Подарок ко дню рождения

Пойманный язь

Я появился на свет 31 августа. Потом, в школьные годы, с ужасом ждал этого числа, поскольку следующим утром начинались нелегкие учебные будни. Мало кто хотел после летних каникул садиться за парту! Затем я стал гордиться датой рождения. Последний день лета — ни у кого из знакомых такого нет! А однажды я решил в свой праздник отправиться на рыбалку.

Нужно было придумать такое мероприятие, которое осталось бы в памяти на всю жизнь. Мы с другом Гошей собирались пойти туда, не знаю куда, чтобы поймать то, чего раньше никто из нас не ловил. Выбор остановили на устье реки Колокша.

У нас даже не было идей, как туда попасть. Судя по карте, следовало ехать по железной дороге в сторону Москвы до станции Колокша. Дальше оставалось пройти пешком километров семь в направлении пионерского лагеря, расположенного на берегу Клязьмы. Где-то рядом было место впадения реки Колокша и предположительно наша остановка.

Еще дома условились, что ловить будем на трехколенные бамбуковые удочки. В то время о телескопических только мечтали. Вечером снарядили по две штуки на брата, накопали червей. На следующий день перед обедом подготовили сумки с едой.

Отправиться мы должны были днем, чтобы засветло добраться до реки, найти место для ловли и ночлега. Начало похода рисовало радужные картины предстоящей рыбалки и крупных трофеев. Мы торопились покинуть стены родного дома и сесть на электричку.

Прогулка с песней

И вот оказались в незнакомом месте на станции Колокша на дороге, ведущей в никуда. Отбросив все сомнения, взвалили на себя удочки в чехлах, взяли в руки сумки и пошли по асфальту познавать непознанное. Спальники решили оставить дома, рассчитывая на романтический вечер у пылающего костра…

Когда мы миновали пару деревень, преодолев пешком несколько километров, широкое бескрайнее поле стало навевать скуку. Чтобы взбодриться, затянули песню. Дорога сразу побежала веселее, а встречные прохожие не сводили завороженных глаз с невиданного доселе зрелища, которое мы им организовали.

Спустя какое-то время на горизонте появился лес, где должен был находиться тот самый пионерский лагерь. Но со стороны города Владимира стремительно приближалась грозовая туча. Она росла на глазах, сгущая сумерки. Непогода подгоняла нас, и мы чуть ли не бегом бросились к спасительному лесу.

Вот появились первые деревья, и вскоре густая крона дубов укрыла нас в своей темноте. Асфальтовая дорога еще пять минут петляла между стволами и закончилась на опушке леса. Вдоль нее расположились уютные бревенчатые дома лагеря. С фасадной стороны начинался пологий спуск в пойму, где в каких-то ста метрах текла величественная Клязьма.

Удар стихии

В этот момент почерневшее над нами небо разверзлось долгим проливным дождем. Укрыться было негде! Домики оказались запертыми, и мы притаились в густой дубовой листве, глядя в поле на туманные полосы ливня. Несчастные искатели приключений насквозь промокли и продрогли. А впереди нас еще ждала несравненная ночь на лоне природы!

Наконец, у Гоши прорезался голос:

— Ну, вот, Серега! Ты хотел незабываемого дня рождения — получи! Вот он, такой загадочный, не похожий ни на что. Это ж надо, именно в этот день оказаться черт знает где! В каком-то темном лесу под проливным дождем…

— И в дупле, как медведь…

— Что? — не понял Гоша и посмотрел в сторону, куда я протянул руку. — Бежим! — добавил он через секунду.

Мы припустились со всех ног к огромному патриаршему дубу с черной зияющей дырой на могучем стволе. На скорости влетели в такое большущее дупло, что мгновенно скрылись из глаз. Внутри оказалась «комнатка» на две персоны. Потрясенные увиденным, решили, что это то, что сейчас надо. И не собирались выбираться наружу даже ради самого романтичного костра на свете!

Теперь можно было перекусить и чайку попить. Мы постелили на сухую землю курточки, устроились на них и принялись болтать о прошлом, будущем и предстоящей рыбалке, если она состоится. При этом вначале даже не подумали о том, что молния может ударить в высокое дерево. А когда такая мысль пришла на ум, стало по-настоящему страшно!

— Может, пронесет? — предположил Гоша, поглядывая из дупла наверх. — Дерево же в лесу растет, пусть даже с краешку.

В ожидании рассвета

Я посмотрел на циферблат хронометра:

— Второй час ночи пошел. Скоро ловить будем. Дождь-то заканчивается! Давай рассвет поторопим?

— Хорошо, — ответил Гоша. — Ты начинаешь. Фа диез… помнишь?

— Угу.

Тишина, сковывающая окрестный пейзаж, только-только начинающего рассвета, взорвалась сочным баритоном из дупла:

— Ты взойди-и-и-ка взойди-и, кра-а-асное со-о-олнышко…

Это была наша любимая фольклорная песня из репертуара хора, в котором мы выступали. Даже птицы замерли, ошарашенные таким беспардонным вторжением! А может быть, пернатые просто заслушались? Ведь не каждую ночь в этом лесу люди делились с окружающей средой переполнявшими их эмоциями!

Рассвет медленно, но уверенно высвечивал небо на востоке. Дождь прекратился совсем, и не было больше никакой нужды оставаться в нашем уютном гнездышке. Свежее утро холодным туманом заполняло всю пойменную низину. Зябкий влажный воздух пробирался сквозь курточки во все труднодоступные места, сбивая дыхание.

Мы шли по пояс в густой молочной пелене, зачарованные невиданным зрелищем. И чем ниже спускались, тем меньшая часть наших тел оставалась наверху. Наконец, над этим «киселем» стали возвышаться только одни головы.

Рыбаки в тумане

Переговариваясь, почти на ощупь мы вышли на высокий крутой берег реки. Вокруг расстилался сплошной туман. Он был таким густым, что дальше трех метров не представлялось возможным хоть что-то разглядеть. Нам стало ясно, что в этих условиях искать Колокшу бесполезно.

Вода под ногами перекатывалась и кружила, подмывая берег. Сероватые кусочки пены от прошедшего дождя подхватывались течением и скрывались в плотной пелене.

— Гош, а мне место нравится! Смотри: и глубина, и течение обратное. Все, что нам надо. Я думаю, что лещ тут наверняка есть.

Устроившись рядышком, настроили удочки на донную ловлю. Сдвинули поплавки на самый верх, наживили красных навозных червей и закинули снасти. Клочки тумана, перемещаясь, освобождали участки воды и снова заполняли их. Поклевок не было.

Мы молча глядели на повисшие поплавки. Течение то натягивало, то отпускало лески. Время шло. Я проверил наживку — черви были на месте. Гоша скучающим взглядом осматривал открывавшийся взору противоположный берег.

Первая поклевка случилась у меня. На крючке оказалась малюсенькая рыбка. Конечно, не таким трофеем мне хотелось отпраздновать день рождения! Так что улов я отпустил.

В небольшом заливчике

Солнце поднялось над горизонтом, разогнав весь туман. Гоша не выдержал первым:

— Может, свалим куда-нибудь в другое место?

— Давай, — согласился я. — Что-то мне тоже поднадоело. Возьмем пока по две удочки, а за остальным вернемся потом.

В 200 метрах ниже по течению виднелась какая-то каменная стена на самом берегу. Наши сумки и подсачек остались на повороте, а мы, съезжая по осыпающемуся песку, побрели вдоль водной кромки. Идти было тяжело: ботинки вязли.

Река медленно поворачивала к югу, ускоряя бег. Вода в районе стены уже не просто текла, а неслась с огромной скоростью. Ударяясь о бетон, река обратным течением подмывала крутой берег. Образовавшийся заливчик был небольшим, но четыре удочки мог вместить спокойно.

— Ого, вот и место классное! — воскликнул Гоша. — Я тут остаюсь.

Мне стало интересно, что находится по ту сторону заграждения высотой в два с половиной метра. Положив удочки, с трудом вскарабкался на самый верх и посмотрел в том направлении, откуда начиналась эта стена. Видимо, когда-то хотели построить мост через реку, а потом передумали.

Фундамент посерел от времени. За ним внизу появлялись водовороты. Дальше течение успокаивалось, и река, не спеша, устремлялась по прямой траектории. О лучшем месте, чем наш заливчик, трудно было и мечтать!

Есть поклевка!

Нам предстояла вторая попытка проверки удачи. Солнце уже достаточно пригрело. Циферблат показывал девять часов утра. Идти за сумками и подсачеком не было сил. Мы расположились бок о бок — удочки веером.

— Эх, красота-а-а! — пропел Гоша, вытягивая к воде ноги. — Плохо только, что рыба не берет.

В это время свисающий поплавок на моей удочке стал подскакивать. Кто-то энергично пробовал насадку. Вдруг леску потянуло. Взмах удочкой — зацеп. Только хотел Гоше сказать, что корягу поймал, а клюнувшая рыбина в это время опрометью кинулась вниз по течению, согнув трехколенный бамбук, как пушинку.

Секунды не прошло, а мой потенциальный трофей метался уже где-то там, за бетонным основанием. Я стоял по эту сторону высокой стены с согнутой в три погибели удочкой, конец которой то и дело шлепал по краю выступа, грозя обрывом лески. Ситуация сложилась… не обойти, не перелезть!

Видя всю безысходность положения, я заорал первое, что пришло на ум:

— Гоша, беги за сачком!

Друг, наблюдавший все это время за процессом, понесся к повороту, как ошпаренный. На скорости спотыкался и помогал себе руками. Думаю, что в спринтерском забеге по наклонной плоскости Гоша не имел бы равных.

Неукротимая мощь

Моя рыбина все еще гуляла вне пределов досягаемости. Через некоторое время я решил повернуть голову, чтобы посмотреть, добежал ли друг до поворота. Однако тут сбоку послышалось сопение, а потом раздался громкий всплеск, и в нашем заливчике взметнулся фонтан брызг. Гоша, отплевываясь, с сачком в руке подплывал к берегу. Хорошо, что стоявшие удочки не задел.

— Где рыба? — был его первый вопрос.

Она оставалась еще там — за стеной. Я не представлял, как «выковырять» речную обитательницу оттуда. Гоша никак не мог смириться с тем, что когда-нибудь придется оборвать леску и упустить трофей. Поэтому просто топтался на месте, переживая, наверное, даже больше, чем я.

На наше счастье, неожиданно удочка пошла на меня, а стремнина буквально вскипела от работающего широкого хвоста. Кто-то буравил сильный поток своим могучим телом, держа курс на середину реки. Я продолжал тащить на себя, и натяжением лески удалось сместить неутомимого противника с опасного места в наш залив.

Что тут началось! Нарезая круги, рыбина перепутала все закинутые лески. Мы в порыве азартной борьбы напрочь забыли про снасти. С застывшими лицами наблюдали за тем, как неведомая неукротимая мощь гнет рогульки и скидывает удочки.

Борьба с крупной рыбиной

Гоша, преодолев оцепенение, забрался в воду по колено. Вытянул сачок и зорко наблюдал за ходом событий. Рыба всплывала то слева, то справа от него, шарахаясь от нового противника. Наконец, растратив все свои силы, на середине заливчика всплыл огромный язь.

Мне только и оставалось, что аккуратно подтягивать его к подсачеку. И тут я увидел, что влезть туда может только половина нашей добычи! А за ней еще тянулся целый ворох из лесок и удочек. Так что у меня и четких мыслей не было, как помочь другу вытащить трофей из воды.

— Гош, попробуй, насколько получится, пропихнуть язя поглубже и повернуть сачок, чтоб рыба не вывалилась!

Осталось подтянуть леску еще на половину метра. И тут Гоша бросился вперед, резко пододвинул сетку под добычу и подхватил ее со стороны головы. Пойманный язь не успел опомниться, как уже оказался в сачке. Половина рыбины свесилась через обод.

Вместо того чтобы повернуть подсачек и зажать улов, друг рванул с ним из воды. Не останавливаясь, понесся мимо меня на самый верх крутого берега! За ним тащились все четыре наши удочки. Моих криков приятель на бегу уже не слышал.

Достойный трофей

Поднявшись на высокий берег, я увидел толпу людей в десяти метрах от края. Они обступили Гошу плотным кольцом. Мне пришлось расталкивать зевак, чтобы, наконец, увидеть свой трофей! А я даже не заметил, когда все эти люди собрались.

Счастливый Гоша распутывал огромного пойманного язя — демонстративно, бережно приподнимая. А тот сверкал крупной чешуей и алыми плавниками.

— Серег, твое желание исполнилось! — сказал мой друг, поднимая голову. — Золотая рыбка, как по заказу. Такой трофей дорогого стоит.

— Да, ничего подобного мне ловить не приходилось, — признался я.

Народ начал расходиться. Ловлю можно было заканчивать, потому что мы все равно не смогли бы распутать клубок лески. Бережно упаковали рыбу, собрали удочки и, перекусив, довольными отправились в обратную дорогу.

Увесистый трофей совсем не казался нам тяжелым. Нести его было одно удовольствие! Дома никто не верил, что мы поймали такую рыбину. Однако она имелась в наличии, подтверждая нашу историю.

Язя никто не взвешивал, но в пустую морозилку нашего маленького холодильника улов поместился только свернутый кольцом. Это был самый ценный и вкусный подарок на мой день рождения!