Выбор и эксплуатация двухтактного подвесного мотора

Водно-моторный сезон практически начался. Скоро закончится запрет на передвижение по рекам в нерестовый период и уже пора кому-то готовить, а кому-то приобретать себе «железного коня».

Почему же большинство рыболовов до сих пор свой выбор останавливают именно на двухтактных моторах? Вывод здесь только один: исходя из экономических и эксплуатационных преимуществ. Конечно же, четырехтактный двигатель предпочтительнее: меньше «кушает» бензина и особенно масла, тише работает, умеренно загрязняет окружающую среду, да и ресурс четырехтактного двигателя приблизительно в два раза больше. Но такие нынче кризисные годы, что и на двухтактный двигатель денег насобирать сложно. Что уж говорить о четырехтактном моторе, который, как правило, минимум на 20—30% дороже.

Стоит ли платить больше?

Но у двухтактного мотора есть свои и весомые плюсы, которые заслуживают внимания. Самые важные преимущества — это простота в обслуживании, надежность и неприхотливость. Все двухтактные двигатели без проблем работают на российском бензине. Ресурс двухтактного двигателя при правильной и умеренной эксплуатации до первого капремонта может быть в среднем 10—12 лет. По сути, у лодочного мотора может быть один капремонт (расточить цилиндры возможно только один раз) и, соответственно, мотор впереди ждет еще один приблизительно такой же срок службы. Так что в среднем 15—20 лет работы — это серьезный срок и для техники, и для владельца.

Что касается расхода бензина, то чем меньше объем двигателя, тем меньше разница в расходе бензина между четырехтактником и двухтактником. Предел экономической целесообразности — двухтактные моторы мощностью не более 40 л.с. Расход двигателя в 30 «кобыл» будет в среднем 8—12 литров бензина на час работы в зависимости от режима передвижения. На полных оборотах мотор поглощает топливную смесь в максимальных количествах. Для экономии бензина я всегда при выходе в режим глиссирования немного скидываю обороты и проверяю, с какими оборотами будет экономичнее всего идти. Иными словами, ищу крейсерскую скорость. Скажем, на полных оборотах двигатель сжигает 12 литров топлива и везет со скоростью 30 км/ч, а при оборотах на 2/3 от максимума — расход 8 литров и скорость 25 км/ч. Разница в скорости не такая уж значительная (особенно при передвижении на небольшие расстояния), но серьезно экономит бензин. За два дня рыбалки при движении на оптимальной скорости можно сэкономить весьма значительный объем топливной смеси.

Есть и еще один важный фактор, влияющий на скорость судна, — это подбор винта. Винтов должно быть минимум два: грузовой и скоростной. Грузовой винт не дает максимальной скорости, но зато с ним вы можете перевозить больший груз при средней крейсерской скорости. Скоростной винт применяется в случае, когда пассажиров в лодке немного и мало груза. Оптимально подобрать шаг винта можно либо опытным путем, но гораздо точнее, удобнее и быстрее это можно сделать при помощи двух инструментов — тахометра и навигатора. По тахометру смотрим обороты, которые развивает двигатель, и сравниваем их с максимальными оборотами, указанными в инструкции, а по навигатору замеряем скорость. Если двигатель не развивает максимальных оборотов на полном газе, значит нужно поставить винт с меньшим шагом. Таким образом, вы повышаете КПД своего мотора.

Например, если ваш скоростной винт развивает вместо максимальных 5000 оборотов в минуту лишь 4000, то вы не только плывете медленнее, чем можете, но еще и пятую часть бензина просто расходуете зря.

Изучив свой мотор, вы без труда оцените, какой винт необходим для перевозки того или иного веса людей и груза. Как правило, в заводской комплектации вы получаете винт, который по своим характеристикам грузовой или почти грузовой. Меняются винты на современных моторах буквально за минуту-другую, а значит, вы всегда оперативно можете «настроить» свой мотор под определенный режим передвижения.

Какой мотор выбрать?

Но мы несколько забежали вперед. Вернемся к выбору мотора. Какой брать: наш, японский или китайский? Я не буду навязывать что-то одно, потому что видел немало примеров того, как в хороших руках нормально работали и «нептуны» и китайские «парсуны». Но если финансы позволяют, то лучше взять любой из японских моторов — по качеству они все примерно одинаковы. Тем более что некоторые фирмы выпускают, по сути, одни и те же моторы, только с разными названиями и внешним дизайном.

И еще, если выбираете между двух моторов разных производителей, то берите тот, у которого в вашем городе есть дилерский пункт техобслуживания. В принципе, обслуживать мотор вы можете и сами, но иногда найти запчасти или сделать сложный ремонт — это целая проблема.

Итак, какой марки подвесной мотор вы приобретете, вы решите сами, благо есть выбор. Теперь вопрос другой — сколько «лошадок». Если исходить из веса двухтактных моторов, то двигатель до 40 л.с. перенести из автомобиля к лодке на расстояние в 30—50 метров, в принципе, под силу одному взрослому мужчине. Мощность мотора подбирается под определенные задачи. Мотор мощностью в 25—40 л.с. способен перевозить трех-четырех пассажиров с грузом, моторы мощностью 10—18 л.с.— для двух-трех рыбаков с небольшим грузом. Менее мощные моторы служат для передвижения одного-двух рыболовов либо для перемещения на небольшие расстояния в водоизмещающем режиме. Учтите и тот факт, что почти каждый владелец мотора, который сегодня берет двигатель мощностью, например, 10 л.с., неминуемо через год-другой начинает мечтать о более мощном моторе. Так что, предвосхищая возможные будущие расходы, попробуйте сразу сделать этот шаг вперед?— он вам сэкономит и время, и, самое главное, деньги.

