Два рыбака

подледный лов рыбы

Наше село располагается вдоль федеральной трассы, связывающей города Улан-Удэ и Иркутск. Улицы тянутся справа и слева от дорожного полотна. Некоторые дома выкрашены в разные цвета радуги, ворота и ставни окон покрыты искусной резьбой. Многие деревни в Бурятии смотрятся не менее ярко. Каждый такой дом — почти произведение искусства, плод труда, фантазии, воли и мастерства местных жителей. Глаза радуются, когда взираешь на такие усадьбы.

Как все изменилось!

Мы с Павлом Поповым и Иваном Никитиным родились и выросли в селе. Наши семьи жили по соседству и поддерживали хорошие отношения, поэтому и нас связала крепкая дружба с детства и до преклонного возраста.

После службы в армии мы с Пашей устроились на работу в местный совхоз. Павел управлял автомобилем ГАЗ-53, а я — трактором «Беларусь». По выходным дням нас неудержимо манила рыбалка. У Паши была резиновая лодка, а у меня — мотоцикл «Урал» — отцовский.

Мимо нашего села между горных хребтов протекает река Селенга, на берегах которой мы выросли. Там проводили все лето, иногда оставались с ночевкой. Ловили налимов на червя, ставили закидушки, переметы. Нам попадались также сазаны, язи, щуки. Рыбы в те времена в Селенге было много. Наши уловы становились хорошим подспорьем в семье.

Вспоминая сейчас далекие детские годы, удивляешься… Прошло всего-то 70 лет, а как изменилась природа! Рыбы стало мало в реке, сократилось количество видов. Убавилось поголовье сазана и сига, щука измельчала. Налима теперь почти не видно.

Думаю, что причина этого — в браконьерстве, которое получило особое развитие в 90-е годы ХХ века. Магазины тогда были завалены китайскими сетями, и, как говорится, «пошло-поехало». Их устанавливали в каждом маленьком затоне и заводи. Кое-где использовали и электроудочки, убивающие все живое в радиусе действия. Где совесть у таких горе-рыбаков?! Надо было нещадно с этим бороться… А теперь наследуем результаты «прогресса»!..

В эти же «лихие» годы наш совхоз обанкротился и распался. На селе другой работы не найти. В 2012 году мы с Павлом ушли на пенсию и устроились на пилораму к моему родственнику, где получали неплохие деньги.

В выходные дни и во время отпуска продолжали заниматься своим любимым делом — рыбалкой. Ловили и зимой, и летом. Построили на природе небольшой домик с печкой и нарами. В нем жили во время сенокоса и когда приезжали на реку с ночевкой…

На расстоянии около километра от села ниже по течению горные хребты подходят к самому берегу, и над Селенгой возвышается высокий скалистый утес. Вершину украшали березы и сосны, а внизу его каменные глыбы уходили куда-то глубоко в реку. На выступах гнездилось много чаек и других птиц. Не нужно напрягать слух, чтобы услышать многоголосье пернатого царства, своеобразный базар.

Река Селенга несет свои томные воды в озеро Байкал со средней скоростью — около 12 километров в час. Встречает на пути утес, и волны с гулом разбиваются о его глыбы, превращаясь в мелкие брызги и белую пену. За ним водяная воронка крутится в бешеном ритме, образуя большой омут. Под скалами — яма глубиной около семи метров, где скапливается рыба и остается на зиму.

Мне вспоминается пара интересных случаев, связанных с ужением. Один из них произошел летом, а второй — в период ледостава. Начну по порядку…

Прекрасный отдых на природе

Был конец августа, уже закончились сенокосные дела, и у нас оставалось еще десять дней отпуска. Два из них мы решили провести на рыбалке. Проверили и подготовили снасти, упаковали вещи и продукты и отправились к утесу. Погода стояла солнечная и тихая.

До своей избушки мы добрались благополучно. Разгрузили багаж и, взяв снаряжение для рыбалки, перешли на правый берег реки немного ниже омута. Павел готовил переметки и закидушки, а я ловил на поплавочную удочку мальков для наживки. Клев был вечером отличный: попадались плотва и некрупный окунь.

За 30 минут у меня набрался котелок рыбы. Мелких особей отобрали на наживку, ну а крупных оставили, чтобы сварить. Давненько мы уже не ели хорошей ухи из свежей рыбы!

Солнце закатилось за горный хребет, последние лучи его скользнули по водной глади. На реку легла вечерняя тишина, не считая шума прибоя у утеса. Мы расставили свои донки, закинули два перемета и взяли спиннинги. Я двинулся по берегу ниже омута, а Павел — вверх по реке.

В те годы еще не было строгих ограничений на вылов тайменя при любительской рыбалке. Я пользовался небольшим спиннингом — около двух метров в длину. Катушка средняя — 15 см, диаметр лески — 0,8 мм. Ловил в основном щук и язя, редко попадались таймени до 2-3 кг.

Возле омута клюнула зубастая хищница. Я ее вытянул, она весила около двух килограммов. Продолжил делать забросы в самую яму. Произошла поклевка, — резкий рывок и стопор. Я аккуратно стал тянуть, рыба сопротивлялась и уходила в русло реки. Борьба продолжалась минут 20, потом мне удалось вытащить на берег свой трофей. Это был таймень весом около 3 кг.

Мой напарник поймал двух небольших щук и трех окуней по килограмму. Неплохая получилась рыбалка, будет отменная уха на ужин! Когда мы подходили к месту, где у нас была привязана лодка, то услышали резкий шлепок в воде недалеко от омута.

Паша посмотрел на огромные круги, расходившиеся по воде, и сказал:

— Это таймень! Хвостом он бьет по воде в попытке оглушить плывущую мышь или детеныша ондатры, затем разворачивается и уже зубастой пастью хватает свою добычу. На прошлой неделе я рыбачил с левого берега напротив утеса, и видел, как со скалы,из гнезда сорвался птенец чайки. Он упал в воду. В один миг рядом с ним показалась какая-то большая рыба и утащила его. Думаю, это был таймень или большая щука…

Подкачав лодку, мы загрузили вещи, переплыли к своему домику и приступили к приготовлению ужина. Стояла такая тишина, что писк комара было слышно за несколько метров. Природа засыпала: ей тоже нужен отдых. На небе все больше появлялось звезд, какие-то мерцали ярче, другие светились, как будто лучики.

Мы же, наевшись свежей ухи из плотвы и окуня, отправились спать. Сон на свежем воздухе в смешанных запахах лугов и реки — это прекрасно. Когда дышишь таким воздухом, чувствуешь себя бодрым и отдохнувшим.

Вот это трофей!

Утром, наскоро попив чаю, мы снова отправились на правый берег. Хотелось скорее проверить ночной улов. На перемет попали три налима, один таймень на килограмм и язь. На донках были щуки и язи. Неплохая получилась добыча! Собрав рыбу, мы наживили на крючки мелкую плотву и ершей и снова расставили снасти.

А потом опять пошли закидывать спиннинг. Утром бывает хороший клев. Павел порылся в своем рюкзаке, нашел «мышь», искусно изготовленную из шкурки бурундука, с большими тройниками у головы и хвоста. Эти зверьки часто переплывают реку в поисках пищи. Таймень их знает и хорошо клюет на такую приманку. Паша пошел под утес к яме в надежде на удачу.

Я же отложил спиннинг и взял шестиметровую телескопическую удочку. Направился вниз по течению, собираясь ловить чебака на сухую мушку и кузнечика. На последнего клюют крупные экземпляры.

Утро было тихое, солнце потихоньку поднималось из-за гор, отражалось от воды, веяло приятной прохладой. Над водой летали мелкие белые бабочки, а рыба начала свой завтрак. Плеск стоял по всей реке.

Я ждал клева, когда вдруг услышал голос Павла, который звал меня к себе. Подходя к утесу, увидел друга, который то приближался к самой воде, то пятился в сторону крутого берега, при этом продолжая размахивать спиннингом. Паша двумя руками держал удилище с намотанной на рукоять леской, которая была натянута, как струна.

— Попался крупный таймень, — объяснил Павел. — Он оборвал на катушке рычажок. Пришлось накрутить леску на рукоять. Найди хорошую палку. Мы намотаем на нее леску, удобнее будет тянуть!

Я так и сделал. Теперь мы четырьмя руками держали палку и то подтягивали тайменя, то отпускали на глубину. На эту борьбу у нас не уходило лишних усилий. Минут через 40 противостояние подошло к концу. Резкие рывки прекратились, можно было тащить рыбу к берегу.

Почуяв мель, таймень резко рванул на глубину. Мы подождали, пока он успокоится, и вытянули его из воды. Вот это был трофей! Длиной — 130 см, а весом — 24 кг! Рыба утеса, где находился ее дом и хорошая кормовая база. Внутри тайменя обнаружили двухмесячного утенка, который, скорее всего, попал в пасть сегодня утром…

После такого улова мы решили собирать снасти и возвращаться домой. А впереди нас ожидала не менее азартная рыбалка! Подледный лов хариуса и окуня в устье реки Селенги и на озере Байкал.

В преддверии открытия зимнего сезона

В позапрошлом году я купил микроавтобус с хорошим большим багажником. Мы вместе с Павлом приобрели импортную палатку, рассчитанную на четырех человек. Взяли баллон с пропаном на 20 литров, смастерили газовую плитку.

Возили постоянно мощный и емкий аккумулятор. В палатке было светло и тепло, ночью отдыхали по очереди на раскладушке — один рыбачит, другой спит.

Мы с нетерпением ждали, когда лед встанет в устье Селенги. На наших знакомых местах хороший клевал хариус, а в озерах можно было поймать чебака и окуня. В конце ноября мне встретился знакомый, который рассказал, что уже в прошлый выходной ездил в устье и ловил там со льда.

Вечером я поделился этой новостью с Павлом. Обстоятельства складывались в нашу пользу. На пилораме была профилактика, а у нас выдалась свободная неделька. Решили выехать пораньше, чтобы проверить удачу в подледном лове рыбы.

Уже рассвело, когда добрались до протоки. На льду были видны следы автомобилей, и я смело покатил в сторону устья реки. По пути заметили старые лунки рыбаков, решили их проверить. Пробурили несколько свежих, подкормили бормашом и стали ждать.

Через несколько минут мой друг вытащил небольшого окунька, а у меня клюнул чебак. Рыбалка началась! Клевало с небольшими перерывами, к обеду мы наловили килограммов по пять. Прямо на берегу приготовили еду, а после трапезы решили ехать в то место, где в прошлом году неплохо клевал хариус.

Мимо нас проехала промысловая бригада рыбаков. Они ловили неводом щуку, окуня, чебака. Мужики свернули к озерам, а мы двинулись дальше к намеченной цели.

Затем нам встретились два удильщика, прибывших на автомобиле «Нива». Напарники рыбачили без палатки. Погода стояла солнечная и безветренная, температура не опускалась ниже 8-10 градусов. Рядом с каждым на льду лежали крупные хариусы.

— С хорошим уловом! — поприветствовали мы «коллег» по увлечению и начали разбивать лагерь недалеко от них.

Во власти азарта

Пробурили лунки, насыпали бормаша для прикорма. Установили сверху палатку, разожгли плитку для обогрева и приступили к самому интересному. Клев начался почти сразу, хариус активно брал на «мушки» с красным бисером и желтые мормышки. Один за одним на льду появлялись пойманные красавцы с серебряным с синевой блеском на спине, раскрыв огромные плавники с черными крапинками.

Какая же это великолепная и сильная рыба. Ловишь ее с большим азартом. Ощущаешь резкий рывок, тело наполняется адреналином. Забываешь обо всем, в мыслях только одно: «Это моя пойманная рыба!»…

Незаметно наступил вечер, я вышел из палатки и увидел, что наши соседи на «Ниве» уже уехали. Погода начала портиться, подул северо-западный ветер. По небу поплыли серые косматые облака.

Не обратив на это внимания, я вернулся в палатку и продолжил рыбалку. Невозможно было оторваться от такого клева! В палатке горела лампочка на 12 вольт. Мы и не заметили, как стемнело. Пошел крупный, мокрый снег, видимость резко ограничилась.

Нужно было возвращаться. Мы наскоро собрали палатку, погрузили все в машину и тронулись в обратный путь, домой. А впереди нас ожидала катастрофа…

Место происшествия

Метель была такая, что при свете фар нашего автомобиля не было видно берегов протоки, а она всего метров 15 шириной. Снег залеплял лобовое стекло, «дворники» не справлялись. Мы все еще катили по льду, дорога никак не просматривалась.

У нас зародились определенные сомнения. Место стоянки покинули уже полчаса назад, а на дорогу так и не выбрались. Правильно ли едем? По своей ли протоке!? Рядом с нами было еще несколько рукавов, возможно, мы свернули не туда.

А еще минут через 15 наш путь резко прервался! Передние колеса вдруг провалились в воду, машина бампером зацепилась за кромку льда и повисла… Мы выскочили из салона и стали выбрасывать на лед свои вещи. Удалось спасти все снаряжение.

Вытащили из автомобиля десятиметровый трос. Его мы прикрепили за задний фаркоп, а другой конец протянули по льду, пробурили отверстие, привязали к толстой палке, которую воткнули в лунку. Вот и все, что успели сделать в стрессовой ситуации…

Снег продолжал сыпать, вокруг машины образовалось много длинных трещин. Передних колес не было видно, задние пока еще держались на льду. Мы так утомились, что прямо поблизости поставили палатку, забрались в спальные мешки и быстро уснули.

Проснулся я от холода, включил фонарь и увидел, что нас заливает. Вышел из палатки, осмотрелся. Снегопад прекратился, но дул сильный ветер, и сверху по льду текла вода. Машина стояла, покосившись, на прежнем месте.

В том году осень выдалась затяжная — то мороз, то оттепель. Река Селенга не везде замерзла. По отдельным протокам еще гнало шугу, и, видимо, где-то недалеко от нас забило один из рукавов, выдавив воду на поверхность льда. Так часто бывает в наших краях в конце ноября…

Мы перетащили наши вещи на берег, поставили там палатку. Зажгли газовую плиту, вскипятили воду, согрелись чаем и опять легли спать, так как сильно устали.

Проснулись около 9 часов утра. Снаружи уже было светло, везде лежал чистый белый снег. Выпало около 5 сантиметров осадков. Машина ушла под лед целиком, однако трос был на месте вместе с палкой. Вода по льду уже не бежала, а превратилась в тонкую корочку.

Мы с Павлом осторожно приблизились к провалу и увидели, что микроавтобус опустился на дно протоки. Глубина там была около трех с половиной метров. Подо льдом шла шуга, которая уже выдавила в машине три стекла. Я подумал, что их совсем не останется к тому моменту, когда вытащим автомобиль.

Спасательная операция

Когда солнце поднялось выше, мы смогли точно определить свое местоположение. До знакомой деревни было километров пять. Туда и отправились за помощью. Рядом тянулась дорога, по ней возили сено по окрепшему льду.

Люди в деревне быстро откликнулись на просьбу о помощи. Взяли автомобиль ЗИЛ-131, трактор «Беларусь» с прицепом, погрузили деревянную лодку и выехали к месту происшествия. Там стали совещаться, как лучше вытащить микроавтобус. Лед был еще тонкий, он бы не выдержал тяжелую технику.

Один из товарищей, Николай Козлов, предложил следующий вариант: спустить деревянную лодку на протоку и мотопилами кромсать лед, пока не сделаем коридор до утонувшей машины. Там прицепим трос к трактору и потихоньку начнем тянуть.

Этот замысел мы и осуществили. Двигатель «Беларуси» взревел, мой микроавтобус стал разворачиваться к берегу под углом в 90 градусов. Машину подталкивало еще и попутное течение. Вот уже показалась крыша, а потом и весь автомобиль выкатился на берег.

Как и предполагалось, ни одного целого стекла не осталось. Салон был заполнен шугой и мелким льдом. Нужно было как можно скорее поместить машину в теплый гараж, пока вода не замерзла в мостах и коробке, что грозило бы серьезными поломками.

ЗИЛ-131 отбуксировал мой микроавтобус в деревню. Мы его поставили «оттаивать» на несколько дней. Потом можно было сливать масло с моста, коробки передач и мотора, куда, наверняка попала вода.

После этого перед нами открывались два варианта. Первый подразумевал замену масла и буксировку машины домой. Второй не требовал немедленных действий и предполагал оставить автомобиль в деревне до весны. Этот вариант мы и выбрали.

Потом несколько месяцев вместе с Павлом и моим сыном Степаном занимались ремонтом. Раскручивали все по винтикам, промывали от грязи и снова собирали. К августу закончили работу. Наступила пора сенокоса, транспорт был нужен каждый день. Слава Богу и спасибо нашим товарищам-спасителям, что все обошлось!..

Завтра снова едем на Байкал! Можно продолжать сезон подледного лова рыбы. Душа зовет!