Покоряя бездорожье

Путешествие на внедорожнике

Находясь в здравом уме и твердой памяти, подавляющее большинство автовладельцев старательно избегает съезжать с асфальта, ну или, в крайнем случае, с хорошей грунтовки. Причем речь идет об обладателях машин любого типа — от малолитражки до крутого внедорожника. Это пусть неписаное, но все-таки правило, для которого обязательно должны быть исключения. В данном случае речь идет о любителях экстремального отдыха, а также о поклонниках ружья и удочки. Причем многие умудряются сочетать эти увлечения. И далеко не у каждого «под седлом» внедорожник.

В этой статье мы не будем говорить о каких-либо масштабных усовершенствованиях машин, а постараемся дать несколько, надеемся, дельных советов о том, как свести к минимуму риск застрять вдали от населенных пунктов и что делать, если эта неприятность все-таки произошла. Ну и, конечно, однозначно что нужно взять с собой, чтобы максимально облегчить себе жизнь, если ехать предстоит по бездорожью.

Загляни в багажник!

То, что автомобиль должен быть в полном порядке, даже не подлежит обсуждению! Наши увлечения, как правило, влекут нас в края, где народу — минимум, а природа, если и не первозданна, то максимально близка к этому. Соответственно, рассчитывать стоит только на себя. В лучшем случае — на компаньонов по путешествию, если ехать собрались на нескольких машинах. Отсюда вывод: кроме аптечки, в автомобиль просто обязательно надо положить несколько «жизненно необходимых» предметов.

Трос

Лучше всего — ленточный, с серьезным запасом прочности (5-10 тонн на разрыв). А в идеале — не один. Во-первых, пятиметровый буксировочный, способный выдержать нагрузку около пяти тонн. Во-вторых, длинный и стальной трос. Он и как самостоятельная единица выручит, и в сочетании с лебедкой отлично подойдет.

Кому-то нравятся тросы с карабинами. Это неплохой вариант… Однако стоит помнить, что буксировочные проушины у автомобилей различаются. Будет обидно, если именно ваш карабин не подойдет по размеру и вы не сможете прицепиться к машине добровольца, решившего помочь. Уродовать пусть даже не столь заметную деталь авто едва ли кто-то захочет. Опять же надо помнить о риске срыва…

В общем, лучше попрактиковаться в завязывании узлов. И не лишним будет приобрести полиспаст. Это позволит увеличить усилие лебедки при меньшем расходовании сил.

Домкрат

В идеале можно взять его разновидность, называемую «хай-джек». Это устройство отлично подходит, если машина села колесом в яму. И еще один очень важный момент: «хай-джек» не препятствует работе лебедки. Когда автомобиль начнет двигаться, домкрат просто сам сложится, упадет и без риска повреждения выдержит вес машины.

У этого приспособления есть еще один неоспоримый плюс. При наличии двух тросов «хай-джек» способен успешно заменить ручную лебедку. Да, кстати, о ней тоже не надо забывать. Если на автомобиль не установлена электрическая лебедка, то не помешает положить в багажник хотя бы ручную. Это будет очень предусмотрительный шаг.

Антипробуксовочные цепи

Весьма распространены в классическом исполнении — из металла. А недавно на рынке появились и резиновые версии. Вопреки ошибочному мнению, что это приспособление годится только для зимнего времени, цепи отлично работают и по грязи или песку.

«Кулибины» наших дней сейчас предлагают еще один вариант. Это так называемый «башмак». Устройство крепится на одно из ведущих колес снаружи — на диск. Высота выступа над внешней поверхностью покрышки — до 10 сантиметров.

Фактически, упираясь в землю, «башмак» работает как домкрат, приподнимая автомобиль над землей. При этом, являясь пусть временной, но частью колеса, не препятствует вращению. И одновременно, служа зацепом, позволяет продвигаться вперед.

Однако у этого устройства есть и слабые стороны. В частности, использовать его можно только на машинах, имеющих большие арки крыльев.

Полезные инструменты

Не лишним будет запастись ручными орудиями труда. Стоит взять с собой лопату, а лучше — сразу две. Шанцевый инструмент имеет дурную особенность ломаться в самое неподходящее время. Оптимальный вариант — небольшая саперная лопатка и классический совковый вариант.

Пригодится и топор. Возможно, потребуется срубить дерево, подготовить шест, наколоть дров. Да мало ли для чего еще понадобится топор?! Пила — это, конечно, по желанию. Но ножовка много места в багажнике не займет. А на природе она всегда может пригодиться.

Компрессор вообще стоит иметь любому автовладельцу. Вдруг колесо подкачать срочно нужно будет! Тем более нужно заранее подумать о прохождении сложных участков маршрута, когда, возможно, придется стравливать воздух из всех четырех шин.

На камнях

По щебеночным дорогам ездить приходится нередко. Первое, о чем стоит помнить в таких случаях, — это интервал и дистанция между автомобилями. Отрыв в несколько десятков метров — необходимость. В противном случае велик риск поймать на стекло «подарочек» от впереди идущего.

Подгазовывать опять же надо аккуратно, помня о тех, кто может двигаться следом. Вылетевшая из-под колеса щебенка способна лететь с высокой скоростью, поэтому представляет серьезную угрозу и для транспорта, и для людей.

Крупные камни лучше по возможности стараться объезжать. Зрение — штука коварная… Всегда есть опасность недооценить размеры препятствия и, слишком понадеявшись на высоту клиренса, серьезно повредить ходовую часть автомобиля. Есть обрулить камни не получается, то остается ехать прямо по ним. Так выше шанс уберечь резину от порезов и разрывов: протектор все-таки прочнее боковин.

На грунте

Даже старые добрые и до боли знакомые дороги с нетвердым покрытием могут подвести. Представьте, что прошел дождь и участки пути, которые раньше с легкостью преодолевал любой транспорт, вплоть до и малолитражек, превратились в болота. Теперь там будут неуютно себя чувствовать даже обладатели автомобилей повышенной проходимости.

Размокший грунт, разбитые колеи — сплошной экстрим. Эти трудности могут стать серьезным испытанием даже на знакомой дороге. А если вы приезжаете в другую местность и не имеете не малейшего представления о том, что вас поджидает за каждым поворотом? Тут нужно будет действовать осторожно, спокойно и без паники.

Если нет возможности объехать такой участок, то желательно выбрать местечко посуше, припарковаться там, обуть сапоги и отправиться пешком с разведывательными целями. Лучше немного подмокнуть и испачкаться, исследуя дорогу, чем повиснуть днищем на «волне» между двумя колеями.

Выбрали направление? Тогда постарайтесь максимально разгрузить машину перед поездкой — высадить пассажиров и снять часть поклажи. Затем нужно смело двигаться вперед и не останавливаться, что бы ни происходило!

Если у вас механическая коробка, то стоит переключиться на пониженную передачу. Ехать лучше «внатяг», памятуя о том, что протектор уже однозначно забился грязью. Нужно поддерживать ровный темп без малейших экспериментов с педалями газа и тормоза.

Эх, колея!..

Допустимо слегка «маневрировать» — чуть-чуть покачивать рулем влево и право. Так больше шансов зацепить плотные участки грунта. Но вместе с тем возрастает и риск свалиться в колею.

В идеале ее лучше пропускать под собой. Почему? Да просто, если заберешься в колею, нет никакой гарантии, что в дальнейшем ее глубина не увеличится. Тогда и сами не заметите, как клиренса не хватит и машина просто повиснет «на брюшке». Если уж попали в колею, то выбираться из нее лучше всего на естественных поворотах. В таких местах обычно более пологие края.

Если же необходимо пораньше покинуть разбитую дорогу, то попробуйте, чуть прибавив газ, повернуть руль в сторону, противоположную нужной, а затем — уверенно к выезду. Выбрались? Тогда, как только выйдете на плотный грунт, несколько раз резко остановите машину, чтобы просушить тормозные колодки, а заодно и частично избавиться от грязи в протекторе и ходовой.

Вызволение «железного коня»

Теперь разберем ситуацию, что вам все-таки не повезло и вы застряли. Нужно найти способ вытащить машину. Если в путь отправлялись с компаньонами, то все несколько проще. Особенно, когда рядом есть еще один автомобиль.

В этом случае проще всего зацепить трос и аккуратно, не торопясь, покинуть коварную трясину. При необходимости стоит позвать на помощь пассажиров. Они и подтолкнуть машину смогут, и раскачать ее для повышения качества сцепления с дорогой.

Если же путешествовать решили небольшим составом, то справляться придется собственными силами. Первый вариант спасения лежит на поверхности. Раз досюда как-то доехали — значит, есть вероятность вернуться той же дорогой. Стоит попытаться сдать назад. Примерно в половине случаев сдвинуть машину с мертвой точки все же удается — с помощью подталкивающих пассажиров или без них.

Ну а если результата сразу не достигли — не нужно отчаиваться. Можно попробовать раскачать машину и выбраться. На механике придется переключаться с первой передачи на задний ход и обратно и понемножку газовать. На автомате, соответственно, с режима D на R и наоборот. Только не переусердствуйте!!! Иначе рискуете сжечь сцепление, а если авто с АКПП, то угробить и ее.

Подкоп и бревна под колеса

Снова ничего не вышло? Что ж, тогда попробуем более радикальные пути. Достаем лопату и откапываем ведущие колеса. Также убираем грунт на метр-полтора в направлении предстоящего движения, пробиваем колею. Потом ищем материалы поплотнее — ветки или небольшие камни. В крайнем случае достаем из машины резиновые коврики и подкладываем их под колеса. Затем предпринимаем новую попытку избавить автомобиль от «грязевых объятий».

К слову, вопреки широко распространившемуся мнению, не нужно подкатывать бревна или поленья поперек колеи. Это занятие не только неблагодарное, но еще и опасное! При наезде на один край полена — второй может задраться и натворить беды под днищем!

Так что укладывать их нужно только вдоль и плотно подгоняя друг к другу. При этом выбирать лучше не слишком толстые чурбачки. В противном случае есть риск, что машина на такой «трамплин» просто не сможет взобраться.

Подставка для домкрата

Опять неудача? Значит, пришло время домкрата. Не надо ставить его в грязь. Это не имеет особого смысла. Автомобиль своей массой просто вдавит в грунт домкрат, и вызволять придется уже его.

Положение спасет лопата. Подкапываем небольшую лунку под «пятку» домкрата, уплотняем дно с помощью тех же веток, найденного неподалеку камня или отрезков дерева. К слову, многие из опытных путешественников не считают зазорным специально в дополнение к «подъемнику» возить с собой отрезок 50-миллиметровой доски, который можно использовать в качестве своеобразной подставки.

Еще удобнее — кусок стального листа толщиной миллиметров в 5 и со стороной не менее 40 см, а лучше — больше. Устанавливаем домкрат и подкладываем под оторвавшееся от земли колесо небольшие бревнышки, доски, камни — то, что удалось найти в зоне неожиданного бедствия.

«Архимедов рычаг»

Можно использовать и лебедку. Если рядом есть за что зацепиться — большой камень, дерево, столб… — это здорово! Берем длинный трос, накладываем петлю и тянем.

В идеале хорошо бы иметь в багажнике пару ломиков. Но это, конечно, по возможности. Просто они пригодились бы в отсутствие лебедки. «Архимедов рычаг» способен помочь выбраться из грязи.

Цепляем трос одной частью к машине, а другой — к дереву, камню или вбитому в землю колу. Посередине нашего «буксировочного каната» делаем петлю и вставляем еще один лом. Теперь фиксируем в верхней его части длинный и прочный рычаг. Это могут быть деревянная слега, обрезок трубы, лопата или очередной лом.

Затем начинаем вращение. Да, медленно, да, трудно! Но шанс вызволить машину высок! Главное — все делать аккуратно. Петля из троса на рычаге должна находиться как можно ниже к земле. Это снижает риск обрыва «буксировочного каната» или поломки всей системы.

Вода, вода… кругом — вода!..

Ручьи, небольшие речушки, огромные лужи или ливневые потоки. Любители путешествий на внедорожнике хорошо знакомы с такими преградами. Если увидели подобное препятствие — сразу готовьте сапоги! Бросаться в воду, не зная брода, — не наш метод!

Согласитесь, что пропороть колесо о камень на дне или «улькнуть» по самый воздухозаборник и заглохнуть посреди ручья или гигантской лужи — не то, чего мы ожидаем от поездки. И уж тем паче не хотелось бы превращать машину в субмарину.

Порядок действий у нас простой. Выламываем или вырубаем на берегу подходящий шест (вот и топор из багажника снова пригодился!) и идем промерять глубину. Причем двигаться придется зигзагом, проверяя состояние дна на всей ширине брода.

Форсировать водную преграду нужно на скорости, не поднимающей большую волну, иначе зальет. Если у вас механика, то переключаетесь на вторую передачу или даже на первую. Едете ровно, аккуратно и четко. Ну и, когда окажетесь на твердой земле, несколько раз резко затормозите — нужно же просушить колодки.

На песке

«Барханы» оказываются на пути охотников и рыболовов не так часто, как грязь или камни. Но иногда это все же случается. И тут самое время — проверить наличие в багажнике компрессора. Специалистам известно, что лучше всего получается ездить по песку, когда немного спускаешь шины. Достаточно довести давление до уровня в половину или одну атмосферу — и преодолевать сыпучие участки станет намного проще.

Передача желательно выбрать пониженную. Если до вас здесь уже успели накатать колею, то… смело езжайте мимо. Риск завязнуть по самое «брюшко» на таких участках слишком велик! Автомобиль должен идти ровно, внатяг, без перегазовок и резких движений. Так у вас намного больше шансов добраться до твердого грунта, чем при попытке прорваться с наскока.

Здесь немного другая тактика, чем при езде по грязи. Когда двигаетесь по песку, можете притормозить, если вдруг почувствуете, что машина зарывается колесами. Таким образом можно будет немного повысить качество сцепления с грунтом. Затем вновь плавно стартуйте…

Надеемся, что этот материал поможет вам в путешествии на внедорожнике избежать крупных неприятностей. Ну и финальный совет. На всякий случай, прихватите с собой еще и… денег. Если справиться с преградами самостоятельно не выйдет, то волей-неволей придется искать подмогу, сколько бы километров для этого ни пришлось пройти. А в настоящее время, увы, далеко не каждый автолюбитель готов бесплатно помочь выручить вашу машину из грязевого плена…

Арсений Фавстрицкий, Татарстан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий