Снегоходы и мотособаки для рыбаков и охотников. Часть вторая

Ремонтопригодность и стоимость запасных частей играют немалую роль при выборе любой техники, будь то лодочный мотор или автомобиль. Перед покупкой зимнего транспорта тоже желательно подумать: сможете ли вы починить свое средство передвижения в полевых условиях, если оно вдруг выйдет из строя? Или хотя бы сумеете ли добраться до дома, если техника окажется повреждена?

Снегоходы и мотособаки для рыбаков и охотников. Часть вторая
Снегоходы. Фото_by steveonjava@FLICKR.COM

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СТАТЬИ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ.

Что принять во внимание

Снегоход — более сложный «агрегат», нежели «мотособака». Нередки были случаи, когда на скорости его лыжа проваливалась глубоко в снег, зацеплялась за дерево или корягу и отрывалась или ломалась. Все… дальнейшее передвижение невозможно.

Мотобуксировщику не грозят такие неприятности, поскольку у него нет лыж, а только управляемая гусеница. Вообще, чем меньше сложных деталей, тем проще ремонт «в поле». Много современных снегоходов оснащено новейшими устройствами — от цифровых тахометров до электронных ручек газа. Если какой-то из приборов выходит из строя, то его могут починить или заменить в сервис-центре. Но представьте, что поломка происходит не в окрестностях города, а в удаленном районе, где сложно рассчитывать на хороший ремонт!

На севере Красноярского края я наблюдал печальную картину: прямо за поселком местные жители устроили «кладбище техники». Там были и брошенные мотонарты, и снегоходы разных фирм, и гусеничные транспортеры. Если двигатель не заводился, то агрегат отправляли на эту свалку. Там разрешалось искать запчасти, откручивать и брать себе, если что-то требовалось. А уже с приходом плавучего магазина приобреталась новая техника…

Проходимость — еще один из показателей, на которые стоит обратить внимание. На быстром «железном коне» можно стремительно преодолевать большие расстояния, проскакивать через снежные заносы и почти любые сугробы. Но не все препятствия удается легко пройти.

Порой снег бывает слишком мокрым или рыхлым, и тогда в нем зарываются лыжи транспортного средства. Управляемость ухудшается, скорость стремится к нулю. Схожая ситуация наблюдается, когда снег налипает на лыжи и на корпус в целом. При этом движущая часть у большинства моделей располагается в задней части.

«Мотособаки», конечно, не могут похвастаться высокой скоростью. Зато у некоторых буксировщиков гусеница расположена спереди рамы. При такой конструкции техника, взрыхляя даже мокрый снег, будет потихоньку, не торопясь, ползти вперед, таща за собой охотника или рыболова…

Еще один аспект, который следует принять во внимание, — «грузоподъемность». Мотобуксировщики из-за маломощных двигателей рассчитаны в основном на одного человека. Груз можно взять с собой небольшой, поместив его в волокушу.

На этом фоне хорошо смотрятся мощные снегоходы, способные не только развивать приличную скорость, но и перевозить пассажиров. Кроме того, есть возможность взять с собой достаточно много груза на волокуше. Конечно, увеличение веса несколько замедлит снегоход, но не настолько сильно, чтобы это всерьез учитывать. А способность сразу перевезти больше груза и охотников, да еще и сэкономив время, является ощутимым преимуществом.

Многосезонность — один из определяющих факторов, когда при выборе техники ограничены финансы. Снегоход, естественно, рассчитан на использование лишь в холодный период с большим количеством сугробов. Если же зима выдастся теплая, то техника будет простаивать. Очевидно, что лыжи не способны скользить по траве или земле, а гусеница быстро износится.

В этом отношении предпочтительнее выглядят некоторые модели «мотособак», пригодные для эксплуатации весной и осенью. Такие буксировщики можно использовать и в распутицу, когда сугробы еще не сформировались или уже растаяли. Конечно, не каждая подвеска на это рассчитана — выдержит ли. Некоторые сконструированы так, чтобы трущиеся в них детали охлаждались ледяным воздухом и снегом. Если же этого не будет, то начнется перегрев элементов, чреватый резким износом, а то и вовсе заклиниванием.

Плановое обслуживание

Не стоит уповать только на простоту двигателя мотобуксировщика или на слова рекламных брошюр о надежности электросистем снегохода. Любая техника нуждается в плановом и грамотном обслуживании, без которого безотказная работа всех частей агрегата окажется под вопросом.

Если транспорт рассчитан на сезонную эксплуатацию, то рекомендуется проверять подвеску как перед консервацией на летний период, так и осенью — при подготовке к работе. Следует смазать все трущиеся детали, которым это необходимо.

Кроме того, необходимо проверить аккумулятор и, если требуется, дозарядить его. Внимание нужно обратить и на все соединения электропроводки, протянуть и восстановить изоляцию у тех элементов, где она повреждена.

Что нужно регулярно проверять у снегоходов и «мотособак»:

* подвеску;

* гусеницу;

* аккумулятор;

* проводку.

Также стоит проверить основной движущий элемент — гусеницу. Она со временем начинает «трепаться» и трескаться, что при ее перетяжке может привести к быстрому износу или порыву. Такой вариант не исключен, если эксплуатировать в неподходящих условиях — например, на камнях, твердой земле или на других поверхностях, способных повредить гусеницу.

Подводя итоги, можно констатировать, что использование как снегохода, так и буксировщика — это хороший способ сэкономить свои силы и время, которое ушло бы на пеший путь к месту лова или охоты. Моторизованная техника позволит добраться быстрее и привезти больше груза.

При выборе транспортного средства следует решить для себя ряд вопросов. Во-первых, определить: круглый год планируете использовать покупку или только зимой. Во-вторых, для каких основных целей вам понадобится техника. И, в-третьих, сколько денег сможете выделить на приобретение и обслуживание транспорта, включая затраты на топливо, ремонт и хранение.

Всем хорошего отдыха на природе! Ни пуха, ни пера! Ни хвоста, ни чешуи!

Виктор Иванов, Республика Хакасия

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий