Первые охоты. Часть вторая

Когда добрались до места, отец усадил меня в сооруженный им накануне скрадок, а сам пошел по полям. Просидел я пару часов, но все безрезультатно. Видимо, голуби извлекли для себя урок из вчерашнего и теперь облетали стороной дерево, ставшее для них роковым. Отцу тоже не повезло — на открытом пространстве он не мог подойти к птицам на дистанцию выстрела.

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — В № 7 (158).

Решили просто побродить по окрестностям. Выйдя на поле, увидели, как в нашу сторону движется стая пернатых. Присели мы на колени, подпустили на 30-40 метров и ударили «дуплетами». Пять штук сизарей, роняя перья, кубарем полетели на землю…

«Кумушка» на прицеле

Идем полем дальше. Вдруг отец насторожился:

— Там лиса, — говорит мне шепотом, — рядом скирда соломы, прячемся за нее.

Первые охоты. Часть вторая
Лисица. Фото_by ott.rebane@FLICKR.COM

Петрович перезаряжает ружье крупной дробью, выжидает удобного момента для стрельбы. Рыжая кумушка приблизилась на 50-60 метров, но потом стала удаляться. Отец пальнул из двух стволов и констатировал:

— Только ранил ее, на трех лапах поскакала.

Осмотрели мы место, кое-где были видны капли крови. Обшарили всю ближайшую опушку, но ничего не нашли. Пожалели, что нет снега и собаки. К слову сказать, придет пора, когда мы оба станем классными следопытами. Петрович ежегодно зимой будет отлавливать по несколько штук рыжих, а я на Крайнем Севере начну добывать якутских огневок. Как говорится — всему свое время…

Но вернемся к описываемым событиям. Мы продолжаем движение, замечаем, как регулярно в одно и то же место садятся табунки голубей. Подходим опушкой, и выясняется, что там не очень большое поле, окруженное с двух сторон лесополосами, с третьей — чащей. Отец осторожно выглядывает из-за кустов и видит, как на земле кормится огромная стая голубей, но стрелять в них далековато.

Петрович начинает ползти к ним по-пластунски сам, так как одному легче подкрасться. Я же остаюсь наготове на тот случай, если вспугнутые им голуби налетят на меня. Через некоторое время раздается дуплет.

И сразу после этих выстрелов с ближайшей ко мне березки снимается здоровенный вяхирь. Не торопясь, ловлю его в угон на мушку и сбиваю, как заправский охотник. С восторгом разглядываю свою первую добычу. Мне он кажется красавцем, зоб птицы раздут от гороха.

Иду к отцу, смотрю его результаты. Петрович удачно подполз и выстрелил дуплетом, уложив на месте сразу 18 сизарей. Еще пятерых подранков мы добрали после. Вот так прекрасно закончилась моя первая ружейная охота, на которой я самостоятельно добыл свою первую дичь.

На новом месте

В 1967 году, когда мне исполнилось 12 лет, Виктор Петрович, отбыл из Тверской области, получив вызов в далекую Якутию — в поселок Усть-Нера Оймяконского района, чтобы проработать там по договору определенный срок. На какое-то время мы остались одни. Через год отец вызвал к себе нас троих: мать, меня и младшего брата Германа. Я тогда как раз окончил пятый класс средней школы.

Добраться до места назначения можно было только воздушным путем. Сначала летели четыре часа из Москвы до Новосибирска, потом еще столько же — до Якутска. В этом городе сделали еще одну пересадку. Нам осталось добираться еще два часа самолетом до поселка Усть-Нера. Он расположен в долине возле слияния двух горных рек — Индигирки и Неры. В честь последней и назван поселок.

Когда мы вышли из здания аэропорта, то были поражены суровой природой Севера. Местность там горная, и поначалу на нас очень негативное впечатление произвели высоченные скалистые сопки, заросшие лесом до половины. На вершинах многих гор находились огромные каменные столбы-останцы, образовавшиеся под действием ветров и эрозии. Помню, что мрачный вид местности вызывал у меня сперва тоску, тревогу и уныние.

Впоследствии мы узнали, что Оймяконье — Полюс холода с резко континентальным климатом. Лето здесь очень короткое и жаркое. Температура воздуха может подниматься до 34 градусов по Цельсию. Зато зима длинная и крайне холодная. Морозы порой доходят до 60 градусов ниже нуля. Да и средняя годовая температура воздуха в Оймяконье не радует тех, кто только недавно приехал из центральных краев. Этот показатель держится в районе минус 16-17 градусов.

Работал отец на водном участке, занимая пост капитана на 20-тонной барже. Такой транспорт обеспечивал в судоходный период доставку различных грузов на несколько золотодобывающих приисков, расположенных по реке Индигирке. Других дорог туда в летний сезон просто не было.

Сезон навигации у Петровича открывался обычно в конце мая или начале июня. Как правило, я проводил с отцом на барже свои летние каникулы. Во время стоянок можно было рыбачить. Мне доводилось ловить в основном восточно-сибирского хариуса. Он отличается более яркой расцветкой от своих западно-сибирских и северо-европейских собратьев.

Весной пробовал поймать местного хариуса на крючок с опарышем, удочкой или донками. Все лето эта рыба находится в верховьях таежных ручьев, где появилась на свет. Мальки растут, набираются сил. Ближе к осени юные особи спускаются зимовать в реки.

Ловить хариуса в ручьях очень трудно. Один раз пацаном я побывал на такой рыбалке и на всю жизнь запомнил ее тяготы. Целый день шагали по таежному бездорожью в болотных сапогах при 30-градусной жаре. Мы рассчитывали добраться до верховых рыбных мест лесной речушки. При этом пришлось нести с собой в рюкзаках не только продукты, но и соль с емкостью для засолки хариуса, иначе в жару его не сохранить.

У нас были и ружья, так как края медвежьи и не стоило игнорировать опасность встречи с этими хищниками. Еще нас сопровождали две собаки, что в большой степени исключало неожиданную встречу с «топтыгиным». Да и отдыхать ночью в их присутствии нам было спокойнее. Очень сильно донимали комары, поэтому приходилось постоянно мазаться отпугивающими насекомых средствами.