Охота на карасей

Есть расхожее представление о том, что карася можно легко добыть в какое угодно время и в любом месте, где он водится. Это мнение ошибочное, все не так просто… Впрочем, расскажу по порядку о нашей летней рыбалке, когда мы намеревались наловить карасей.

Охота на карасей

Середина июля в прошлом году выдалась очень жаркой. Температура воздуха на улице даже в тени доходила до 35 градусов. Вода прогревалась с каждым днем все сильнее и сильнее. Но работы от этого у нас не становилось меньше.

А замыслы съездить на рыбалку, посидеть до утра за кружкой чая, поудить в свое удовольствие да и просто отдохнуть на берегу водоема были уже давно. Тем временем на просторах Интернета стали мелькать фотографии и очерки с отчетами об удачном лове, конкретных местах и добытых трофеях.

Неделей ранее…

— Сазан пошел! — сообщил Александр Иванович. — Мужики его на спиннинг ловят в Усть-Абакане.

— Значит, нужно ехать! — сразу отреагировал я. — Тем более что мне новый спиннинг на работе подарили. Завтра тогда заскочу, возьму катушку и все остальное…

На том и остановились. На следующий день я отправился с утра пораньше по рыболовным магазинам города. Заехал в один, цены меня там не очень приятно удивили. Посмотрел ассортимент и, запомнив стоимость интересующего меня товара, отправился дальше. Решил, что хотя ценники в разных местах не сильно отличаются, но раз уж мне приходится раскатывать по городу по служебным делам, то заодно и найду подешевле хорошие снасти.

В итоге, посетив несколько магазинов с рыбацким ассортиментом, выбрал приемлемый вариант, в котором было неплохое сочетание качества и стоимости. Присмотрел себе инерционную катушку на подшипниках.

— Здесь их три… А сколько вон на той модели, которая побольше? — поинтересовался у продавца.

— Она стоит подороже, — получил лаконичный ответ. — Но что там стоит и сколько — не знаю, ничего не написано на ней…

Так, остановившись на своем выборе, я все же приобрел новые крючки и кормушки, леску простую и флюорокарбон на поводки. Все остальное у меня было.

Подготовка перед стартом

Каждый день отлетал, как лист отрывного календаря, приближая нас к заветной дате, на которую назначен выезд на рыбалку. Вот и наступило долгожданное число.

Будильник звонит без десяти минут шесть, говоря о том, что пора бы уже вставать. Но до вечера еще надо поработать и много всего успеть: и в другой регион съездить, и в городе с делами разобраться, да и по дому управиться… Вот и начинаю крутиться, как та пресловутая «белка в колесе».

Вернувшись с работы, созвонились с Александром Ивановичем и договорились, что он пораньше выезжает на озеро, а мы прибудем позже. Я отправился делать прикорм, а Сергей Юрьевич — копать червей. Их обычно нужно много, поскольку они идут не только на наживку. В кормушку мы тоже добавляем рубленых червей.

За несколько дней до этого Сергей провел «разведку на местности». Копнул, как говорится, «здесь и там» и убедился, что дождевых червей много. Никаких проблем с наживкой не ожидалось.

Однако перед самым отъездом ситуация вдруг переменилась. Сергей копал в разных местах, а черви «разбегались», как будто знали, что скоро могут стать деликатесом для рыбы. Прежде казавшиеся изобильными участки вдруг опустели. Вместо большого количества червей удавалось добывать одного, максимум — двух.

Это начинало немного беспокоить Сергея, но он не отчаивался и продолжал планомерно втыкать лопату в грунт. Так прошло минут 20. Обнаруженные черви отправлялись в банку. Их набралось не так уж и много — не более 30 штук.

Все это уже напоминало фрагмент из фильма «Особенности национальной рыбалки», где один из героев произносит фразу: «Давно хотел это поле перекопать…». Так происходило и у нас, а количество найденных дождевых червей росло не так уж быстро, как хотелось бы.

Тем временем я делал прикорм на кухне. В одну кастрюлю высыпал два стакана пшена, в другую — столько же гороха. В каждую из емкостей долил по 200—250 миллилитров воды. А на сковородке решил поджарить шесть стаканов семечек. Все скворчит, варится, готовится, а я пока прикручиваю мясорубку.

Чувствую, что пошел легкий дым, — значит, семечки уже «доходят до нужной кондиции». Периодически их помешиваю, а затем отключаю плитку. Перемалываю семечки на мясорубке и получаю так называемую «макуху». К этому времени каши из пшена и гороха уже довариваются. Выкладываю приготовленные ингредиенты в разную посуду, чтобы потом на месте смешать в требуемых пропорциях. Теперь можно и выезжать…

На озере

Рабочий день закончился, сотрудники добывающих уголь предприятий возвращаются домой. А мы едем по дороге, пока не видим отворот на Аршановский разрез. Дальше идут поля, а потом встречается новый знак. Он предупреждает о приближении к разрезу Чалпан. А вот тут нам надо сворачивать…

Подкатив к озеру, обозреваем его в монокуляр. Кроме Александра Ивановича, на этом берегу водоема еще два рыбака, а на противоположном — компания отдыхающих. Все в порядке, можно разгружаться…

У Александра спиннинги уже были заброшены и настроены, прикорм в ведре приготовлен, а поплавочная удочка ждала поклевку водного жителя в камышах. Спустившись к озеру, мы осмотрели выбранное место и стали располагаться.

Александр помог мне снарядить спиннинг, прицепив через поводки два крючка и наживив на них «бутерброды» из кукурузы и опарыша. А в кормушку напихали смесь в виде «тутти-фрути». Все, спиннинг готов. Отработанный замах… и прикорм вместе с наживками улетают примерно на 50 метров от берега.

Охота на карасей

Закрепив удилище на берегу и подмотав леску, Александр Иванович пошел проверить свои снасти. А мы с Сергеем Юрьевичем стали снаряжать оставшиеся два спиннинга. Наконец, они готовы и отправляются в воду вместе с замешанным прикормом с запахом семечек. У нас в запасе остается только пара новых поплавочных удочек. Поразмыслив, решаем использовать лишь одну, «зарядив» ее червяками.

Итак, все снасти расставлены, насадка на них свежая. Теперь можно подумать и об ужине. Как говорится, «война войной, а обед по расписанию». Укрывшись под крутым берегом от ветра и комаров, подогреваем чайник на походной газовой печке. А на столе раскладываем припасы, взятые из дома.

Наверху в траве комаров — видимо-невидимо, а рядом с нами — совсем немного. Да и те улетают прочь, должно быть, сообразив, что им ничего не светит, поскольку мы не забыли нанести на тело мазь.

Разлив по кружкам чай, начинаем обсуждать прикорм и ароматизаторы. Ночной воздух такой прозрачный, что можно без труда изучать яркую карту звездного неба. Самолеты, мигая огнями, двигаются по одной и той же траектории. Вот уже пятый следует тем же курсом.

— А этот почему-то в другую сторону летит и мигает как-то странно, да и скорость у него большая, — обращаю я внимание на одну из светящихся точек.

Все тоже начинают смотреть на нее. Выдвигать какие-то версии мы не беремся. Вместо этого идем проверить снасти. Вот уже и час ночи, а поклевок нет совсем.

Поскольку я очень устал за прошедшую неделю, меня клонит в сон. Напоследок выпив кружку чая, отправляюсь спать, а будильник ставлю на шесть утра.

Новый день — новые свершения…

Сигнал звучит вовремя, я открываю глаза, вылезаю из теплого салона автомобиля и окунаюсь в легкую прохладу раннего утра у озера. Росой покрылась трава, и первые лучи солнца, играя на этих каплях, превращают их в сверкающие бриллианты.

Спустившись к нашему месту лова, вижу Александра Ивановича, который сидит в кресле у удилищ.

— Вы во сколько встали? — спрашиваю его, а сам ставлю чайник на плитку, чтобы взбодриться горячим ароматным напитком и окончательно проснуться.

— А я и не ложился, — отвечает Александр Иванович, поднимаясь со стула.

— Как клевало?

— Никак! Вообще ни одной поклевки ночью! И за утро ни одной, — пояснил Александр Иванович и помог зажечь плитку.

Огонь стал набирать силу и греть чайник, а я прошелся вдоль берега и осмотрел удилища, установленные вчера вечером. Ни оторванных лесок, ни размотанных снастей — тишина кругом…

Денек ожидается теплый. Разувшись, ощущаешь камушки под ногами. Допив остатки горячего чая, чувствуешь, что согреваешься изнутри.

— Ну что? Пойдем переснаряжать? — спросил я Сергея Юрьевича.

— Давай… — ответил он, и мы пошли к нашим удилищам.

Первое оказалось пустым. Переснарядили его, добавили прикорма из гороха и «макухой», побрызгав эту смесь сладким ароматизатором. Я размахнулся и сделал заброс метров на 60. На следующем удилище мне показалось, что шевельнулась леска, но это, возможно, и ветер играл.

— Ты вот так сперва подсеки, потом вытаскивай, чувствую: там сидит кто-то… — посоветовал я Сергею Юрьевичу.

Он так и сделал, резкий рывок, и… ручка катушки закрутилась, сматывая леску. И вот через несколько секунд на земле, подпрыгивая на камнях, пытается ускакать обратно в воду хороший карась.

Охота на карасей

— Ну нет, дорогой! — говорим мы ему.

Первый трофей отправляется в садок, начало положено. Переснарядив все удилища, решаем передохнуть и просто посидеть. Александр Иванович так и продолжает ловить на «тутти — фрути», но, увы, безрезультатно.

— Может, мою «макуху» попробовать или ароматизатором облить? — предлагаю ему.

— Не надо! Мы же вместе смотрели, что смешивать нельзя, — объясняет Александр и делает заброс.

А мы идем проверять наши снасти. И, уже не думая, а лишь надеясь, я сначала подсекаю, а потом вытаскиваю. В итоге на трех спиннингах — два карася и сорожка. Переснарядка, заброс… и дальше — отдых.

Охота на карасей

Увы, погода в Хакасии меняется быстро. И вот уже вместо яркого солнца накрапывает дождик и дует ветер. Но какой-то азарт просыпается внутри, и мы снова проверяем удилища. Подсечка, и вытаскиваем… пару карасей.

Я обратил внимание, что кормушка совсем опустела. Взял нашу смесь в руку, опустил в воду и увидел, как образуется облачко. Весь прикорм быстро распадался. Решив поэкспериментировать, смешал часть «тутти-фрути» и своей «макухи». Полученный состав набил в кормушку и забрызгал все ароматизатором. Размахнувшись, сделал заброс в воду.

Побег

Снарядив все спиннинги и поплавочную удочку, я расположился под берегом. Долго ждать не пришлось: колокольчик-сторожок, звякнув, сработал. Пробегая босиком по камушкам, я быстро подскочил, сделал подсечку и стал вытаскивать. Не успел вытянуть карася из воды, как тут же «сигналит» вторая удочка.

Охота на карасей

Вытаскиваю рыбу, снимаю с крючка, бросаю на берег. Хватаю звенящее удилище, подсечка, кручу ручку. Идет легко, почти без колебаний. Вот на поверхности оказывается небольшая сорожка. Спокойно ее достав, стал аккуратно снимать с крючка.

Поворачиваюсь, чтобы поднять с земли карася… а его нет! Видимо, он успел совершить удачный побег с берега в воду. Что ж, теперь спасшийся карась, наверное, станет более осторожным и разборчивым при дегустации приманки.

Не сильно опечалившись от такой хитрой проделки обитателя водоема, я опускаю сорожку в садок. Переснарядив удилища, мы с Сергеем Юрьевичем подходим к Александру.

— Возможно, дело в прикорме? — интересуюсь я.

— Не знаю, — отвечает наш товарищ.

— А если попробовать переснарядить? — предлагаем мы.

— Не нужно менять прикорм… — говорит Александр.

Он начинает вытягивать удилище, которое идет легко. Вот из воды показалась кормушка, а к ней прицепился рак. Сняв этого наглого обитателя озера и бросив на берег, Александр снова закидывает снасть и, зевая, замечает:

— Засыпаю что-то…

— Ну так еще бы… целую ночь бодрствовать. Идите поспите, а вечером может клев начаться, — советую я.

Александр так и делает и отправляется спать в машину. А мы продолжаем понемногу ловить. То один карась клюнет, то сразу два, а порой и сорожка на наживу соблазнится… Так потихоньку с перерывами на чаепитие, переснаряжение удилищ и вытаскивание улова и проходит время…

Неожиданный отрыв в «космос»

Очередная поклевка, и карась отправляется в садок. А я беру приготовленную смесь и тщательно вдавливаю ее в кормушку. Затем цепляю кукурузу на два крючка так, чтобы скрыть острия. Уже перед самым забросом обрызгиваю ароматизатором из бутылочки прикорм и насадку.

Беру удилище, завожу за спину и делаю отработанный мах, одновременно отпуская леску с катушкой, которая сразу начинает крутиться. И в ту же секунду слышу звук «тзынь-трббррршшшиии…». Одним движением пальца останавливаю леску и осматриваю катушку. Повезло, что «бороды» нет! Но как-то странно леска намотана, очень свободно, даже болтается.

Начинаю ее сматывать, вращаю ручку катушки. Леска идет, идет, а потом… хлоп и заканчивается. Хм… а где кормушка и крючки? Внимательно рассматриваю концовку лески. Оказалось, что узел, держащий петлю, развязался. При резком движении все разошлось, и… кормушка с крючками опустилась на дно водоема.

Мне ничего не оставалось, кроме как взять запасную. На этот раз я сделал петлю и установил колечко, к которому прикрепил кормушку, а далее был крючок. Переснарядил и заново закинул удилище в водоем.

Пока занимался этим делом, подошло время проверки других спиннингов. Тут новых неприятностей не последовало. На крючках оказалось по карасю!

Охота на карасей

Так пролетело время. Мы с Сергеем Юрьевичем действовали по привычному алгоритму: переснарядка, заброс, снятие добытого трофея. Заморосивший дождик и поднявшийся ветер, образовывающий на воде буруны, не способны были испортить нам настроение. Рыбалка продолжалась даже в плохую погоду. Я нацепил плащ химической защиты и делал забросы, но снасть сносило ветром. Приходилось подтягивать и настраивать леску более тщательно.

Но рыбалка — это не только улов. Конечно, хорошо, когда добыча есть и возвращаешься не с пустыми руками. Увлекателен и сам процесс подманивания обитателей водоема, подсекания, борьбы с ними, которая не всегда оказывается удачной. Порой рыба срывается с крючка у самого берега! Таких сходов у меня было не менее десяти!

Ближе к вечеру поднялся Александр Иванович. Выпив чаю для бодрости, стал рассматривать свои снасти. А на них — пустые кормушки, лишь к одной прицепился рак. Отцепив и выбросив его, Александр начал снаряжать удилища, чтобы попробовать добыть водных обитателей на вечерку. Смесь «тутти-фрути» отправляется в кормушки, и вот уже можно делать забросы и ждать поклевок.

А в ответ… тишина. Если такие паузы затягиваются, то от них начинаешь быстро уставать. А когда человек утомлен, он может не заметить поклевку. Вот для этих целей и используют колокольчики.

Вот два раза дернулась снасть Александра. Он схватил спиннинг и стал вытягивать на берег добычу. Удилище сгибалось все больше, дергаясь и выгибаясь. Но Александр держал крепко, не собирался сдаваться и подводил рыбу к берегу.

Для выуживания трофея на открытом пространстве не нужно большого мастерства. Знай себе правильно крути катушку и подрабатывай удилищем. Другое дело — вытянуть рыбу из-за камышей, да еще когда рядом заброшены другие снасти. Вот тут уже нужны и опыт, и мастерство, и немало везения.

Ты работаешь удилищем, подматываешь леску, рыба к тебе все ближе и ближе. Осталось совсем чуть-чуть: пара метров до камышей и столько же до берега. И тут удилище вдруг сгибается под резким рывком рыбы, тут же распрямляется и опять сильно гнется, но это в финальный раз. Натяжение на леске исчезает, а значит, и трофей ушел. На рыбалке бывает всякое, случаются и крупнее потери, и расстраиваться ни в коем случае нельзя.

Охота на карасей

Солнце катилось к закату, пришло время вскипятить на огне чай перед отъездом. С каждым глотком этого ароматного напитка вспоминаешь недавние события. Вроде пара дней пролетела на одном дыхании, а в памяти все отложилось до последних мелочей. Единение с природой открывает в человеке новые качества, которые только он сам видит в себе и способен развить во что-то большее.

Лично мы на рыбалку едем не за трофеем, не за щукой или сазаном. Наш приоритет — отдых, нужно дать душе успокоиться, отрешиться от суеты ненужной. На берегу водоема все мысли придут в порядок, можно будет увидеть цель, к которой идем. Так что на рыбалку мы едем не за трофеем, а за единением с природой!


Рыболову на заметку

Прикорм бывает всякий, покупной и самодельный. Сейчас за неимением времени много просто приобретают готовый и уже его используют. Также добавляют ароматизаторы, спреи и так далее, исходя из вкусовых предпочтений обитателей водоема и личных пристрастий рыбака.

Я же решил сделать свой прикорм. Рецепт прост до безобразия: два стакана гороха и столько же воды. Варить до тех пор, пока вся жидкость не испарится. По такому же принципу готовится и пшено. Берем два стакана этой крупы и такой же объем воды. Варим, пока вся она не выкипит.

Для получения «макухи» нужно обжарить семечки и еще горячими прокрутить их на мясорубке. Теперь каждый ингредиент готов. Уже на берегу все смешиваем и получаем смесь для прикорма. Можно добавлять сладкие ароматизаторы, но это на любителя. Лично я их использую.

Когда смесь попадает в воду, от пшена создается облачко. Горох меньше разваривается, поэтому обеспечивает эффект гранул корма. А «макуха» придает запах, привлекающий рыбу, которая может находиться за несколько десятков метров. Чем сильнее аромат, тем он эффективнее. Обитатели водоемов даже с большого расстояния собираются к месту лова.

«Макуха» получается при прессовании масличных растений. Она состоит из перемолотых отходов производства, ее еще называют жмыхом. На «макухи» можно пускать семена таких культур, как подсолнечник, лен, кукуруза, рапс, соя, укроп, конопля, и другие. Какое «сырье» наиболее распространенное? Наибольшей популярностью у рыболовов пользуется жмых из семечек подсолнечника, поскольку они самые дешевые и доступные.

Раньше пробовали делать «макуху» из зернышек конопли. Аромат, который выделяет жмых в воде, привлекает как мелкую, так и среднюю и даже крупную рыбу. В сочетании с другими компонентами «макуха» становится универсальным продуктом для прикорма.

Самые неподходящие для рыбалки, на мой взгляд, это семена соевой и рапсовой культур. Обычно при их приготовлении нарушаются технологические процессы. А льняной жмых стоит дороже подсолнечного и при этом выделяет менее сильный аромат. Вот почему рыболовы чаще всего предпочитают привычные черные семечки.

Всем ни хвоста, ни чешуи! Отличного отдыха на водоемах!


Виктор Иванов, г. Абакан. Фото автора

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий