Лыжи — это хорошо, а колеса — лучше?

Мало найдется более беспокойных натур, чем рыболовы. Встать затемно, когда еще весь город спит и отправиться за тридевять земель ради того, чтобы целый день (а то и не один!) провести на потрескивающем от мороза, свежем и чистом воздухе реки или озера.

Отмахать еще с десяток километров по речному руслу, в поисках заветной рыбьей стаи или трофейного экземпляра щуки, судака, окуня, а то и красавицы-форели. А уж если повезет добраться до «охотничьей тропы» речной трески — налима, то праздничный стол обеспечен деликатесом из деликатесов — жареной печенью этого хищника, да и сам он в фаршированном, жареном или печеном виде — ой, как хорош!

Но, как справедливо было замечено в самом начале материала, рыбалка часто проходит далековато от дома. И общественный транспорт не всегда до заветного лимана доезжает. А ходовая — активная рыбалка требует от поклонников подледного лова готовности к продолжительным путешествиям по акватории. Причем в полной боевой выкладке: в теплой одежде, с рыболовным ящиком, забитом снастями, приманками, привадами, наживкой, насадками… А еще ледобур, а то и мотоледобур за плечами! Вес получается такой, что рыбаку впору и спецназовцу позавидовать. На своих двоих пройти не один километр — задача не из легких. Да и ледобур, особенно если он электрический, требует дополнительного источника питания. Потому многие рыболовы (и в последнее время — особенно) задумываются о приобретении спецтранспорта. Нужен вездеход.

Снегоход

Выезд на автомобильном транспорте на лед в большинстве городов и сел запрещен милицией. И не потому, что правоохранительным органам заняться больше нечем, просто о нашей, о рыбацкой безопасности беспокоятся. Чтобы вместе с авто его хозяин под воду не ушел. Впрочем, оно и не удобно — разъезжать по реке. Шума много, тяжеловат, скользит, да и посреди акватории спокойно не оставишь. Лед все-таки, а не асфальт. Итак, нужен такой транспорт, который одновременно и легкий, и достаточно скоростной, и маневренный, и грузоподъемностью хорошей обладает. Например, снегоход.

Удобство снегохода неоспоримо: он позволяет сэкономить массу времени и сил, легко и быстро доставит к месту ловли по непроходимым снежным наносам. Там, где пришлось бы брести часами на лыжах, на снегоходе домчишься за считанные минуты. Особенно удобен снегоход, если рыбачите одновременно и на зимние удочки, выманивая на поклевку бель, и на жерлицы, охотясь за хищниками. Во-первых, расстояние в километр-полтора между точками ловли перестает быть проблемой: железный конь донесет до сработавшего флажка за полминуты, а кроме того, к аккумулятору снегохода всегда можно подключить электроледобур и спокойно насверлить столько лунок, сколько нужно для того, чтобы хорошенько обловить перспективный участок.

Отличная проходимость снегохода позволит пробиться и через глубокие сугробы, и справиться с открытыми от наносов участками льда. Широкая гусеница уплотняет снег и обеспечивает надежное с ним сцепление, две лыжи обеспечивают устойчивость и управление машиной. И лучший вариант — пластиковые лыжи. Вернее, изготовленные из высокомолекулярного полиэтилена. Они достаточно пластичны (даже в сильный мороз), ударостойки, а в случае случайной поломки, как и все термопластики, эффективно свариваются при помощи горячего воздуха.

Движение задается при помощи бензинового, чаще всего двухцилиндрового двигателя. Главная задача — вовремя «кормить» своего железного коня, подливая бензин и масло. А справиться с такой машиной может и ребенок: запустил двигатель, отжал сцепление и поддал газу. Главное — не переборщить, чтобы не остаться сидеть в сугробе. Рывок у снегохода — будь здоров. Чтобы владельцу не пришлось растерянно моргать, глядя, как лишившийся седока транспорт бодро несется вдаль, практически каждый современный снегоход оснащен специальной чекой, одевающейся на руку: если человек падает, она просто выдергивается, заглушая двигатель.

Как выбрать снегоход

Вообще существует три основных класса снегоходов: спортивный, туристический, транспортный.

