Кому нужны снегоболотоходы?

Российский снегоболотоход

Россия – великая страна с огромной территорией. Стоит только взглянуть на карту нашего государства, как сразу понимаешь это. К большому сожалению, столь обширное пространство асфальтом не закатаешь. Пока что-то «латается» в одном месте, в другом дорога уже разбивается настолько, что превращается фактически в болото. Эта проблема особенно актуальна весной и осенью. Конечно, в таких обстоятельствах передвигаться на легковом автомобиле или даже кроссовере крайне сложно. Тут нужен уже трактор, а лучше — снегоболотоход.

Кроме обычного бездорожья, любителям охоты и рыбалки нередко приходится преодолевать труднопроходимые участки пути в тайге или тундре. Бывает, что до некоторых районов практически невозможно добраться даже на судне на воздушной подушке. И только на снегоболотоходе есть шанс достичь цели.

Эта техника в настоящее время приобретает все большую популярность. Кажется, что подходит к концу эпоха бурного расцвета творчества Кулибиных, когда мастеровитые люди сами собирали вездеходы и испытывали их на природе. Сейчас на смену самоделкам пришли настоящие серийные машины, простые в эксплуатации и весьма надежные и неприхотливые.

Преимущества снегоболотоходов

Что же они собой представляют? По своей сути, это тот же автомобиль, однако обладающий высочайшей проходимостью. Такой вездеход может передвигаться, хотя зачастую и достаточно медленно, почти по любому ландшафту.

Как правило, управление снегоболотоходом создает опытному водителю не больше проблем, чем вождение обычной машины. Многие рыболовы, охотники да и просто любители острых ощущений наслаждаются ездой на технике высокой проходимости.

Такой транспорт приспособлен для перевозки не только людей, но и различных полезных грузов. При этом снегоболотоходы устойчивы и «выносливы», а при оптимальных условиях эксплуатации служат довольно долго. Они ремонтопригодны, детали часто взаимозаменяемы. Иногда подходят запчасти от других автомобилей, а многие из моделей можно починить прямо на месте поломки.

Перед поездкой

Но, прежде чем начать рассказ о типах снегоболотоходов и особенностях каждого из них, хочется напомнить о мерах предосторожности и правилах эксплуатации этих транспортных средств.

Во-первых, перед дальним путешествием в какую-нибудь малонаселенную местность следует обязательно удостовериться в работоспособности всех узлов машины. Нужно проверить наличие тормозной и охлаждающей жидкостей, уровень масла в двигателе и количество топлива в бачке.

Во-вторых, необходимо бережно заботиться о своей технике. Всегда своевременно заменять все расходные материалы, включая топливные и воздушные фильтры. Это позволяет продлить срок службы узлов и деталей.

Советы путешественникам

В-третьих, необходимо приобрести и обязательно взять с собой набор для выживания, который должен включать аптечку, дополнительную одежду и обувь, способную защитить от холода и укусов насекомых, водостойкие спички, свечи, сигнальные ракеты, рацию или иные средства связи, а также огнетушитель и основные инструменты для несложного ремонта.

В-четвертых, нужно соблюдать элементарные меры безопасности во время движения. Например, при максимальной загрузке стараться меньше ездить по болотистой местности. По возможности перемещаться желательно ближе к берегу.

Не стоит пытаться поперек пересекать незнакомое болото, поскольку так есть риск утопить технику. При движении по подозрительному месту можно ослабить ремни безопасности, чтобы в случае необходимости оперативно покинуть машину.

Не рекомендуется длительное движение на снегоболотоходе под большим углом крена. В таких условиях часть двигателя оказывается без смазки, что может привести к его выходу из строя.

Колесная техника

Ну а теперь, когда мы немного ввели вас в курс дела, давайте поговорим о том, какие же бывают снегоболотоходы. Конструкций и марок данных транспортных средств огромное количество, поэтому можно выделить только несколько основных типов.

Первый — колесные снегоболотоходы, которые производятся на базе многих машин, в том числе и отечественных. Это очень надежный транспорт. Он способен перевозить и людей, и грузы на дальние расстояния по условиям полного бездорожья, а также по снегу и болоту.

