Лодочные моторы. Как выбрать?

Выбор лодочного мотора

Люди знающие говорят, что первый выбор лодочного мотора сравним с незабываемым процессом приобретения машины начинающим водителем. Впрочем, действительно, общего немало. Тут и, собственно, определение — для чего мотор нужен и в каких условиях будет использоваться, его соответствие параметрам лодки и вашим финансовым возможностям. Также нужно учитывать наличие опыта и прав на управление водным транспортом. Не стоит забывать и о том, что двигатель нужно внести в судовой билет в ГИМС. В общем, морока та еще, но и удовольствие не меньшее.

Лодка с мотором — это больше возможностей для рыбалки и охоты, да и отдых на свежем воздухе и открытой воде приобретает совсем иные краски. И раз уж вы действительно определились для себя в необходимости покупки, постараемся дать несколько советов, чтобы приобретение оказалось действительно удачным.

Прежде чем отправиться в магазин

Увы, «шопинг» действительно придется на некоторое время отложить. Прежде чем подвесить двигатель на транец лодки, нужно получить удостоверение на право управления маломерным моторным судном. Для закона нет ни малейшей разницы — бензиновый будет у вас двигатель или электрический. Эксплуатация судна без прав — дело, пахнущее серьезным штрафом.

Так что придется отучиться. Причем, даже если за плечами мореходное училище, служба на флоте или богатый опыт кораблестроения, поблажки не будет. Это все равно, что приобретение охотничьего ружья после службы в армии: вроде два года с автоматом отбегал, а курсы, будь любезен, пройди. Иначе в нарушители запишут.

Как в случае с водительским удостоверением, здесь также есть свои категории: на управление гидроциклом, парусником, с площадью паруса до 12 квадратных метров, лодкой с подвесным мотором без ограничения мощности последнего или катером со стационарным двигателем до 75 «лошадок». Так что в ГИМС — учиться и экзаменоваться.

Шаг второй — лодка

Итак, права у вас на руках, определяемся с водным транспортом. Если он у вас уже есть, все равно информация, изложенная ниже, может оказаться полезной.

Выбор частных плавательных средств достаточно богат. Без углубления в нюансы разобьем на группы:

  • надувные лодки (резиновые и ПВХ);
  • лодки с жестким корпусом (в дереве, металле или пластике);
  • РИБ (лодки с жестким металлическим или пластиковым дном и надувными бортами).

А теперь рассмотрим каждый из вариантов и обратим внимание на его преимущества и недостатки.

Надувная лодка

Удобна уже тем, что легко умещается в рюкзаке и переносится одним человеком (это без мотора). И в машине много места не займет, даже если будет перевозиться сразу с двигателем. Соответственно, транспортировка проблем не представляет.

При должном уходе качественная надувная лодка способна прослужить долго. Как правило, она обладает грузоподъемностью гораздо большей, чем указано в паспорте. Например, мы на одноместной вдвоем, да еще с солидным грузом, совсем неплохо умещались. Оснащенная хорошим двигателем, вполне способна идти на скорости до 30-40 километров в час.

Минусов не так уж и много, но они серьезны. Во-первых, сильно парусит на ветру, что может привести к сносу и даже опрокидыванию. Во-вторых, на волне не остойчива, так как не имеет киля.

За счет не очень-то высокой комфортности больше служит для доставки в нужную точку и не слишком долгих «посиделок» с удочками. Ну а если выход на рыбалку планируется с ночевкой, то придется подбирать место для лагеря на берегу.

Лодка с жестким корпусом

Фактически автономное судно, обладающее завидной плавучестью, способное успешнее противостоять волне, а значит, развивать большую скорость. Высокая долговечность и возможность установки не только основного, но и дополнительного (резервно-вспомогательного) мотора. Солидное внутреннее пространство, не скрадываемое бортами.

Возможностей, конечно, больше, но и сложности с такими судами есть: размеры и, как правило, цельная конструкция предъявляют требования к транспортировке. Необходимы трейлер и место для хранения. Лодку с жестким корпусом в рюкзак не сложишь и в кладовку до весны не спрячешь. Наконец, двигатель потребуется также серьезный — не менее 10 л/с, иначе это будет уже не комфортная прогулка на моторке, а сплошное мучение.

РИБ

Хорошее сочетание возможностей судна в жестком корпусе и надувной лодки. Отличная плавучесть в сочетании с эргономичной формой жесткого днища позволяет использовать достаточно мощные моторы. Можно развивать высокую скорость, практически не опасаясь неприятностей, подстерегающих надувные лодки.

При этом сравнительно малый вес по отношению к пластиковому, железному или деревянному судну делает переноску не такой сложной задачей. Транспортировка, конечно, способна доставить определенные трудности, но перевозить РИБ вполне можно на верхнем багажнике легкового автомобиля.

Собственно, к моторам

Никого не хочу обидеть, но, как правило, большинство рыбаков не готово отдать уж очень значительную сумму, даже на любимое хобби. Уж больно трепетно относятся наши дорогие половинки к «разбазариванию» семейного бюджета.

В общем, пусть это будет одноцилиндровый движок на 2 или 4 такта, а вот наш, в смысле отечественный, или импортный — это каждый определяет для себя сам. Тем более что выбор сегодня более чем богатый. Итак, «Салют», «Ямаха», «Меркури-Маринер», «Хонда», «Джонсон-Эвинруд», «Тохацу-Ниссан», «Сузуки», «Селва»… Этот список можно продолжать и продолжать. Но как же выбрать?

Первый и основной принцип при оценке любого технического средства, в том числе и лодочного мотора, гласит: бери то, что проще отремонтировать. Иными словами, стоит выяснить, какой бренд в вашем населенном пункте или регионе имеет свой сервисный центр. Или расспросить, починкой каких двигателей занимаются местные толковые «мастера-кустарники». Возможно, стоит остановиться на какой-то из таких моделей при выборе лодочного мотора.

Как правило, двигатели, прежде чем попасть на прилавок, проходят тестирование (наработку в режиме обкатки) не менее 4 часов. Если что-то было не так на сборке, то производственные браки вылезают уже на этом этапе.

Так что смотрим отметку в сопроводительной документации (паспорте изделия) и гарантию. Дилеры, привлекая покупателей, в большинстве своем отошли от традиционного годового периода. Сейчас гарантию могут дать сразу на два-три, а то и на пять лет. Этой оказией стоит воспользоваться.

Два такта или четыре?

Здесь все зависит от опытности владельца лодки. Двухтактный — прост в использовании, совершенно неприхотлив, несложен в обслуживании. Нормально потребляет отечественный 92-й бензин, при этом огромным аппетитом не отличается.

Неплохо себя ведет в широком диапазоне температур. Способен уверенно тянуть и при минус 15 градусов, разумеется, по открытой воде, и при плюс 35.

Главное, что стоит помнить, — не ставить двигатель на рычаг переключения скоростей при перевозке и следить, чтобы редуктор не оказался выше блока цилиндров.

При покупке желательно поинтересоваться у продавца, врезан ли в бензопровод фильтр тонкой очистки. Согласитесь, грустно оказаться посреди серьезного водоема с заглохшим из-за засора мотором. Если фильтр не предустановлен, стоит обратиться в сервис, чтобы исправить ситуацию.

Наконец, нужно уделить немного времени настройке карбюратора. Тогда мотор верой и правдой отслужит сезон, а вам останется только управлять лодкой и время от времени убеждаться, что подача воды в контур охлаждения идет исправно.

Четырехтактный двигатель — подороже и посложнее, но и эффективнее. Из плюсов: не придется добавлять в бензин масло, а это значит, что выхлоп будет менее вреден. Шумит четырехтактный двигатель тоже меньше. К слову, и топливо потребляет он тоже с меньшим аппетитом. Экономия — до 40% горючего.

Винт и зажигание

Теперь можно сказать несколько слов о том, из чего делаются лопасти, толкающие лодку вперед. У маломощных моделей двигателей — до 3,5 л/с — материалом для гребных винтов, как правило, выступает пластик. Если речь идет о лодочных моторах мощностью до 6 л/с — требуются уже сплавы алюминия. Более серьезные двигатели оснащаются и стальными гребными винтами.

Электронное зажигание или обычное? Бесконтактная система, конечно, несколько увеличит стоимость покупки. Но при этом обеспечит более высокую надежность включения двигателя. Достаточно оборвать пару пусковых тросов, чтобы прийти к мнению: здесь лучше не экономить.

Чего от мотора ждать?

Если речь идет о маломощных двигателях (до 3,5 «лошади»), то сумасшедших скоростей ожидать не стоит. В тихую, безветренную погоду максимум, на что можно рассчитывать судну, весящему с полтонны, — 10 км/ч.

Водоизмещающие обводы могут повысить скорость по отношению к глиссирующим лодкам примерно на 1-2 км/ч. А вот при движении против серьезного ветра, особенно на резиновой лодке, как известно, обладающей солидной парусностью, есть риск, что двигатель просто не справится с возложенной на него задачей — не вытянет.

4- и 6-сильные моторы — уже и результат дают серьезнее — до 27 километров в час при безветренной погоде как на резиновой лодке, так и на жестком корпусе. И слегка за 30 км/ч — на РИБе.

Однако это параметры для идеальной погоды. В природе полного безветрия, как правило, не бывает. Да и скорость, и тяговитость мотора зависят от множества факторов. В том числе и от загруженности судна, его массы, длины и др. В любом случае с мотором мощностью до 6 л/с на открытой воде себя чувствуешь как-то увереннее, чем с маломощным.

Дополнительные факторы

Стоит ли сразу смотреть в сторону 25-, 30-сильных и более мощных моторов? Если этот двигатель у вас первый, то, наверное, нет. Воду и поведение лодки на ней да и сам мотор еще почувствовать нужно. Кроме того, прочностные характеристики лодок накладывают определенные ограничения на максимальную мощность двигателя.

Так что, перед тем как отправиться с деньгами к кассе, стоит обговорить и этот момент с продавцом-консультантом. Факторов, способных ограничить полет вашей фантазии, — множество: длина лодки, ширина и высота крепежного транца, расстояние, которое вы намерены проходить под мотором, и как именно намерены рыбачить. Для троллинга, например, решающую роль играет способность двигателя ровно работать на малых оборотах.

Чтобы мотор не сбоил

Увы, на воде — не как на трассе. Здесь, если возникла поломка, помощи можно дожидаться ой как долго! Соответственно, к каждому выходу на рыбалку стоит готовиться основательно. Нужно непременно взять то, что может пригодиться для экспресс-ремонта:

  • запасные фиксаторы лопастей (шпонки). Их наличие никогда не помешает;
  • пару свечей;
  • инструмент;
  • запасной шланг бензопровода на всякий случай;
  • запасной ремень для четырехтактного двигателя.

При использовании двухтактного двигателя особое внимание необходимо уделить топливной смеси. Эксперименты хороши в прибрежной зоне и недалеко от народа, чтобы было кому спасать. А при выходе на дальние дистанции оптимальные пропорции 1:65. Так и газку можно будет прибавить, и на малых оборотах мотор захлебываться не начнет. И, как уже говорилось ранее, время от времени нужно поглядывать на работу системы охлаждения.

Советы мотористов

Вне зависимости от того, какой двигатель купили, не стоит его чрезмерно «напрягать». Оптимально — установить уровень газа на 2/3 или 3/4, особенно при серьезной загруженности самой лодки.

Скорость, конечно, будет не максимальной, зато обойдется без поломок, и топлива меньше уйдет. Не стоит гонять и по мелководью. Несколько ударов о тростник, дно или подводную растительность, и… гребной вал пойдет под замену, а с рыбалкой на сей раз придется распрощаться.

Не экономьте на свечах. Отходили сезон — на следующий меняйте.

Интересное наблюдение: чем ниже мощность двигателя, тем дольше он обычно проработает. Замечено, что, если у лодочного мотора меньше 12 «лошадей», его может хватить при должном внимании и на 10 лет.

А вот его собрат мощностью в 125 л/с, скорее всего, до серьезного ремонта «отбегает» не более трех годков. А после пяти лет использования такой двигатель чинить становится просто невыгодно. И это при эксплуатации в мало агрессивной, пресноводной среде. Если речь идет о работе в соленой морской воде, ресурс мотора можно смело делить на 1,5.

Отечественный или импортный

Многие стоят перед сложной дилеммой: какой двигатель взять — российский или зарубежный. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Так, отечественный лодочный мотор гораздо доступнее по цене, проще ремонтируется собственными силами, не так притязателен в плане топлива, да и весит меньше зарубежных аналогов.

Иностранные двигатели обычно несколько выше по качеству исполнения и более надежны при эксплуатации в соленой морской воде. С другой стороны, 90% потребителей в открытый океан на своей моторной лодке и не собираются.

Действительно, серьезное достоинство импортных моделей — большая тяговитость при повышенной загрузке лодки. А что касается ремонта, то, как уже говорилось ранее, достаточно купить двигатель той фирмы, чей сервисный центр есть в зоне досягаемости.

Опасности б/у техники

А вот экономить на лодочном моторе, пытаясь купить бывший в употреблении, право слово, не стоит. Особенно без документов. Легенда у такого аппарата может быть полна печальных моментов. И речь идет даже не о том, что есть риск столкнуться с краденой продукцией.

Просто двигатель мог быть утоплен, а затем просушен. Конечно, сейчас он работает, но в каком состоянии электроника — это еще вопрос. Также неизвестно — как хранился двигатель, через сколько рук прошел до этого момента. Опять же так сразу не скажешь, как активно он эксплуатировался и насколько выработан ресурс.

Обидно будет отдать деньги только для того, чтобы уже назавтра нести покупку в ремонт. В конце концов, двигатель для лодки вы приобретаете, чтобы иметь возможность хорошо отдохнуть и заниматься любимым хобби. Так что, на мой взгляд, ненужные риски здесь неуместны.

Арсений Фавстрицкий, Татарстан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий