Вимба

Весенним погожим утром на самом раннем автобусе люблю отправиться порыбачить в пригород столицы Эстонии — местечко Пирита. Раскинулось оно вокруг устья одноименной речки, впадающей в Таллинскую бухту в нескольких километрах от большого морского порта. С мола-волнолома хорошо видны гигантские суда — пассажирские паромы, бороздящие Балтийское море.

Вимба

В тесной компании

Местечко тихое, спокойное, а знаменито развалинами старинного средневекового женского монастыря Святой Биргитты да и тем, что почти в устье построен к 80-му году прошлого века для проведения международной регаты парусный Олимпийский центр.

В весенние дни как раз напротив него на парапете усаживаются рыболовы со всей округи. Они проверяют удачу, надеясь поймать вимбу, которая идет на нерест из моря в порожистую в верховьях речку. Эту рыбу, весьма распространенную в европейской части материка, называют еще сырть и рыбец. В наших местах она достигает 30 см в длину и веса до килограмма. Говорят, что где-то попадаются экземпляры до 3 кг… но это несбыточная мечта рыболова…

Прохожу вдоль парапета и сидящих удильщиков, приглядываюсь, что да как… Солнце за спиной начинает заметно пригревать. С извинениями втискиваюсь меж двух на вид пенсионеров с более или менее добрыми лицами.

Хуже нет обосноваться рядом с «добытчиками». Тогда хоть уши затыкай либо удирай проворнее. Все равно не дадут порыбачить, особенно когда начинается клев. С сегодняшними удильщиками сразу же находим общий язык. Узнаю, что и как сегодня клюет.

— Вот два дня назад какой-то Серега наловил целое ведро! — говорят мне, хотя это обычные рыбацкие байки. — А сегодня — только несколько поклевок!

— Бывает, — бормочет грустно сосед справа.

— На что ловите-то? — спрашиваю.

Оказывается, что пару часов назад клюнуло на кукурузу, а теперь вот попалась на перловку. Я сегодня захватил, кроме этого, мелких червей, опарыша и секретную приманку — мотыля. Каких трудов мне стоило его выпросить у Марии в «Лагуне»! И уши заговорить про женское обаяние, и шоколадку вручить попугаю, сидящему на плече хозяйки… Но своего добился!

С собой у меня были два фидера и проводочная удочка с разной оснасткой. Но, поскольку мужики ловили в проводку, пришлось и мне действовать так же.

Сперва не заладилось, начали путаться снасти. Послышалось недовольное бормотание. Тогда приспособил поводок с тяжелым скользящим грузилом и чувствительным поплавком. Теперь моя оснастка стояла на месте, а приманка, свободно скользя по течению, не пугала рыбу. Результат не заставил себя ждать. Первую вимбу подтянул прямо в руки. А насадил-то на крючок вначале мотыля с опарышем — «бутерброд» по-нашему.

До меня мужички изредка прикармливали растительной привадой: кукурузой, перловой кашей и хлебом. Мое живое угощение оказалось привлекательнее. Хотя это и не факт. Соседи молча приглядывались, потом стали расспрашивать, что и как я делаю. Секретов скрывать не стал, но, поскольку люблю ловить в одиночестве, решил подняться на полкилометра выше, за мост. Там можно было забросить и фидер.

На знакомом месте

Придумано — сделано. Кроме того, народу там не было. Я ловил на этом месте и раньше. Здесь все знакомо: участок с противотечением, водяными растениями, небольшой омуток. А главное — свободно от соперников!

Здесь речка достигала в ширину 70 метров. Глубина — полтора-два метра с галечно-песчаным дном. Вимба очень любит подобный ландшафт, когда идет на нерест, преодолевая перекаты, и когда хочет отдохнуть перед броском.

С местом я точно не ошибся. Забросив фидеры с кормушками и насадкой из червей и опарыша, перешел на «проводку», где применил уже проверенного мотыля с опарышем.

Ах, какое это удовольствие почувствовать сильную поклевку, а затем активное сопротивление рыбы! Надо сказать, что ловля вимбы — это поистине спортивное занятие. Да, совет — пользуйтесь подсачеком с длинной рукояткой. Губы у этой рыбы довольно нежные, и могут быть сходы.

При «проводке» временами я «поигрывал» с приманкой — то подергивал, то отпускал поплавок далеко вниз. Благо, никто не мешал.

В тот день с уловом крупно повезло. Вимба ловилась и на фидерные снасти. Звенел то один, то другой колокольчик. Знай успевай тащить!

А какая природа кругом! Листва еще не раскрылась. Сзади в лесу пели черные певчие дрозды и «просили пи-и-ть» синички и другие птахи. На раскидистой сосне сидели две вороны. Иногда каркали, стараясь привлечь мое внимание.

На пеньке разделал на мелкие кусочки одну из рыбин. Вороны моментально среагировали. Схватив кусок, отлетали закусить, потом стали прятать заначку в лесу. Через какое-то время подтянулись чайки. Мне это совсем не понравилось, и я «прикрыл лавочку».

Давняя мечта

Вообще-то вимбу начал ловить еще в раннем детстве. В конце сороковых, сразу после войны, наша семья обосновалась в Таллине. Отец служил на флоте, мы жили в военном городке недалеко от речки Пирита, только выше по течению.

В верховьях характер реки отличался от устья. Она бежит к морю со знаменитого балтийского глинта, с плато через множество каменистых порогов. Местами среди моренных гряд встречаются тихие и глубокие участки. После ледохода течение успокаивается. Вот в эти-то места и устремляется вимба на нерест. Большие косяки хорошо видны на мелководье перед порогами в чистой, чуть коричневой воде.

В те послевоенные годы о сохранении природы особенно не беспокоились. Об инспекторах и не слышали! Поэтому любители могли ловить способами, которые сейчас считаются браконьерскими. Легко было подсекать рыбу, забрасывая снасть с тяжелым грузилом и несколькими крючьями-тройниками на прочных поводках в стаю, хорошо видную в мелкой и чистой воде. Часть подранков обрывалась, но много ее оставалось у «умельцев».

В силу своего возраста я не занимался этим промыслом. Однако поймать вимбу было моей нескрываемой мечтой! Нас — послевоенную детвору — в силу занятости родителей предоставили самим себе. Короче, мы были уличными пацанами со всеми вытекающими последствиями. Дрались, воровали яблоки в хуторских садах, собирали валявшееся кругом оружие…

Рыболовных снастей тогда в продаже не было. Первую удочку я сделал из орешника. Обстругал острым немецким штыком, оставив кору только на 30-сантиметровом кончике для прочности и гибкости. Лески не было. Помогли приятели — ингерманландцы Онни и Сассь, которые жили через речку в совхозе.

Учились мы в одной школе. Ребята очень любили читать. А в нашей семье книга была на особом положении. Я их снабжал литературой, а они меня — конским волосом из гривы и хвоста, из чего и плели леску. Во время каникул Онни и Сассь пасли стадо совхозных коров на нашем берегу речки. По очереди сторожили животных, ловили в речке ручьевую форель и обсуждали прочитанное.

На соседнем лесном хуторе жило семейство весьма сдержанных эстонцев. Мы у них покупали молоко. Из детей сын заканчивал школу, а дочка Майя, как и я, училась в четвертом классе. Она долго смеялась, увидев мою снасть с леской из конского волоса. Сжалившись, попросила у старших для меня катушку довоенной шведской плетенки, крючки и прочие прибамбасы. Невозможно описать мое счастье!

Прекрасное время

Каникулы после окончания четвертого класса совпали с прекрасной теплой и солнечной погодой. С вечера пятницы заготовил в огороде мелких «навозников», заварил перловку, приготовил «тормозок» — бутерброд из черного хлеба с сахаром.

Попросил сестру разбудить рано. Она готовилась к выпускным экзаменам по ночам, чтобы не мешали. Я вскочил моментально, когда почувствовал руку на плече. Сестра уже приготовила чай и ломоть хлеба. На ходу перекусил и помчался на речку. Было что-то около четырех часов.

В Прибалтике начало июня — время белых ночей. Как прекрасно это время! В лесных зарослях поют соловьи и прочие незнакомые птахи. Тепло, хоть солнце еще не показалось. Над спокойной водой, над береговым лугом низко стелется густой туман.

Ловить собирался на перекате, что ниже плеса. Еще раньше обратил внимание, что среди обкатанных водой камней образовался небольшой бочажок, в котором собирается стайка вимбы, отдыхая в ночь, перед броском через следующий перекат. Моя задача — перед их броском успеть выхватить хоть несколько рыбин.

Закатав штанины и сняв тапки, босиком по скользким холодным камням перебираюсь на большой валун. Стараюсь не шуметь и не высовываться. Опытные Онни и Сассь предупредили, что в чистой воде рыба хорошо видит происходящее на поверхности.

Юный добытчик

В трех метрах от меня в бочажке собралась довольно большая стая вимбы. Тихо забрасываю легкую снасть. Видно, как две рыбины устремляются к наживке. Есть! Червячок пропадает из вида. Чувствуется энергичная поклевка.

Осторожно подвожу рыбину к камню. Вот она уже в мешке из холстины, что висит через плечо. Какое-то время рыбы игнорируют моих червей. Затем снова пара вимб заинтересовалась крючком. Опять поклевка! И снова рыба в мешке.

Улов трепещет, ворочается. Мокрый мешок бьет по влажным уже штанинам. А сердце готово вырваться из груди — это же мои первые трофеи на нашей замечательной речке!

Дома, когда я вернулся, близкие еще только поднимались. Отец возился в огороде, мама готовила завтрак, сестренка спала.

— Вот! Вот! Смотрите, кого поймал! — кричал я.

Отец, разглядывая улов, говорил:

— Ну что это за вимба такая? Это же обыкновенная сырть. Да мы в деревне ее и за рыбу-то не считали. Но все равно молодец! Мужчиной становишься. Рыбалка — это не Марсику (нашему непородистому псу) хвост крутить.

— Вот и еще один добытчик в семье объявился! — сказала мама с уважением, погладив меня по голове. — Давай чисть ее сам, привыкай. Будем жарить. На всех хватит!..

С тех пор прошло немало десятилетий. Но и теперь мы с соседом Юрой обычно в апреле-мае отправляемся на речки островов Сааремаа и Хийумаа специально только за вимбой. Надо успеть на период ее хода…

Рыбная кухня

Несмотря на обилие мелких косточек, вимба вкусна весьма! К весне накапливает жир, который серой пленкой обволакивает внутренности. Хороша и в вяленом виде как закуска к пенному напитку.

Перед жаркой следует острым ножом сделать по мясистой части надрезы. Натереть специями, солью по вкусу. И сочную, ароматную подавать к столу с отварной рассыпчатой картошкой и кислой капустой на подсолнечном масле!

Юрий Петухов, г. Таллин. Фото автора

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий