Тюнинг вездехода

Тюнинг вездехода

Любители охоты и рыбалки обычно стараются выбрать себе транспортное средство, обладающее массой незаменимых качеств для покорения бездорожья. Но со временем даже у владельцев вездеходов нередко появляется желание усовершенствовать своих «железных коней». Что же можно улучшить в такой технике? И как это правильно сделать?

Всем не угодишь

Вездеходы, которые нередко величают снегоболотоходами, могут быть как гусеничными, так и с шинами низкого давления. На такой транспорт ставят бензиновые или дизельные силовые агрегаты. Техника способна передвигаться по суше, по воде, по льду и по любому бездорожью. Это объясняет популярность вездеходов среди любителей охоты и рыбалки, а также среди тех, кто по зову службы или сердца часто посещает труднодоступные, не тронутые человеком места.

Но подобрать конкретную модификацию транспортного средства, соответствующую всем требованиям будущего владельца, бывает нелегко. Индивидуальные предпочтения и пожелания у всех разные, да и нужно учитывать особенности климата и местности. Так что нередко оказывается проще доработать базовую модель, чтобы она отвечала большинству запросов.

А иногда владельцы вездехода оказываются в другой ситуации. После долгого и тщательного анализа техника выбирается и покупается, и уже на стадии ее эксплуатации со временем выясняется, что каких-то функций или качеств не хватает. Например, одному человеку требуется тяга побольше, второму, скажем, недостаточно отопления в салоне, а третьего не устраивает защита корпуса от внешних повреждений.

Претензии могут возникнуть даже к современным моделям вездеходов, которые не только надежнее и выносливее своих предшественников, но и оснащены различными функциями и гаджетами, что делает управление гораздо удобнее и проще. Однако при большом желании и немного устаревшую технику можно превратить в «супермашину» для покорения бездорожья — не только высокоэффективную, но и очень комфортную.

Проходимость — превыше всего

Безусловно, сконструировать транспорт самостоятельно или сделать его на заводе под спецзаказ — идеальное решение для требовательных владельцев. Но на порядок проще усовершенствовать уже имеющуюся машину, улучшив определенные ее качества.

Вот почему сейчас в автомастерских довольно популярна такая услуга, как тюнинг. Под этим новомодным словом кроются всевозможные изменения в конструкции той или иной техники. К примеру, внутренний тюнинг автомобиля обеспечивает комфортную обстановку в салоне, а внешний улучшает экстерьер транспортного средства.

Однако у мощных вездеходов процесс переделки совсем не такой, как у легковых машин. Здесь речь идет уже не о красивой панели приборов или неоновой кузовной подвеске, а о практичном и функциональном оснащении, которое поможет преодолеть самые экстремальные трассы. К таким обновлениям можно отнести техническое улучшение освещения, тюнинг подвески, усиление лебедок, установку шноркеля, автономного отопителя, фаркопа, дополнительной оптики, защиты днища, резервных топливных баков, жилых модулей и др.

Переделка и доработка вездехода, а также качественная его подготовка к предстоящей дороге — это правильные действия водителей, собирающихся в экстремальное путешествие. Своевременный ремонт, усиление одних элементов транспортного средства и модернизация других способствуют тому, что вы значительно повышаете свои шансы добраться до намеченного места охоты или рыбалки и вернуться обратно.

Для вездехода важна не только проходимость, но и вместительность. Ведь водителя и его компанию пассажиров нужно доставить к укромному водоему со всем снаряжением — снастями, приманками, прикормом, стульчиками, палатками, котелками и прочим необходимым оснащением. Для охотников, соответственно, речь идет об оружии и боеприпасах, а также месте для собак, если они требуются. Кроме того, стоит подумать о том, куда уложить добытые трофеи. Поэтому при необходимости следует провести доработку багажного отделения.

Довериться профессионалам

Тюнинг вездеходов лучше всего поручить опытным специалистам. В компаниях, занимающихся продажей и ремонтом такой техники, как правило, есть услуги и по улучшению ее различных характеристик. В крайнем случае сотрудники салонов могут подсказать вам контакты проверенных мастеров, которые уже создали себе репутацию в этом непростом деле. И уже с ними можно договориться о «апгрейде» вездехода любого типа, модели и марки для различных целей — поездки на охоту или рыбалку, отправки в экспедицию, участия в соревнованиях и т.д.

Самостоятельно завершить подобный тюнинг очень трудно. А представители компаний-производителей и работники сервисных центров достаточно быстро и профессионально проведут как комплексную подготовку, так и индивидуальную — в зависимости от требований клиента.

При этом можно ограничиться только диагностикой или стандартным техобслуживанием. А если есть необходимость — заказать полную модернизацию транспортного средства конкретно под предстоящий «поход». Специалисты из таких сервисов подберут именно те комплектующие и запасные части, которые будут действительно необходимы и наилучшим образом подойдут для вашего транспорта.

Но, перед тем как осуществить тюнинг своего вездехода, необходимо определиться с его ключевым предназначением. Как вы планируете использовать «железного коня»? Для экстремальных и веселых «покатушек» с друзьями? Вылазок в отдаленные районы на охоту или рыбалку? Для длительных путешествий и опасных экспедиций? Исходя из определенных целей, уже и надо подбирать дополнительное оборудование, комплектующие и внедорожные аксессуары.

Укрепляем скелет

Итак, с чего обычно начинают тюнинг вездехода? Конечно же с усиления кузова! Это позволит увеличить выносливость и безопасность транспортного средства и облегчит управление им. Самые простые детали, усиливающие кузов, — специальные растяжки-распорки, известные среди автовладельцев как «балки». Их задача — обеспечить поперечную связку деталей кузова.

Сразу отметим, что при использовании этих распорок соединяют «стаканы» как передней, так и задней подвесок. По внешнему виду растяжка очень напоминает обычный обрезок водопроводной трубы. Но так кажется лишь на первый взгляд. Подобного рода элементы изготавливаются из деталей, специально подобранных с учетом характеристик и размеров конкретных транспортных средств, а также используемых материалов. Особое внимание при этом виде усиления уделяется сварному соединению — оно должно быть очень основательным.

Еще один фактор, увеличивающий прочность, — каркас безопасности. Он нужен для продольного усиления кузова. Здесь допустимы разные варианты, которые зависят от сложности каркасной конструкции. Самый простой из них — обычная бугель-арка над верхней частью транспортного средства. Такой дополнительный элемент способен предотвратить повреждения крыши, если вездеход перевернется. К сложным каркасам относят комплексные объединения боковин, порогов, подвесок, включая клетку безопасности в салоне.

Прочная и легкая «броня»

Следующий элемент кузовного тюнинга — обшивка. Любое транспортное средство из-за интенсивного использования начинает постепенно изнашиваться. А внешнее покрытие поддается коррозии, теряет свой вид и становится пристанищем вредоносных микробов и бактерий.

Можно отсрочить этот период, выполнив обшивку кузова. Материалы для такой цели могут быть различные — начиная от стали и жести, кончая пластиком разных видов. В настоящее время наибольшее распространение получили алюминиевые или дюралевые листы.

Их можно использовать как для внешней, так и для внутренней обшивки кузова. Она не только эстетична, но и практична: обеспечивает защиту от царапин, всевозможных повреждений и коррозии. Алюминий считается санитарно чистым материалом, не требующим особого ухода. Выбрав этот металл для внутренней обшивки салона, вы с легкостью сможете избавиться от большинства загрязнений.

Зачастую в комплекте с операцией по обработке кузова сервисные центры предлагают и услуги, касающиеся пространственного тюнинга: монтаж жалюзи, прикрепление лестниц, боковых, задних и противоподкатных отбойников и пр. При необходимости в обшивку будут вмонтированы петли крепления различных грузов — к примеру, палетницы или ящика для инструментов.

Взгляд с высоты

Очень важен тюнинг ходовой части. Он позволяет увеличить дорожный просвет, чтобы транспорту было проще преодолевать различные препятствия. Сегодня различают два вида доработки ходовой части — лифтинг кузова и подъем подвески.

Первый из этих вариантов считается более бюджетным. Данная операция, называемая также боди-лифтом, предполагает установку между кузовом и рамой дополнительных проставок. Как правило, их высота варьируется в пределах от трех до десяти сантиметров. На такую величину, соответственно, и будет поднят кузов транспортного средства. А у владельца вездехода, скорее всего, появится возможность установить колеса большего размера.

При боди-лифте не нарушается геометрия подвески, а если она независимая, то не будут смещены и углы работы приводов. Выполняют данную процедуру с применением специальных комплектов проставок, выполненных из фторопласта, металла, капролона и других похожих материалов.

Второй вариант (подъем подвески) является более дорогим и требует профессионального подхода. Но при этом дает ощутимые преимущества в сравнении с боди-лифтом. Принцип данного вида тюнинга заключается в установке амортизаторов большей длины и усиленных пружин. Это способствует увеличению хода подвески. Оба варианта позволяют изменить дорожный просвет — сделать его больше. Соответственно, транспорту будет проще пробираться по самым трудным участкам пересеченной местности и преодолевать высокие препятствия.

Улучшаем работу «сердца»

Тюнинг двигателей вездеходов имеет важнейшее значение. Как известно, мощность силовых агрегатов зависит от количества сжигаемого в них топлива. Вместе с этим горючим в цилиндры должен поступать окислитель — содержащийся в воздухе кислород.

За счет его принудительной подачи можно дополнительно увеличить мощность двигателя. Такую задачу выполняет специальная турбина, которую нередко называют «нагнетателем», «суперчарджером», «компрессором» и др. Однако смысл от этого не меняется.

Есть и другой способ повышения мощности мотора вездехода — установка устройства динамического наддува. Речь идет о сложной системе разнообразных хитростей, вносимых в газораспределительный механизм, — к примеру, настройке выпускных коллекторов, изменению фазы и т.п.

Новомодный «чип-тюнинг» — еще один вариант увеличения мощности двигателей. Он заключается в настройке режимов работы электронных контроллеров через регулировку внутренних программ. Этот способ раскрывает потенциал силовых агрегатов с целью продления их сроков эксплуатации. «Чип-тюнинг» можно осуществить прошивкой оригинальных электронных блоков, управляющих двигателями транспортных средств, либо установкой внешних компьютерных модулей.

В первом случае применяются специальные контроллеры, изменяющие заводские настройки производителя, которые влияют на процесс подачи топлива и работу всех систем мотора. Второй вариант подразумевает установку сторонних компьютерных модулей. Они не корректируют стандартные настройки, но тоже помогают добиться нужного результата. В идеале такие устройства позволят увеличить мощность двигателя на 30%. Одновременно должен уменьшиться расход горючего.

Еще один способ искусственным путем повысить мощь мотора — провести тюнинг впускной и выпускной систем. При этом нужно поставить фильтры нулевого сопротивления вместо стоковых воздушных. Либо можно опробовать прямоточную систему выхлопа. Суть ее в том, что двигатель будет быстрее и легче избавляться от выработанных в процессе работы газов.

Если грамотно подобрать запчасти и четко настроить систему, то можно добиться не менее 15% прироста мощности мотора. Вместе с тем нужно будет позаботиться, чтобы двигатель не начал слишком громко «рычать», а у экологов не появились претензии к «выхлопу» вашего транспорта.

Есть и еще один вид тюнинга, призванный изменить динамические характеристики вездехода. Это работа по ускорению отклика педали акселератора, что дает возможность настраивать ее под всевозможные стили вождения и необходимые потребности.

Обитель комфорта

Когда вы выезжаете на охоту или рыбалку, транспортное средство на это время становится для вас вторым домом. Так что необходимо позаботиться и о комфортном месте для ночлега. Ведь не всегда есть возможность поставить удобную и просторную палатку. Да и в холодный период иногда проще остаться на отдых в кабине вездехода, где можно включить печку, обогреться и спать в тепле. Только, естественно, приняв меры, чтобы не надышаться угарным газом.

Следовательно, перед длительной поездкой на рыбалку или просто долгим путешествием можно подумать о тюнинге салона. Если говорить об отоплении, то возможностей штатной «печки» частенько бывает недостаточно. Причины тому могут быть разные — от воздействия боковых воздуходувов до некачественной обшивки салона. Что же делать в таких ситуациях? Выход один — добавить устройство, вырабатывающее тепло.

Тюнинг штатной «печки» может проводиться установкой нового обогревателя — автономного или нет. В первом случае прибор не встраивается в систему вентиляции и отопления вездехода и работает отдельно от нее. Неавтономные устройства сами тепло не вырабатывают. Однако они повышают эффективность действия штатного отопителя. Чаще всего их встраивают в имеющуюся систему вентиляции и обогрева.

Если дальше не пройти

В качестве дополнительного тюнинга для поездок на рыбалку или охоту желательно установить на свой вездеход лебедку для самовытаскивания. Этот конструктивный элемент будет полезен и при одиночных вылазках на природу, и при путешествиях в компании друзей. Конечно, более удобным и эффективным вариантом будет установка гидравлической либо электрической лебедки, но при возникновении какой-либо сложной ситуации может пригодиться и обычная ручная.

Если в ходе вашего путешествия придется пересекать водные преграды, то необходимо подумать об установке шноркеля. Это специальная труба-воздухозаборник, которая выводится над капотом. Она должна защитить двигатель от разрушительного гидроудара во время движения вброд через неглубокие речки. На транспортных средствах без шноркеля в ходе такой переправы вода может попасть в воздухозаборник, что грозит выходом мотора из строя.

Перед путешествием, в котором не исключены «заплывы», стоит позаботиться и о гидроизоляции проводки в вездеходе. Такая предосторожность позволит избежать возникновения коротких замыканий и сохранит электронику в порядке.

Полезно установить на колесных вездеходах и компрессор, подкачивающий шины. Он будет крайне полезен во время преодоления трудных участков пути. Иногда требуется вначале снизить, а затем восстановить давление в камерах колес. В таких ситуациях компрессор очень пригодится.

Но важно помнить, что в погоне за совершенством велика вероятность «переборщить», что в итоге в экстремальной ситуации может привести к выходу вездехода из строя. Поэтому соблюдение меры, как всегда, актуально. Удачных вам путешествий! Пусть «железные кони» служат верой и правдой!

Максим Ишуткин, Республика Башкортостан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий