Лебедка — ваш помощник в трудную минуту

Используемая лебедка

Итак, с приобретением! Вы стали счастливым обладателем внедорожника, квадроцикла или снегохода… А может, и всего сразу! Только подумайте, какие перспективы перед вами открываются! В любое место, на самый отдаленный водоем на рыбалку, в наиболее глухой и нехоженый лес на охоту! Через грязь, снежные заносы, овраги, буреломы… Стоп! Бывает, что и танки вязнут, а у вас, простите, все-таки не он…

В общем, самое время немного усовершенствовать ваше транспортное средство. А именно: приобрести и установить лебедку. Главное — не промахнуться с выбором. Маломощный или слишком зависимый от работы двигателя автомобиля, квадроцикла или снегохода агрегат едва ли справится с возложенной на него функцией по вытягиванию вашей техники из беды.

Какие бывают лебедки?

Кроме того, что они подразделяются на импортные и отечественные (к слову, вопреки расхожему мнению, очень даже неплохие), лебедки делятся еще на три основные группы: гидравлическая — подключаемая к насосу гидроусилителя руля, электрическая и ручная.

Гидравлическая лебедка

Не самый распространенный вариант в России. Во-первых, из-за сложности с установкой необходимо подключать к гидроусилителю руля, что сложно сделать, не имея практического опыта. Как правило, устанавливается такой агрегат на автомобиль. Редкий квадроцикл можно украсить подобной лебедкой. А если честно, то и ни к чему. На легкую технику предпочтительнее те варианты, что описаны чуть ниже.

Но все же скажем несколько слов о плюсах и минусах гидравлики. О первом отрицательном моменте мы уже рассказали — сложность установки. Второй серьезный недостаток — зависимость от работы двигателя автомобиля. Стоит внедорожнику заглохнуть, и лебедка превращается в бесполезное украшение. Работает гидравлика медленнее электрики — и это тоже не самый положительный момент. Наконец, цена. Она существенно выше, чем у конкурирующих типов.

Теперь о плюсах. Несомненным достоинством является высокое тяговое усилие. Также немаловажны устойчивость к внешним воздействиям и низкая ломкость. Выносной пульт — тоже удобная штука: управлять процессом вызволения техники можно с безопасного расстояния. Наличие регулируемого ограничителя максимальной мощности не позволит «надорвать» гидравлику автомобиля и самой используемой лебедки.

Отчасти удалось компенсировать недостатки этого устройства в гибридных вариантах (когда идролебедка имеет свой электродвигатель, способный выручить, когда автомобиль заглох и совершенно не намерен заводиться), а также в предложенной Игорем Ельфимовым автономной гидравлике. Единственный минус последней, снабженной собственным двигателем, — это вес. С полностью заряженным тросом барабаном — хорошо за центнер. Согласитесь, и вдвоем с такой махиной справиться сложно, а уж если отправишься в путешествие в одиночку…

Электрическая лебедка

Этот тип пользуется наибольшим спросом. Причин тому — несколько: установить электрическую лебедку немногим сложнее, чем ручную. По поводу ее эксплуатации никаких вопросов не возникает. И, что весьма критично, для электролебедки в отличие от гидравлической совершенно неважно, работает двигатель аппарата, на который она установлена, или заглох.

Главное — чтобы напряжение бортовой сети имело место, а все остальное не так уж и принципиально, за исключением еще пары моментов: тяговое усилие (от него зависит, сможет ли лебедка помочь вызволить попавший в беду транспорт) и прочность троса, который может быть металлическим и синтетическим.

Минус один, но серьезный. Максимальное усилие электрическая лебедка способна обеспечивать в среднем около 40 секунд. Далее мощность падает, а само устройство готово перегреться и выйти из строя. Так что либо приходится укладываться в отведенное время, либо делать паузу, стремясь сберечь агрегат. Или, если речь идет о спасении техники из болота или реки, просто рисковать всем, выжимая из используемой лебедки максимум ее возможностей.

Ручная лебедка

Оптимальный вариант для тех, кто не любит лишних трат и желает быть уверенным в том, что справится почти с любой нештатной ситуацией. Абсолютная простота конструкции и эксплуатации, помноженная на эффективность. Никакой зависимости от техники. При этом скромные габариты и высокая тяговитость.

Стоит учитывать, что тяговое усилие вашей лебедки должно соответствовать весу транспортного средства, на которое она установлена, или даже превосходить его раза в полтора. Лучше один раз заплатить чуть больше, чем оказаться в патовой ситуации: в глухом лесу или на диком водоеме со сломавшейся лебедкой, застрявшей машиной и без надежды на то, что вскоре появятся люди, способные помочь.

К слову, приобретая такую ручную модель, позаботьтесь о подборе рычага. Подойдет метровый отрезок трубы с толстыми, прочными стенками. Он легко уместится в багажнике или не займет много места, будучи притороченным к грузу на снегоходе или квадроцикле. Зато в момент, когда придется вытягивать завязшую машинку из грязевого или снежного плена, позволит повысить эффективность прикладываемых вами к рычагу сил в… 10 раз!

На каком варианте остановиться, конечно же каждый определит для себя сам. Принципы работы разные, а задача у всех лебедок одна — спасти транспорт, на котором она установлена. Одинаков и способ использования. Жестко закрепленная на автомобиле, квадроцикле или снегоходе лебедка свободным концом троса крепится на внешнем неподвижном предмете: дереве, скале, металлической конструкции и др. (главное — чтобы по массе тот предмет превосходил вытягиваемый объект), ну а далее за счет выбирания троса техника вытягивается на плотный и ровный участок дорожного полотна.

Арсений Маврин, Татарстан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий