Уроки легендарного рыболова

Непревзойденный рыболов

Еще начало недели, а я все вечера в «бирюльки играю». Так мои домашние называют это мое занятие: снасти перебираю, к выходным готовлюсь — март уже на календаре, скоро оттепели начнутся, а затем и настоящий весенний клев нагрянет… не проворонить бы! В помещении царит тишина. Домашние, чтобы мне не мешать, плотно притворили дверь за собой и в другой комнате уставились в телевизор. И вдруг мой телефон встревожился, запиликал. Смотрю: а это Гоша звонит, наш легендарный рыболов! В кои-то веки объявился?!

… С Гошей знакомы давно. На рыбалке в первый раз и встретились, после чего неоднократно отправлялись на водоем вместе. Раньше, когда он в Павине жил, частенько в одну компанию сбивались. Но несколько лет назад Гоша в Шарье перебрался. Машины в какой-то мастерской чинил, но по-прежнему рыбачил. Там же Ветлуга почти в самом городе! И все же душа не на месте. Нет-нет да и признавался при встрече, что знакомые смолоду места, мол, спать не давали — к себе тянули…

О Гоше давно легенды ходили, как о непревзойденном рыболове. Если он ехал на реку или озеро, то его попутчикам можно было даже снасти не распускать. Все равно, будто шулер, «объегорит» и к вечеру рыбой садок набьет или ящик наполнит. Других же с носом оставит — даже перед кошкой похвастаться нечем будет, а уж угостить ее — тем более.

«Шпионские» страсти

Интересная у Гоши была всегда методика. Приехав на речку, другие удильщики сразу за свои снасти хватались. А он вначале невозмутимо обходил все окрестности, как будто просто погулять прибыл, а не ловить. Подходил к одному собрату по увлечению, потом — к другому. Общался с каждым, рассказывал анекдоты рыбацкие, интересовался, кто какие снасти использует и что предпочитает из насадок.

Некоторые удильщики его сразу отгоняли от себя подальше, как муху назойливую. И Гоша, двигаясь тихонько, как-то бочком неприметно исчезал, будто под воду проваливался. А через некоторое время откуда-то так же незаметно появлялся, словно из-под земли вырастал. Шел уже с трудом, поскольку тащил с собой солидный улов. Нередко груз был настолько тяжел, что Гошу буквально «кособенило» от этого веса.

И никто этих повадок разгадать не мог. Пытались за ним украдкой ходить, чтобы незаметно проследить и все выведать. Но Гоша оказался чрезвычайно хитер, прямо бестия! Он был способен так закружить и сбить с толку «шпионов», что те теряли направление и потом с большими трудностями искали обратный путь к реке. Мог и в чащу непролазную завести замеченных им соглядатаев, а сам исчезал. И ищи его, как ветра в поле!

Мужики как-то думали в шутку направить его на какой-нибудь безрыбный водоем. Очень хотелось узнать, с каким уловом в такой ситуации окажется Гоша? Однако, посовещавшись, все единогласно решили, что и там он стопроцентно что-нибудь поймает. Поэтому от реализации своего замысла сами же и отказались…

Возвращение мастера

В канун выходных я пообщался со всеми друзьями-попутчиками и сорокой разнес новость, что с нами поедет Гоша! Кто-то обрадовался возможности повидаться с ним. Другие, наоборот, рожи стали корчить и рассуждать на тему, что пропала, мол, рыбалка.

— Если Гоша в нашей компании будет, то вообще нет смысла ехать, — говорили эти пессимисты. — Только рыбу на смех подымать. С ним же вместе на реке побывать — все равно что снастей из дома не брать, сиднем сидеть на берегу, от зари и до зари в небо зенки пялить и Ваньку валять.

Часть нашей команды, высказывавшая такие опасения, оперативно приняла меры. Люди отказались от привычной компании, нашли себе новых попутчиков и на других машинах даже раньше нас укатили.

А в назначенный час, даже немного раньше, Гоша явился, не запылился. Он у машины первым оказался и, как гость, давно в наших краях не бывавший, вначале пообщался с шофером. Перекинулся парой слов с этим совсем малознакомым ему человеком и быстро нашел контакт. Еще до того, как мы подошли, Гоша выхлопотал себе место на переднем сиденье и с комфортом там устроился. А потом принялся лясы точить с водителем, как будто они знали друг друга с малолетства и давным-давно были с ним не разлей вода!

Гоша со всеми нами за руку поздоровался, а сам не умолкал ни на минуту. Все какие-то рыбацкие небылицы рассказывал, балаболил, как заводной. Мы стартовали, дорога предстояла дальняя, петляющая по ухабам меж кустов. Но и сами не заметили, как легко и быстро добрались. Время стремительно пролетело, потому что заслушались байками Гоши.

Рыболовный «муравейник»

Из салона автомобиля высыпали, как горох, посмотрели на привычные и обсиженные места, и глаза у всех «вразбег» сделались! Рыболовов под кручей было, как пчел на рамке, только что из улья вынутой. Все копошились, метались от одной лунки к другой, будто танец какой-то только им понятный исполняли.

Пригляделись мы и заметили, что наши «друзья-перебежчики» тоже уже там. Видимо, они не решились переменить место на реке. Сюда же приехали и теперь вместе со всеми кидались по сторонам туда-сюда, по всему заливу рассыпались.

Вместе с ними прибыли целые ватаги рыболовов из соседних районов. Многие удильщики здесь считались завсегдатаями. Они разве что только не ночевали на льду, да и то бабка надвое сказала! Бывало, посмотришь сквозь утреннюю темноту — эти люди уже тут. Вечером, когда звезды на небе проглядывать начинают, те же самые рыболовы все еще над лунками сидят, фонариками себя подсвечивают.

Большинство удильщиков в такую пору в сторону дома намыливаются. А иные уже к своему двору подкатывают. Завсегдатаи же остаются… Обычно они кучно располагаются. По одному взгляду на них можно определить, где рыба жирует. А сегодня и они на месте не сидели, с утра в бегах. Бесклевье, значит, беспросветное!..

Секретное сообщение

Но с нами теперь был Гоша, а следовательно, надежда еще не потеряна. Отчаяние — не про него! Однако приятель нас удивил. В этот раз он оказался торопыгой. Пока мы с своими ящиками разбирались да опарышами и мотылями делились, Гоша уже выскочил на лед и принялся лихорадочно лунки буравить, аж шапку под ноги бросил, чтобы не мешала.

Но еще у машины успел нас предупредить, пока свое снаряжение вынимал.

— Смотрите в оба! — проговорил Гоша, улыбаясь, и грозя нам пальцем. — Клевать начнет — смс-ку сброшу! И тогда резину не тяните — все ко мне сразу!

Мы спустились к реке, разошлись пока по сторонам. Виталий Иванович «умалахтал» к противоположному берегу залива — на свое привычное место. Оно у него с самого ледостава, будто купленное. Сразу облюбовал эту точку, пометил хворостинами — и только тут останавливался.

Пробовали мы как-то рядом с его лунками забуриться — и ничего особенного не ощутили. Когда у Виталия Ивановича клюет, то и в других местах тоже. Причем ничуть не хуже, а иной раз и крупнее, чем у него будет! Но он почему-то предпочитает только здесь ловить…

Мы с Николаем Бородиным уже по три-четыре лунки освоили. Ни на опарыша, ни на тесто ни одной поклевки не было. Только на мотыля клюнули ерши — маленькие, прозрачные, как стекляшки. Да и то по паре хвостов попалось всего — не более. Такой улов коту на ужин — и то срамота одна!…

Неожиданно мой мобильник в кармане серой мышкой заскребся. Похоже, Гоша сигнал подавал! До него рукой было подать — метров 100 всего. Спиною к нам сидел, даже не шелохнулся. Совсем не возникло ощущения, что у него клев пошел. Но я взглянул на экран и, когда он засветился, прочитал сообщение… Точно, нас известили, что «матросики» подошли!

На клевом месте

Тотчас же мы смотали снасти, но в удачу верилось с трудом! Вот же Гоша — неподалеку от нас сидит, будто к лунке пристыл! Даже не обернется и головы не поднимет, а пишет, что окуней ловит! Не может быть, чтобы у него там клевало, а у нас тут нет! Обманывает, верно, мошенник…

Подошли мы и уже рты пораскрывали, чтобы наброситься на шутника-приятеля, а он только палец к губам поднес и тихо зашипел на нас по-змеиному: тихо, мол, не шумите! А потом, кинув взгляд по сторонам, начал выкладывать из внутреннего кармана плаща свой улов. Нас поразила и эта бездонная емкость, и рыба, находящаяся в ней. И как только он сумел туда все рассовать и, главное, незаметно для всех?!

Около лунки вмиг нарисовалась горка окуньков. Мы прикинули, что их уже десятка два. Правда, они были небольшие и все как на подбор, похоже, погодки.

— Если есть желание — садитесь на мои лунки! — пригласил Гоша. — Клюет — только закидывай! Но на червя… Наживка есть?

Мы кивнули в ответ.

— Тогда удачи! — он торопливо начал сматывать снасти. — А это, — показал на горку окуньков, — вам на развод! Ловите больше и крупнее. А я побегаю еще, «пошукаю»…

Мы с Николаем снасти распустили, закинули. И тут же, как говорил Гоша, масть пошла! Хоть и не часто, но одного за другим таскали «матросиков» — таких же маломерок. Да, окуни были не очень крупные, но все равно приятно: как-никак, а улов прибывает, да и надежда на большой трофей сохраняется.

Поиски шустрой уклейки

Наши успехи привлекли внимание других рыболовов. Вот уже целая кучка подошла поближе и принялась присматривать себе места. Люди бурили лунки чуть ли не возле ящиков, где сидели мы. Пригляделись: Гоши в этой компании не было. Вроде бы буквально только что он возле Виталия Ивановича находился. Стоял, будто сторож около его лунок и… как ветром сдуло. Нет нигде!

«Ладно, не новичок уже. Да и раньше здесь бывал — не заплутает! Побегает, душу отведет и обратно воротится», — подумали мы. Сами же остались сидеть на прежнем месте и рыбачить. Даже весело стало на душе.

После полудня маленькие окуньки закапризничали, стали реже клевать. А большие так и не подошли, к сожалению. Мужики забегали снова — пробовали то в одном месте, то в другом счастья попытать.

Мы с Николаем тоже с насиженной точки сорвались и присоединились к поискам. Однако выудили лишь по по паре-тройке сорожек. В основном на тесто клевала уклейка, просто отбою не было. Но поймать ее мог бы лишь большой мастер-виртуоз. Рыба совершенно не подсекалась, а насадку мигом снимала. Словно и не было ничего не крючке! А если кого и удавалось выловить, то это оказывалась совсем мелочь, будто овес…

Ближе к вечеру разненастилось — ветер порывистый разгулялся. Клев и вовсе прекратился. Мужики, которые обычно дотемна на льду сидели, походили меж лунок да и домой собираться стали. Не вечно же ждать у моря погоды?!

Я тоже удочки свои свернул, улов свой нехитрый сложил. Глянул: а наш шофер уже принялся около машины крутиться, нас поджидая. Но время еще имелось, пока народ «шарабаны» паковал. И я решил ноги размять — сбегать поискать Гошу. Виталий Иванович подсказал верное направление, поскольку видел, в какую сторону смотался от нас этот непревзойденный рыболов.

Польза от допотопной снасти

Гошу я нашел быстро. Он находился на быстрине реки и, видать, тоже уже нарыбачился. Сидел, собирал снасти и в ящик укладывал. Меня поразило снаряжение приятеля. Поплавок оказался большой из пенопласта, такими мы только летом ловили. А какое грузило, крючки — что-то сразу и не заметил. Словом, допотопная снасть!

Но приятель в ответ лишь усмехнулся: только на такие в этих местах и ловить надо! Я спросил про улов. А Гоша небрежно бросил:

— Да как обычно! Девять хвостов. А мне за глаза хватит… Пять горбачей, три подлещика и жерешенок — на килограмм будет! Позарился на снасть, которую я на сорожку ставил. А мелочь вообще не беру, обратно в лунку отпускаю — пусть подрастает…

На переднее сиденье Гоша не успел — кто-то другой опередил. Но нашего приятеля это не расстроило. Он был вполне доволен — все-таки у него снова оказался самый весомый улов, хотя и хвостов в разы меньше. И на протяжении всей обратной дороги Гоша оставался в центре внимания: делился своим богатым опытом, как на быстрине в марте ловить. И снасти свои «допотопные» показывал… Кто-то бы мог подумать, но они были счастливыми и уловистыми!