В дебри

Рыболовы, на мой взгляд, это не только люди, которые ловят рыбу. Им присуще еще несколько неотъемлемых качеств. Одно из главных – любовь к приключениям и путешествиям. А вспомните, как легко мы заводимся от рассказов о том, что, мол, «есть озеро, где щуки за десять килограмм и клюют, как бешеные». Бессчетное количество раз мы бросали уловистые места и забирались в самые непролазные дебри в поисках новых ощущений.

Весь этот летний сезон мы – создатели и участники телепередачи «Клевое дело» – только тем и занимались, что открывали для себя новые неизведанные места. Многое нам пришлось перенести: тучи комаров и мошки, изнуряющую жару и промозглые дождливые утра. Мы так натренировались вытаскивать машины из грязи, что я уже всерьез подумываю, а не написать ли на эту тему статью, чтобы поделиться собственным опытом с другими рыболовами. Случалось, и блудили по лесу, и падали в воду, но, пожалуй, самая запоминающая поездка состоялась совсем недавно – в середине сентября…

Мы уже были наслышаны о замечательных рыболовных местах вокруг выселенной несколько лет назад деревни Золотушка. Знали, что там рыба ловится хорошо не только на самом Чулыме, где и стоит эта деревня, но и в окрестных озерах. Поездку в эти далекие таежные места мы наметили на сентябрь. Осенью и дороги получше, и воды в болотах поменьше, а самое главное – комаров почти нет. Нашелся и проводник: им оказался бывший председатель правления Золотушки Владимир Гавва. Он-то и взял на себя эту неприятную обязанность повсюду неотступно ходить вместе с нами.

По нашим расчетам, прибыть в Золотушку мы должны были еще засветло, часов в 8–9 вечера. Но теория редко совпадает с практикой. К 8 часам мы были только в Сулзате, а затем два часа ехали по достаточно экстремальной дороге до еще одной забытой Богом деревни – Смолокуровки. Там нас встретили два единственных местных жителя с очень показательными фамилиями – Скрипов и Наливкин. Последний предложил, естественно, выпить за знакомство, а Скрипов вызвался проводить нас до берега Чулыма, откуда нам и предстояло спуститься вниз по течению до Золотушки. Двести метров до берега реки мы пробивались на машине еще около часа. У нас на прицепе была моторная лодка, и тащить ее такое приличное расстояние на своем горбу нам не хотелось. Наконец, лодка была спущена на воду. Пятеро сумасшедших рыболовов загрузились в нее, а вернее – укрепились, как смогли, на горе снаряжения и канистрах со ста литрами бензина, и осторожно отчалили от берега. Лодка была нагружена до предела и едва не перевернулась прямо у причала. Чулым в здешних местах не только широк и быстр, но и коварен. Песчаные мели, коряги, крутые обрывы и ночной мрак – все это заставило нас тихо, не шелохнувшись, сидеть в лодке, а мотор на самом малом ходу толкал нас по течению к Золотушке.

Почти час занял этот экстремальный сплав. Двигались мы исключительно недалеко от берега, а потому прошли самым длинным путем, не срезая повороты реки. Вот, наконец, и берег Золотушки. Река в этом месте сильно сужается, и скорость течения достигает порядка 12 км в час. Берег невероятно крутой, и на нем стоит большой кран, которым в советские годы загружали баржи лесом. Можно сказать, что нам повезло, ибо мы причалили к берегу с первого раза и, зацепившись за уже причаленные моторные лодки, сумели выбраться на твердую почву. Земля! Земля!

Времени было уже около часа ночи. Решив взять с собой только самое необходимое – еду и спальные принадлежности, мы двинулись в сторону деревни, которая, как оказалось, стояла еще на одной крутой горе, и взобраться туда нам стоило большого труда. Совсем выбившись из сил, в два часа ночи мы наконец-то зашли в дом. Затопив печку и развесив для просушки свои вещи, мы быстро и скромно отметили наше прибытие и рухнули спать…

Проснувшись далеко не ранним утром, мы занялись разработкой дальнейших планов. Решено было этот день посвятить рыбалке на Чулыме, а назавтра со свежими силами попробовать пробиться на знаменитые таежные озера. Сказано – сделано. Охотники пошли согласно купленным лицензиям стрелять боровую дичь, которой здесь много и даже в черте деревни, а рыболовная часть нашей команды двинулась к Чулыму. Наконец-то при дневном свете мы смогли рассмотреть Золотушку. Зрелище это и вправду не внушало оптимизма. Всего-то пять лет назад здесь кипела жизнь, работали взрослые и смеялись дети, а сейчас стояли еще вполне целые дома и огороды, сплошь заросшие лебедой. Всюду царила разруха. Не лаяли собаки и не мычали коровы. Островок тишины посреди тайги. Нахлынувшее уныние отошло, когда мы увидели людей. Как оказалось, в Золотушке до сих пор несколько человек живут круглогодично, а летом и вовсе набирается до несколько десятков жителей. Люди приезжают сюда не только за дикоросами и на охоту, но и для того, чтобы сходить на могилу к родственникам.

Рыбалка на Чулыме прошла достаточно весело. Хорошо поклевывала щучка прямо с берега. Для ловли мы выбирали берега с несильным течением, но обязательным присутствием коряг. Почти на каждом перспективном месте следовала поклевка. Щука благополучно доставалась из воды, и мы переходили к следующему месту. Более одной рыбы на одном участке, как правило, не было. Щука брала очень смело и верно, а отдельные экземпляры дотягивали до трех–четырех килограмм веса.