Первый оставим без внимания. Дороговат он для большинства рыболовов.

Второй вариант ближе к народу. Вполне комфортен. Длинное сиденье, способное вместить 2—3 человека, ветровое стекло, хорошая грузоподъемность… Кстати, объемный багажник позволит удобно расположить все рыбацкие припасы. Гусеница и лыжи у такой машины шире, что повышает ее проходимость. А дальше… Дальше все зависит от толщины кошелька. Туристические модели могут иметь двигатель мощностью в 170 л.с., подогрев рукоятей и сиденья, специальные сани-прицеп.

Третий — транспортный — снегоход тихоходен, но тяговит и способен преодолеть практически любые снежные завалы. При мощности двигателя до 40 л.с. такой снегоход пусть не очень быстро, но уверенно везет на себе до 4-х человек, заполненный багажник и сани с поклажей. Широкая — до 50 см гусеница легко справляется с такой нагрузкой.

В настоящее время проблем с тем, чтобы приобрести снегоход, нет почти никаких. Практически в любом крупном городе или райцентре можно найти салон, предлагающий широкий спектр и отечественных, и зарубежных моделей. А если кошелек не позволяет приобрести новую машину, то в сети Интернет или в газетах можно найти объявление о продаже подержанного снегохода.

Главный же минус снегохода в том, что он может включиться в дело только после того, как вы уже практически приехали на водоем. Гонять на нем по городскому асфальту — только ломать. А это значит, что счастливому обладателю такой машины придется подумать еще и о том, как доставить снегоход от точки «А» (города) до точки «Б», максимально приближенной к месту ловли.

Rabbit-Foot, или лыжи плюс мотор.

Изобретательность человека пределов не знает, и сравнительно недавно в продаже появилось еще одно устройство, призванное облегчить жизнь рыболовам. Rabbit-Foot — своего рода микроснегоход, где роль передних — рулевых — полозьев отводится человеку на лыжах, а движение этого тандема техники и рыболова задает небольшой мотор.

Весь скарб придется разместить на собственных плечах (использование саней-волокуш не совсем удобно: прибавишь газку — и на кочке поклажа может перевернуться, опрокинув и человека, и Rabbit-Foot), зато перемещение по акватории станет куда удобнее. Этот самый недорогой среди снегоходов аппарат уже активно используется и спасателями, и охотниками, и рыбаками. Причем выпускается две версии Rabbit-Foot: первая собрана по принципу снегохода — на гусеничном ходу. Весит немного (чуть тяжелее компактной газонокосилки), спокойно умещается в багажнике машины, разворачивается за пару минут. Вторая модификация Rabbit-Foot — колесная. По глубокому снегу такой вариант не идеален, а вот лесная просека или замерзший водоем покорятся легко.

Достойную конкуренцию снегоходу составляет каракат. «Что это за зверь экзотический?» — спросят некоторые. Это автомобиль или мотоцикл. Но не простой, а специальный. Итак, о разновидностях каракатов и их специфике я расскажу ниже.

Мотобуксировщик

По проходимости он не уступит снегоходу. Впрочем, и по грузоподъемности тоже. Машина легко тянет за собой 2—3 волокуши с несколькими рыболовами и их поклажей. Сравнительно небольшого бензобака (как правило, 3—5 литров) хватает на 20—30 км. пути. Но большего рыболову на акватории и не нужно. А если водоем находится сравнительно недалеко от города, где живет рыбак, то и машина не потребуется.

Еще одно удобство мотобуксировщика — высокая ремонтопригодность. Запчасти для него можно найти везде, где продают снегоходы и мотоциклы. Четырехтактный бензиновый двигатель — тот же, что используется в мотокультиваторах или мотопомпах. Гусеница — в точности, как на снегоходах. И управление мотобуксировщиком ничуть не сложнее.

Плавающий грузовик

Идеальная машина для поклонников подледной рыбалки. Для такого грузовика — что глубокий снег, что промоина, все — ровная дорога. Широкие покрышки на большой колесной базе, 28-сантиметровый клиренс и скорость до 30 км/ч позволяют безопасно и легко добраться до любого места на водоеме. Пятисантиметровый теплоизолированный пол и тент станут надежной защитой от ветра и мороза. Колеса при погружении в воду работают как лопасти у старинного парохода. Скорость движения по воде невелика, но преодолеть открытый участок акватории грузовик вполне способен. Да и груз увезет весьма порядочный.

Мотовездеход

Есть и такой транспорт: мотоцикл с повышенной проходимостью, огромным клиренсом и «пробивным характером». Он способен доставить рыболова туда, куда ни одна машина не доберется, пробраться через такие узкие участки, куда не сможет заехать даже снегоход. Широкие шины с глубоким протектором обеспечат надежное сцепление. Такой транспорт, получивший в народе меткое прозвище «мототрактор», производится в разных странах. Но как бы он ни назывался, задача у такого мотоцикла одна: доставить своего пассажира с грузом через сугробы и бездорожье к месту, где лучше всего клюет рыба.

Простой русский каракат

На Руси, что не человек — то изобретатель. И еще в то время, когда найти в магазинах снегоход или мотовездеход было нереально, отечественные Кулибины уже сочиняли транспорт, способный облегчить их рыболовные будни. И в отличие от новомодных изобретений, транспорт этот делали многофункциональным: так, чтобы и городские дороги ему покорялись, и бездорожье под колеса стелилось. В ход в качестве основы будущей поделки шло все, что было под рукой: мотоциклы, старые автомобили, мотоблоки и даже… бензопилы. Все, что имело двигатель и потенциальную способность стать надежным, удобным, а главное — проходимым транспортом совершенствовалось и приспосабливалось.

И так, что же такое каракат, он же «тундрошлеп», а то и «шишкотряс»? Это самодельный вездеход, как правило, на пневмоколесах. Ведь чем меньше давление на наст, тем выше проходимость.

Такие устройства позволяют выбраться на лед и в период перволедья, и перед самым ледоходом, то есть в то время, когда снегоходу и даже мотовездеходу путь на водоем заказан. В силу легкости конструкции и благодаря огромному запасу воздуха в гигантских шинах-колесах, они способны на время превращаться даже в акваход, то есть спокойно преодолевать небольшие участки открытой воды. Зачем? А как иначе добраться до ледяного плато в период начала снеготаянья, когда лед уже отходит от берега, а рыба клюет особенно активно. Да и летом работа каракату найдется: и до реки-озера добраться, да и на охоту при случае съездить. Часто в северных районах страны на каракатах преодолевают болота, когда отправляются за настоящим кладезем витаминов — ягодой клюквой. Думаете, это все? Как бы не так! Обладатели каракатов отлично приспосабливают свой транспорт в качестве надежного укрытия при ловле на открытых участках больших озер или водохранилищ. Лунки просверливают прямо возле колеса и, как говорится, не отходя от кассы, неплохо ловят всю зиму. Солидный бензобак и меньший расход горючего позволят ездить на большие расстояния, а аккумулятор машины отлично подпитает электроледобур, если ручной бур остался для рыболова в прошлом.

Недостатки? Куда без них! Например, неповоротливость и повышенная прыгучесть. Большие шины воспринимают каждую кочку как трамплин. Но если сильно не гонять или быть готовым к подобным неудобствам, а еще лучше — установить гидроусилитель руля, то ничего страшного. Главная же беда самоделки — частые поломки. Собирается-то такая машинка из кучи хлама. Тут и ржавчина, и изношенность компонентов. Но в этом есть и плюс: запчасти для ремонта стоят копейки. На любом авторынке можно приобрести все, что нужно для лечения железного друга.

Вместо послесловия

Статья эта — не реклама, а всего лишь повод для размышления. Понятно, что зимняя рыбалка станет намного комфортнее и успешнее, если полагаться нужно будет не только на собственные ноги, но еще и на надежный транспорт, способный доставить куда угодно, а главное — быстро и без лишних энергозатрат. А вот что это будет за транспорт: снегоход, Rabbit-Foot, мотобуксировщик, плавающий грузовик, мотовездеход или каракат — зависит лишь от возможностей рыболова. Финансовых и мастеровых. Ведь не все покупается, что-то делается и своими руками!

Арсений Маврин

snegohod utomjordingris

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий