Каждый уважающий себя рыболов или охотник знает: для того чтобы отыскать заветное местечко, где ждет хороший трофей, нужно преодолеть немало сложных, запутанных дорог и непролазных троп. И часто бывает так, что даже самые крутые «джипы» вязнут в непроходимых российских трясинах и коварных сугробах. Вот когда на помощь нужно позвать настоящую «зверь»-машину под названием снегоболотоход.
С этим видом чудо-транспорта мне посчастливилось иметь дело не раз благодаря моему хорошему другу Геннадию из Алтайского края, куда, несмотря на значительное расстояние (я из Караидельского района Башкирии), стараюсь регулярно ездить за трофеями. Особенно после того, как мой товарищ в 2010 году обзавелся снегоболотоходом.
В эту машину я влюбился практически с первого взгляда. Вездеход демонстрировал свои прекрасные возможности и ставил настоящие рекорды по преодолению любых природных препятствий. Нам удалось добраться на нем в такое место, куда местные жители ездили только на катере на воздушной подушке.
Изначально снегоболотоход произвели по заказу частников — любителей охоты и рыбалки, которые жаловались на свои постоянно застревающие в топях «УАЗики». Теперь же его с успехом используют спецслужбы и организации, которые по работе сталкиваются с настоящим бездорожьем — от сыпучих песков до снеговых перевалов и тундры. Он отлично держит уклоны до 40 градусов. Почти все этому транспорту «по колесу», разве что только плавать он в большой воде еще не умеет.
Не страшны ни снега, ни болота
Что же представляет собой подобное чудо? Чаще всего это полноприводный мини-грузовик или легковой автомобиль, только с еще большей проходимостью. У снегоболотохода моего приятеля к металлической кабине при помощи поворотного устройства («ломающаяся рама») прикреплен довольно вместительный кузов с утепленным прочным тентом.
Огромным плюсом вездехода является то, что он готов перевозить не только людей, но и довольно габаритные грузы. Нагрузить в машину можно аж до 500 килограммов. Мы с другом не раз доставляли на ней и тяжеленные бревна, и моторы от лодок, и горбыль, и несколько человек в зимней экипировке…
Снегоболотоход Геннадия может передвигаться по любому ландшафту (кроме воды глубиной больше метра). По ровной поверхности разгоняется до 60-65 километров в час. Но слишком сильно мучить транспорт не стоит… Это же не гоночная машина, а вездеход!
Благодаря своей отменной проходимости он хорошо экономит время охотникам и рыболовам. К примеру, в угодья, до которых местные старожилы верхом добираются два-три дня, мы с комфортом приехали уже к вечеру, то есть уложились меньше, чем за сутки. На всякий непредвиденный случай спереди установлена удобная электролебедка, но использовать ее пока не приходилось.
Несмотря на всю видимую громоздкость, снегоболотоход довольно прост в обращении. И если вы хорошо водите автомобиль (особенно полноприводный), то такого «зверя» укротить сможете без труда. При этом техника очень устойчивая, серьезных проблем при движении не доставляет.
Транспорт весьма «вынослив» — при правильной эксплуатации прослужит долго. Например, колесный снегоболотоход моего приятеля после пяти лет довольно активного использования остается в отменном состоянии. Лишь на кузове появились небольшие внешние повреждения в виде царапин и сколов после прохождения буреломов и лесных ухабов.
С ремонтом проблем не будет!
На мой вопрос о серьезных поломках вездехода Геннадий лишь руками развел: мол, не помнит такого. Но друг мой — человек аккуратный. У него даже «Нива» отцовская с 1980 года еще на ходу.
Конечно, производить небольшой ремонт вездехода Генке все-таки приходилось… Как уж без этого? Я даже однажды сам принимал в этом участие. К моему большому удивлению, оказалось, что детали вездехода являются унифицированными и иногда подходят от обычного отечественного автомобиля — например, от «Жигулей».
Однажды, когда возникла необходимость, мы смогли заменить «родной» японский двигатель снегоболотохода мотором, снятым с ВАЗ-2103. В некоторых ситуациях ремонт удается произвести даже в полевых условиях, без специальных инструментов и дополнительного оборудования.
Трансмиссия вездехода, расположенная в средней части, имеет высокую износостойкость и прочность. Ее тоже вполне можно позаимствовать от некоторых моделей семейства ВАЗ. Кроме того, она совсем неприхотлива.
У Генкиного снегоболотохода — четырехступенчатая МКПП. В продаже встречаются вездеходы и с автоматической коробкой передач, но лично нам кажется, что «механика» всегда надежнее. Бывают и пятиступенчатые разновидности МКПП, но я с ними близко не знаком.
Раздаточная коробка вездехода Геннадия взята от «Нивы», а мосты — и вовсе… от «УАЗика». Так что все родное, знакомое, а самое главное — доступное! Не нужно голову ломать над тем, где раздобыть запчасти.
Еще один бонус в МКПП — она имеет в своем составе специальный пневмопривод, который значительно упрощает изменение скоростных режимов. За все время использования коробка ни разу не сломалась. Единственное, что Генка для этого делает, — регулярно меняет в ней масло. А для того чтобы охлаждать мотор «зверь»-машины, предусмотрена дополнительная система, что тоже немаловажно.
Экстрим с комфортом
В кабине вездехода очень удобно и тепло. Особенно это ощутимо зимой и в непогоду. Несешься сквозь слякоть, вязкие болота или огромные сугробы, за окном — ливень или метель, а в уютной кабине мощной машины чувствуешь себя чуть ли не властелином Вселенной!
К тому же Генка доукомплектовал своего «зверя» автономным отопительным прибором, кондиционером, дополнительным топливным баком и системой предпускового подогревателя. Уверен, что своему вездеходу, который планирую приобрести в будущем, я тоже устрою подобный тюнинг.
Не машина, а песня! Еще друг планирует купить двойное лобовое стекло. Тогда можно будет хоть на Северный полюс ехать! Кстати сказать, если верить производителям, их колесный снегоболотоход выдержал проверку даже в Якутии, где стояли морозы под минус 54 градуса.
Сложностей не боится
Из дополнительного оборудования Геннадий установил также генератор для работы в экстремальных условиях. Когда ездили на охоту на Тюгурюкское болото, он хорошо себя проявил в местности с повышенной влажностью.
Был, конечно, один неприятный момент, когда мы въехали в серьезную трясину и на скорости влетели в высокую колдобину! В результате в воздухозаборник попала влага — болотная жижа. Вот тогда мы перепугались! Пришлось фильтр просушивать, ковыряться… полдня провозились. Поэтому в следующий раз мы просто прикрепили воздухозаборник к кабине машины.
Для того чтобы вездеход удерживался на крутых уклонах, он оборудован тормозным механизмом колодочного типа. Это устройство находится на заднем валу. На зиму вездеход, как и обычное авто, оснащается шипами.
А отличную проходимость машине обеспечивают шины со сверхнизким давлением. Нельзя не отметить, как снегоболотоход Геннадия хорошо справился со сложнейшим участком дороги с мокрой глиной. Мы уже подумали, что теперь — все: намотает сейчас грязюки и встанет. Но нет… Глина выдавилась через отверстие в ведущем колесе.
Покупать или нет?
В целом Генкина чудо-техника меня покорила. К тому же ее можно отнести к товарам хорошего соотношения цены и качества. В среднем на рынке она стоит около полумиллиона, что на порядок дешевле многих похожих моделей. К тому же эта машина отличается повышенной прочностью и износостойкостью деталей. Ну а расходные части меняются не чаще, чем на обычном легковом автомобиле.
Есть и несколько недостатков у этого колесного снегоболотохода.
Во-первых, маловато расстояние между сиденьем водителя и рулем, из-за чего иногда несколько смазывается ощущение от комфортной езды.
Во-вторых, машина весьма громоздкая. В высоту она около пяти метров, в ширину — 2,2 м. И весит почти две тонны. О таких габаритах всегда нужно помнить!
В-третьих, в отличие от некоторых легких каракатов снегоболотоход Геннадия не может плавать. Если перед вами водная преграда глубиной более 70 сантиметров, то форсировать ее с ходу не стоит. Машина вполне может утонуть!
В перспективе производители обещают значительно усовершенствовать транспорт, чтобы и по болотам первой степени скакать могла да и в море не боялась искупаться… Что ж, посмотрим.
Но я уже загорелся идеей приобрести что-нибудь подобное. Да только габариты вездехода немного смущают. У меня нет такого просторного ангара. Вот и думаю теперь: либо свой гараж расширять, либо вездеход поскромнее и поменьше искать. А может, и вовсе стоит подождать обновленных версий?
Вопросы безопасности
Напоследок не помешает упомянуть и о некоторых мерах предосторожности и важных правилах эксплуатации данного транспортного средства. Вот что мы с Генкой извлекли из собственного опыта.
- Перед тем как ехать в малонаселенный пункт, убедитесь в работоспособности всех узлов вездехода. Обязательно проверьте наличие охлаждающей и тормозной жидкости, уровень топлива и масла. Однажды мы этого не сделали и отправились на охоту на пару дней. В итоге двигатель быстро перегрелся. Благо, телефоны и рации у нас были с собой.
- Всегда своевременно меняйте расходные материалы, включая воздушные и топливные фильтры. А в дальнюю дорогу лучше взять запасные.
- Соблюдайте правила безопасности во время движения и не выжимайте без надобности предельную скорость.
- Не стоит лезть в колею выше одного метра. Транспорт может и не справиться с таким препятствием. Мы, например, с трудом преодолели колею в 80-100 см. А в снег выше полуметра лучше вообще не нырять.
- Заезжать в лесопосадки, где деревья растут очень плотно, нужно крайне осторожно. В идеале — не рисковать и поискать другой путь. Ведь транспорт-то все-таки крупногабаритный и вполне способен застрять надолго.
- Не пересекайте незнакомое болото, так как с большой долей вероятности можете утопить свою технику. Это упоминается даже в инструкции. Что тут скажешь? Справедлива старинная пословица: «Не знаешь броду — не лезь в воду!». Поэтому нужно иметь хотя бы примерную информацию об особенностях дорог, по которым придется ехать.
- При движении по подозрительному грунту ослабьте ремни безопасности, для того чтобы в случае необходимости быстро покинуть вездеход. Мы с Генкой в заболоченных местах, бывает, и вовсе не пристегиваемся. А на трассе ремни безопасности, конечно, нужны.
- Не передвигайтесь на вездеходе долгое время под большим углом крена. В таких условиях двигатель остается без смазки, что может привести к выходу его из строя. Так в первый год эксплуатации Генка чуть не лишился «сердца» любимого снегоболотохода.
- В дороге всегда имейте при себе набор для выживания: аптечку, дополнительную обувь и одежду, средства связи, сигнальные ракеты и средства для производства несложного ремонта. И это уже не обсуждается!
Максим Ишуткин, Башкирия