Транспортировка

В идеале лодочный мотор нужно транспортировать в вертикальном положении. Двухтактный мотор можно перевозить на любом боку, за исключением бока, где расположен рычаг включения передач. Естественно, что сам двигатель в лежачем положении должен быть выше «сапога». Сшейте или купите для мотора чехол. Он сбережет и салон вашего автомобиля, и в случае утечки масла вы сможете заметить, в каком месте конкретно это произошло.

После установки мотора на транец и фиксации его струбцинами, на всякий пожарный привяжите его либо шнуром, либо металлическим тросиком к корпусу лодки. Такая предосторожность не раз спасала мотор.

Масло

Любой двухтактный мотор может работать на 95 бензине. Но в большинстве случаев используется бензин марки АИ-92. Разводить бензин или, говоря техническим языком, приготавливать топливную смесь нужно в пропорции при обкатке 25—30:1 (1 литр масла на 25—30 литров бензина). У некоторых двигателей с обогащенной маслом топливной смесью эти цифры — 50:1. У многих современных моторов по принципу четырехтактного двигателя масло заливается в специальный бачок и уже оттуда самостоятельно смешивается с бензином, что и вызывает такую двойную экономию. Поэтому перед обкаткой внимательно изучите инструкцию к своему двигателю.

После обкатки двухтактную смесь нужно разводить в пропорциях, указанных в инструкции к маслу. Но, как правило, это соотношение в два раза меньше, чем при обкатке. Было 1:25 — станет 1:50 и, соответственно, 1:50 станет 1:100. Причем учтите, что 1:100 — это соотношение при движении в быстром режиме. Если же в рыбалке будут присутствовать много медленных режимов (например, ловля на «дорожку»), то масла можно добавлять в бензин немного больше — 1:75. Уверяю вас, если вы используете качественное масло, то переливать его и приговаривать «Хуже не будет» нет никакого смысла: вы не только тратите деньги на лишнее масло, но и добавляете нагара на механизмы вашего двигателя, особенно свечи.

Для приготовления топливной смеси используется масло стандарта TC-3 W. Масло может быть минеральное, полусинтетика и синтетика. Естественно, лучше использовать синтетику, но стоит она весьма недешево. Скажем, отличие в цене между синтетикой и полусинтетикой почти в два раза.

Эксплуатация

Общие принципы эксплуатации изложены в инструкции к мотору (практически все инструкции сейчас уже идут на русском языке). Как обкатать мотор, вы тоже без труда разберетесь. Многие используют при обкатке бензин АИ-95. Ничего плохого в этом нет и, наверное, даже лучше при обкатке использовать более высокооктановый бензин. Единственный нюанс: этот бензин в России изобилует различными присадками и долго держать готовой эту топливную смесь не рекомендуется. Лучше необходимое количество бензина замешивать непосредственно перед поездкой и стараться расходовать в ближайшие 2-3 недели.

Не лишним будет установить в бензопровод фильтр тонкой очистки. Кстати, перекидывать бензопровод с одного бака на другой можно без глушения двигателя и даже во время езды. Бензина в карбюраторе хватает на 5—10 секунд работы, и за это время (предварительно все подготовив) можно без проблем переключиться с одного бака на другой.

Беда многих судовладельцев — отсутствие в лодке необходимых запчастей: ключи, свечи, масло, винт. Как говорится, береженого Бог бережет. Часто отсутствие какой-либо мелочи способно вам испортить поездку. Периодически (особенно после работы в мелководном режиме) следите за наличием струи воды из системы охлаждения. Без водяного охлаждения двигатель уже через минуту работы может заклинить. При эксплуатации лодочного мотора в холодную погоду не поднимайте мотор из воды, дабы не заморозить систему.

Перед выходом на берег с ночевкой или долгой стоянкой, прежде чем заглушить двигатель, перекройте подачу топлива из бака и выработайте всю смесь в карбюраторе. Двигатель заглохнет сам, но зато наутро у вас будет сухая свеча. Делать это обязательно и при транспортировке мотора домой, чтобы бензин не вытек из карбюратора и не замарал салон автомобиля.

Поберегись!

Больше всего проблем с двигателем случается на ровном месте. Очень часто забывают сделать самое элементарное — залить масло в бензин. Специально для этого масло выпускается определенных ярких цветов: красного, синего, зеленого. Так что первым делом, прежде чем трогаться, проверьте вашу топливную смесь и, если она не окрашена в один из этих цветов, немедленно залейте масло.

Что касается масла, то нельзя использовать для приготовления топливной смеси масло для четырехтактного двигателя. Это чистое масло без специальных присадок для растворения в бензине и оно попросту не будет у вас работать: бензин будет отдельно, а масло отдельно. Не экспериментируете с дозировками масла в бензин — лейте столько, сколько написано в инструкции.

И самое важное: соблюдайте технический регламент, всегда и вовремя меняйте свечи, фильтры, масло. Делайте по нормативам консервацию на зиму — и ваш подвесной двигатель будет работать, как часы!

Вячеслав Комзолов, г. Томск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий