Государственным охотинспекторам расширили полномочия

С начала июля нынешнего года вступило в силу Постановление российского правительства № 1065 от 30 июня 2021 г. Этот документ носит название «О федеральном государственном охотничьем контроле (надзоре)». Прежнее Постановление (от 25.01.2013 г. № 29) утратило силу.

Государственным охотинспекторам расширили полномочия
Фото Евгения Мазилова. Предоставлено пресс-службой Минприроды России

В новом документе уточняется, какие структуры могут осуществлять государственный надзор. Во-первых, это Росприроднадзор и федеральные государственные бюджетные учреждения. Они контролируют соблюдение закона на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон. Во-вторых, региональные органы исполнительной власти, получившие полномочия по осуществлению надзора. Эти структуры работают в пределах своих субъектов Федерации. В-третьих, государственные учреждения, созданные в регионах уполномоченными органами исполнительной власти.

В положении указывается, что государственные охотинспекторы имеют право:

1) носить спецсредства и служебное оружие (или в качестве него разрешенное охотничье огнестрельное и гражданское — для самообороны);

2) производить личный досмотр остановленных для проверки лиц, проверять их вещи, транспорт, оружие и трофеи;

3) применять в случае необходимости физическую силу, спецсредства и оружие;

4) изымать у нарушителей, оформляя соответствующие документы, нелегально добытые трофеи (охотничьи ресурсы и полученную из них продукцию), оружие и прочие орудия, а также транспорт;

5) предъявлять иски для того, чтобы нарушители (юридические и физические лица) возместили ущерб, который нанесли охотничьим ресурсам.

Повышенное внимание инспекторы будут уделять угодьям в случае, если:

а) там имеется особо охраняемая природная территория, на которой ведется деятельность в сфере охотхозяйства;

б) на этих землях обитают охотничьи ресурсы, занесенные в Красную книгу (страны или региона);

в) в угодье есть зона охраны охотничьих ресурсов;

г) эти земли относятся к местам традиционного проживания коренных малочисленных народов;

д) за последние два года численность охотничьих ресурсов снизилась более чем на 40%.

Инспекторы также должны обращать больше внимания на лиц, которые были менее трех лет назад наказаны за нарушения в области охоты, и на организации, чья деятельность приостановлена решением суда.

Если имеют место четыре из перечисленных обстоятельств, то такой объект относится к категории чрезвычайно высокого риска. Для планового контроля требуется проводить до двух мероприятий в год. Если насчитывается от двух до трех критериев, то риск считается значительным. В этом случае инспекторы должны устраивать проверки не реже одного раза в четыре года (но не чаще, чем раз в два года). При одном критерии плановые надзорные мероприятия проводятся еще реже. Сотрудники должны заглядывать для контроля ситуации как минимум один раз в шесть лет, но не чаще, чем раз в три года.

Возможны и внеплановые проверки. Они проводятся в нескольких случаях:

1) когда надзорный орган получает сведения о возможном нанесении ущерба охраняемым законом ценностям;

2) когда глава государства или правительство дает поручение проверить конкретных лиц;

3) когда в прокуратуру поступают материалы либо обращения о возможном несоблюдении закона или ущемлении прав гражданина;

4) если истекает срок устранения выявленных ранее нарушений.

В ходе проверок государственные охотинспекторы вправе пользоваться различной техникой, в том числе устройствами для фото- и видеосъемки и аудиозаписи (за исключением случаев съемки объектов, отнесенных к охраняемой законом тайне). Для фиксации нарушения требуется не менее двух снимков. Запись следует вести в течение всей проверки.

Инспекторы могут также проводить профилактические визиты. Они необходимы в тех случаях, когда лица только начинают свою работу в области охотхозяйства, либо когда объекты относятся к чрезвычайно высокой или значительной категориям риска. Визиты могут осуществляться как лично, так и посредством связи. В ходе этих мероприятий инспекторы напоминают об обязательных требованиях к деятельности лиц, занятых в этой сфере, а также о предстоящих проверках.

Контролируемое лицо вправе отказаться от визита, заблаговременно (минимум за 3 дня) уведомив об этом надзорный орган. В случае несогласия с действиями инспекторов можно подавать возражения и жалобы, которые будут рассматриваться в установленном законом порядке.

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий