Рыбалка в Верхнекетье

Каждый рыболов любит путешествия, наверное, не меньше, чем сам процесс рыбалки. Вот и нас желание увидеть новые неизведанные места, помноженное на высокий уровень воды в Оби, закинуло далеко в тайгу на незатопляемые таежные озера Верхнекетья.

На болотоходе

Благополучно переправившись на пароме у Колпашево, мы выехали на грунтовую дорогу до Белого Яра, которая с каждым километром становится все хуже и хуже… Прибыв в далекую кетскую деревеньку почти в полдень, мы решаем посвятить остаток дня отдыху и накапливанию сил для предстоящей рыбалки. Отдых и купание в небольшой речушке не помешали нам переговорить с местными мужичками, которые, как и все деревенские жители, были сплошь рыболовы. Сосед справа от нашего дома поймал за утро на одной из проток Кети 20 кг мерного окуня, а сосед слева — 30 кг. Информация заставила нас задуматься: «А стоит ли нам ехать на таежное озеро?» Но так как маршрут был уже намечен, была предварительная договоренность с болотоходом, то менять планы в последний момент — это как-то не по-мужски.

Ранним утром за нами заезжает болотоход, хозяин которого называет машину почему-то «самокатом». Впрочем, в чем-то он был недалек от истины. Все возможности этой техники мы узнали в пути. Маленький моторчик на раме, два задних больших ведущих колеса и два передних, способных вращаться чуть ли не во всех плоскостях, способны были преодолевать любую грязь и препятствия. Болотоход с двигателем от «Муравья» и небольшим кузовом вез трех рыболовов и водителя плюс груз с поистине тракторной мощью. Но забегая вперед, хочу сказать, что самый большой шок нас ждал в конце пути — оказывается, эта техника за четыре часа в пути по лесам и болотам «скушала» всего пять литров бензина АИ-80! Поразительный КПД для такой техники.

«Гнусная» встреча

По прибытию на таежное озеро нас ждал сюрприз: паводок коснулся не только Оби, но и таежных озер. За прошедшую холодную зиму на болотах накопилось много снега, плюс проливные дожди, шедшие несколько дней, сделали свое «мокрое дело». Вода с болот слилась к озеру, и подойти к его берегу даже в болотных сапогах было не реально. Спасла нас надувная резиновая двухместная лодка, прихваченная на «всякий пожарный» случай с собой, и чьи-то обласки, найденные нами на берегу озера. Из двух обласков мы соорудили подобие катамарана, скрепив лодки в трех местах досками, поскольку без навыка на таком плавсредстве не то что ловить рыбу, но даже плавать очень опасно.

Но не только затопленные берега встали препятствием на нашем пути, мы совсем упустили из виду, что июль — это самый «гнусный» месяц в Сибири. Такого обилия комаров, а особенно мошек и слепней нам еще не доводилось встречать нигде. Временами мошка просто залепляла все лицо, и смотреть на озеро можно было только через копошащуюся вуаль этих кровожадных насекомых.

Но даже мириады кровососов не сбили нас с пути истинного, и вскоре мы выплыли на озеро. Таежные озера — водоемы достаточно капризные и обладают суровым характером. На данном изобилующем рыбой озере не было замечено всплесков щук или окуней, и даже чебак крайне редко выдавал себя кругами на воде. За день рыбалки я только однажды видел выход щуки, которая, видимо, хотела перекусить прогуливающейся по кувшинкам птичкой. Попытки поймать на поппер спустя десять минут рыбалки показали, что приманка эта здесь и сегодня не актуальна. Затем наступила очередь вращающихся блесен в расчете на окуня, но, очевидно, сегодня был и не окуневый день. По чистой воде поклевок тоже не было. Тогда я решил пустить в дело техасскую оснастку. Вдоль берега озера было много зарослей кувшинок, а значит, там обязательно должна стоять в засаде щука.

Щука на техасскую оснастку

Буквально на третьем забросе приманку взяла щука, но тут же сошла. Видимо, я не смог как следует ее подсечь, а потому, слегка выведя жало крючка из тела силиконового червя наружу, вновь стал облавливать заросли кувшинок, которые были шириной в 6–8 метров и длиной метров в 50. Вскоре опять последовала поклевка, и щука весом в 2–3 кг после непродолжительной борьбы опять сошла. Силиконовый червяк оказался изрядно потрепан, но тем и лучше. Я уже давно заметил, что на целых червей, как правило, труднее просечь крепкую щучью пасть, а вот с покусанным червем дело идет куда веселее. И верно: вскоре мне удалось вывести и взять подсачеком первую щуку весом около двух килограмм. Затем была благополучно поймана еще одна, такая же по размеру хищница. Начало положено, а прошло всего-то каких-то 10–15 минут.

Следующая щука, позарившаяся на техасскую оснастку, потянула ну никак не менее пяти килограмм веса, и борьба с ней заняла уже пару минут, но в тот самый момент, как щука уже должна была оказаться в подсачеке, она совершила кульбит и освободилась от крючка. Осмотрев снасть, я обнаружил, что совершенно забыл ослабить фрикцион катушки, и у щуки просто не было возможности при резком рывке сорвать с катушки леску и остаться на крючке. Досадно было и от того, что сколько раз напоминаю об этом другим рыболовам, а сам забыл…

Попытки выловить сорвавшуюся щуку в этом же месте еще раз (а такое иногда случается) не увенчались успехом, и я переплыл к началу зарослей кувшинок. Надо сказать, что щука клевала далеко не в каждом месте этих зарослей. Поклевки были либо в центре кувшинок, либо возле самого берега. Попытки поймать щуку на границе кувшинок и чистой воды с глубокой стороны не принесли ни одной поклевки. Меня вновь потихонечку потянуло ветром вдоль этих зарослей, и я методично облавливал все перспективные места. Ловить в травянистых зарослях удачнее всего делая заброс либо непосредственно в берег и стаскивая приманку на глубину, либо еще лучше — проводя приманку вдоль берега. Таким образом на поклевку провоцируется не только щука, стоящая у берега, но и хищница, находящаяся в кувшинках. Очередная поклевка, и вот матерая щука весом в 5–6 килограмм оказалась в лодке. На этот раз я был более осторожен, и вываживание добычи прошло без проблем. Пора было уже отвезти улов поближе к месту стоянки и посадить щук на кукан. Рыба могла не только испортиться на июльском солнце, но и своей возней в лодке серьезно мешала рыбалке.

Изменение погоды

Перерыв на установку кукана оказался долгим, поскольку к стоянке подплыли мои спутники по рыбалки и поделились своими неутешительными выводами. Они так и не сумели найти управу на щуку, зато на удочки половили отменную сорогу. Поделившись мнениями и соображениями, мы вновь расплылись по своим местам. Но тянуло нас на рыбалку не только желание ловить рыбу, сколько нежелание стоять у берега в затишке, где нас буквально пожирала мошкара и слепни. Зато на водных просторах дул небольшой ветерок и хоть немного, но отгонял этих тварей.

Наш водитель «самоката» Максим взял удочку и, наловив живцов, принялся расставлять жерлицы. Благо сделать это было несложно: чебак клевал исправно, а стоящие в воде прибрежные деревья с длинными ветками были идеальными вешками для жерлиц. Уже через несколько минут на жерлицы начались активные поклевки. Щука оказалась весьма неравнодушна к настоящей пище, но удавалось реализовать только одну из трех или даже четырех поклевок. Некоторые щуки успевали выплюнуть живца; две или три жерлицы разбойницы оторвали вместе с ветками, а на одной хищница порвала леску диаметром 0,6 мм. Была ли эта щука такой большой, сказать сложно, но тот факт, что почти с равным успехом на спиннинг ловились «пятнистые» весом в два-три и даже в 5–6 кг, говорил о том, что на этом таежном озере немало и более крупной щуки.

Вскоре и я буквально за 10 минут сумел поймать еще две щуки весом в 2 и 4 кг. Но внезапно поднялся ветер, и загрохотал гром. Надвигалась туча, и мы были вынуждены вновь двигаться к месту стоянки в поисках укрытия от дождя. После короткого, но проливного дождя вкусы щуки поменялись, и техасская оснастка была напрочь игнорирована зубастой. Попытки поймать щуку на другие приманки еще в течение получаса тоже не дали результаты. Надо было подбирать новые приманки и методы ловли, но на это уже не было времени — пора собираться в обратный путь. К тому же погода резко поменялась, похолодало, а следующий дождь может быть затяжным. Но, как ни странно, на живца щука брала буквально до отъезда, и Максим сумел выловить еще двух или трех.

Дорога до деревни прошла без проблем, хотя и с некоторым трудом, мы преодолели самую сложную часть пути по болоту, где пришлось пройтись пешком около километра, поскольку болотоход стал тонуть в торфе под тяжестью четырех человек и груза. Прибыли в деревню мы тоже вовремя: вскоре началась такая гроза и ураган, что поутру обратная дорога до Колпашево была вся усыпана ветками и даже местами перегорожена упавшими стволами деревьев.

В целом поездкой мы остались довольны, поскольку открыли для себя новое озеро, на которое обязательно съездим ближе к осени, когда нас не так сильно будет донимать гнус.