Так что же делать с собаками без хозяев в угодьях?

К собакам и иным животным без хозяев статья 3 федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ-498), относит животных, которые не имеют владельца или владелец которых неизвестен. Первые два года, когда названный документ только начинал свою работу, казалось, что все идет, как в нем прописано.

Так что же делать с собаками без хозяев в угодьях?
Собаки. Фото_by Jennifer-louise Meacock@FLICKR.COM

Появлялись государственные и общественные инспектора по исполнению закона, отлавливались собаки без владельцев и помещались в приюты. Животных там вакцинировали, при необходимости стерилизовали, а затем возвращали в среду, откуда их забирали.

И вдруг тема отношения к бездомным собакам в общественном пространстве вновь «выстрелила» и привлекла внимание. Произошло это еще в конце прошлого года. СМИ и соцсети сделали известными случаи нападения безнадзорных собак на людей, в том числе на детей.

Такие инциденты с причинением вреда здоровью и даже гибели взрослых и детей вызвали большой общественный резонанс. Подобные случаи были зарегистрированы в Московской и Астраханской областях, Красноярском и Камчатском краях, Республиках Коми, Бурятия, Башкортостан, Саха (Якутия). В январе 2022 года в Забайкалье произошла страшная трагедия, потрясшая всю страну. От нападения стаи собак здесь погиб семилетний ребенок.

Активные обсуждения

Об этом «лавиной» стали писать федеральные и региональные СМИ, социальные сети. Во многих публикациях с разных сторон ставились вопросы исполнения ФЗ-498 и, особенно проблемы содержания, учета и даже маркировки домашних питомцев, отлова и помещения в специальные приюты собак без владельцев.

Стало известно, что в настоящее время ситуация с подобными заведениями далека от идеала. Общая обеспеченность субъектов Федерации приютами для животных составляет не более 25%. При этом ряд регионов испытывает нехватку средств для эффективной работы с собаками в соответствии с законом. Денег, как правило, не хватает и на содержание приютов.

Вновь пошли предложения по введению административной и даже уголовной ответственности для владельцев собак и чиновников, чтобы добиться исполнения требований названного закона. По новому зазвучал вопрос о критериях определения агрессивных животных. Начались дискуссии по поводу возможности отстрела (или других форм умерщвления) собак, проявляющих неоправданную агрессию. Робко, но все же прозвучал и вопрос регулирования численности животных без владельцев. Повторять и цитировать эти публикации не буду, они доступны в СМИ и в Интернете.

Поддержали общественность и граждан в Государственной Думе РФ. В нижней палате парламента обсуждение проблемы животных без владельца началось еще в конце ноября прошлого года. Для этого был организован даже круглый стол с участием представителей 40 регионов России. Участники мероприятия не только рассмотрели ход исполнения и проблемы ФЗ-498, но и подготовили по ним рекомендации для субъектов Российской Федерации. Началась и законотворческая работа, как в Госдуме, так и в регионах России.

На момент написания этого материала автору известно о как минимум 13 проектах федеральных законов по изменению и дополнению ФЗ-498 и смежных с ним нормативных актах. В настоящее время часть этих подготовленных документов находится на стадии рассмотрения, а другие — в архиве.

24 января 2022 года Совет Государственной Думы РФ сформировал рабочую группу из депутатов, сенаторов, представителей исполнительных, правоохранительных, силовых и надзорных органов. Ей поручили подготовить поправки в законодательство, чтобы обеспечить дополнительную защиту людей от нападения безнадзорных животных. Специалисты успели проанализировать десятки тысяч предложений, поступивших от регионов, граждан, общественных организаций, экспертов и ученых.

Охотники самоустранились от решения проблемы?

К концу февраля рабочая группа уже подготовила ряд изменений и дополнений в ФЗ-498. Остановлюсь лишь на тех из них, которые могут касаться присутствия в охотничьих угодьях собак без владельцев. Вопрос очень сложен и никак специально в названном законе не определен. При этом он обеспечивает защиту даже безнадзорных собак. На них без исключений распространяются все требования ФЗ-498, включая запрет на умерщвление без веских оснований.

Как и других животных без владельцев, собак и кошек в охотугодьях положено в установленном порядке отлавливать и направлять в приюты. Там новых «постояльцев» должны стерилизовать, вакцинировать, а потом принимать решение, куда их направить.

Надо честно признать, что, как и во время подготовки ФЗ-498, так и сейчас, когда его совершенствуют, охотники в этой работе, похоже, не участвуют. Когда закон принимали, они, вероятно, были убаюканы тем, что документ не распространяется на их сферу деятельности. Однако оказалось, что даже приносящие вред в угодьях безнадзорные собаки и кошки входят в предмет регулирования ФЗ-498. На них так же распространяются все установленные законом запреты и правила гуманного отношения к животным.

Первое время многие, как и автор, считали, что борьбу с «озорующими» в угодьях беспризорными собаками можно будет продолжать посредством ФЗ «Об охоте. Думалось, что на уровне регионального законодательства этих животных получится отнести к категории охотничьих ресурсов. Такой шаг позволил бы уменьшить вред путем регулирования численности собак без владельцев в установленном порядке.

Но такие попытки не прошли. Тем более, что никто не сделал достоянием гласности, не распространял в СМИ сообщения о каких-либо реальных случаях нападения безнадзорных собак, «самостоятельно гуляющих» в угодьях, на охотников, грибников или других людей. Да и о вреде этих одичавших хищников для фауны тоже не кричали.

Вот и остается для нас, охотников, пока единственная возможность добиваться исполнения требований ФЗ-498 в отношении безнадзорных собак в угодьях. То есть настаивать на отлове этих собак разрешенными способами и отправке в приюты, которые имеются в регионе. Казалось бы, все предельно просто. Но кто такой отлов должен организовать? На какие средства его проводить? В какие приюты отловленных собак и кошек помещать? Да и куда их затем выпускать?

Как поступать с агрессивными животными?

Рабочая группа, созданная Госдумой, подготовила и ряд новых предложений о приютах для изъятых с улиц бездомных кошек и собак. Однако подобных заведений сейчас намного меньше необходимого, денег на это не хватает. По мнению представителей рабочей группы, здесь должны помочь программы строительства приютов (в том числе с государственно-частным партнерством), поддержка волонтерских инициатив и социального предпринимательства. Но для этого то же нужно предусмотреть финансирование из федерального, региональных и местных бюджетов.

Самый острый вопрос, стоящий перед рабочей группой: выпускать или нет ранее отловленных собак из приютов? По общему правилу, закрепленному в законе, животных в приютах должны только стерилизовать, вакцинировать и отправлять в естественную среду обитания, если они не агрессивны. Оставлять на передержку не запрещено, но не всегда этим пользуются, да и средств на такое тоже не хватает.

Ясно, что агрессивных собак нельзя выпускать в населенных районах. А как поступать с отловленными в охотничьих угодьях безнадзорными животными, которых по закону следует возвращать из приютов в прежнюю среду обитания? В ФЗ-498 нет четких критериев, позволяющих установить параметры агрессивного поведения у собак, коих нельзя выпускать на волю.

Сейчас в регионах страны определением таких признаков занимаются ветеринарные службы. С этим не согласны власти ряда субъектов Федерации, которых в начале февраля этого года поддержала и Генпрокуратура России. В надзорном ведомстве пояснили, что существующий ныне порядок зачастую не позволяет принять оперативные меры в отношении собак, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан. Генеральная прокуратура призвала к разработке критериев «немотивированной агрессии». Но даже эти признаки будут установлены, то их вряд можно удастся применить в отношении животных без владельцев в охотничьих угодьях.

Даже после трагических инцидентов с нападениями безнадзорных собак на взрослых и детей, в нашем обществе так и нет общего мнения о том, как все же поступать с агрессивными псами? В действующем законодательстве есть статья, регламентирующая порядок применения огнестрельного оружия правоохранителями. Согласно этой норме, полицейские могут открывать огонь для обезвреживания зверя, угрожающего жизни и здоровью людей. Есть предложения, в том числе и исходящие от регионов, о применении в отношении агрессивных собак гуманной эвтаназии. Но пока все эти инициативы не поддерживаются.

По мнению зоозащитников, причина трагедий с нападением собак на людей в некоторых регионах — это плохое исполнение чиновниками требований ФЗ-498. А как оценивает ситуацию прокуратура? Надзорное ведомство, судя по публикациям в СМИ, отмечает низкую эффективность деятельности органов исполнительной власти, государственного федерального, регионального и общественного контроля в области обращения с животными. Для устранения этого недостатка потребуются разные меры, в том числе и ужесточение ответственности.

Предложение по маркировке и учету питомцев

Рабочая группа готовит предложения и по другим вопросам, связанным с указанной проблемой. Так, еще в ноябре 2021 года в Госдуму был внесен проект ФЗ № 19919-8. Этот документ, направленный на совершенствование правового регулирования в сфере ветеринарии, затрагивает в числе прочих и вопросы, связанные с маркированием и учетом животных. Рассмотрение инициативы в первом чтении было запланировано на середину апреля.

В законопроекте указывается, что маркирование является обязанностью владельцев животных. Процедура представляет собой нанесение на тело питомца или закрепление на нем либо вживление электронных или визуальных средств опознания. Владельцы вправе самостоятельно выбрать тип средства маркирования из тех, что предусмотрены ветеринарными правилами. При этом следует учитывать особенности животного.

В проекте ФЗ № 19919-8 отмечается, что Правительство России будет устанавливать перечень видов, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету. Как ожидается, власти страны должны определить порядок и сроки осуществления этих процедур.

Владимир Евгеньев, юрист, г. Москва

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий