Борьба за голавля

Крупный голавль

Гоша Кузякин спал и видел, что лодку моторную приобрел. Только до недавнего времени сновидения его реальность не обретали. Весь заработок вместе с прибавками каждый месяц будто сквозь пальцы утекали — то одна покупка, то другая. Одни траты, и в загашник отложить нечего! Но за лето и начало осени немного все же скопил и втайне от всех, а тем более от жены, сразу бросился в город — и прямиком в рыболовный магазин. Там взял и лодку, и мотор, но никому не сказал. И вот пришло время испробовать покупку, пока сезон навигации не закрыли…

Лето уже давно прошло, сентябрь порадовал жарой, а потом наступил октябрь. Зарядили холода осенние да дожди — того и гляди снег выпадет. Словом, непогода, а с ней и уловы соответственные — одни ерши лупоглазые, да и тех раз, два и обчелся! Кошка за один присест слопает и косточек не оставит.

Быстрые сборы

Но, к счастью, в один день природа сжалилась. А тут и Гоша заявился. Уже с порога было ясно, что чем-то порадовать хочет! Рот у него до ушей расплылся в улыбке, глаза стали лукавые… Но Гоша не затянул с прелюдией, а сразу выпалил скороговоркой, даже дух не переводя:

— Лодку с мотором купил, завтра едем!

А мне и лучше случая не надо, даже не ожидал такого оборота. Поэтому согласился без толики сомнений. Утром уже выехали, но только к полудню были на месте. Дорога подвела: ее лесовозы ненастным летом и осенью в грязь всю измесили.

На реке Гоша поразил. До этого у него лодки с мотором не бывало, а он ее в два счета на воду поставил. И накачал, и двигатель навесил.

— Такси подано! — крикнул приятель. — Давай снасти грузи, и на Черный Яр когти рвем! Теперь на моторе хоть куда доберемся!

Скоростной заплыв

На Черном Яру я бывал — на веслах как-то по воде ходил. Далековато, обратно — против течения, руки отпадают. Но места там путевые. И рыбные, и от ненастья и холода есть куда спрятаться. У мужиков, завсегдатаев тех мест, избушка там сделана с печкой, с лежанками из досок. Лафа — не рыбалка!

Из тихого залива выбрались на стремнину. Гоша решил похвастаться: дал газу до упора. Да еще течение быстрое. Летели мы вниз по нему, как на самолете, только волны по сторонам! Мне не по себе даже стало: вдруг на топляк наскочим или на проволоку вязальную. Такого «добра» на дне много от сплава осталось…

А Гоша лишь смеялся, глядя на меня, сжавшегося в комочек и мертвой хваткой вцепившегося в рюкзаки, рыбацким скарбом набитые.

— Что трясешься, как лист осиновый? Не бойся! — сказал мой напарник сквозь рокот мотора. — Я тут уже был, опробовал лодку и мотор. Километров десять прошел…

У меня сразу на душе отлегло. Ведь, как-никак, опыт какой-то у него уже был, да и места знакомые. Но все равно я продолжал сычом вперед смотреть — вдруг что-нибудь по курсу появится.

Схватка в небе

И тут, хотя впереди препятствий не было, Гоша вдруг скорость сбавил и голову вверх задрал. Рукой на небо показал: смотри, мол, бой идет! Я глянул и про топляки сразу забыл. Впереди над нами летела громадная птица, несла в когтях крупную рыбину. А над ней ворона металась: то сверху пикировала, то снизу нападала. Перья от них даже сыпались.

Теперь мы оба глаз от противниц не отрывали. Чем же эта схватка закончится? Или перелетят реку и скроются в лесу? Пара птиц мчалась по воздуху чуть впереди нас. Гоша гаркнул и грозно помахал им вслед. Но ни та, ни другая не испугались — даже виду не подали.

Однако ворона вдруг резко набрала высоту и оттуда, с верхотуры, камнем бросилась на соперницу и не промахнулась. Вторая птица от удара разом осела и выпустила добычу из когтей! Рыбина кувыркнулась в воздухе и глухо шлепнулась на самой кромке запеска. Чуть поодаль приземлилась ворона и быстрыми мелкими прыжками двинулась к добыче, воровато поглядывая на приближающуюся лодку.

Наша взяла!

А Гошу тут слово петух жареный клюнул! Приятель дал по газам и рванул к берегу — наперерез пернатой. Та лишь успела пару раз клюнуть рыбину и метнулась в сторону, потому что мы уже выскочили из лодки. Через несколько секунд Гоша подобрал с песка крупного голавля — на полкило с лихвой! Только на боках были ссадины от птичьих когтей, но нас это не смущало.

— И удочки не разматывали, а уже с уловом! — рассмеялся Гоша. — Это нам на новой лодке так везет! В жизни такого не бывало!

Обиженной вороне он сказал «спасибо» и пообещал сварить славную ушицу из голавля. Потом забросил рыбину в лодку, и мы отчалили. До Черного Яра оставалось уже всего ничего — один поворот реки пройти. Птица еще немного порыскала по запеску, а затем взлетела и поднялась над лесом.

Ответный ход вороны

Прибыв на место, Гоша принялся сразу голавля трофейного потрошить. А меня снарядил с рюкзаками дрова для костра собирать. Поднялся я с грузом к домику, осмотрел окрестности и понял, что приятель меня перехитрил. За лето и осень рыболовы все подчистили, всю округу словно подмели — даже тонких веточек не осталось. Пришлось идти в лес за хворостом.

А Гоша еще насмехался: дескать, больше собирай, чтобы на всю ночь хватило! Но потом дочистил голавля, оставил его на борту лодки, а сам пошел мне помочь. Вдвоем мы быстро притащили валежин для костра. Достали котелок из рюкзака, картошку на берег вывалили.

Вдруг мой напарник ни с того, ни с сего начал орать во весь голос:

— Кыш, отсюда! Вали, проказница! Прилетела, дармоедка!

Я обернулся. На борту лодки сидела ворона и торопливо клевала голавля. Гоша схватил у костра подходящий дрын и бросился разбираться с птицей. Пернатая подпрыгнула, вцепилась когтями в рыбину и попыталась взлететь.

Но не смогла удержать свой трофей — выпустила примерно в метре от лодки. Крупный голавль выпал и шлепнулся в воду. Тут же его подхватило течением, и он исчез… Вслед улетающей вороне просвистел дрын…

Схожие результаты

— Все! Проворонили добычу! Вот и сварили уху, — разворчался Гоша. — Теперь ждать надо, когда наловим. Давай костер разводи! Хоть чайку с дороги глотнем, а потом и за снасти возьмемся…

Мы перекусили и забросили снасти. Нам уже не терпелось ловить рыбу. По вечеру густерки клевали, но небольшие — с четвертушку. Брали только на червя. Перловка, которая летом была самой ходовой насадкой, рыбу теперь совсем не прельщала. Обитатели реки даже своими хвостами не виляли. Пришлось довольствоваться только маленькими густерками.

Стемнело быстро — по-осеннему. Подошел налим, но тоже совсем небольшой. У Гоши результаты оказались схожими. Правда, он меня малость переплюнул. Кроме густерок да налимят, выловил пару ершей и голавлика — почти вдвое меньше того, за которого все боролись.

Неплохая добыча

Печку растопили: у реки прохладно стало. Благо, что хоть дождя не было. Уху из самых маленьких налимов сварили. Гоша резонно заметил, что ежели таких привезти домой, то нас даже куры засмеют! Ему требовалась большая рыбина.

Попробовали другую насадку, надеясь на сома или другой крупный трофей. После ужина снова удочки проверили. У меня на кисть червей опять попался налимчик среднего пошиба. На второй моей снасти наживка осталась не тронута. При свете фонарика черви на крючке извивались, будто осьминог.

У Гоши дела тоже шли неважно. Но утром ему повезло! Такого налима зацепил… подсачком едва выволок. Килограмма на два потянула добыча.

Тем временем рассвело. Можно было домой собираться. У меня в садке десятка три рыбин лежало. Хоть и не крупных, но мне хватало. Нынешним ненастным летом и сырой осенью почти ни разу такого не улова не было. И Гоша выглядел довольным. Он уже давно таких больших налимов не ловил.

Прощальный дар

Принялись мы укладывать рюкзаки. Взглянули на берег и увидели, что вернулась старая знакомая — ворона. Она что-то деловито выискивала на месте нашей стоянки. Гоша сжалился над птицей. Снова развязал рюкзак, достал голавлика и бросил птице со словами:

— Что? Рыбы не досталось? На, ешь!

Ворона вначале отлетела в сторону, но тут же вернулась. Припрыгала к брошенному голавлику, принялась клевать. Мы осторожно, чтобы не вспугнуть пернатую, спустились к лодке. Позволили птице насладиться трапезой. Может быть, вчера оставили ворону голодной, отобрав добычу. Пусть теперь наверстает…

А эта рыбалка стала для нас завершающей по открытой воде. Так что запомнилась надолго. И не уловом, а ожесточенной схваткой в небе и тем злосчастным голавлем, который в итоге не достался никому — ни птицам, ни нам.

Через пару дней после той рыбалки ударили первые ночные заморозки. Постепенно приближалось время подледного лова… Но это уже совсем другая история.