностях Краснокамска путешественников порадовала идеальная дорога. Асфальт прекрасного качества, дорожные разметки, везде указатели — только успевай соображать. Хорошим оказался и новый мост через Каму.

Алексей Петрович за рулем чувствовал себя очень уверенно. Он изучил трассу по карте и через Интернет. Благодаря этому легко выбрал маршрут по объездному пути, оставив город Пермь слева. Главная дорога уходила на Березники и Соликамск. А тройке туристов нужно было повернуть на Чусовой. Вырулили туда, и все… хорошая дорога кончилась. Асфальт стал, как после бомбежки.

Сам город Чусовой тоже не очень понравился. Он выглядел грязным, без нормального покрытия на улицах… Меж тем дорога уходила дальше — на перевал Уральского хребта. Автомобиль взбирался медленно — со скоростью не больше 5-10 километров в час. Да еще иногда приходилось делать короткие остановки. В итоге на подъем ушло около 40 минут.

Отдых в дороге

Добравшись до города Серова, путешественники устроили привал. Отдохнули и пообедали в красивом месте у речки Ляля. От Верхотурья до Ивделя дорога уходила на север. После 14-часовой поездки туристы собирались разбить лагерь и отоспаться до утра. Но на автостоянках свободных мест не оказалось. Все заняли дальнобойщики. Пришлось ехать дальше.

В городе Североуральске наткнулись на платную парковку без ночлежки и загнали машину туда. Петрович быстро установил палатку, на газовую плитку водрузили чайник, вытащили раскладные стулья и стол. Зажгли фонарик и приступили к ужину. На небе сияли красивейшие звезды многих созвездий, взошла яркая луна.

Так завершился первый трудный день путешествия. Утром, попив чаю, туристы взяли курс на город Ивдель. По дороге попадались небольшие городки и железнодорожные станции: Пионерская, Югорск, Советская, Зеленоборск, Коммунистическая, Нягань, Сергино, Приобье. Примерно в 16.30 автомобиль достиг цели.

Уставших путешественников встретили друзья Алыповы — Александр и его жена Фаина. Он родился в поселке Уни в Кировской области. Вместе со своей избранницей приехал в Приобье в начале 70-х годов ХХ века, когда там начали осваивать газовые месторождения. Люди сперва ютились в «бочках», сараях, землянках в невероятно тяжелых условиях. Но выжили, приспособились, наладили быт…

По воде

С дороги прибывших путников сразу загнали в баню, потом накрыли стол и отправили отдыхать. С утра загрузили в моторную лодку необходимый инвентарь: палатку, снасти, еду, топор. И двинулись по протоке на правый берег Оби искать место для ночлега и рыбалки.

Плыли параллельно основному руслу. Протока оказалась широкой (300-400 метров) и судоходной. По ней отвозили грузы на север — в город Салехард на полуостров Ямал. Слева по протоке осталась Алешкина изба. Говорят, что раньше здесь жил старик хант, про которого сложили много легенд и баек. Сейчас же здесь строили коттедж.

Из-за усиливающихся волн Александр решил свернуть на другую протоку и по малой воде выскочить на Обь. Достигнув великой реки, путешественники встретили несколько лодок с рыбаками. Узнав Алыпова, они усиленно предлагали пришвартоваться к ним и по обычаю подкрепиться.

Но Александр отказался, ловко отшутившись. Его моторка рванула поперек Оби к крутому правому берегу, заросшему кедрачом. Выбрались на сушу возле большого количества поваленных деревьев. Это гарантировало, что проблем с дровами для костра не будет.

Первый улов

Путешественники вытащили из лодки свои вещи и попрощались с Алыповым, которому нужно было плыть обратно домой. Потом начали обустраиваться на месте, готовить обед. Петрович остался разводить костер.

А Леня решил проверить свою рыбацкую удачу. Думал, что, возможно, удастся поймать щуку, но не тут-то было! Уже на берегу вспомнил, что не взял из дома собственную наживку.

К счастью, возле воды валялся забытый кем-то коробок с червяками. Рыбак насадил, закинул донку… и сразу последовала поклевка. Попался крупный язь под два килограмма весом. Так на обед сварили уху из свежего улова.

В Оби рыбы много всякой, но клюет не везде, в разное время и в различных местах. Бывает, что целый день ловится одна щука. В итоге она так надоедает, что при новых поклевках зубастой хищницы удильщики начинают выбрасывать ее обратно в реку, сопровождая свои действия крепкими выражениями…

Разговоры у костра

Рядом с лагерем путешественников из Удмуртии расположились ребята из Нижнего Тагила и Нягани. Они тоже пытались ловить, но у них не клевало. Так что все постепенно отложили удочки и присели поближе к костру.

Один из новых знакомых, увидев палатки, предложил ночевать в лесной избушке неподалеку. Но после минутной паузы добавил, что в прошлом году там одного рыбака задрал медведь. Леня и Петрович особо не удивились. Подобных шутников можно встретить везде…

Снова вспомнили старика ханта Алешку — охотника и рыбака. Его все уважали, а если отправлялись в лес за дичью или на реку за уловом, то обязательно заезжали к нему. Привозили припасы и вещи, которые он заказывал. Алешка всегда давал совет, где лучше рыбачить или охотиться.

Рассказывали еще про одного старика ханта, которого звали Пушкин. Ростом он был всего около 155 сантиметров. Зато обладал роскошной шевелюрой и ходил без головного убора, показывая свои густые черные волосы. Все, кто его знал, заезжали в поселок Шаркала, где он жил. Брали Пушкина с собой как проводника. Однако в этот раз повидаться с ним не удалось. Говорят, что старик заболел: сказывался возраст.

Разговорившись у костра, путешественники узнали, что у одного из новых друзей из Нижнего Тагила сестра живет в Глазове и работает на Чепецком механическом заводе, а жена родом из поселка Игра. Не зря говорят, что мир тесен!

Советы бывалых

Сегодняшний плохой клев соседи по лагерю объяснили тем, что рыба сытая. Все нынешние мальки держались на мелководье у берега, где их и «пасли» щуки и окуни. А приехавшие из Удмуртии старались закидывать блесны на глубину, где хищников оказалось поменьше. Ребята из Нижнего Тагила и Нягани также посоветовали обрабатывать улов перед дальней дорогой — обязательно удалить у добычи жабры и воздушный пузырь.

Новые друзья также рассказали, что с рыбалкой на Оби все стало не совсем просто. Дескать, вылов ценных трофеев ограничили, а местные чиновники лицензии выдавали только своим знакомым…

Да и сотрудникам Рыбнадзора выдали скоростные катера и прекрасное оснащение. Инспекторы, конечно, не могли в круглосуточном режиме «мониторить» каждую протоку. На рыбаков с удочками проверяющие особого внимания не обращали. Но могли оштрафовать за лов с борта лодки без спасательного жилета…

На другой день с утра и после обеда хорошо брал крупный язь, изредка — щука. Ближе к вечеру путешественники обследовали окрестности своего лагеря. Кедрачи стояли без шишек, по веткам шастали бурундуки. Эти зверьки безбоязненно носились ночью по верху палаток и даже стащили со стола остатки еды.

Спасательная операция

На вечерней рыбалке с Петровичем случился курьез. Во время дальнего заброса одна из чаек нырнула, ухватила блесну и зацепилась. С истошными криками птица стала нарезать круги на полную длину лески, угрожая сломать снасть. Пришлось срочно звать на подмогу Леонида.

Петрович передал ему в руки спиннинг, а сам начал осторожно подтягивать за леску любительницу чужого добра. Даже оказавшись на берегу, пернатая отчаянно продолжала борьбу, отбиваясь клювом и крыльями. Выход был только один. Осталось лишь обрезать леску и поводок. Только тогда с превеликим трудом удалось отцепить блесну и отпустить хулиганку восвояси…

На третьи сутки хорошая рыбалка подошла к концу. Погода резко испортилась, поднялся ветер, и заморосил дождь. Туристы по рации вызвали «эвакуатор» и свернули лагерь. Примчавшийся на моторке Александр доставил их в поселок.

Утомительный путь домой

Вернувшись в поселок, они вытащили из лодки инвентарь и улов и отправились греться в баню. Отдохнув и выспавшись, с утра загрузили машину с прицепом и под дождем стартовали в сторону дома. Километров через 200 вышли из зоны осадков. Прекрасная погода держалась до самого Глазова.

Вдоль дороги часто попадались торговцы ягодой. С остановкой на обед добрались до Горнозаводска, где решили переночевать. Леонид с Люсей заняли номер в гостинице, а Петрович категорически отказался последовать их примеру. Автомобилист предпочел спать в своей машине.

Утром поехали дальше. После Краснокамска Петрович повел себя странновато: часто стал гладить голову, трогать нос и уши, потирать глаза. Леня предложил сделать остановку под Григорьевском. Водитель умылся, смочил голову и вроде как ожил.

Наконец проехали реку Чепцу, настроение улучшилось: все-таки родные места. Проскочили Дебесы и добрались до дома. Петрович так и не пустил Леню в кресло водителя. Сам выдержал за рулем три тысячи километров!

За дорогу у путешественников набралось море впечатлений от увиденного: горы, реки, прекрасные и вдрызг разбитые дороги, болота, на которых растут лишь одинокие карликовые сосны, «кладбище» упавших березовых лесов, места, где строятся новые поселки и даже города — Югорск, Нягань. Везде живут люди со своими радостями и бедами на великих просторах России.

Геннадий Ложкин, Удмуртская республика

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий