Внедорожники советской эпохи

Советский внедорожник

В прежние времена, когда не было и в помине заграничных «джипов», кроссоверов и других ныне модных средств передвижения, рыболовы и охотники с большим удовольствием пользовались дарами отечественной автомобильной промышленности. Прикупив большущую копилку, подтянув ремень потуже, можно было за пяток-другой лет насобирать на «чудо» тогдашней мысли — «Ниву», «УАЗ», «ЛуАЗ» и тому подобные «вездеходы».

Если же дорогу до места рыбалки не преграждали рытвины и канавы или если человек совмещал активный отдых и работу в центре города, то стоило задуматься о машине покомфортнее — «Жигулях», «Москвиче». В крайнем случае подошел бы «компактный» и экономичный «Запорожец». А самые обеспеченные могли себе позволить совсем уж диковинную в то время «Волгу», которую герой знаменитого фильма «Служебный роман» Анатолий Новосельцев сравнивал с малогабаритной квартирой.

Все эти средства передвижения не «умерли» и не сгнили на свалках, а колесят по нашим дорогам и по сей день. Конечно, в крупных городах-миллионниках редко можно увидеть «Москвича» или «Запорожца». Удивление вызовет и появление на трассе «ЛуАЗа». А вот многие представители «Жигулей» и «Нив» до сих пор прекрасно себя чувствуют.

Сильные и слабые стороны отечественной техники

Машины советской эпохи и сейчас нельзя однозначно приписать к автохламу, как это делают некоторые «эксперты». В умелых руках транспортное средство даже 20-летней «выдержки» будет отлично выглядеть и ездить вполне приемлемо. Благо запасные части выпускаются до сей поры. Многие из них адаптированы под модели прошлого века, взаимозаменяемы и недороги.

Вот как раз в цене (не только деталей, но и самих автомобилей в целом) и есть их основной плюс. Сейчас стоимость подержанных российских машин невысока. На самом деле почти каждый может себе позволить купить «Жигуленка» или «Москвича». Ремонт и обслуживание также не потребуют огромных расходов. Любой мастер в обычном гараже, где имеется смотровая яма, починит вам подобную технику буквально за считанные часы.

Однако у отечественных машин есть и ряд недостатков. Во-первых, комфорта, удобства и, что самое главное, ощущения безопасности от этих транспортных средств ждать не следует. Вы попросту будете разочарованы. Во-вторых, большинство машин советской эпохи да и многие современные модели отечественных автомобилей отличаются весьма прожорливыми двигателями.

Они не выдают той мощности, которая хоть как-то могла бы коррелировать с количеством поедаемого ими дорогущего бензина. Видимо, столь неэкономный расход топлива был актуален в советские времена, когда горючее стоило сущие копейки. А сейчас одна поездка с удочками на водоем на стареньком «уазике» может влететь в копеечку! И рыбка по своей себестоимости окажется просто золотой.

Элитная «Нива»

Давайте рассмотрим, однако, все плюсы и минусы отечественных автомобилей на примере конкретных моделей. Может быть, мы сгущаем краски и на самом-то деле все не так уж и плохо?

Начнем, пожалуй, с «Нивы». Как мне кажется, она почти не претерпела существенных изменений со времен схода с конвейера первого автомобиля. Нет, мы сейчас не говорим про «Шевроле Ниву», гибрид нашего и зарубежного автопрома… Речь идет именно о советском внедорожнике, запасное колесо которого покоится под капотом и даже при небольшом лобовом столкновении нередко влетает в салон, снижая и без того невысокие шансы на выживание.

Этот продукт инженерной мысли, имеющий три двери, обладающий полным приводом и гидроусилителем руля, впервые сошел с конвейера в далеком 1977 году. Тогда автомобили «Нива» разлетались, как горячие пирожки, но не в СССР, а в основном за рубежом, куда отправлялось до 80% всех сошедших с конвейера машин.

По советским же меркам цена более чем в 10 тысяч рублей, которую назначили после подорожания в 1979 году, была просто огромной. Машину могли себе позволить только состоятельные люди, и опять же как дополнение к имевшимся в гараже более комфортным моделям.

Плюсами «Нивы» в то время считались трансмиссия с полным приводом, отсутствующая у многих других моделей, пятиступенчатая коробка передач, блокируемый межосевой дифференциал, высокий дорожный просвет (220 мм) и весьма мощный двигатель — 81,9 лошадиной силы при крутящем моменте в 5100 оборотов в минуту. Узлы и агрегаты были взаимозаменяемыми. Многое перекочевало от «ВАЗ-2106», «ВАЗ-2101» и других моделей.

Однако большое количество новаторских решений, используемых в автомобиле, приводило к значительному числу поломок, частых и очень неприятных. Так, например, из-за повышенной нагрузки выходили из строя двигатель, детали подвески, коробка переключения передач и сцепление. Что до безопасности, то «Нива», как и «ВАЗ-2107», так и не получила ни одной звезды после проведения крэш-теста — фронтального удара на скорости 64 км/час.

При этом советский внедорожник требовал постоянного ухода, заботы и внимания. Кузову нужна была дополнительная обработка, иначе он крайне быстро покрывался ржавчиной. Детали выдерживали только умеренную нагрузку, а двигатель не выдавал высоких результатов без хорошего масла.

Рекордсмен по проходимости

Следующий автомобиль у нас на очереди — «УАЗ», который и по сей день считается «королем бездорожья». Напомним, что первая машина из этой серии сошла с конвейера в 1971 году и практически сразу же начала ставить рекорды проходимости. Например, автомобиль за сорок минут поднялся по горному хребту Эльбруса на высоту 4000 метров! «УАЗ» в те времена оснащался бензиновым двигателем, который имел объем 2,7 литра и выдавал солидные 128 лошадиных сил.

Однако советские модели были напрочь лишены даже малейшего намека на комфорт. Вместо привычной нам пластиковой панели использовался металл. Вдобавок к этому кресла были не очень удобными, подвеска — жуткой, а ремни безопасности отсутствовали полностью, что, естественно, не гарантировало никакой защиты водителю и пассажирам.

В тот период автомобили так же слабо оберегали от коррозии. Машины, к сожалению, имели нестойкие к ржавчине детали салона, кузов и элементы креплений подвески.

Огромный расход топлива вкупе с частыми поломками не способствовали широкому распространению такого вида транспорта. Он стал частью автопарков крупных колхозов и совхозов, а бывшие в употреблении модели с радостью покупали любители охоты и рыбалки. Ведь добраться до заветного местечка часто удавалось только на этом «железном коне».

Но и поныне «УАЗ» обладает рядом несомненных плюсов. Во-первых, низкая цена, если сравнивать с зарубежными внедорожниками. Во-вторых, прекрасная проходимость практически по всем видам поверхностей. В-третьих, хорошая ремонтопригодность и возможность починки буквально в полевых условиях. Поклонники этой модели утверждают, что запчасти к ней выпиливали буквально из дерева.

В-четвертых, доступность деталей и их невысокая цена. В-пятых, довольно просторный и весьма вместительный кузов автомобиля. В-шестых, «УАЗ» предоставляет большие возможности для доработки и совершенствования уже в домашних условиях.

Но и явные недостатки тоже были налицо. Прежде всего, ужасная управляемость, когда порой машина совершенно не слушалась руля. Плюс к тому плохая обзорность, особенно в условиях дождя.

Были и проблемы с шумоизоляцией в салоне. Когда машина ехала даже на небольшой скорости, водителю и пассажирам приходилось кричать, чтобы расслышать друг друга. Ну и в довершение — отсутствие даже намека на комфорт, большой расход топлива и необходимость постоянного ремонта, о чем уже говорилось выше…

Внедорожник с передним приводом

Автомобиль «ЛуАЗ» — это своего рода чудо инженерной мысли и подарок, в первую очередь, именно любителям охоты и рыбалки. Машина получилась дешевой и надежной, способной пробираться по непроходимым участкам местности. Благодаря этому любители дичи и больших уловов могли побывать в самых укромных уголках. В общем, автомобиль, наверное, воплотил в себе все мечты фаната дикой природы.

«ЛуАЗ» выпускался с 1967-го по 1996 год. А модернизированные версии производились потом еще несколько лет. Мало кто знает, что «ЛуАЗ» был первым советским автомобилем с передним приводом, одновременно обладающим и внедорожными качествами и к тому же продававшимся свободно в личное пользование.

Конечно, машина не отличалась роскошной отделкой кузова или шикарным дизайном. Все было просто, тривиально, но и довольно надежно. Автомобиль не развивал слишком большой скорости. Однако ее хватало, особенно в условиях передвижения по бездорожью и грязи.

Многие владельцы машины сетовали на неудобный доступ к водительскому месту. Но это объяснялось своеобразной компоновкой автомобиля. Такая посадка обеспечивала хорошую загрузку передней оси, а следовательно, и высокую проходимость.

Явным минусом же этой модели был крайне слабый двигатель, который перекочевал сюда из «Запорожца». Кроме высокой шумности и недостаточной мощности, он был еще и недолговечным. При серьезных нагрузках частенько совсем выходил из строя.

Сложной в обслуживании была и трансмиссия «ЛуАЗа». Не каждый мастер брался за исправление поломок в ее узлах. А уж тем более починить машину в чистом поле… было нереально.

В остальном же автомобиль оказался словно бы рожденным для бездорожья. Стабильное движение обеспечивали блокируемый дифференциал, большой клиренс, независимая подвеска всех колес.

Доработанные версии «ЛуАЗа»

В конце 70-х годов ХХ века модель была усовершенствована. Появился более мощный двигатель объемом в 1,2 литра, выдававший уже 40 лошадиных сил. Внешне модернизированный «ЛуАЗ» мало отличался от предыдущей версии модели. Лишь немного изменился дизайн передней части автомобиля. Но он все так же оставался незаменимым транспортным средством для рыбаков и охотников.

Примерно в это же время на смену машинам с тентом пришли автомобили с цельнометаллическим кузовом. Это позволяло ездить за добычей даже в холодную и дождливую погоду. В салоне стало немного уютнее, теплее и не так шумно, как прежде.

Помимо этого доработанную модель «ЛуАЗа» оснастили раздельным приводом тормозов с более удобной для водителя гидровакуумной системой их усиления. Слегка изменился и дизайн, ставший более современным. Небольшую трансформацию претерпели панели передка и форма лобового стекла.

На дверцах появились так нужные всем замки, а боковые стекла получили жесткое обрамление и открывающиеся форточки, что было особенно актуально для рыболовов-летников. Перекочевала сюда и долгожданная мягкая панель приборов взамен железной. Да и рулевая колонка, и сиденья стали более удобными.

«ЛуАЗ» долго оставался незаменимым в своем классе автомобилем. Его никак не хотели снимать с конвейера, а лишь дополняли и дорабатывали вплоть до конца 90-х годов ХХ века. В этот период на машину установили двигатель от «Таври», что прибавило «вездеходу» еще дюжину лошадиных сил. Конструкторы усилили лонжероны, сделали более привычной панель приборов. В салоне стало еще тише благодаря местной шумоизоляции и комфортнее из-за сидений от той же «Таврии».

Уменьшился расход топлива и даже появилась более прогнозируемая динамика автомобиля. Так что в общем и целом «ЛуАЗ» еще длительный период сохранял положение одного из королей бездорожья.

это интересно!

Согласно легенде, «Нива» была названа в честь детей создателя этой модели Петра Михайловича Прусова — Натальи и Ирины, а также сыновей первого главного конструктора Волжского автомобильного завода (ВАЗ) Владимира Сергеевича Соловьева — Вадима и Андрея.

Относительно недавно, весной 2013 года, с конвейера предприятия сошла двухмиллионная машина «Нива». За прошедшие десятилетия автомобиль мало чем изменился.

Николай Хромов, г. Мичуринск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий