Теплый холод

Выловленная щука

Хочется рассказать о случае, который произошел со мной и моим другом в начале апреля, когда мы, как всегда, отправились за щукой. «Зубастая» в наших краях ловилась неплохо. В качестве наживки мы использовали мотыля и опарыш. И того, и другого заготавливали много, ибо клев часто был довольно активным и случалось так, что наживки попросту не хватало.

Вообще апрельская рыбалка обычно очень интересна: уже вовсю ощущаешь дыхание весны. Одинокие птички издают приятные трели, да и ледок на реке уже какой-то не такой. Днем все чаще случаются оттепели, и подмораживает обычно только к вечеру.

Щука тоже чует приход весны, хотя до начала настоящего таяния льда еще далеко. «Зубастые» начинают потихоньку устремляться на более мелкие места, покидая глубину. Это очень важно знать! Ведь можно просидеть целый день без единой поклевки, расположившись над глубоким местом. А стоит сдвинуться на пяток метров в направлении земли, как клев начинается, и весьма сильный.

Где искать хищницу

Часто щука, словно заботясь о безопасности человека, скапливается буквально у самого берега и как будто говорит: «Нечего идти за мной на глубину! Мало ли что?! Сидите вон у бережка да ловите меня, сколько в ящик влезет!..».

На самом же деле так происходит вовсе не от стремления щуки к самопожертвованию и ее любви к человеку. Просто хищница начинает готовиться к нересту. Подчас бывает так, что она берет наживку просто в экстремальных для нее местах, протискиваясь между дном и слоем льда. Глубина в таких участках водоема порой бывает меньше, чем половина метра.

В самом начале апреля для ловли «зубастой» подходят и места с растущими осокой либо тростником. В таких местах щуки часто передвигаются буквально по самому дну. Если же находят небольшие углубления, то устремляются туда и отстаиваются. Вот в таких местах «охотиться» на щук — одно удовольствие.

В эту пору ловить «зубастых» можно на блесну с использованием приманки либо без нее. Мы с приятелями по традиции используем наживку, о чем я уже сказал.

Сборы на рыбалку

Итак, денек выдался погожий, настоящий апрельский. Светило яркое солнышко, а под ногами уже была грязь. Мы на своей видавшей виды «Ладе» не рискнули в таких условиях выезжать на рыбалку, побоялись застрять где-то на подступах к реке.

Вместо этого условились выехать с утра в воскресенье с тем расчетом, что утром обычно бывает похолодание. Мороз сможет сковать грязь, и мы доберемся до реки по замерзшей земле. Там переждем оттепель и вечерком снова по корке льда, а не по грязной жиже вернемся назад. На том порешили и разошлись по домам.

Ночь пролетела незаметно, поскольку в выходные время всегда летит, как на крыльях. Вот и раннее утро, на будильнике пять утра — значит, пора вставать. Быстро поднявшись с постели и позавтракав, я отправился в гараж. Дорога до него занимала всего пару минут, под ногами хрустели снег и лед.

Поездка по ледяной корке

В общем, все складывалось так, как мы и планировали. У гаража уже стоял мой приятель. Видно было, что ждал он меня совсем недолго. Сложив его экипировку в багажник, мы устремились в путь.

До речки дорога была большей частью покрыта асфальтом, который местами уже полностью открылся. Так что наши шипы немного раздражающе звенели, но менять резину на летнюю было еще не время. С краю дороги снег и лед днем таяли и превращались в лужи. А к вечеру все опять замерзало.

Всю ночь и утро часть дороги оказывалась покрыта коркой льда. Существовал риск зацепить такой слой, двигаясь на скорости. В результате машина могла уйти в занос даже на зимней резине, не говоря уже о летней, которая сразу бы «задубела» на морозе.

Хотя, как рассказывал мне мой отец, раньше никто и не ведал о существовании специальных шин для холодного периода. А если кто-то и знал, то купить такую резину было попросту негде. Так что многие водители круглый год ездили на летней и достаточно уверенно себя чувствовали при аккуратном управлении машиной.

Но в данном случае было надежнее и безопаснее именно на шипах. Да и выбраться из небольшой ямки, края которой оледенели, на зимней резине проще.

…Эх, российская дорога…

Асфальт, как всегда, закончился быстро и неожиданно. Только что было относительно ровное и гладкое шоссе, как вдруг появились огромные ухабы. А еще через пару километров дорога исчезла вовсе.

У меня возникло ощущение, что в таких условиях надо не на автомобилях передвигаться, а на небольших самолетах. Разогнался по хорошей дороге и взмыл в небо, миновал по воздуху плохие участки пути и снова приземлился на приличный асфальт.

Моя «старушка» крыльев, к сожалению, не имела. Поэтому, преодолев ухабистую дорогу, нам пришлось съехать на уже привычную тропинку. Любителей щуки среди местных жителей, видимо, было много. Дорога до реки оказалась уже раскатана до земли.

Хорошо, что хоть сейчас этот слой замерз. Да и маршрут «туда» вел с горки, что гораздо проще даже по грязи. А вот на обратном пути нам предстояло забираться на подъем. Да еще дорога могла быть скользкой или залитой водой, что значительно осложняло задачу.

Ладно бы на дворе стояло лето, когда есть возможность свернуть на траву и продолжить новую колею по неизведанным местам. А вот весной, когда по краям от импровизированной дороги еще весьма глубокий снег, сделать это, увы, нереально.

Но о плохом мы тогда не думали. Впереди нас ждали приключения, возможность выловить щуку и вернуться с хорошим уловом.

Начало рыбалки

Спустившись вниз, мы начали раскладывать вещи и поставили палатку, поскольку так комфортнее и теплее. Высверлили четыре лунки на разной глубине недалеко от берега, достали удочки и на блесну нацепили мотыля. Дело пошло!

Поначалу было видно, что щука ходит рядом, иногда чуть трогает блесну, но не берет. Но вот начались и первые серьезные поклевки. Пару раз крупная рыбка срывалась, но на третий раз ей это не удалось. В руках у нас оказалась первая щучка, за ней — вторая, третья…

На улице тем временем уже рассвело. Яркое апрельское солнышко потихоньку начало плавить лед вокруг. В палатке было хорошо, теплые лучи нисколько не мешали. В нашем замкнутом пространстве установилась комфортная температура. Появилась возможность спокойно отдохнуть и перекусить.

Я решил выйти наружу посмотреть, как дорога. Естественно, все уже начало таять. Даже несильное давление подошвой ботинка на замерзший некогда грунт приводило его в движение. Совсем скоро вместо маленьких ледяных озер в ямках на дороге образуются лужи, а замерзшие комки грязи превратятся в сплошную жижу.

Выловленные щуки

Как водится, за хорошим клевом с приятным собеседником, у которого множество общих тем для разговора с тобой, да еще в уютном месте, где не холодно и не жарко, время пролетает незаметно. Вот уже и день перевалил за свою середину, солнце потянулось к закату, и стало холодать. Еще пара часов — и можно собираться в путь.

Дорога к тому времени должна была подмерзнуть настолько, чтобы выдержать вес нашей машины. И действительно, температура воздуха заметно понизилась, лунки стало затягивать ледком. Пару раз мы их очищали от образовавшегося на поверхности слоя, но постепенно желание делать это вновь становилось все меньше. Пришло время отправляться домой.

В общей сложности каждый из нас выловил щук килограмма на три, и казалось, что дело уже сделано. Посовещавшись, мы решили, что пора трогаться в путь. Нам казалось, что дорога уже достаточно замерзла, ведь лунки покрылись плотной коркой льда.

 

Неожиданное препятствие

Собрались мы быстро: буквально за четверть часа свернули палатку и все надежно запаковали в багажник. Уселись в автомобиль, и я начал разворачиваться. Каково же было наше удивление, когда под колесами мы почувствовали настоящую грязь. Машина поплыла и преодолела около сотни метров до того места, где начинался пусть и небольшой но все же подъем к нормальной асфальтированной дороге.

Тут наше транспортное средство встало намертво. Колеса буксовали, и казалось, что кто-то просто держит автомобиль за задний бампер. Ни метра вперед мы проехать не могли. Делать было нечего, оставалось просто ждать…

Распаковывать вещи и продолжать рыбалку не хотелось совсем. Настроение, еще совсем недавно такое бодрое и приподнятое от предстоящего возвращения домой и приготовления вкусного ужина, быстро испортилось. Приятные мысли улетучились, как дым от потухшего костра. Но еще тлела надежда, что, стоит немного подождать, и земля окончательно замерзнет.

Вынужденный перерыв

Так в раздумьях мы просидели еще час, слушая радио. По истечении этого срока вышли, чтобы оценить обстановку. После теплой машины нам показалось, что на улице реально холодно. Чувствовалось, что морозец достигал 5…6 градусов. Однако под ногами оставалась жижа.

Вдалеке она была подернута небольшим слоем ледка, но, стоило на него наступить, сразу «выдавливалась» грязная вода. Складывалось ощущение, что по сравнению с дневными условиями мало что изменилось.

Стало немного не по себе. Вокруг не было ни души. Все, кто раньше рыбачил неподалеку от нас, пришли на водоем пешком и уже давно свернули удочки и разошлись. Мы остались только вдвоем. Наш боевой дух поддерживала надежда на скорое похолодание. Кроме того, у нас были сотовые телефоны, которые позволяли, в крайнем случае, позвонить кому-нибудь и попросить о помощи.

Долгожданное избавление

К счастью, мобильники нам так и не пригодились. Примерно к восьми вечера дорогу все-таки прихватило ледком. К тому времени мы уже два часа промучились, сидя в машине и недоумевая, почему земля не мерзнет, несмотря на приличную минусовую температуру.

Мне удалось стартовать и поехать вперед. Колеса, хоть и с пробуксовкой, но двигали автомобиль к заветной цели – к асфальту. Вот уже пройдена треть пути, вот половина, и, наконец, мы вынырнули из непонятной густой пелены и выбрались на твердую поверхность. Ясно дело, что после возвращения домой пришлось в течение часа отмывать ужасно грязный автомобиль. Ставить его в таком виде в гараж мы не решились.

Так нам до сей поры и непонятно, почему грязь не замерзла, в то время как вода в лунках схватилась льдом? Что это было и как можно объяснить такое явление? Может, кто-то знает?

Николай Хромов, г. Мичуринск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий