Ездовой таймень

Крупный таймень

Коротким заполярным летом население северных городов сокращается на треть. Причина проста — надо отдохнуть, восстановить здоровье, запастись витаминами, повидать родственников да и просто полежать на теплом песочке у южного моря безо всяких забот. А потом, приехав с «материка» на побережье Северного Ледовитого океана, загоревшим, отдохнувшим, с полными чемоданами обновок и впечатлений выложить отпускные фотографии на свою страничку в социальных сетях и, сменив шорты на пуховик, долгими зимними вечерами мечтать о следующем отпуске.

Так получилось, что я вернулся из теплых краев за две недели до истечения срока своего законного отдыха. Был конец августа — лучшее время для рыбалки, сбора ягод и грибов. Комары в этот период уже неактивны, а гнус побит утренними заморозками.

Удачное место для рыбалки

Я созвонился с другом Василием, и в пятницу вечером мы отчалили с пристани Валек на озеро Лама. Там у моего приятеля уже лет 10 стояла избушка. Место он выбрал очень удачно. Небольшой заливчик укрывал от осенних штормов. Ручей создавал удобства для тундрового быта. В лесу можно было собирать грибы, чернику и бруснику. На противоположной стороне озера просматривались усеченные хребты Путоранских гор.

А какая там возможна рыбалка! Сетевой лов был, конечно, разрешен, как и по всему Северу. Но мы этим способом не увлекались. Нам было интереснее поймать на спиннинг гольца или тайменя. Либо выловить на мушку хариуса, удочкой — белорыбицу, закидушкой — налима.

Без добычи мы никогда не возвращались. Даже если выезд на дальние водоемы был закрыт из-за шторма, мы с не меньшим удовольствием ловили хариуса на речке Талая, что вытекает из озера Мелкое.

Изумруд Таймыра

До Ламы шли под двумя моторами около пяти часов. Путь был неблизким. Сначала по реке Норилке, затем Талой, отметились у спасателей. Потом миновали озеро Мелкое и после него достигли изумруда Таймыра — Ламы.

Плато Путорана, вытянутое в горном разломе на 80 км и 7 км в ширину, имеет глубину до 300 метров. По берегам растут в основном лиственница и ольха. Вершины гор сглажены ледниками, а в ущельях лежит снег, который не тает даже летом. Вода в озере чистая и холодная, дно просматривается на десятки метров в глубину.

В Ламе водятся сиг, хариус, чир, нельма, ряпушка, таймень, голец, щука, налим. В окрестностях озера обитают северный олень, росомаха, полярный волк, заяц, куропатка и бурый медведь, который любит похозяйничать в местных домиках.

После визита косолапого

Пришли мы к своей избе уже под утро. Хотя полярный день закончился, но ночи еще стояли светлые. Первое, что поразило нас после нудного гудения моторов, — это тишина, от которой, казалось, звенело в ушах. Мы пришвартовали свой «Прогресс» к небольшой пристани, сооруженной из плавника, привязали для страховки к большому выворотню лиственницы, замытой песком, и пошли посмотреть наше жилище, а заодно размять ноги.

Балок представлял собой печальное зрелище. В домике слегка пошалил медведь — зашел в дверь, а выбрался в окно. Печку свернул, одежду разбросал по кустам, посуду помял, чайник прокусил.

Разорение косолапым разбойником избушки — дело привычное. Еду обычно прячут, а отходы закапывают подальше, чтобы меньше привлекать хищников. Вещи и продукты складывают в надежные тайники, как правило, сделанные из железных бочек.

На обустройство и приведение в жилой вид домика ушла пара часов. Мы попили чай и завалились на нары спать.

За крупным трофеем

Отдохнув после трудного перехода, вечером решили попробовать поймать «тигра холодных вод» — тайменя. Ловят его обычно так. Один человек сидит на веслах и ведет лодку вдоль озера. Другой участник рыбалки забрасывает с кормы крупную (с ладонь величиной) медную блесну с двумя большими тройниками. Потом удильщики меняются местами.

На этот раз мой друг Василий сидел на веслах, а я орудовал спиннингом. Наконец, на втором часу проводки у меня клюнуло. А вернее даже потянуло, да так, что мощное углепластиковое удилище согнуло в дугу. Лодка остановилась, и я подумал, что зацепил бревно.

Попытался крутить ручку катушки, но все было безрезультатно. Миллиметровая плетенка натягивалась, удилище гнулось, но наша блесна окончательно застряла где-то на глубине около 30 м.

— Полный зацеп! — прокомментировал эту ситуацию Василий.

— Попробуй грести — может, вытянем! — предложил я. — Только бы леска выдержала.

Подводный буксир

Мой друг молча кивнул головой и налег на весла. Леска вновь натянулась, а потом немного подалась. Я попытался помочь Василию и стал крутить катушку. Но тут почувствовал, как леску сильно рвануло вперед. Тормоз на катушке громко завизжал, и мой спутник от удивления бросил грести.

Он в изумлении посмотрел по сторонам, пытаясь определиться с загадочными законами нашего движения. Нашу лодку потащило кормой вперед. Я надеялся на крепость плетенки, которая должна выдержать нагрузку не менее центнера. Застопорил катушку и на всякий случай закрепил спиннинг страховочным фалом.

Лодку тащила вдоль берега неведомая сила, а мы сидели и гадали, кто бы это мог быть. Вариантов у нас оказалось много — от лохнесского чудовища и желтой субмарины до кита, зашедшего сюда из Северного Ледовитого океана.

Проплыв по озеру пару километров, подводный буксир повернул назад. Но по редким пока остановкам можно было судить, что он выдыхается. Еще через километр движение прекратилось совсем.

Страшная рыбина

Леска ослабла, и я постепенно с большими усилиями стал наматывать ее на катушку. Так продолжалось с полчаса. Я то поднимал, то отпускал потенциальную добычу в темную глубину озера. Но понемногу все же подтягивал подводного великана наверх. Василий аккуратно работал веслами, удерживая лодку на месте.

И вот настал момент, когда в глубине показалась продолговатая тень. Это конечно же была большая рыба, а не бревно, субмарина или неведомое чудовище. Сачок для вытаскивания из воды такого гиганта, разумеется, не годился.

Я крикнул Василию, чтобы он достал из ящика багорик, сделанный из прута «нержавейки». Друг быстро исполнил мою просьбу и, наклонившись с борта, приготовился принять добычу. На поверхности появилась голова рыбы величиной с футбольный мяч, а потом и все туловище.

Трудно описать вид этого монстра. Толстое жемчужно-серое тело покрывала мелкая чешуя, голова, приплюснутая с боков. Мощные челюсти, зажавшие нашу блесну, были усеяны острыми зубами.

На боках его виднелись темные пятна, из воды торчал мощный плавник. Хвост был большой багряно-красного цвета. В длину рыбина достигала полутора метров, а вес ее оказался около 50 килограммов.

Когда крупного тайменя подвели к борту, Вася забагрил трофей под голову. Я подхватил туловище ближе к хвосту, мы резко перевалили это бревно через борт и дружно навалились на него. Рыбина не билась, а просто ворочалась на дне лодки, утомленно изгибаясь всем телом. При этом таймень приподнимал нас в своей угасающей агонии, а затем постепенно затих.

Мы, еще не веря в успех такой сумасшедшей рыбалки, на всякий случай придавили потрясающую добычу деревянным трапиком, чтобы она вдруг не выскочила за борт. Посидели, отдышались, успокоились от борьбы, поставили мотор и пошли в свой залив.

На берег крупного тайменя вытаскивали вдвоем. А потом, вооружившись острыми ножами и приготовив посуду, стали разделывать его. Голову, печень, плавники и хвост отложили на уху, а сочное розоватое мясо нарезали кусками и сложили в канн для засолки. Была уже полночь, когда мы зажгли костер и сварили уху.

Какое это получилось блюдо! Наваристая уха, золотистая от жира, запашистая от свежей рыбы и приправ, не могла сравниться ни с домашней, ни с ресторанной едой. Это было торжество вкуса!

Как мы одолели полведра ухи — только Нептуну и нашим желудкам известно. А после с осоловелыми глазами, разморенные костром и обжигающей юшкой, утомленные потрясающей рыбалкой, завалились на нары.

Дележка добычи

Проснулись ближе к обеду от гнусавых гортанных криков. Словно лешие в лесу голосили или водяные зашабашили. Прямо мороз по коже. Оказалось, что это большие серебристые чайки, прозванные рыбаками бакланами, делили добычу — брошенные нами в озеро потроха тайменя.

Мы позавтракали остатками ухи, которая загустела и превратилась в заливное. Походили по береговому чистому мху, собрали огромные подосиновики с оранжевыми шляпками. Они стояли рядами по всем буграм, как в детской сказке. Также мы нарвали по ведру черники и брусники.

Вершины отрогов плато Путорана уже поседели: их посахарило первым снегом. На следующий день мы собрались и не без сожаления отплыли домой, очень довольные своей рыбалкой и отдыхом на озере Лама.