Едем на рыбалку по полному бездорожью

Поездка на зимнюю рыбалку

Раньше я всегда добирался до места лова пешим ходом. И не потому, что не было средств на приобретение какой-нибудь техники, а просто из практических соображений. Посудите сами. Живу я на Крайнем Севере, вокруг — голая тундра, местами с непроходимым кустарником или болотом. Связи с «большой землей» или, как у нас говорят, «материком» по дороге нет. В короткий период навигации по Енисею можно добраться до Красноярска, а там… куда душа захочет. Ну а долгой зимой — только самолет. Это единственное, что позволяет нам не полностью оторваться от остального мира.

Нужен ли автомобиль на Крайнем Севере?

Асфальтированная дорога у нас, конечно, есть. Правда, ее протяженность менее 200 километров. И она соединяет просто два населенных пункта. И все! Конец цивилизации! Приходим к выводу: содержать машину и гараж ради коротких выездов смысла не имеет.

Если рыбалка предстоит серьезная и далеко от города — на машине все равно до конечной точки не добраться. Иногда проще взять такси или, если повезет, остановить попутку на асфальтированном участке пути. А дальше — только пешком по тундре часа три-четыре, а то и все восемь. В зависимости от того, куда собираешься.

Например, у меня от дома до ближайшей речки — около семи километров. Путь проходит по насыпной гравийной дороге. В теплый период идти легко, а если еще и с хорошим товарищем, то за беседой не замечаешь, как время проходит. И вот ты вдруг уже оказываешься на месте!

Но в один момент мне вдруг захотелось заполучить что-нибудь механическое. Вопреки всем моим принципам и логике. Не подумайте, я не отказался от своих взглядов. Даже сейчас, имея собственный внедорожник, считаю это излишней роскошью с учетом коэффициента полезного действия данного транспорта в нашем регионе.

А уж прежде мне казалось очень непрактичным покупать машину ради поездок на зимнюю рыбалку (и летнюю). Однако, как говорится, я «загорелся» этой идеей. Но, кроме одного желания, требовалось еще получить водительские права. А вдобавок я вообще боялся выбираться на дороги общего пользования. Не говоря уже об управлении автомобилем в городе! Страх был дикий!

Для разминки — двухколесный транспорт

Поэтому для начала я решил освоить вариант попроще. Выбор пал на скутер китайского производства с четырехтактным двигателем объемом до 50 кубических сантиметров. Это сейчас и на него нужны права, а шесть лет назад все было легче. Принципиально не хотел брать технику с рук, поэтому приобрел транспорт в магазине.

Как человек, заботящийся о безопасности, заодно прикупил и мотошлемы, которые не раз спасали мою голову в первые поездки. Встал вопрос — ставить или не ставить на скутер дополнительный кофр? С ним агрегат выглядит солиднее, да и вещей можно больше взять. Благо директор магазина, видать, человек честный, отговорил меня от этого.

— Разобьешься в первые же дни! — сказал он мне.

Итак, по факту на рыбалку я стал добираться на каком-никаком, но все же «железном коне»! Радости не было предела. В какой-то момент ловил себя на мысли, что удовольствие теперь стал получать не сколько от процесса выуживания рыбы, сколько от возможности приехать с комфортом.

Характеризуя положительные качества скутера, могу сказать, что 50 кубов вполне хватало, чтоб везти двоих взрослых мужиков по 80-85 кг каждый плюс небольшой груз (рюкзачки с провизией, ремкомплект, удочки). По трассе 50-60 км/ч — вполне приемлемая скорость. Расход топлива при полной загрузке составлял около двух-трех литров на 100 километров. А в бак входило вдвое больше топлива.

Движок вполне переваривал даже наш не очень качественный 92-й бензин. Правда, это сразу сказывалось на тяге. Так что я старался заливать 95-й и немного ацетона в бак, тем самым искусственно повышая «октан», наверное, до 97-98. Не знаю, как это сказывалось на моторе и топливной системе, но плюсы были очевидны и, главное, ощутимы. Прибавка скорости и тяги, ровная работа двигателя, лучший его запуск на холоде — пожалуй, главные из них.

Второй скутер

Вопреки всему, что пишут плохого о китайской технике, мой «железный конь» без проблем и поломок прослужил мне два летних северных сезона. Я «заболел» скутерами! Продал свой старый транспорт и купил новый. Он был тоже собран в Поднебесной, но с итальянским двухтактным двигателем объемом 50 кубических сантиметров.

Его я выбрал по двум причинам. Во-первых, мне, как старому «технарю», было интересно опробовать две разные системы. Во-вторых, скутер, по-моему, выглядел очень красиво. Правда, в «двухтактник» я уже не лил ацетон. Боялся это делать, потому что там другая система смазки поршневой. Думаю, что тут подобная «добавка» только навредила бы.

Этот скутер я доработал. Установил спортивный вариатор, и транспорт легко преодолевал отметку в 70 км/ч на спидометре. Свою задачу по доставке двух рыбаков из точки А в точку Б этот агрегат тоже выполнял на отлично!

И все-таки, исходя из собственного опыта эксплуатации техники, я бы рекомендовал выбирать транспорт с четырехтактным двигателем. Почему? На мой взгляд, в обслуживании «двухтактник» сложнее. Требует очень много качественного импортного масла, а оно дорогое. Мотор прожорливее. Расход на 100 км — до 3,5 литра. И это не предел! Не забывайте, что речь идет об объеме в 50 куб. см. Плюс — не такой хороший запуск в холодную погоду. И требуется обязательный прогрев в течение 5-8 минут, а иначе тяга не та!

В общем, подытоживая историю со скутерами, при всех плюсах этой техники есть один очень большой минус — зависимость от погоды! Как раз подходил сезон ловли корюшки, у нас зима еще была в полном разгаре. Скутер стоял в гараже. И я стал втайне от семьи задумываться о покупке автомобиля.

Требования к машине

Отправил родных на «материк» и всерьез занялся вынашиванием своего плана. Меня мучил вопрос: какой же автомобиль выбрать? Думаю, что многие, впервые приобретающие машину, всерьез задумывались над этим. Как человек достаточно зрелый и разбирающийся в технике, я подошел к проблеме с точным и осознанным видением моих запросов.

Эксплуатироваться машина будет в жестких северных условиях, а это не только мороз, но и пурга и, как следствие, заметенные дороги. Лето на Крайнем Севере тоже не всегда радует: температура — от плюс трех градусов до нуля, да еще постоянные осадки — это обыденное дело. Проложенные по тундре трассы, если их можно так назвать, и без дождей пребывали в печальном состоянии.

Так что мне нужен был только внедорожник! Ну и для себя я решил, что только с левым рулем. Думаю, тут объяснять ничего не надо, тем более что автомобилист я еще неопытный. Поскольку стаж вождения у меня небольшой, то брать дорогую машину страшно. Да и посмотрел на других товарищей-рыболовов: купят серьезный внедорожник, а ездят только по асфальту. Жалко «мучить» машину в тундре, опять же кусты лак царапают. Лично мне непонятен этот выбор. Все-таки автомобиль должен соответствовать своему предназначению!

В итоге выбор у меня оказался невелик: либо иностранная техника, но с большим пробегом, либо российская машина, но почти новая и за те же деньги. Склонился в пользу отечественного автопрома по причине доступности и относительной дешевизны запчастей и расходников. Когда стал выбирать из наших, конечно же думалось о более проходимой по причине короткой базы трехдверной «Ниве».

Возможные проблемы?

Однако захотелось комфорта. Все же не всегда я буду по тундре колесить! А «спартанский» салон, не менявшийся с советских времен, совсем уж добил меня. Посмотрел «Шевроле Ниву»: зеркала с подогревом (у нас особенно важно), электрокорректор фар, регулировка руля по высоте, гидроусилитель немецкий, «торпеда» на ощупь из мягкого приятного материала, хороший обзор через заднее стекло.

Нашел в отличном состоянии после одного хозяина. Быстрый осмотр не выявил каких-либо дефектов. В общем, купил машину, которая на тот момент была в эксплуатации уже пять лет. И не жалею до сих пор. Может, мне повезло. На 180 тысяч километров пробега поменял цепь ГРМ и установил новый башмак натяжителя. Старый, оказывается, давно разломался на части и лежал в картере двигателя. Кое-какие куски достал рукой. Остальные и поныне там.