К вечеру нас ждал суп из рябчиков и ГАЗ-66, готовый отвезти нас в любое указанное место. Выбор пал на озеро Калач. Ехать до него было на машине почти 20 км, далее – 4 км по болоту. На этом озере наши знакомые ловили зимой рекордных окуней весом более 2 кг. Щуки там тоже было предостаточно. Полные радостных предчувствий, мы и погрузились в сон…

Ранним утром мы двинулись в дорогу. Стоило отъехать от деревни несколько километров, и вот уже нам стали попадаться глухари, сидящие прямо на дороге. Стрелять такую птицу, наверное, можно было даже не выходя из машины. Охотники уговорили нас задержаться на часок. Настроение было веселое. Дикость и первозданность природы вселяла уверенность в предстоящей рыбалке. Создавалось обманчивое чувство успеха. Но без проблем не обошлось…

Болото было хоть и не топкое, но, тем не менее, достаточно труднопроходимое. По неопытности многие из нас взяли в путь совершенно ненужные вещи, о которых впоследствии нам пришлось пожалеть, ведь с каждым шагом нести снаряжение становилось все тяжелее и тяжелее. Если сначала мы довольно бойко шагали по еле заметной тропке, то постепенно скорость стала замедляться, и во второй половине пути часть группы выбилась из сил и отстала. Особенно запомнилась мера расстояния местных жителей. Они нам всякий раз говорили, что до такого-то места «осталось сто метров пробежать». Мы проходили сто, двести, пятьсот метров, и только спустя километр доходили-таки до указанного места. Все это окончательно выбило нас из сил. Четыре километра пути (а на поверку – все 5–6!) заняли 2 часа.

Таким образом, прибыли мы на озеро почти в час дня и без сил повалились на берегу. Маленько оклемавшись, развели костер и стали варить чай. Потом появился аппетит, и мы плотно перекусили, восполняя потерю калорий. За чаем мы рассуждали и пришли к выводу, что обратная дорога займет никак не меньше времени, рыба нам не нужна, так как обратно ее просто не унести, и что никому не хочется даже спиннинг брать в руки. Постановили: пребываем на озере до 15.00 и трогаемся в обратный путь. Нетрудно посчитать, что на рыбалку у нас оставалось чуть более часа. Но никто не хотел уходить от костра. Приятное тепло чая разливалось по всему телу, накатывала сладкая истома, и глаза сами собой закрывались.

Наконец, наш проводник Владимир Гавва поднялся и, решительно взяв спиннинг, скрылся в прибрежном лесу. Мы к тому времени окончательно утратили веру в рыбалку. Дул пронзительный ветер, накрапывал дождик. И без того плохое настроение портила погода. Когда мы уже стали собираться в обратный путь, пришел Владимир и показал нам оборванный поводок: «Было две поклевки! Вторая закончилась обрывом». Усталость как рукой сняло! Переглянувшись, мы взяли снасти и последовали за проводником. Он первым прибыл на свое заветное щучье место и почти с первого же заброса взял щуку на 3–4 кг. Правда, вывести ее на берег оказалось сложно из-за болотистой местности, а подсачек мы с собой не взяли. Пока вырубали палку, чтобы оглушить нашу щуку, она ушла. Были и еще поклевки, сходы и обрывы снастей. В итоге, втащив на берег за час рыбалки всего двух щук по два и четыре килограмма, мы стали собираться домой. Зная, что нам сулит обратный путь, даже радовались, что смогли так мало взять рыбы. Хотя кому-то все-таки придется нести на себе 6 кг…

Расставание с озером было грустным. Какая замечательная случилась бы рыбалка, если мы здесь задержались хотя бы на сутки. А так – всего час, днем, в плохую погоду и то достаточно удачно. Но на рыбалке главное – вовремя остановиться. Никому не хотелось ночью ползти по болоту, прочерченному медвежьими тропами. Дорога домой оказалась легче, мы уже точно знали маршрут и грамотно рассчитывали свои силы. Выйдя на твердую землю, заключили, что если бы не тяга к приключениям и путешествиям, мы бы никогда не ринулись в такую авантюру. Что нам, мало рыбы было на Чулыме? Ан нет, нам подавай дикого, природного, не тронутого рукой человека озера.

По возвращении в Золотушку мы пожарили щук. Рыба оказалось просто восхитительно вкусна. Затем потемну сходили в баньку к еще одному местному жителю с интересной фамилией Обложка. Баня сняла усталость, подарила крепкий здоровый сон, и на следующий день обратная дорога домой проходила гладко, без сучка и задоринки. Выехав поутру, мы при свете дня смогли рассмотреть дорогу Могочино–Суйга и близлежащие озера. К общему удовольствию, обнаружили, что заброшенные деревни стали оживать, и на месте развалюх появляются комфортабельные дома. Томские бизнесмены поняли, как можно с пользой скрашивать свой досуг и стали строить для себя базы. Ну а чтобы ее содержать, назначают не слишком высокие цены за услуги и сервис. Нас это порадовало. И не потому, что будет куда приехать и найдется, где заночевать, а потому, что у земли появляется хозяин, который будет следить и за лесом, и за рыбой. А там, где есть хозяин, есть и порядок, которого у нас так не хватает.

Константин Фадеев

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий