Свыше четырех с половиной сотен приказов, постановлений и правил, выпущенных советскими министерствами, комитетами и другими государственными структурами в период с 40-х по 90-е годы ХХ века, объявляются теперь недействительными. Соответствующий документ подписал руководитель российского правительства Михаил Мишустин. К списку подлежащих отмене советских нормативных актов добавлен и изданный в 1995 году приказ Минприроды о порядке регистрации маломерных судов.
В пресс-службе российского правительства объяснили, что аннулируются устаревшие и ставшие не обоснованными документы, которые в настоящее время не имеют практического применения. В этом перечне, например, допустимое количество потерь стеклянной тары и елочных украшений в процессе транспортировки и погрузки, правила ремонта холодильников, документ об утверждении единых расценок на косметические и зуботехнические работы и многое другое.
Деятельность по упразднению устаревших актов ведется в России уже более года. Всего правительство намерено отменить свыше 20 тысяч советских нормативных документов, которые уже давно не используются на практике. Такая ревизия позволит избавиться от излишних и необоснованных надзорных требований и улучшить в стране деловой климат.
Хотя работа по ревизии старых нормативных актов проходит в будничном, рутинном ключе, некоторых читателей наших газет все же заинтересовали и отчасти встревожили новостные заметки об отмене приказа Минприроды (1995 года) о порядке регистрации маломерных судов.
Напомним, что, согласно тексту того документа, регистрировать в ГИМС следовало суда, валовая вместимость которых превышала 80 регистровых тонн (объем, равный 226,5 куб. м), рассчитанные на перевозку не более чем 12 человек, с любыми подвесными двигателями или с главными стационарными моторами мощностью до 55 кВт (соответственно, около 75 л. с.). Не подлежали такому учету спортивные и военные корабли, катера и лодки, относящиеся к речному или морскому флоту. Также не требовалось регистрировать находящиеся в частной собственности весельные лодки грузоподъемностью до 100 кг, надувные суда — до 225 кг, байдарки — до 150 кг.
Мы связались с сотрудниками ГИМС и уточнили, имеются ли у владельцев лодок и катеров основания для волнения в связи с аннулированием этого приказа Минприроды, изданного в 1995 году. Нам объяснили, что в настоящее время используются формулировки, содержащиеся в федеральном законе № 36-ФЗ (в редакции от 29.12.2017 г.).
В этом документе указывается, что маломерными являются суда до 20 метров длиной, на борту каждого не должно находиться больше дюжины человек. Согласно закону, государственная регистрация не требуется водным транспортным средствам, на которых нет двигателей мощностью свыше 8 кВт (что составляет около 10,88 л. с.). При этом масса судна со всем снаряжением не должна превышать 200 кг.
Не нужно ставить на учет в ГИМС спортивные парусники (не используемые в коммерческих целях), длина которых составляет менее 9 метров. Естественно, такие корабли должны быть без моторов и без специальных мест для длительного отдыха.
Процесс госрегистрации маломерных судов детально изложен в правилах, которые МЧС России утвердило приказом № 340 от 24.06.2016 г. Этот документ вступил в силу с 2017 года. Правила разрешают провести регистрацию катера или лодки в любом из подразделений ГИМС на территории страны.
С собой нужно принести паспорт, договор о покупке судна (либо другой документ, способный подтвердить право собственности на этот транспорт), техпаспорт и квитанцию, свидетельствующую об оплате пошлины. Обычно на процесс регистрации уходит не более трех рабочих дней. Если при проверке данных не возникнет каких-либо проблем, то судно будет внесено в реестр и получит идентификационный номер из 11 знаков.
На борту зарегистрированной лодки или катера обязательно должен быть либо флаг России, либо его изображение (четко определенных размеров). В правилах также указываются минимально допустимые высота и ширина букв и цифр идентификационного номера. Если владелец желает, то судну могут присвоить и название. Его также следует указать на двух бортах.
В судовом билете содержатся данные о владельце лодки или катера. Приводятся идентификационный номер и название (если есть) водного транспортного средства, его модель и тип, год и место постройки, размеры, водоизмещение и прочие параметры, данные о двигателях, информация о том, сколько можно брать пассажиров на борт, в каких по уровню сложности районах разрешается навигация, где осуществлялась регистрация и иные сведения.
С начала 2020 года все маломерные суда, внесенные в реестр, облагаются налогом. В связи с этим ГИМС напоминает, что легкие лодки с моторами мощностью до 8 кВт могут быть сняты с учета (если их успели зарегистрировать до вступления в силу № 36-ФЗ). Новую госпошлину оплачивать не нужно. С собой достаточно взять паспорт (оригинал и копию) и судовой билет. Заявление о снятии с учета водного транспорта можно заполнить на месте. Однако нужно иметь в виду, что такая процедура проводится только по месту регистрации судна.
Информация и фото предоставлены региональным Управлением ГИМС МЧС.