Сейчас пробег 200 тысяч километров — и еще ни одного капительного ремонта. Компрессию замеряю периодически: 10,5-11,0. Масло не ест. Недавно заменил прокладку головки блока цилиндров (в расширительный бачок пробивались мелкие пузырьки газов). Заодно, раз уж залез туда, поменял по кругу гидрокомпенсаторы (какой-то один начал подстукивать, решил заменить все). Ну и, конечно, маслосъемные колпачки.

Компрессия по всем цилиндрам стала ровная: 11,0 кг/см3. За эти четыре года, что я использую автомобиль, каких-либо серьезных поломок вспомнить не могу. Все проблемы предсказуемы. Чтобы не доводить до серьезных последствий, надо просто вовремя замечать изменения в поведении машины.

Например, многие автомобилисты жалуются на постоянную течь масла из-под сальников. Мне неизвестна такая проблема. Может быть, потому, что устанавливаю их сам. Один раз морозы стояли под 60 градусов в течение трех недель. А мне надо было по делам ездить. Так я знал наперед, что-то должно потечь. Так и есть — стал подкапывать сальник хвостовика заднего моста. И все! До гаража всегда добирался своим ходом.

Несколько раз топил машину в речке, так что в цилиндры вода заливалась. Ничего, никаких гидроударов. Автомобиль вытаскивал на берег. Свечи выворачивал, стартер прокручивал. Продувал цилиндры. Потом ставил свечи на место и ехал. Правда, приходилось выкидывать воздушный фильтр.

Передний привод

Да, у машины мотор слабоват — 80 лошадиных сил. Но при езде по бездорожью этого не замечаешь. А по трассе только при обгонах смотришь за километр вперед. Есть понижающая передача, но пользуюсь ею крайне редко, разве что при преодолении бродов.

Удивляет неосведомленность и заблуждение некоторых «бывалых» водителей по поводу отключения переднего моста у «Нив». Часто слышу вопросы в духе: «Мы сейчас на полном приводе едем?».

Все «Нивы», и советские и нынешние, имеют постоянный полный привод! Отключить его можно, лишь сняв передний карданный вал. Но при этом вы не отключите приводы колес! И двигатель продолжает часть КПД отдавать на прокрутку переднего полумоста или редуктора (кому как нравится). Экономия топлива при этом ничтожна. А безопасность вождения многократно уменьшается. Плюс ко всему вы просто получаете тяжелые заднеприводные «Жигули»!

О проходимости можно забыть. Я пробовал ради эксперимента поездить без переднего вала. Если по сухому асфальту и по прямой — разницы не замечаешь. Но это только до первого даже небольшого поворота. Там сразу чувствуется, что передок не «тянет». Машина неуверенно идет в поворот. А про гравийные дороги и говорить нечего!

Полный привод прощает множество ошибок вождения. Увести в занос «Ниву» сложно. Но если уж это произошло, то практически ничего не спасет. Меня заносило только на гололеде, и то из-за моих грубейших ошибок вождения.

Для сравнения отмечу, что мне довелось попробовать проехаться на переднеприводной «Ауди-100». После того, когда машина с места не смогла заехать на небольшую укатанную горку, я передал руль хозяину.

— Надо с разгона! — объяснял он мне.

У владельцев заднеприводных машин бывают ситуации, когда колеса по льду крутятся вхолостую и нужно подтолкнуть автомобиль. Водителям «Нив» такие проблемы неизвестны. Когда на узкой заснеженной дороге надо уступить, я без страха ныряю на обочину.

Вдвойне приятно, что мой выбор одобрила супруга. А ведь я приобрел автомобиль, не согласовав с ней такую серьезную покупку. Запомнился один случай: жена сидела на переднем кресле. Я вышел, заправил машину, но выехать с АЗС не мог. Передо мной уже раз пять пытался подняться по гололеду на горку шикарный дорогой кроссовер.

Я молча показал мужику через окно рукой: мол, сдай назад, дай мне попробовать. И, не сомневаясь, на своей нешипованной всесезонной резине без пробуксовки спокойно въехал. По-моему, жена испытала невероятную гордость. По крайней мере, проводила владельца кроссовера высокомерным взглядом.

Соревнование с иномаркой

Многие читатели могут сказать, что я очень уж расхваливаю свою машину, а иностранные внедорожники ничем не хуже! И это, конечно, правда. Только много ли есть импортных автомобилей повышенной проходимости, весящих менее полутора тонн?

Как-то мы соревновались с приятелем, имеющим Renault Duster, кто дальше по сугробам проедет. Минут через 15 иномарка встала. Я спросил: в чем дело? Оказывается, машина может долго-долго ехать то ли на пониженной передаче, то ли на блокировке. Перегревается муфта, и нужно время, чтобы она остыла. Мой же автомобиль может сутками работать. И это не реклама.

Еще один огромный плюс — вес машины. В поездках на зимнюю рыбалку на Енисее часто приходилось видеть, как тяжелые автомобили Land Cruiser просто проваливались в рыхлый подтаявший снег. Я обычно проскакивал. Хотя, конечно, бывали случаи, когда и мой внедорожник застревал. Только вот, если вас, к примеру, трое-четверо человек, сможете вы вытащить своими силами машину весом в две-три тонны? Думаю, что нет. А «Ниву»… да!

В поездку за корюшкой мы обычно собираемся вчетвером, пятому места не хватит. Багажник забит доверху. Все — в толстой теплой одежде, а в руках еще и рыбацкие ящики. Да, на задних сиденьях места маловато. Впереди ехать приятнее и вольготнее. Но зато как едет груженая «Нива»! Меня поймут немногие люди. Она движется мягко, ямки и рытвины «проглатывает», не замечая. Недаром народ шутит, что в таком автомобиле надо возить с собой мешок картошки в багажнике. Потому что пустая «Нива» — машина жесткая. И если едешь один и по случаю встретится попутчик… сажайте его назад. Я обычно делаю так.

Недостатки машины

А теперь необходимо рассказать обо всех минусах автомобиля. Коробка переключения передач у «Нивы» оставляет желать лучшего. Ощущение такое, будто несмазанные шестеренки двигаешь.

Качество продаваемых в магазинах запчастей для наших машин очень низкое. Были случаи, когда деталь просто не подходила по месту! Иногда складывается впечатление, что весь брак идет на продажу! В течение года на конвейере, в частности на мой автомобиль, в 2005 году ставили в разные месяцы три различные крестовины карданных валов!

Когда менял цепь ГРМ, подумал поменять датчик положения коленчатого вала. Старый еще неплохо работал, просто доступ к нему облегчился, а в загашнике лежал новый. Поставил… И оказалось, что изначально новая деталь была нерабочей! Благо стоила она недорого.

Блокировку межосевого дифференциала стараюсь вообще без надобности не включать, потому что отключить ее бывает очень трудно. Интересно про эту процедуру написано в инструкции. Там сказано, что надо вывернуть руль до упора влево, включить заднюю передачу и в процессе движения назад отключить блокировку. Хитро как-то задумано! Но помогает, правда не с первого раза…

Скупой платит дважды

При этом становится как-то грустно и печально из-за продукции отечественного автопрома. Но для себя я нашел выход… достаточно простой. Если надо что-то менять и есть аналог иностранного производства, пусть в пять раз дороже, беру его. Особенно это касается различных подшипников. Тут как нигде к месту поговорка, что скупой платит дважды.

В итоге товарищи или случайные попутчики удивляются: расход топлива у меня ниже среднего, мотор еле слышно (обработка двигателя «Супротеком»), в машине тепло (установлена импортная электропомпа), едет мягко (японские амортизаторы), в салоне тишина (всю проклеил термо-, шумоизоляцией), установлен бортовой компьютер (очень выручает), GPS-навигатор, Bluetooth-телефония. А машине скоро 10 лет, и пробег 200 тысяч километров!

Всем не расскажешь, какой ценой я этого добился. Одно время соседи по гаражу постоянно подначивали: что ты, мол, в ней копаешься?! Машина работает, ездит, чего тебе еще надо? Пришел я домой и думаю: может, действительно зря все это? А потом как просветление снизошло! Если мне это доставляет удовольствие, если вижу только положительные результаты своей работы — почему я должен себе в этом отказывать? Да, автомобиль любит, когда хозяин сам прикладывает к нему руки, и отвечает надежной, безотказной работой.

Дмитрий Рузанов, Красноярский край

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий