Охота у предгорий Хамар-Дабана. Часть вторая

Наша охота подходила к концу. Все мы надеялись встречать Новый год дома в кругу семьи. Для этого требовалось отправиться не позднее 25 декабря. Вечером мы обсудили свои замыслы и решили, что охоту на кабанов проведем накануне отъезда — 24 декабря.

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО — В № 11 (150).

Косуля. Фото Татьяны Нурхайдаровой.

За косулей

Утром все разошлись по своим маршрутам, день был солнечный, ночью выпал небольшой снег. Я оставил Пирата у избушки, взял карабин и спустился вниз по дороге. Затем вышел на гриву со скалами, покрытую смешанным лесом. Это любимые места изюбрей и коз. Здесь мне все хорошо знакомо, поскольку мы тут охотились больше 10 лет.

Я подходил к очередной скале, за которой был чистый южный склон, заросший редким кустарником. Обычно в это время здесь всегда жируют изюбри или козы. По свежевыпавшему снегу хорошо читались наброды этих животных.

Подойдя к большому камню, я вытащил бинокль и стал осматривать южный склон. Метрах в пятистах у осинника бродили изюбриха с теленком. Ниже у края леса я увидел семью косуль, но гурана пока не заметить. Наблюдать за животными оказалось очень интересно. Мне было любопытно: как будет вести себя мать-изюбриха. Как только первые лучи солнца достигли перевала, она потянулась в лес. За ней пошагал и малыш.

Я повернул голову вправо, где находились косули. Они тоже направлялись в лес. Метрах в 20 за ними шел самец-гуран. Зайдя в чащу, козы остановились, видимо решили здесь отдыхать.

Подойдя северной стороной на дистанцию верного выстрела, я добыл козла. Рога он еще не сбросил, они оказались роскошные, пять отростков. Зверь был таежный крупный, намного больше степных «сородичей».

Пушной трофей

Сегодня ночью выпал новый снег — два–три сантиметра. В это время в гольцах осадки возможны почти каждый день.

Позавтракали мы рано, решили по свежему снегу посмотреть соболя. Он с соснового стланика спустился вниз в кедровники. На шишках сейчас кормится все живое в тайге: кабан, белка и другие грызуны, почти все птицы.

А у соболя любимое блюдо — не только орешки, но и глухарь. Пушной хищник умело скрадывает боровую дичь, ночующую на деревьях. Вот и сегодня я набрел на свежий след соболя. По нему прошел в падь кедровника, где наткнулся на тушку капалухи (глухарки), от которой остались крылья и часть грудки. Видимо, соболь был где-то недалеко.

Пират ушел по следу зверя в гриву, я поспешил к нему. Соболь лежал на толстом суку сосны: в лучах восходящего солнца он смотрелся красиво. Его черные глаза, короткие черные уши шевелились. Пушной хищник смотрел вниз на нас с Пиратом и, наверное, считал себя в безопасности. Однако зверь ошибался.

Я отстрелял соболя, это была самочка. Пират схватил ее, придавил и положил у дерева. Мы продолжили охоту. Над белыми шапками гольцов плыли черные тучи, что предвещало снежную пургу. Она в этих местах может бушевать и два дня, и три.

Мне следовало поскорее возвращаться. Я поторопился вниз по направлению к главной тропе, ведущей к избушке. Если еще задержаться, то потом в пургу будет легко заблудиться, потерять ориентиры. Мы хорошо знали погоду в гольцах по прежним охотам и старались не рисковать. Ветер усиливался, стал пролетать снег, значит быть пурге!

Подойдя к избушке, увидел, что из трубы идет дым, значит мужики вернулись тоже. Задул сильный ветер с хребта Хамар-Дабан, все вокруг потемнело. Ветер бросал мне в лицо снег, но я благополучно добрался до домика. Друзья варили обед из глухаря, добытого Николаем. Пират уже лежал в своей конуре.

Опасный «сосед»

— Ну как охота? — спросил я. — Убежали от пурги?

Непогода уже завывала у нижних сопок, неся тучи снега с гольцов. А мы спокойно насыщались, сидя в комфортных условиях. Когда пообедали, Николай стал рассказывать:

— Утром Найда в глубоком овраге случайно нашла берлогу медведя. Я с трудом поймал собаку на поводок и поспешил увести домой. Если ее отпустить, она не станет искать белку, а вернется к косолапому. Берлога в старом овраге, когда-то промытом большой водой. Медведь вырыл себе убежище в боковой стене под упавшим кедром. По оврагу растет мелкий кустарник, затрудняющий обзор. Чело берлоги забито травой и засыпано снегом, поэтому сложно понять — выбрался ли медведь. Схватка с ним предстоит сложная. Можем потерять собак, поскольку им будет трудно уворачиваться от когтей медведей в густом кустарнике.

Обсудив ситуацию, мы решили, что не станем брать с собой наших четвероногих помощниц. Если медведь выберется и станет шатуном, то постараемся с ним справиться своими силами. В крайнем случае, можно будет отпугнуть косолапого огнем. Известно, что его боятся все хищники.

Пурга закончилась на второй день, выглянуло солнце. Мы двинулись на север через перевал к тому району, где находился предполагаемый шатун. Снега выпало до 15 сантиметров, занесло наши тропы. Мы ориентировались по затесам на деревьях, которые оставил Николай.

Подъем был крутой, поднимались около двух часов. На перевале сели отдохнуть, восстановить сил. И вдруг увидели Пирата, который прибежал по нашим следам. Оказалось, что он отгрыз ремень и вырвался на волю. За собакой тащился «хвост» длиной до полутора метров. Никогда раньше Пират так не делал. Видимо, он обиделся, когда его не взяли на медведя. Я взял верного помощника за отгрызенный остаток ремня, и мы двинулись дальше.

Спустились на северный склон горы и подошли к тому месту, где Найда нашла косолапого. Пурга еще сильнее занесла овраг, толщина сугробов в нем доходила до метра. Чело берлоги обозначалось небольшим куржаком и инеем на ветках.

Я привязал Пирата с подветренной стороны, надрезав ремень. Если пес хорошо дернет, то оторвет поводок у ошейника. Мы притоптали снег у лиственницы метрах в десяти от берлоги.

Геннадий стал на верху оврага, а Николай, на всякий случай, срубил пятиметровый шест. Пират стоял у дерева и не лаял. Он не чувствовал запах медведя, так как находился с наветренной стороны.

Охота у предгорий Хамар-Дабана. Часть вторая
Медведь. Авто фото_by Tambako the Jaguar@FLICKR.COM

На грани гибели

Мы подождали, ничего не происходило. Подумали, что «топтыгин» нас уже не побеспокоит. Николай поставил винтовку в снег, сунул руки в карманы… Прошло примерно с полминуты, как вдруг в нашу сторону полетели комья снега с травой, как будто кто-то выстрелил из большой пушки.

Спустя долю секунды медведь уже стоял на задних лапах в паре метров от своего убежища. Я держал оружие наготове, поэтому сразу поймал на мушку голову зверя, целясь в лоб, и нажал на спуск. В тот же миг, когда прогремел выстрел, мишка успел скрыться в берлоге. Я замер с карабином у плеча, ожидая нового появления хищника.

Спустя какие-то секунды медведь опять выскочил. Он встал на задние лапы, морда вся в крови. Я нажал на курок… а выстрела нет. Взглянул на затвор, оказалось, что заклинило гильзу. Пришлось лихорадочно перезаряжать вручную. Я передернул затвор, дослав патрон в ствол.

Тут медведь повернул окровавленную голову назад. Мы увидели, что у него на загривке повис Пират. Я выстрелил еще раз «топтыгину» в голову, он упал в трех метрах от меня, обрызгал кровью. Пес продолжал рвать зверя за шею, тот бился в агонии.

Меня все не оставляло ощущение шока от произошедшего. Лишь какая-то доля секунды решила ситуацию. Еще миг и я очутился бы в острых когтях медведя! Мою жизнь спас Пират. Он, после первого выстрела, оторвал надрезанный ремень и бросился на мишку.

Собрались мы у туши и стали выяснять, кто и как действовал. Оказалось, что Николай в первый раз успел выстрелить вместе со мной. Он попал зверю в шею в мягкую ткань, не причинив глубокой травмы. Моя первая пуля перебила медведю нижнюю челюсть. А второй выстрел угодил в правый глаз и разворотил голову. Геннадий не мог открыть огонь, поскольку опасался попасть в Пирата, вцепившегося в бурого хищника.

Медведь оказался очень большим, жирным. На глаз мы прикинули возраст зверя. Выходило, что ему лет шесть, а то и восемь. Поскольку урожай ореха был богатый, «топтыгин» нагулял достаточно жира.

Вот так мы почти случайно добыли хорошего медведя в предгорьях Хамар-Дабана. Хорошо, что у нас имелось разрешение на отстрел косолапого зверя. Теперь нам предстояла трудная изнурительная работа. Нужно было вытащить трофей по заснеженной тайге.

Известно давно, что медвежью поклажу не навьючишь на лошадь, она чует запах хищника за несколько метров, начинает храпеть, вставать на дыбы. Поэтому нам не оставалось ничего другого, как таскать мясо через лес на себе в течении двух дней. Шкуру пришлось нести на жердях вдвоем, что очень неудобно и трудно, но надо… Покончив с этой работой, мы устроили день отдыха.

Хорошее завершение

Проверили свои снасти, поставленные накануне в реке Темник. Попалось много рыбы: ленок и хариус. Хороший подарок к Новому году!

Утром следующего дня мы собрались идти в кедровую падь на кабанов. Как и планировали, решили сделать загон с собаками. Договорились, что с Геннадием пойдем на перевал и стали на кабанью тропу. А Николай расположился с тремя собаками в начале пади.

Под гривой тянулась полоса из лиственницы, поросшая редко. Мы с Геннадием встали среди деревьев, где был хороший обзор. Минут через десять услышали лай собак. Прошло еще немного времени, и я увидел цепочку кабанов, бегущих по тропе в гриву на расстоянии 30–40 метров от меня. Впереди мчалась крупная свинья, за ней двигались сеголетки. Замыкал вереницу секач с торчащими клыками, которые были хорошо видны на черной морде.

В декабре заканчивается гон у кабанов. Самцы к этому периоду теряют много веса, а их мясо имеет специфический запах. В такое время опытные охотники обычно стараются не добывать вепрей.

Я держал на мушке крупную особь и нажал на спуск, когда она выбежала в просвет. Группа кабанов бросилась от выстрела на перевал. Я пошел вслед, попробовать взять еще подсвинка. Собаки лаяли в кедраче на одном месте, видимо, держали стадо. Вскоре послышался выстрел, это Геннадий пальнул по кабанам, которых задержали наши четвероногие помощники.

Миг спустя стадо бросилось вниз, уводя за собой собак. Снизу на Геннадия, видимо, растерявшись от шума, выскочил один молодой секач. Его уложили наповал выстрелом почти в упор.

Собаки ушли за стадом через перевал, поэтому могли вернуться ближе к вечеру. Мы потащили наших кабанов вниз, они очень хорошо скользили по снегу. Однако вскоре собаки бросили преследование и через час догнали нас на тропе. Мы уже спускались с копытными трофеями к подножию горы, куда можно было подъехать на УАЗике.

Вот каким удачным у нас оказалось завершение сезона охоты!