Сиг. Часть вторая

Тем временем сумерки начали накрывать озеро. В небе уже появилась ранняя звезда. Клев практически прекратился, но еще можно было рыбачить. Я быстро побежал к лунке, где поймали сига.

Сиг. Фото Юрия Петухова.

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО РАССКАЗА МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

Устроился там с удочкой, но моей надежде оказалось не суждено сбыться. Когда уже почти стемнело, кивок согнулся, и я сразу подсек. И у моих ног запрыгал ершишко с палец. Посмотрел на него и бросил обратно в лунку. Пусть поживет еще.

Ужин в деревне

На ночлег пришел уже затемно. Хозяин встретил меня свеже-наваренной картошкой, соленой капустой, кусками нарезанного толстого сала и, как он говорил, мочеными огурцами. Я продемонстрировал ему свой улов, а показать было что. Он похвалил меня. Рыбу выложили в мешок и вынесли в сени, чтобы морозилась. А сами, после того как я вытащил свою армейскую фляжку, сели за стол.

Картошка с салом и все остальное было великолепного качества и вкуса. Содержимое моей фляжки удовлетворяло нас обоих. И мы долго сидели за столом, мирно беседуя на разные темы, и первой из них была рыбалка. И когда я рассказал, Василию Кузьмичу о том, как поймали сига, он не высказал удивления, а молвил:

— В этом году уже несколько раз слышу о том, что он начал поклевывать. Раньше-то таких известий не было. Самому никогда такая добыча не попадалась. Рыбаки в сети ловят много, но мелочь всю выпускают. Берут только крупных килограмма на 1,5 — 2. Так что сказать тебе о нем ничего не могу. А вот то, что в заводь Голубево зашел чебак и второй день там рыбачат вовсю, — это я знаю. Так что давай-ка ты завтра туда дуй к рассвету.

В ожидании чебака

Так и было сделано. И я утром еще потемну пошел по льду, радуясь, что нахожусь здесь, что рыбачу и получаю удовольствие. Где-то высоко в небе летел самолет, и звук его моторов доходил до моего слуха с какими-то переливами.

Впереди горел одинокий огонек. Это, наверное, база отдыха. Да справа от моего маршрута на льду тоже виднелся огонек. Видимо, палатка моих вчерашних знакомых.

Температура — градусов 15 ниже нуля, но безветрие. Начинало светать. Впереди показались люди. Стало слышно, как режет лед бур. Я подошел, и мы поздоровались. Оказалось, что это вчерашние рыбаки — муж с женой. Живут они в Калинове, а рыбачат здесь третьи сутки. Клюет чебак уже два дня.

Я просверлил три лунки и подкормил манкой с сухарями. Мы замерли на льду в ожидании настоящего рассвета.

Женщину звали Валентина, она рассуждала, как настоящий рыболов. С ее слов мне стало известно, что промысловая артель собирается протащить здесь невод. Ее муж Василий ругался по этому поводу. Особенно доставалось бригадиру артели, который вчера на лошади ездил здесь, глядел, где, что, да как… — в общем, высматривал.

Мы прикинули, что раньше чем к обеду невод не запустят, так что время для рыбалки у нас было. Только бы клев оказался хорошим.

Рыбалка на рассвете

На восточном берегу озера появилась розовая полоса. Ранние яркие звезды стали гаснуть одна за другой. Постепенно светало.

Я сел на ящик около первой лунки и распустил удочку. Сначала попробовал ловить на поплавок. Из-за темноты с трудом насаживал мотыля. Мормышка у меня была простая, свинцовая. Блеск умеренно матовый. Чебака я всегда ловил на свинцовые мормышки. Поплавок — кусочек пенопласта — замер в лунке.

А природа просыпалась. Вот где-то в лесу застрекотала сорока. Чуть дунул ветерок, на берегу с огромной ели посыпался, как лавина, снег. А вот и две вороны сели на лед примерно в 200 метрах от нас и начали свою очень трудную борьбу за выживание.

И тут мой поплавок чуть-чуть дернулся и начал всплывать. Я плавно подсек, и передо мной появился наш уральский чебак небольшой. Начало есть! Поправил мотыля и опустил в лунку мормышку. Ее свободное падение приостановил за 1,5 метра от дна. И теперь, не торопясь, опускал мормышку сантиметров по 30, одновременно чуть покачивая ее. Чебак всегда клевал на спуск. Я медленно опускал леску. Она шла, все было нормально. И вдруг перестала уходить вниз. До дна еще с полметра, а она уже остановилась. Я сделал подсечку, и рыбка на крючке.

Бывало и так: опустишь мормышку на дно — не клюет. Поднимешь ее сантиметров на 10 — 15 и, чуть потряхивая, снова на дно. И тут же видишь, как всплывает притопленный поплавок. Минут через пять у меня снова поклевка и опять удача.

Наперегонки с артелью

Между тем солнце уже вышло из-за горизонта. Заискрился под его лучами снег. Где-то зацвикала синица. А в нашу сторону от Калинова выехали несколько лошадок, запряженных в сани. С ними двигались человек 20 работников из рыболовецкой бригады.

А клев все усиливался с каждой минутой. На крючок обычно попадался чебак граммов на 100-150. Я опускал мормышку в лунку, а он не давал ей лечь на дно. Рыбалка пошла — только успевай.

Бригада расползлась по всему заливу и начала рубить лунки для запуска невода. А клев все равно продолжался. К 12 часам у меня было уже килограммов 7-8 пойманного чебака.

И передо мной, на расстоянии около 600 метров, рыбаки опускали в воду невод. Наша ловля двигалась к своему завершению. Мы сидели, удили, а за нашими спинами на лед были установлены два ворота. Две лошадки, не торопясь, начинали мотать обе веревки на барабаны. Невод пошел, а мы продолжали рыбачить.

Через полчаса стало слышно, как скребет верхняя веревка с поплавками подо льдом. А клев еще усиливался. Рыба с большей жадностью бросалась на приманку. Чем ближе был невод к нам, тем крупнее попадалась добыча.

После очередной поклевки что-то зашипело совсем рядом от меня. Источник звука вначале приблизился на вытянутую руку, и почти тут же зашумело сзади. Невод прошел мимо нас, оборвав у моего соседа леску. Рыбалка была окончена.

Улов бригады

Я посмотрел на часы, они показывали 14.30. Собрал свои вещи и улов и решил, что сейчас, наверное, отправлюсь на базу устраиваться на ночлег. Но тут подошел сосед и предложил:

— Пойдем сходим к рыбакам, посмотрим, что поймают…

— Давай! — ответил я. И мы направились к бригаде.

На наших глазах невод втянули в огромную прорубь, и вскоре пошла рыба. В основном чебак, щука и сиг. Улов был солидным. Постояв минут 15 и посмотрев, как рыбаки большими сачками черпают рыбу и грузят ее в сани, мы пошли в разные стороны.

Я отправился на базу отдыха решать проблемы с сегодняшней ночевкой. И все-таки перед уходом обратил внимание, что рыбаки брали только крупного сига, а маленького отпускали обратно в свою стихию. Проблема с ночевкой была решена при помощи одного рубля. Я тут же около базы еще порыбачил до темноты. Но совсем не успешно, поэтому сразу пошел отдыхать.

Абсолютная тишина

Проснулся ночью и вышел во двор. Дул ветер, снег сыпал с небес. Даже подумалось, как я буду добираться в такую погоду до станции. Долго не мог заснуть. Ветки сосны, растущей рядом с избой, колотили в стену. Ветер завывал в трубе. Хозяин тоже встал. Мы сидели, курили у окна. И он высказал опасение в отношении завтрашнего дня.

А утром, еще в потемках, я вышел из избы и был поражен, как мне показалось, абсолютной тишиной. На крылечке и перильцах лежал свежий пушистый снег толщиной сантиметров в 20. Старая сухая сосна, которая даже на небольшом ветерке скрипела, не издавала ни одного звука.

Я быстро собрался, распростился с хозяином и пошел в сторону Плавуна. Прибыл на место в потемках. Старых своих лунок я не нашел, хотя и оставил заметки. Поэтому просверлил новые и подкормил их. И как только солнце начало выходить из-за горизонта, сел рыбачить.

Погода была ясная, без ветра. Температура воздуха — около 10 градусов мороза, не ниже. И клева тоже не было. Я просидел пару часов, поймал двух окунишек и подлещика с ладошку. Крупный окунь ушел. Часа через два следовало идти на электричку. В общем-то рыбалкой за эти дни был доволен, улов оказался большим.

Память на всю жизнь

Я сидел на ящике, а удочку положил на лед. Достал бутерброд, сделанный еще дома, и стал жевать. Вдруг удочка дернулась и стремительно пошла в лунку. Схватил я ее в самый последний момент, когда кивок уже был в воде. И сразу ощутил, что на том конце сильный противник.

Чувствовалось, как рыба бросается из стороны в сторону. Я подтаскивал ее ко льду и только с третьего раза смог завести в лунку. Сел на колени и схватил ее рукой прямо в воде. Моим трофеем оказался сиг. Наверное, меньше чем пойманный за пару дней до этого, которого мне так хотелось добыть. И вот он лежал передо мной на свежем белоснежном снегу под лучами нашего зимнего солнца. И чешуя его, переливаясь серебром, ласкала взор.

Прошли годы. И за свою жизнь я много раз ездил ловить сига. Иногда рыбалки оканчивались неудачей. Были случаи, когда я возвращался с удовлетворительным или даже отличным уловом. Но из памяти они почему-то ушли. Как будто ничего не было. А эта рыбалка осталась. Запомнилась до мельчайших подробностей на всю жизнь…

Может быть, потому, что это был первый пойманный мною сиг. А возможно, из-за того, что я рыбачил на замечательном озере Таватуй. А может быть, здесь добавилось воспоминание о детстве, когда мы ватагой мальчишек послевоенной поры приезжали сюда с удочками, ловили чебачков и окуньков. А вечером у костра варили уху, рассказывали страшные истории, засыпали уже под утро. Все может быть. Но, как бы то ни было, я люблю тебя, Таватуй, и всегда помню.

Евгений Кудрявцев, г. Челябинск

Этот рассказ был опубликован в нашей газете «Охотник и рыболов Сибири» в марте 2014 года.