Такая повышенная проходимость достигается благодаря шинам сверхнизкого давления. Российский снегоболотоход может легко преодолевать даже небольшие водные препятствия, что позволяет не терять время на поиски брода, а сразу прокладывать путь к намеченной цели. Машина идеальна для охотников и рыболовов, которые круглый год не забывают о своем любимом занятии.

Колесные вездеходы довольно грузоподъемны. Они могут перевозить снаряжение и трофеи общей массой до двух тонн. Снегоболотоходы колесного типа на базе отечественных автомобилей отличаются весьма «демократичными» ценами, надежностью, простотой в обслуживании и ремонте, доступностью абсолютного большинства деталей.

Конструктивные особенности

Обычно такой транспорт выпускается с полным приводом или только с одной ведущей осью. Хотя встречают и варианты, где это регулируется. Водитель может включать привод на одной из осей или сразу на обеих, когда возникает такая необходимость.

Современные вездеходы колесного типа оборудованы весьма комфортной кабиной, просторной и теплой. Из дополнительного оборудования на такие снегоболотоходы обычно устанавливается мощный генератор, способный работать в экстремальных условиях, в том числе при повышенной влажности. Возможен и усиленный радиатор с теплоотдачей, увеличенной на 30-40%.

В снегоболотоходах колесного типа воздухозаборник во избежание попадания влаги выведен наружу и прикреплен к кабине машины. Для удержания транспорта на крутых уклонах специально установлен тормозной механизм так называемого колодочного типа, который размещен на заднем валу.

Кстати, данный тип снегоболотохода оснащен шинами, способными обеспечивать нормальную езду и по асфальту. Так что такую машину после необходимой регистрации разрешается эксплуатировать и в городских условиях.

Для обеспечения большего комфорта автомобиль можно доукомплектовать автономным отопительным прибором, встроить кондиционер или дополнительный топливный бак. А для жителей регионов с суровым климатом предусмотрена возможность установки предпускового подогревателя.

Транспорт для глухой местности

Следующий тип снегоболотоходов — гусеничные. Чаще всего они изготавливаются на собственной платформе и имеют серьезный, если не сказать устрашающий, дизайн.

В городских условиях данный вид вездеходов практически не используется. Их крайне редко можно увидеть на улицах, зато в глухой местности — это обыденность. Там применение гусеничных снегоболотоходов зачастую бывает насущной необходимостью.

Как правило, этот вид транспорта очень надежен и неприхотлив в работе. Им охотно пользуются рыбаки и охотники, которые в погоне за новыми впечатлениями и ценной добычей забираются в самые отдаленные районы. Гусеничные снегоболотоходы хороши тем, что позволяют передвигаться фактически по любой поверхности, в том числе и по грунтам с крайне низкой несущей способностью.

При этом у современных моделей есть специальные опции — например, возможность оснащения гусениц особым мягким покрытием на основе резины. Благодаря этому можно спокойно ехать по асфальту, не разрушая его.

А в дикой местности природе наносится минимальный урон, поскольку на поверхность не оказывается большое давление, и растительность не уничтожается. Даже крайне уязвимый грунт в условиях тундры не будет сильно поврежден таким гусеничным транспортом.

С комфортом в любых условиях

Для перемещения по снегу устанавливаются специальные ведущие «колеса-звезды». Они хороши тем, что, будучи расположенными в передней части машины, позволяют обеспечить очень хорошую очищаемость гусеничной ленты. Это особенно важно при движении по пересеченной местности — например, чередуя снег и лед.

Снегоболотоходы гусеничного типа часто доукомплектовываются независимой подвеской на так называемых «пучковых торсионах». Они имеют также буферы сжатия, которые расположены на опорных катках. Плавность движения по любой местности достигается благодаря наличию гидравлических телескопических амортизаторов, которые имеют двустороннее действие.

Эти вездеходы могут дополнительно комплектоваться разнообразными технологическими решениями, обеспечивающими повышенный комфорт во время путешествия или увеличивающими дистанцию поездки без дозаправки. Гусеничные снегоболотоходы российского производства все чаще оснащаются кабинами от отечественных внедорожников. Они обеспечивают хороший обзор с водительского места и удобное управление.

Двигатель и трансмиссия

Обычно на современных моделях силовая установка располагается в средней части машины. Трансмиссия обладает высочайшей прочностью и износостойкостью. Она не требовательна к условиям эксплуатации.

Механическая коробка переключения передач может оснащаться пневмоприводом, который упрощает смену скоростных режимов. Выпускаются варианты как четырехступенчатой, так и более сложной пятиступенчатой МКПП.

Снегоболотоходы гусеничного типа в обязательном порядке комплектуются трансмиссией с раздаточной коробкой, обладающей понижающим рядом. Чтобы двигатель не перегревался при работе в жестких условиях, во многих машинах предусмотрена опция дополнительной системы охлаждения. В данном случае мотор остужается благодаря продувке воздуха с борта на борт непосредственно через радиатор увеличенной мощности.

По горам и водоемам

Третий тип снегоболотоходов — это более профессиональные двухзвенные гусеничные вездеходы, которые являются, пожалуй, одними из самых мощных в данном классе. Чаще всего они используют для доставки людей и большого количества грузов в таких условиях, где группа машин может попросту не пройти.

Двухзвенные снегоболотоходы могут без труда перемещаться не только по снегу, бездорожью и болотам, но взбираться на отлогие горные склоны высотой до нескольких километров. Техника способна пересекать небольшие водоемы, поскольку имеет «непотопляемую лодку» в своем основании.

Большинство моделей двухзвенного вездехода оборудованы так называемым «цилиндром вертикального складывания». Он позволяет машине очень легко преодолевать различные по глубине траншеи, протяженные рвы, а также небольшие вертикальные препятствия. Снегоболотоход может очень легко выезжать со льда на весьма крутой берег или, преодолев болото, выходить на твердую поверхность.

Характерной особенностью этих транспортных средств является наличие передней пары ведущих колес и обязательной в данном случае независимой подвески, которая располагается на торсионах. Очень часто в конструкции таких вездеходов предусмотрено наличие подключаемого полного привода пары звеньев, которые обеспечивают передачу крутящего момента на все колеса, а также межбортовые дифференциалы.

В мороз и жару

Эти транспортные средства приспособлены для применения во всех климатических зонах России и других стран. Эксплуатация возможна даже в условиях экстремальных холодов и резких перепадов температуры в ночное и дневное время.

Данный тип вездеходов очень износостоек. В случае необходимости проводится быстрый ремонт. Большинство деталей легко найти и заменить.

Первое звено снегоболотохода включает в себя пассажирский отсек и моторное отделение, обычно располагающееся сразу за ним. В кабине могут ехать несколько человек — например, охотников или рыболовов.

Их снаряжение, включая палатки, снасти или оружие, припасы и личные вещи, как правило, находится во втором звене снегоболотохода. Оно может быть как чисто грузовым, так и исключительно пассажирским.

Допускается и комбинированный вариант, сочетающий в себе отделение для перевозки людей и отсек для вещей. В общей сложности этот тип вездеходов может доставить до 15-20 человек в труднопроходимые районы.

Выбор охотников и рыболов

Все упомянутые разновидности российских снегоболотоходов считаются относительно доступными по цене. При этом покупатель, если он является умелым водителем, может освоиться с управлением новой техникой всего за несколько часов. Транспорт прост в обслуживании и весьма надежен, что позволяет использовать его во всех регионах нашей огромной страны.

Одними из первых достоинства снегоболотоходов оценили рыболовы и охотники. Ведь именно они порой в любой сезон, невзирая на погоду, забираются в непроходимую глушь, чтобы насладиться общением с природой и вернуться домой и хорошими трофеями!

Николай Хромов, г. Мичуринск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий
  1. Andy95

    Интересно, какую скорость развивают колесные снегоболотоходы? Особенно по воде