«Квадратный» мотоцикл — боец с бездорожьем

Четырехколесный мотоцикл

Пора сугробов благополучно миновала, но след от снежных проталин еще остался в виде хлюпающих луж и грязевой колеи. По ним добраться до охотничьих угодий или удаленных клевых мест бывает непросто. Кто-то использует внедорожники и вездеходы. Кому-то больше по душе верховая езда и длительные пешие прогулки. Я же предлагаю вспомнить еще об одном замечательном средстве передвижения по весенне-летней жиже — квадроциклах.

Полезное открытие

Крутить баранку мне пришлось уже с 14 лет. С тех пор минули долгие годы. Я успел опробовать множество отечественных и зарубежных «железных коней» как на двух, так и на четырех колесах, а то и больше. И чего только не происходило со мной в пути!..

Но до сих пор одна из самых неприятных дорожных ситуаций для меня — «сесть в лужу», особенно когда вокруг километры леса и сложно надеяться на какую-либо помощь. Думаю, заядлые охотники и рыболовы меня поймут, поскольку наверняка сами не раз переживали подобное.

На успешное высвобождение из грязевого плена влияет много факторов, один из которых — габариты самой машины: чем она тяжелее, тем больше с ней возни. Раньше для поездок в лес я использовал УАЗ, ЗИЛ-157 и прочих «проходимцев», которые не особо поворотливы и довольно прожорливы. Их обслуживание — удовольствие не из дешевых.

Как-то во время одной из вылазок в лес года четыре назад навстречу мне попалась компания из трех охотников, рассекавших по лужам на мотовездеходах, или попросту — на квадроциклах. За одной из машин катил компактный и вместительный прицеп, в котором бы уместилось не только необходимое оборудование, но и целый сохатый.

Надо признаться, что до этого момента я не раз уже слышал о таком средстве передвижения. Но мне всегда казалось, что его основная задача — развлечение для молодежи. Когда же воочию увидел, как мужики уверенно и ловко преодолевают на нем бездорожье, то задумался, засмотрелся и решил узнать о квадроциклах больше. Кстати, с той командой «байкеров» познакомился и до сих пор дружен.

Отголоски из прошлых столетий

Как всегда, я постарался основательно подойти к изучению нового вопроса и начал со страниц истории. Мне удалось выяснить, что самый дальний предок привычного для нас «квадрика» появился еще в середине XIX века. У первых моделей не было пассажирских мест.

Изобретатели не сразу решили вопрос с размещением колес. Поначалу их приделали в вершинах ромба. Но из-за этого транспортные средства той эпохи стали менее устойчивыми. Тогда-то и было решено внедрить прямоугольную форму. Многие исследователи также утверждают, что и первые изобретенные автомобили были по сути своей не чем иным, как предками квадроциклов.

Эра мотовездехов началась в 70-е годы ХХ века — с появления японских трициклов. Позднее разработчики пришли к выводу, что модели с четырьмя колесами более перспективны.

Однако в России квадроциклы в основном появились только в 90-е годы. Самые первые образцы, импортированные в страну, стоили невероятно дорого. Такую покупку могли позволить себе только самые обеспеченные наши соотечественники.

К счастью, несколько лет назад ситуация кардинально изменилась. На российском рынке попали квадроциклы по приемлемым ценам, что не может не радовать любителей активного отдыха.

Для любителей скорости

Перед тем как приобретать четырехколесный транспорт, стоит определиться с функциями, которые он будет выполнять. Есть несколько разновидностей мотовездеходов. Однако основных типов только два: спортивные и утилитарные.

Первые из них больше подходят для развлечения. На этой технике можно устраивать гонки с друзьями, лихо мчаться по пересеченной местности, прыгая по кочкам, в надежде установить собственный рекорд скорости. Спортивные квадроциклы обычно компактны и очень резвы.

На такой транспорт нередко ставится механическая коробка передач, чаще всего шестиступенчатая. Это позволяет быстро набирать приличную скорость. Хорошо разгоняться помогает и небольшой вес «квадриков». Их создатели постарались максимально упростить конструкцию и отказаться от всего лишнего.

Водитель, садящийся за руль такого агрегата, должен быть готов к тому, что может сильно испачкаться. Для управления спортивным мотовездеходом нужны определенные навыки. Не помешает и хорошая физическая подготовка, поскольку она позволяет активнее маневрировать, меняя стойки и перенося вес своего тела.

Техника для охотников и рыболовов

Утилитарные квадроциклы больше подходят для вылазок на природу за различными трофеями. Эти модели считаются отменными «рабочими лошадками». Некоторые модификации даже называют мини-тракторами, поскольку они могут тянуть по бездорожью. И при этом еще способны доставить к месту назначения немалый груз.

Для утилитарных «квадриков» характерны жесткая подвеска, надежная защита днища, прочный карданный вал. Есть грузовая рама и буксировочные крюки. Выглядит такой транспорт габаритно и мощно. Его массивный пластиковый корпус неплохо защищает водителя от грязевых брызг.

Бездумно гонять на этой солидной технике, конечно, не с руки. Хотя кое-кто и умудряется. А вот для рыболовов и охотников такие мотовездеходы — настоящая находка. Преимущества «утилитарников» очевидны. Об этом можно судить хотя бы по их большой популярности. На собственном опыте могу смело сказать, что на таких мощных и устойчивых квадроциклах легче всего учиться ездить новичкам.

Конечно, в холода и метели этот вид транспорта менее востребован. Зимой я отдаю предпочтение снегоходу или каракату. Ну а в теплое время года да по талой грязи квадроцикл — замечательный выбор! Даже на уазике тяжелее добраться до заповедных троп, чем на четырехколесном мотоцикле.

Тем более в летнюю жару. На квадроцикле я с ветерком доезжаю до охотничьего стана за несколько часов (гораздо раньше своих собратьев по увлечению) и даже успеваю к их приезду протопить баньку. Или заметно опережаю других рыболовах на пути к заветному водоему в глухом районе.

Именно четырехколесные мотоциклы дают возможность забрать туда, куда на тяжелом автомобиле заехать нереально. Да и управлять квадроциклами намного проще. По полному бездорожью на них за день можно с легкостью продвинуться на целых 100 километров, что весьма проблематично сделать на машине.

Кроме того, «утилитарник» обычно менее прожорлив, чем автомобиль или вездеход. И дает меньше выхлопных газов. Это одни из важных причин растущей популярности квадроциклов.

Первые впечатления обманчивы

Вначале мне казалось, что поездки на мотовездеходе опаснее, чем на привычном для меня уазике, поскольку крыши и дверей нет, да и защиты поменьше. Все это вызывало определенные подозрения. Но вскоре мои сомнения развеялись. Я даже стал получать массу положительных эмоций и испытал ни с чем не сравнимое чувство свободы.

Впервые за руль квадроцикла сел года четыре назад благодаря моему другу Веньке — заядлому любителю всевозможных активных развлечений. Произошло это в разгар весеннего бездорожья. В назначенное время мы экипировались, и я помог приятелю вывести из гаража «железных коней» — его собственного и отцовского. Товарищ не стал долго объяснять, как пользоваться не знакомой для меня техникой. Просто деловито отмахнулся:

— По ходу сам все поймешь!

Немного попрактиковавшись вокруг хоздвора, мы поехали к виднеющейся вдалеке речке. Первые впечатления от управления квадроциклом у меня, к слову сказать, были негативными. Поначалу очень раздражало то, что, стоит только опустить ручку газа, транспортное средство сразу же останавливалось. Но уже через 10-15 минут знакомства я привык к характеру четырехколесного коня и ехал, не отставая от своего наставника.

Накануне как раз шел дождь, и вокруг царила неприятная сырость. Дорогу покрывали большие лужи, а колея вообще утопала в грязевой жиже. Но нашу технику эти обстоятельства не пугали. Мой друг с легкостью преодолевал скользкие и приличные по глубине грязевые колдобины и взлетал вверх на случайных кочках. Попутно устроил мне мастер-класс по вождению.

Сначала я думал, что вряд ли смогу так же лихо управляться с этой техникой. Но к вечеру того же дня уже научился уверенно делать разворот. И езда на квадроцикле все больше меня захватывала.

Это первое знакомство с новым видом транспорта привело к тому, что через каких-то два месяца я приобрел собственный мотовездеход, хоть и поддержанный. В разгар лета мы с моим приятелем уже вовсю ездили на рыбалку и настраивались на предстоящий сезон охоты.

Не гонитесь за дешевизной

Перед совершением покупки я основательно изучил российский рынок квадроциклов. Особо обращал внимание на экономичность, удобство передвижения и маневренность транспорта. Мне казалось, что это важные параметры для частых поездок на рыбалку или охоту.

Нужно отметить, что выбор был солидный. Многие знакомые советовали на первых порах взять более дешевую китайскую технику, чтобы сберечь деньги. Но я бы сам от такой рекомендации воздержался.

Мотовездеходы из Поднебесной считаются не вполне надежными. Уже не один рыболов и охотник из числа людей, с которыми поддерживаю регулярные контакты, пожалел о покупке «бюджетной» версии квадроцикла. Слишком часто обладателям этого транспорта приходилось устранять различные неисправности.

Японские и американские мотовездеходы могут стоить дороже, чем автомобиль, но зато отличаются высоким качеством. Однако и на них не советую сразу кидаться. Наша российская техника хоть и менее модернизирована, но вполне надежна и адаптирована к нашим климатическим сюрпризам.

А вот к каким я выводам пришел, основываясь на личном опыте эксплуатации квадроцикла.

  • Не стоит увлекаться всевозможными наворотами. Прежде всего, мотовездеход для поездок на охоту и рыбалку должен иметь высокие протекторы на колесах, надежный двигатель и конечно же лебедку. Все остальные предлагаемые продавцами опции не особо влияют на проходимость транспортного средства.
  • Красивый дизайн «утилитарнику» не обязателен. Лучше обратить внимание на долговечность и надежность.
  • Оцените, насколько работоспособен покупаемый вами «железный конь». Крупные дефекты, как правило, видны невооруженным взглядом.
  • Многие модели квадроциклов выпускаются только с задними ведущими колесами. Аппараты, рассчитанные на высокую проходимость, должны быть полноприводными. Однако эта опция не всегда востребована. Иногда трясину на своем пути проще объехать, чем пытаться ее штурмовать, рискуя увязнуть всеми колесами. Полноприводный режим включается тогда, когда мотовездеход встречается с очень сложным, почти непреодолимым препятствием.

Важно быть в форме

Для езды на квадроцикле необходима особая амуниция. Не забудьте купить шлем, который убережет вашу голову от повреждений. Специальная куртка, отдаленно напоминающая панцирь, поможет избежать серьезных травм спины, брюшной полости и грудной клетки. Непременно купите еще и перчатки, чтобы прикрыть кисти и пальцы рук.

Маска — неплохая защита от комков грязи, мелких камней и туч насекомых. Поначалу я ограничивался обычными мотоциклетными очками. С ними глаза не слезятся, когда едешь с хорошей скоростью. Однако маска в сочетании со шлемом, конечно, обеспечивает лучшую защиту.

Во время весенней охоты я использую легкую экипировку с камуфляжной раскраской. Отправляясь в лес, никогда не забываю о водозащитном костюме с непромокаемым капюшоном и проклеенными швами. Если заметно холодает, то надеваю еще жилетку с флисовым утеплителем. На голову набрасываю закрытый капюшон. Эта одежда достаточно легкая, но не продувается ветром, да и, что немаловажно, тело в ней не потеет.

Хорошая экипировка нужна не только водителю, но и самому транспортному средству. Сейчас в специальных магазинах и в Интернете легко можно найти полезные приспособления для квадроцикла, чтобы превратить его в настоящего друга для поездок на охоту или рыбалку.

Не помешает обзавестись двумя аксессуарами для оружия. Первый — это чехол, который поможет вам довезти двустволку или винтовку до места назначения в целости и сохранности. Он позволяет не забрызгать оружие во время езды и не забить ствол грязью.

Чехлы встречаются тканевые и пластиковые. Если вы используете последний, то обязательно побеспокойтесь о том, чтобы ваш огнестрел находился в нем в фиксированном состоянии и не болтался. Для этого можно купить модель со специальными креплениями.

Второй аксессуар — это кофр для перевозки различной мелочевки и небольших полезных вещей. Если вы собираетесь на рыбалку, то можете положить туда же телескопическую удочку.

Тюнинг и заботливый уход

В густом лесу, как известно, всегда есть шанс заблудиться. Чтобы этого избежать и не оказаться полностью отрезанным от цивилизации, обязательно приобретите рацию и навигатор. На моей памяти были случаи, когда люди, сэкономившие на таком снаряжении, попадали в беду.

Для квадроциклов, как и для любого транспортного средства, которому предстоит длительный поход, всегда актуальна проблема топлива. Ведь во время поездки по красивейшим глухим местам можно сильно увлечься и не уследить за уровнем расхода горючего. Для того чтобы не застрять на долгое время где-нибудь посреди леса, прихватите с собой несколько канистр с бензином или соляркой — в зависимости от того, какой у вас двигатель.

Стандартные фары мотовездехода чаще всего не в состоянии обеспечить нормальный уровень освещения ночью. Так что лучше не лениться и заранее озаботиться вопросами дополнительной «иллюминации». Каким будет источник света — зависит только от ваших финансовых возможностей и конечно же вкусов.

Запомните, что квадроцикл — это сложная техника, которая по «закону подлости» может выйти из строя в самый неподходящий момент. Так что нужно возить с собой хотя бы элементарный набор инструментов и запчастей, если вы, конечно, обладаете знаниями и навыками для починки транспорта в полевых условиях.

Я, например, всегда беру коллекцию рожковых и накидных ключей, несколько комплектов для ремонта шин, запасные свечи, ручной насос, отвертки и головки, бензопилу и топор. Другой инструмент требуется только в том случае, если заранее готовишься к длительной и тяжелой поездке.

Любая техника любит уход. В обслуживании квадроциклов есть свои тонкости, о которых обладателям этих средств передвижения нужно помнить и стараться соблюдать. Если вы только недавно купили новенький мотовездеход, то дайте возможность всем деталям сработаться.

Это означает, что в первые дни эксплуатации «квадрика» лучше отказаться от экстремальных поездок и различных гонок. В противном случае на основные и вспомогательные узлы техники ляжет чрезмерная нагрузка, и какие-то элементы могут выйти из строя.

Перед каждой поездкой не ленитесь проводить, пусть даже и кратковременный, осмотр мотовездехода. Основное внимание уделяйте трансмиссии и тормозной системе. Обязательно проверьте, не забились ли грязью подвижные соединения. Не пренебрегайте периодической диагностикой в сервисных центрах. Специалисты лучше разберутся, что не так с вашим четырехколесником.

Буква закона

«Квадрики» — это не совсем обычный вид транспорта, ведь их никак нельзя отнести ни к байкам, ни к автомобилям. В нашей стране большинство моделей «утилитарников» считаются внедорожными четырехколесными мототранспортными средствами передвижения. Для того чтобы легально ими управлять, нужно специальное удостоверение тракториста-машиниста. Обычные водительские права, разрешающие ездить на автомобиле, здесь не подойдут.

Квадроцикл необходимо зарегистрировать в органах Гостехнадзора. Там же нужно сдать теоретический и практический экзамены по управлению этим транспортом. После этого вам выдадут удостоверение, позволяющее использовать мотовездеход.

Если вы хотите научиться рулить квадроциклами профессионально, то можете обратиться в одну из специализированных автошкол, которые обязательно должны пройти аттестацию в Гостехнадзоре. Обучение чаще всего длится два-три месяца. Считается, что этого времени вполне достаточно для того, чтобы овладеть основными нюансами управления четырехколесным «железным конем».

В завершении хотелось бы добавить, что человек, хоть раз в жизни севший за руль мотовездехода, получит очень яркие ощущения. После этого будет очень сложно отказаться от желания обзавестись собственным квадроциклом, чтобы ездить на нем на природу. Количество охотников и рыболовов, использующих такую технику, уже давно перевалило за десятки тысяч. И число поклонников этих транспортных средств неуклонно растет. Так что если хотите, то и вы присоединяйтесь к «нашему полку»!

Максим Ишуткин, Башкирия

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий