Лодка ПВХ — надежный спутник на охоте и рыбалке

Выбор надувной лодки ПВХ

Какой настоящий мужчина не мечтает о яхте?! Но исследовать на ней лесные озера и реки в поисках наземной и подводной добычи не очень-то удобно. Другое дело — лодка! Наверняка у каждого заядлого рыболова и охотника она имеется в арсенале. Чаще всего это плавсредство из практичного материала ПВХ (поливинилхлорида). Почему он настолько популярен? И с какими проблемами приходится сталкиваться обладателю такой лодки? Обсудим сегодня эти вопросы.

Плавсредства из поливинилхлоридной ткани стали известны человечеству сравнительно недавно, так как изготавливать их начали только после изобретения резины. Но первые аналоги надувных лодок встречались еще в доисторические времена. Археологи находят древнейшие изображения, на которых люди переплывают реку, используя наполненный воздухом баллон из цельной шкуры животного.

Химия у руля

В 30-е годы XIX века во Франции ученому Анри Виктору Реньо удалось обнаружить странный белый порошок на растворе винилхлорида, который он оставил под прямыми солнечными лучами. Это и было случайным открытием ПВХ (на Западе его обозначают аббревиатурой PVC). Однако немецкий исследователь Фриц Клатте первым получил патент на массовое производство поливинилхлорида. Это произошло более ста лет назад — в 1913 году.

В настоящее время надувные лодки чаще всего изготавливают из синтетической армированной ПВХ-ткани. Она представляет собою жесткую сетку из полимерных нитей. Такой материал превосходит по своим эксплуатационным характеристикам резину: он устойчив к растяжениям, перепаду температур и воздействию ультрафиолета.

Неармированная ткань с полиамидным волокном (так называемый «тентовый» ПВХ) не подходит для производства лодок. Это вещество считается непрочным и небезопасным для эксплуатации. Больше доверия вызывают изготовители плавсредств, которые, кроме международной аббревиатуры PVC, указывают и точное название материала — «лодочная ПВХ-ткань».

Среди европейских производителей хорошо зарекомендовали себя финны (Scanplan, Vinyplan), немцы (Valmex, HeyTex), корейцы (Wonpoong, Unisol). Нередко на рынке встречаются лодки и украинских производителей (Valmex, Plastel). Стоят они недорого, однако не отличаются износоустойчивостью и долговечностью материалов (оптимальный срок их использования — 3-4 года).

Китайские лодки относят к «золотой середине» по соотношению цены и качества. Как правило, плотность материала таких плавсредств составляет около 650 г/кв.м, тогда как в среднем этот параметр должен быть в пределах 700-900 г/кв.м.

Немало хороших лодок выпускается и в России. Согласно моему мнению, одни из самых опытных производителей лодок работают в Ярославле и Уфе.

Секрет прочности — в многослойности

Высококачественные ПВХ-ткани не страдают от воздействия солнечного ультрафиолета и отличаются солидной износостойкостью. При создании современных моделей надувных лодок чаще используют ткань, состоящую из пяти слоев. Один из них — армирующий, два — герметизирующих и еще пара — защитных. Сразу на глаз увидеть их сложно — нужно прибегнуть к помощи хорошей лупы.

Иногда встречаются и более прочные ткани в 6-7 слоев. Однако они обычно используются при производстве специализированных плавсредств для военных и спасателей.

Некоторые компании выпускают почти такие же ткани, но всего в 3-4 слоя. При этом может отсутствовать один из самых главных — отвечающий за удержание воздуха. Подобные материалы, естественно, не рекомендуется применять при создании лодок. Но, к сожалению, не все производители соблюдают это правило. Так что при покупке надувного плавсредства нужно быть крайне бдительным!

Перед тем как приобрести лодку ПВХ, стоит обратить внимание на характеристики материала, из которого она изготовлена. В первую очередь интересуют плотность ткани (г/кв.м) и вес (может быть немецкого стандарта DIN, международного ISO, французского NF и европейского EN). Также крайне важны параметры армированного слоя. Желательно, чтобы эти показатели были выше среднего: к примеру, 3000/2500 означает размер нагрузки на нити (3000 килограммов — на продольные и 2500 кг — на поперечные).

Не лишним будет поинтересоваться у продавца лодки относительно диаметра ее баллонов, полезного объема и т.п. Все эти данные должны содержаться в паспорте плавсредства. Они различаются в зависимости от бренда или компании-производителя.

Мощные поплавки

Немаловажный фактор в выборе надувной лодки ПВХ — качество баллонов. Чаще всего применяется один из двух способов их изготовления — встык или внахлест. Первый из них имеет массу преимуществ. Например, баллоны более надежны, долговечны и хорошо удерживают воздух. Да и лодка смотрится аккуратнее. Однако стыковой способ с использованием внешней и внутренней накладок довольно трудоемок, что сказывается на цене изделия.

Технология «внахлест» менее сложна в производстве. Но при этом допускает небольшую утечку воздуха. Чаще всего такой метод применяется, когда имеются баллоны разного диаметра.

В идеале швы должны покрываться специальным клеем, а сверху — дополнительными лентами из ПВХ (привалами). Внешне это выглядит аккуратно, а защитные и водонепроницаемые свойства повышаются.

Между собой они соединяются разными способами. Многие компании-производители предпочитают склеивать баллоны. Однако этот метод весьма трудоемкий и не со всеми материалами дает прекрасные результаты. Так что иногда используются и другие технологии. К примеру, швы на баллонах могут создаваться при помощи вулканизации, горячего воздуха, ультразвуковой и высокочастотной сварки.

На что обратить внимание

При осмотре лодки стоит внимательно изучить ситуацию с комплектующими, особенно с уключинами и клапанами. Их ненадлежащее качество может повлиять на степень надежности всего плавсредства. Специалисты рекомендуют выбирать продукцию всемирно известных производителей. Конструкция клапана должна быть надежна, чтобы его элементы не проваливались внутрь герметичного баллона. Ведь достать их потом будет непросто.

Уключины, особенно актуальные для лодок с веслами, должны быть из нержавеющих сплавов или высококачественного пластика. В отечественных плавсредствах иногда встречаются варианты, сделанные из оцинкованного металла. Однако некоторые эксперты считают, что этот материал не очень подходит для активного использования, особенно в морской воде.

Преимуществом весел должны быть их легкость и прочность. Мне кажется, что лучше всего выбрать такой вариант, при котором рукояти изготовлены из алюминия, а лопасти — из полиэтилена. При подборе товара также стоит учитывать, разбираются ли весла на части. Это существенно упрощает транспортировку.

Кроме ПВХ, пластика и металла, при создании водного транспорта используются и другие материалы. Деревянные детали присутствуют в основном в сиденьях и настилах. Распространенный вариант — влагонепроницаемая фанера толщиной в 6 мм с добавлением пластика и алюминия. Такой элемент в основном укладывается на пол. Для скамьи берется подобный лист только большей толщины — в 15 миллиметров. Использовать слишком тонкую фанеру не стоит. Она будет недолговечной, да еще и небезопасной.

Встречаются лодки с надувным дном — так называемый «эирдек» (Air Deck). Эта технология увеличивает безопасность плавсредства. Однако с таким тюнингом оно значительно прибавляет в весе и становится тесноватым — уменьшается место для расположения ног в сидячем положении.

Сложности выбора

В процессе первого знакомства с широчайшим ассортиментом надувных лодок новичкам приходится нелегко. Своя классификация есть как у весельных плавсредств, так и у моторных. У первых главный ориентир — их грузоподъемность. Она бывает повышенная, большая, средняя и малая. А моторки-лодки распределяются по мощности их силовых агрегатов (обычно от 2,2 кВт до 36 кВт) и по режиму передвижения (например, с подводными крыльями, с возможностью глиссирования и др.).

Надувные лодки различаются еще и по своим конструктивным особенностям. Есть классификации по количеству баллонов (один или более), по типу наполнителя в них (углекислота, воздух и др.), бортовой форме. Возможны разные конструкции днища, которое может быть жестким (водостойкая фанера), надувным (высокого или обычного давления), либо эластичным.

Важная роль при выборе надувной лодки ПВХ отводится такому вопросу, как водная среда, в которой вы собираетесь эксплуатировать свое приобретение. Если планируете перемещаться по морю, то стоит выбрать плавсредство из материалов, устойчивых к соленой воде.

Неприятные случайности

Любая даже самая качественная лодка не застрахована от неожиданных неприятностей. Самые распространенные проблемы, с которыми могут столкнуться владельцы лодок ПВХ: царапина, прожог, прокол, порез, разрыв и др. Как они появляются и что в себе таят?

  • Царапины и задиры. Данный вид повреждений, на первый взгляд, может показаться не таким уж и существенным. Но при дальнейшей эксплуатации лодки незаклеенные задир либо царапина способны привести к разрыву ткани. Причем случиться это может в самое неподходящее время. Так что к любому повреждению не стоит относиться халатно: оно потенциально несет в себе опасность.
  • Прокол. Это, пожалуй, самая распространенная проблема, с которой встречаются владельцы надувных лодок. Как правило, проколы возникают по причине неосторожного обращения с тройниками и другими крючками, ножами и иными колющими орудиями. Иногда лодку протыкают, когда вытаскивают ее на берег, на котором могут находиться острые предметы.
  • Порезы. Они, как правило, являются следствием контакта с какими-либо режущими инструментами. Чаще всего порезы лодки могут возникнуть во время транспортировки, перемещения ее по берегу либо при неправильном хранении.
  • Разрывы или рваные дыры. Такой вид повреждения не исключен во время движения. К примеру, при столкновении с торчащим из воды колом или фрагментом металлической арматуры и т.п. Иногда случается, что лодки сталкиваются, в результате чего их борта повреждаются моторными винтами.
  • Если плавсредство без надлежащего мытья и чистки хранится в сарае или гараже, то рваные дыры могут образоваться и от острых зубов грызунов. Запах рыбьей слизи, остатков прикормки и пр. привлекает мышей и крыс. Такие неожиданные повреждения плавсредства чаще всего обнаруживаются во время начала рыболовного сезона.

  • Прожог. Лодки ПВХ чувствительны к высоким температурам. Прожечь борт можно без особых проблем. Подобные инциденты случаются с любителями покурить прямо в лодке. Однако оставить дыру с оплавленными краями способен в принципе любой сильно нагретый предмет.
  • Отклеивания. «Отцепиться» могут крепления сидений и уключин. Есть и риск повредить лодочный клапан, если оказать на него сильное механическое воздействие — например, случайно наступить ногой.

Без паники!

Что же делать, если с вашим плавсредством приключилась беда? Главное — не отчаиваться и не паниковать! ПВХ считается материалом, который неплохо поддается ремонту. Если повреждение лодки не очень серьезное (точечный прожог, мелкий прокол и т.п.), а отдых или рыбалку все же хочется продолжить, то починкой можно заняться и в походных условиях.

Но во многих случаях это не будет окончательным решением проблемы. Как правило, потребуется еще качественный ремонт в домашних условиях, а то и в специализированной мастерской.

Однако в экстремальной ситуации даже легкая починка на скорую руку может оказаться весьма своевременной. Она спасет лодку от затопления и позволит продолжить путь. Но более серьезные повреждения — обширные разрывы или рваные дыры — в походных условиях исправить не получится. Придется сворачивать рыбалку или прекращать поездку по воде на охоту и отправляться в мастерскую для ремонта.

Как только появились подозрения, что лодка получила «пробоину», нужно по возможности осуществить осмотр. После обнаружения места повреждения очень важно выяснить: сможете ли вы восстановить плавсредство на месте или понадобятся специальные инструменты и помощь мастера?

Полезный комплект для ремонта

Любой вид починки начинается с подготовки. Во время путешествия на лодке стоит иметь при себе ряд вещиц. В этот список входят заплаты и клей (они обычно есть в ремкомплекте), нож, ветошь и жидкость для обезжиривания.

Первым делом поврежденное место необходимо вымыть и высушить. И только затем обработать обезжиривающим средством. Учтите, что оно обычно в ремкомплект не входит, так что о покупке небольшого флакона растворителя или ацетон нужно заранее самостоятельно позаботиться. В крайнем случае можно использовать бензин, керосин или обычный спирт.

Время контакта ПВХ-материала с обезжиривающими средствами (особенно ацетоном и растворителем) должно быть минимальным — не более часа. В противном случае есть риск, что качество ткани ухудшится. После тщательной промывки проблемного участка его следует протереть сухой тряпкой.

Для лучшего заклеивания лодочные «раны» иногда обрабатывают наждачной бумагой — с маркировкой P 1500-2000. Это позволяет придать гладкой поверхности легкую текстуру. Но усердствовать со шлифовкой не стоит: ПВХ — все-таки не резина!

Склейка

Далее из куска материала поливинилхлорида, находящегося в ремкомплекте, необходимо вырезать заплатку. Ее размеры должны на 4-5 см превосходить область повреждения. Клей нужно нанести и на заплатку, и на саму «пробоину». Их следует точно состыковать и сильно прижать приблизительно через три минуты.

Очень важно поставить заплатку правильно с первого раза. Если ее неоднократно убирать и перекладывать, то она будет держаться хуже. Качество приклеивания нетрудно оценить. Если поверхности не скользят относительно друг друга, а плотно прилегают, то все нормально.

Однако для закрепления эффекта заплатку стоит «прикатать» к месту повреждения. Для этого можно использовать, к примеру, гладкий цилиндрический термос, стеклянную банку или бутылку. Такая операция позволяет выдавить из-под заплатки весь воздух.

Среди владельцев лодок нередко бытует мнение, что сразу же после склеивания нужно надуть плавсредство не до конца, дабы оно приняло свою форму. И оставить в таком состоянии не менее чем на 2-3 часа. Однако специалисты рекомендуют просто прижать заплатку с двух сторон чем-нибудь твердым и тяжелым.

Ждать окончательного приклеивания придется долго — не менее четырех часов в солнечную погоду при 25 градусах Цельсия выше нуля. А вечером, или ночью, или просто в пасмурный прохладный день это время увеличится как минимум в полтора-два раза, а то и во все три!

Липкое дело

Важно учесть, что клей в составе ремкомплекта может засохнуть или загустеть. Так что вам, вероятно, придется искать замену или предпринимать какие-то другие меры. К примеру, слишком густой клей достаточно разбавить специальным растворителем (метиэтилкетоном или его аналогом).

Какой же клей наилучшим образом подойдет для заделки дыр в материалах ПВХ? Основными требованиями являются эластичность, термостойкость и устойчивость к большим нагрузкам.

Как правило, составы в ремкомплекте предназначены только для временной починки в походных условиях. У этих клеев может быть слабая термостойкость и другие недостатки. Так что опытные обладатели лодок ПВХ используют иные варианты.

Некоторым нравится «Десмоколл» (Desmocoll) с добавлением термостабилизирующей присадки «Десмодур» (Desmodur) в количестве 5-7% от общего объема клея. Неплохие результаты демонстрируют «УР-МОНО», «РК-2» и «Супер-НН». Хорошие рекомендации заслужил и «Мастер-клей».

Можно пойти еще более простым путем и приобрести дешевый состав, предназначенный для восстановления разбитых изделий из стекла. Такой клей продают практически в каждом магазине автозапчастей. Это вещество подходит не только для поврежденных фар и стекол. Для работы с тканями ПВХ оно тоже сгодится.

А вот популярный во многих домах «Момент», согласно моему мнению, подходит лишь в крайних случаях, когда под рукой нет другого клея и лодочное повреждение не столь опасно. Он может выручить лишь на одну рыбалку, а потом все равно потребуется серьезная починка в мастерской. Кстати, от «Момента» лодку довольно сложно очистить.

Домашняя мастерская

Если починка осуществляется в стационарных условиях, то перечень необходимых материалов будет немного больше: все тот же ремкомплект с клеем и заплатами, ножницы, металлическая пластина или валик, ветошь, карандаш, кисточка, растворитель, вода и мыло. Также пригодится фен: в идеале — строительный. Но если такого под рукой нет, то можно воспользоваться и обычным, бытовым, предназначенным для сушки волос.

При ремонте лодки ПВХ в мастерской все начальные этапы вплоть до вырезания заплатки делаются в точности так же, как и в походных условиях. Единственное, о чем стоит еще подумать на подготовительном этапе, — это позаботиться о достаточной вентиляции помещения и создании нормального температурного режима (минимум плюс 15 градусов по Цельсию).

Когда вы вырежете заплатку, приложите ее на поврежденное место и по контуру обрисуйте карандашом участок, где будете заделывать «пробоину». В этих пределах нанесите клей равномерно тонким слоем с помощью кисточки. Не забудьте намазать и заплатку.

Желательно покрывать поверхность клеем два раза. После первого необходимо дать ему подсохнуть в течение 10 минут. Затем нужно повторно нанести клей. Спустя пять минут можно приложить заплатку к месту повреждения и прокатать валиком, удалив из-под нее весь воздух.

Район склейки следует прогреть феном при температуре поверхности максимум в 80 градусов по Цельсию. Далее стоит надуть лодку до того состояния, когда она примет свою форму. Плавсредство нужно оставить минимум на сутки, а лучше — на двое.

При устранении серьезного пореза или прокола обычно проблемную зону сначала сшивают по линии и накладывают две заплатки: внутреннюю и наружную. Первую из них лучше приклеить сначала. Для этого нужно открутить клапан и проделать манипуляции внутри лодки через образовавшееся отверстие.

Устранение других повреждений

Домашняя мастерская подходит и для починки уключины, которая может частично отклеиться после длительного нахождения на жаре под прямыми солнечными лучами. Процедура ремонта примерно такая же, что и при установлении заплаток на борта лодки.

Только уключину надо вначале отделить совсем, для чего понадобится мощный фен. Место, где она крепилась, лучше пометить маркером, чтобы потом вернуть деталь точно на место. Наносить клей следует на обе поверхности в два слоя. После первого намазывания надо дать ему просохнуть в течение 15 минут. А во второй раз клей лучше хорошенько нагреть при помощи фена до образования пузырьков.

Затем уключину нужно на 2-3 минуты плотно прижать к обозначенному маркером месту. Немного подсушить феном, пока клей окончательно не схватится. А затем оставить в покое хотя бы на 12 часов.

Еще одна деталь, починку которой лучше проводить в мастерской, а не в походе, — клапан. Для его снятия потребуется специальный ключ, который имеется не во всех ремкомплектах. Однако этот инструмент можно заказать в сервисном центре или изготовить самостоятельно — из подручной трубки нужного диаметра, сделанной из металла или твердого пластика.

До того как открутить клапан, желательно спустить воздух из лодки. Затем нужно снять и осмотреть поврежденную деталь. В случае, когда урон слишком серьезный, клапан лучше поменять на новый. А если серьезных проблем не наблюдается, то достаточно промыть его и смазать пружины солидолом.

Перед закручиванием клапана края отверстия надо покрыть герметиком. Затягивать ключом нужно аккуратно. Если приложить слишком большие усилия, то можно повредить деталь. Но и нельзя оставлять клапан закрепленным не до конца. Это приведет к утечке воздуха.

После сезона

Чтобы лодка была пригодна к эксплуатации длительное время, ее необходимо правильно хранить. Обычно плавсредства из ПВХ не требуют какой-то особенной консервации. Материал сохраняется при температурном диапазоне от минус 40 до плюс 70 градусов по Цельсию.

Такие лодки без проблем держат дома, на балконе, в сарае или гараже. При этом (в отличие от резиновых плавсредств) не нужна тщательная подготовка к зимовке. ПВХ более устойчив к перепаду температур. Однако при серьезных заморозках он может становиться менее эластичным, поэтому не стоит его перекладывать с одного места на другое в холодном помещении. Так появится риск случайно повредить материал.

Единственное, что требуется лодке после завершения сезона навигации, — тщательная промывка и просушка. Эта процедура очистит поверхность от рыбьей слизи, частичек прикормки и других «лакомств», которые могут привлечь внимание грызунов. А уж голодные зверьки не откажут себе в удовольствии попробовать на вкус материал, из которого сделана лодка. Особенно, если отставить ее в месте, доступным для мышей и крыс.

Мифы о лодках

Существует немало заблуждений и предрассудков, связанных с плавсредствами из ПВХ и особенностями их эксплуатации. До сих пор некоторые рыболовы и охотники избегают таких лодок, считая, что они не выдерживают высоких и низких температур и не подлежат ремонту. Однако это лишь мифы.

Современные лодки, изготовленные из ПВХ, могут эксплуатироваться даже при 50-градусном морозе. И на таком холоде они сохраняют многие характеристики.

А если бы ремонт лодок был невозможен, то зачем их укомплектовывали бы специальными «аптечками»? В инструкциях по эксплуатации этих плавсредств четко сказано, что повреждения диаметром до 50 миллиметров запросто устраняются самостоятельно. Ну а более серьезные «пробоины», с которыми не получается справиться собственными силами, можно заделать в сервисных центрах.

В отличие от резиновых лодки ПВХ не требуют такого тщательного ухода. Они устойчивы к гниению и ультрафиолетовым лучам и, не теряя своих качеств, обычно служат намного дольше. Плавсредство, сделанное из современных материалов, можно сильнее надуть, да смотрится оно аккуратнее. И ходовые качества, даже при работе веслами, как правило, лучше.

Конечно, стоимость лодок ПВХ обычно выше, чем резиновых. Но тут уже каждый решает сам, что ему важнее, с учетом собственных требований и возможностей.

Успешной вам навигации! Соблюдайте правила эксплуатации, будьте осторожны на воде и пользуйтесь лодками на здоровье!

Максим Ишуткин, Республика Башкортостан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий