Универсальная «подушка» с мотором

Модель СВП

Катер, самолет, вездеход, амфибия? Да всего понемножку! Судно на воздушной подушке (СВП) поражает своими возможностями. Если не проплывет, то пройдет, проскользит или даже пролетит, покоряя бездорожье, не подвластное матерому каракату и прыткому снегоходу. Универсальность СВП кажется безграничной. Но так ли это на самом деле?

Принцип работы

Наверняка многие в детстве хоть раз проделывали опыт, дуя на кромку бумажного листа и наблюдая, как он движется по столу. Два тела с разной поверхностью взаимодействуют так, что одно из них перемещается. Весь секрет тут в воздухе. Он выступает в роли своеобразной «смазки», способствующей скольжению бумаги. Это очень похоже на принцип функционирования СВП.

Такой транспорт движется при помощи нагнетания и формирования слоя сжатого воздуха в специально отведенной зоне под днищем. В результате судно немного приподнимается над водой или сушей, избавляясь от трения о поверхность. А препятствует выходу нагнетаемого воздуха гибкое ограждение, которое у некоторых моделей катеров называется «юбкой». Обычно его изготавливают из специальной ткани.

Большинство СВП оборудовано двумя отдельными двигателями. Один нужен для формирования воздушной подушки, а второй — для обеспечения тяги, чтобы перемещаться вперед. Хотя встречаются и небольшие модели с единственным мотором.

В любом случае мощный вентилятор производит воздушный поток, часть которого направлена под корпус. Судно обычно управляется контролируемым штурвалом и системой вертикальных рулей. Они, как правило, располагаются за вентилятором, отвечающим за тягу.

Судно на воздушной подушке в зависимости от своих размеров, особенностей конструкции и мощности силовой установки может «приподниматься» на высоту от 10-15 см до пары метров. Некоторые модели СВП способны преодолевать большие сугробы, заросли травы и другие препятствия, демонстрируя чудеса проходимости. Благодаря этому катерами на воздушной подушке интересуются многие охотники и рыболовы, стремящиеся добраться до самых потаенных уголков на воде и суше.

Какие встречаются разновидности

СВП подразделяются на две большие категории: амфибийного типа и скегового. Первые из них способны перемещаться как по воде, так и по суше. Вторая разновидность в основном предназначена для путешествий по озерам и рекам, а также по льду и снегу. У СВП скегового типа воздушная подушка по бокам защищена узкими корпусами, баллонами или жесткими стенками, что улучшает управляемость и увеличивает скорость судна на воде.

У многих катеров, относящихся к этому типу, при движении обычно не происходит полного отрыва от поверхности. Встречаются и гибридные варианты, у которых баллоны прикрыты дополнительным слоем гибкого ограждения, благодаря чему транспорт по своим возможностям приближается к амфибии.

Специалистами выделяются разные способы образования и поддержания воздушной подушки. Про скеговый вариант мы уже рассказали. Еще бывают камерные, сопловые, щелевые и крыльевые (динамические). Первый из них — самый простой и распространенный. Воздух от вентилятора свободно поступает по периметру днища. Плюс в этом — хороший подъем судна и его амфибийные возможности. А минус — значительный расход энергии при относительно приличной высоте подъема.

Сопловый способ считается более экономичным. Он достаточно эффективен даже при большом подъеме. Этот метод основан на использовании наклоненных сопел, через которые поступает воздух. Кроме того, возможны дополнительные гибкие ограждения вокруг подушки, что позволяет оптимальнее использовать энергию. Иногда сопловый способ соединяется со щелевым, который предусматривает поступление воздуха через тонкую полость во время движения.

Крыльевая схема, более подходящая для летательных аппаратов, в СВП применяется реже. Она предполагает, что кормовые закрылки судна перехватят и направят вперед воздушный поток. При этом гибкое ограждение, выполненное в виде надувных баллонов, должно повысить амфибийные качества транспорта. Однако подобная схема обнаружила ряд недостатков. В частности, у некоторых моделей СВП во время старта и движения над волнами были выявлены нарушения в работе воздушной подушки, что привело к проблемам с устойчивостью.

На земле и воде

На современном рынке представлено большое количество катеров, которые различаются по сложности трансмиссии, принципам устройства гибкого ограждения и другим параметрам. Но для рыболовов и охотников основное значение имеют проходимость транспорта и его надежность, чтобы без серьезных волнений можно было отправиться в дальние путешествия по неизвестной местности.

Так что в основном востребованы амфибии, которые позволяют двигаться как по поверхности воды, так и по суше. Благодаря этому без пересадки можно добраться до отдаленных районов, куда прежде отправлялись только на вертолетах. А использовать СВП все же значительно дешевле, чем винтокрылую машину.

Однако в ходе сборов на длительную рыбалку или охоту стоит задуматься о грузоподъемности катера на воздушной подушке. К примеру, чтобы прихватить с собой запас топлива, продуктов, снаряжение для добычи трофеев, а потом перевезти тушу крупного копытного животного или много выловленных обитателей водоема, понадобится судно средних размеров, рассчитанное как минимум на шесть человек, а то и на десять. Такой транспорт более устойчив к воздействию волн и подходит даже для морских прогулок.

В некоторых случаях требуется СВП с мощным двигателем, чтобы можно было легко преодолеть большинство преград. Однако и слишком громоздкий катер не всегда нужен. Если он застрянет, то вытащить его будет очень сложно!

По возможности перед покупкой лучше записаться на тест-драйв. Это позволит точнее определить ваши требования к судну. Не увлекайтесь модными гаджетами и дизайном: делайте ставку на простоту, мощность двигателя, неприхотливость и вместимость. Желательно выбрать модель СВП, у которой гибкое ограждение подушки изготовлено из прочных и качественных материалов.

Для узких горных рек и лесных маршрутов лучше подойдут «баллонные» катера. У них отменная курсовая устойчивость и плавучесть. А если баллон случайно повредится, то ремонт не влетит вам «в копеечку». Однако и такой транспорт имеет недостатки: ограниченную проходимость и проблемы со скоростным маневрированием.

Отдельно стоит поговорить о малых СВП для частного использования. Много людей на борт им принимать не обязательно. Да и на слишком крутой берег забираться нет необходимости. При этом маленькие катера менее шумные и более экономные, чем массивные суда. Однако у больших СВП подушка обычно лучше защищена. Компактному частному транспорту нужно очень аккуратно преодолевать жесткие препятствия, высотой более трети метра. Есть риск повредить гибкое ограждение подушки.

Семь раз отмерь…

Если вы уже определились с конкретными пожеланиями к своему будущему катеру, то перед покупкой не помешает узнать о маленьких нюансах, о которых производители не всегда готовы рассказывать. К примеру, многие полагают, что, чем крупнее и мощнее судно, тем выше его «работоспособность». Не факт!

На самом деле, чем массивнее СВП, тем сложнее ему заводиться при низкой температуре из-за образования конденсата в силовой установке. Бывали случаи, когда у шестиместного транспорта на воздушной подушке отказывал мотор при 20-градусных морозах.

Да и большой двигатель еще не показатель хороших возможностей. Даже занимающему половину катера мотору иногда не удается справиться с подъемом на поверхность, наклоненную под углом в 5-7 градусов… К сожалению, подобные нюансы можно узнать лишь на практике.

А вот у маленького катера, относящегося к эконом-классу, могут быть «бонусы». У некоторых моделей в днище есть стальные элементы, увеличивающие прочность и износоустойчивость. Таким преимуществом не всегда обладают и дорогие СВП.

Лучший совет при выборе судна на воздушной подушке: семь раз отмерь — один раз отрежь. Перед покупкой нужно собрать максимальное количество полезной информации из авторитетных источников, пообщаться на форумах с опытными коллегами либо проконсультироваться с независимым экспертом.

И не всегда стоит отказываться от дополнительных опций: прожекторов, автономных отопителей, радаров, дополнительных топливных баков и др. Конечно, стремление сэкономить присуще всем. Но перед таким шагом нужно хорошо подумать.

Во время эксплуатации судна возможны всякие ситуации. Так что всегда сохраняется риск попасть в положение, когда понадобится оборудование, которое на первый взгляд казалось лишним. Желательно заранее обговорить эти моменты с продавцом или представителем производителя.

Промчаться с ветерком

Перед покупкой катера на воздушной поверхности обязательно осведомитесь о его поведении и скорости на разных поверхностях. Уточните, что ждет вас на суше, воде, траве, льду и пр. Есть расхожее мнение о том, что максимальную скорость СВП достигает на озерной глади или на большом пруду. Однако это предположение не совсем верно.

Гораздо быстрее суда на воздушной подушке движутся по ровному льду. Легкие (двух— или четырехместные) СВП могут разгоняться на такой поверхности до 100 километров в час. Тогда как по воде или земле приборы не покажут больше 70 км/ч. Вместе с тем катер на воздушной подушке обычно «резвее» гидроцикла. И в отличие от него может скользить боком на скорости до 50 км/ч.

Однако по густой траве промчаться не получится. В таких условиях ход СВП значительно замедляется. К тому же в отличие от крупных «собратьев» малые суда на воздушной подушке вообще не способны преодолеть мощные заросли камыша или высокого кустарника.

Не менее важный фактор, который влияет на выбор транспорта, — расход топлива. От этого зависит предполагаемая дальность путешествия, поскольку в дикой местности, естественно, нельзя подзаправиться. Мини-катера, рассчитанные максимум на пару-тройку пассажиров, как правило, потребляют за час от 8 до 12 литров горючего. На эти показатели влияют размеры и масса СВП, тип подушки, объем и количество двигателей. Крупные модели могут «съедать» до 70 литров топлива в час.

Также нельзя забывать об одной из главных характеристик судна — о плавучести. При выборе катера учтите, что некоторые модели при выключенном моторе не могут долго находиться на поверхности и уходят под воду. Одного-двух человек на борту они еще удержат. А дополнительный груз при заглохшем двигателе грозит затоплением.

Вопросом повышения плавучести катера лучше озаботиться заранее. Для этого под бортом судна прикрепляют специальные материалы, создающие эффект «спасательного жилета». Подобная хитрость предусмотрена практически на всех более или менее дорогих моделях — выше среднего класса. А вот на бюджетных вариантах такие штуки могут отсутствовать в базовом комплекте. И их придется приобретать за дополнительную плату.

Особенности управления

В нормальных условиях СВП начинает движение сразу после того, как «встанет на подушку». К этому нужно быть готовым. И следует учитывать, что судно может начать смещаться не совсем в ту сторону, куда вы ждете.

Также необходимо учитывать, что катера на воздушной подушке обычно не имеют передачи, включающей задний ход. Исключения встречаются крайне редко. Некоторые СВП, рассчитанные на четырех человек, могут направлять поток воздух в противоположную к движению сторону. На более крупных судах, способных перевозить свыше 10 пассажиров, вместо задней передачи есть дополнительный маршевый мотор. С его помощью легко корректировать направление.

А вообще процесс руления на СВП чем-то напоминает езду по льду на легковом автомобиле. Неопытному водителю сложно приучить технику слушаться. Тут нужны практика и сноровка. Проще всего освоиться с одномоторным катером — это займет от силы один-два дня. Для судов с раздельным управлением потребуется чуть больше времени.

В перспективе нужно научиться не только уверенно вести судно, но и контролировать брызги, вылетающие из-под подушки. Это особенно актуально поздней осенью, когда вода быстро замерзает на палубе.

Нередки ситуации, при которых необходимо замедлить ход, не убирая подушку. Например, когда вокруг тонкий лед, мокрый снег, торосы, мусор и пр. Здесь лучше всего поведет себя судно с двумя отдельными двигателями.

Медленные маневры, такие как проезд в узких местах, под мостами, между деревьями, удобно совершать при постоянно работающей подушке. А на одномоторном катере приходится действовать по принципу «разгон — остановка», что приводит к постепенному выходу из строя гибкого ограждения подушки.

Удобный трансфер

Перевозят СВП так же, как и другой относительно небольшой водный транспорт, — с помощью автомобильного прицепа подходящего размера. Оптимален для этих целей — бортовый. Катер на воздушной подушке иногда сам может туда заехать.

Если же вы заказали судно дистанционно и выбираете тип доставки, то, по моему мнению, выгоднее предпочесть автомобильную, нежели железнодорожную. Я на собственном опыте убедился, что так выходит значительно дешевле. У фуры обычно широкий кузов и прицеп, довольно мягкая подвеска. А некоторые транспортные компании предлагают «бюджетный» вариант перевозки. Он предполагает закрепление СВП сверху кузова.

Затащить крупный катер в контейнер грузового поезда обычно на порядок сложнее, поэтому и стоимость выше. Если вы все же выбираете железнодорожный тип доставки, то подумайте о дополнительной защите для гибкого ограждения. Во время движения его можно повредить о стенки вагона. Так что по возможности перед погрузкой гибкое ограждение стоит снять и упаковать отдельно.

После доставки на место потребуется еще одна трудоемкая процедура. Крупный катер обычно превосходит по своей ширине вагон. Поэтому СВП, как правило, вытягивают волоком. Иногда судно ставят на подвижную подставку-оснастку и вытаскивают стропами.

Проблемные моменты

Катер на воздушной подушке — это все же не танк или мощный гусеничный вездеход. Во время путешествия СВП может застрять в какой-либо канаве или свеситься на уступе. Так что перед поездкой в безлюдные и труднопроходимые места обязательно прихватите с собою лебедку и прочный канат толщиной в 15-20 миллиметров.

С гибким ограждением, называемым иногда «юбкой», нужно быть предельно внимательным. Его можно повредить, наехав на высокие и острые поверхности — кромку льда, острый валун или корягу. Хотя такие ситуации редки, но стоит заранее подготовиться к ним. Риск возрастает, если за окном держатся сильные морозы. При температуре воздуха ниже минус 20 градусов обычно становятся хрупкими недорогие материалы среднего качества, из которых делают гибкое ограждение у «бюджетных» моделей.

В большинстве случае разрыв «юбки» чувствуется буквально сразу. Судно заметно снижает скорость и начинает крениться. Но на некоторых СВП даже внушительные порезы (длиной до двух-трех метров) сложно ощутить моментально. Однако продолжать путешествие при таком повреждении опасно. Разрыв будет постепенно увеличиваться.

Поэтому нужно сохранять бдительность, реагировать на заметные изменения в движении транспорта и сразу же стараться решать возникающие проблемы. Производители советуют всегда возить с собой ацетон, клей, пневматический домкрат, валик для прокатки и веревку (толщиной в 5-6 миллиметров) для шнуровок.

В полевых условиях удобнее ремонтировать судно, у которого съемные бортовые секции. Например, у ряда моделей СВП крепление осуществляется при помощи шнуровки и люверсов. С такими катерами работать проще всего.

Сначала нужно отшнуровать борт, разместить его на земле и наложить изнутри толстую заплатку на гибкое покрытие. А после возвращения домой завершить процедуру ремонта, оклеив поврежденные места тонким полиуретаном. Можно попробовать и другую временную меру — скрепить края разрыва «юбки» с помощью шила и проволоки.

Состав ремкомплекта СВП зависит от конкретной модели. Желательно заблаговременно узнать о слабых местах суднах. Еще проще, заранее изучив проблемные сектора катера, самостоятельно подобрать набор для починки. Желательно включить в него запасное гибкое ограждение: у большинства разновидностей СВП это наиболее уязвимая деталь.

Не лишним будет закупить вытяжные клепки и устройство для их крепежа. Такая предосторожность не помешает, если судно попадет в аварию.

Холить и лелеять

Катера на воздушной подушке можно эксплуатировать круглый год. При этом нужно озаботиться вопросами правильного хранения. Не стоит оставлять транспорт под открытым небом, а тем более в воде. Желательно накрыть вентилируемым тентом СВП, чтобы защитить его от животных и птиц, которые могут повредить корпус или подушку. Особенно опасны вездесущие грызуны, готовые с удовольствием попробовать вкус гибкого ограждения.

В условиях резкого похолодания катер может примерзнуть к земле и к воде. Особенно не рекомендуется бросать СВП в реке, озере или пруду. Лучше не подвергать свой транспорт воздействию микроорганизмов и моллюсков, способных засорить воздуховод. Рядом полезно иметь какой-либо подъемный механизм, который позволит периодически отрывать катер от поверхности и осматривать на предмет возможных повреждений. Ведь своевременный мелкий ремонт избавляет от серьезных проблем в будущем.

У судна «со стажем» необходимо регулярно изучать двигатель, контролировать расход масла, проверять свечи, компрессию, топливную систему и др. Бдительность в таких вопросах не помешает и убережет от возможных неприятных сюрпризов в пути. Стоит помнить, что мотор у СВП более уязвим, чем, к примеру, у автомобиля. Вот почему важно следить за слаженной работой всех внутренних систем и механизмов катера на воздушной подушке и вовремя устранять неполадки.

Общие советы и предосторожности:

  • Проходимость СВП чаще всего страдает от неплотного прилегания его ограждения-«юбки» к земле (особенно у моделей скегового типа). Поэтому бугры, ямки, холмы и т.п. желательно проезжать на большой скорости, иначе риск застрять повышается.
  • Чтобы контролировать проходимость судна, нужно следить за тягой маршевого винта, мягкостью ограждения и общим клиренсом.
  • При крутом повороте желательно снизить обороты двигателя и добиться того, чтобы задние концы пневмобаллонов слегка подсели на воду. В результате катер будет меньше заваливаться на бок. И радиус поворота значительно сократится.
  • Важно своевременно менять изношенное гибкое ограждение подушки. В среднем оно служит около двух лет.
  • Без должного опыта лучше сильно не разгоняться на льду и рыхлом снегу. Тормозной путь там может составить до 300 метров.
  • В горку рекомендуется заезжать, держа курс строго прямо. Не нужно отклоняться в сторону, поскольку так есть риск перевернуться.
  • С особой аккуратностью необходимо эксплуатировать судно в холодное время года (когда температура опускается до 20 градусов мороза и более). С собой нужно обязательно возить средства жизнеобеспечения — аптечку, продукты, воду, рацию или телефон, автономный отопитель, ремонтный комплект и запас топлива.
  • Когда двигатель работает, никто не должен приближаться к воздушному винту и надувным элементам. Также не следует в это время оставлять инструменты и веревки на палубе.
  • В снежную погоду не помешает прихватить с собой лопату — мало ли что…

Удачных вам путешествий на катере на воздушной подушке!

Максим Ишуткин, Республика Башкортостан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий