Вот и пролетела календарная зима. Была она какой-то скоротечной, хотя многоснежной и очень морозной. Но все же выдавались деньки, когда можно было с большой радостью, наполнив грудь адреналином под завязку, а бензобак — топливом по горлышко, выкатить из гаража гусенично-лыжный транспорт. И помчаться на верном снегоходе по бескрайним сибирским просторам, наслаждаясь захватывающей дух поездкой…
Нужна консервация или нет?
Как говорится, ничто не вечно под луной, и вот уже наступает весна. Приближается пора, когда придется надолго «поставить в стойло железного коня», позаботившись о том, чтобы он через 7-8 месяцев опять был готов к работе. Не исключено, что понадобится и взяться за инструменты, если в период эксплуатации возникали какие-то сбои и небольшие поломки.
По прошествии зимы наша главная задача — по возможности сохранить снегоход в идеальном состоянии, чтобы он после окончания теплых деньков был «в строю» и никакого дополнительного ремонта не потребовал. Тогда с началом сезона сразу появится желание сесть в «седло» и прокатиться по свежим сугробам.
— Да ну! Зачем эта лишняя возня? — возможно, спросит кто-то из владельцев снегоходов. — Поставил в сарайчик и забыл до следующей зимы. Вот и все хлопоты!
Но на самом деле такое «наплевательское» отношение к своей технике чревато в будущем неприятными последствиями. Консервация снегохода — нужный и важный процесс.
Следует подойти к нему со всей ответственностью и выполнить каждую из непростых операций, на которые порой требуется много времени. Зато приложенные усилия окупятся сторицей: ваш «железный конь» будет исправно служить вам и дальше.
— Ну а если не консервировать? — возможно, попробует настоять на своем владелец, которому не нравится возиться с техникой и пачкать в масле и смазке нежные ручки. — Так ли уж все страшно и плачевно?
На этот вопрос приходится дать положительный ответ. Основная проблема заключается в возможности достаточно сильного окисления всех без исключения металлизированных поверхностей. Удивляться тут совершенно нечему. Ведь карбюратор и выхлопная система нашего транспорта открыты всем ветрам и снежным вьюгам.
Защита от коррозии и забота о гусеницах
Если влага попадет туда, куда ей вход противопоказан и даже запрещен, то это может обернуться нежелательными, а порой и фатальными последствиями. В некоторых случаях даже понадобится дорогостоящий ремонт. Бесспорно, для обеспеченных владельцев снегоходов подобные дополнительные расходы не станут серьезным испытанием.
Но ведь есть и те люди, которые приобрели «железного коня» еще в докризисный период, надеясь на лучшее, а вместо этого столкнулись с ухудшением своего финансового положения. В семьях с уровнем доходов не выше среднего непредвиденные затраты на починку сложной техники могут оказаться «неподъемными».
И ведь, что самое обидное, иногда к появлению ржавчины приводят не потоки грязной воды и мокрого снега, а всего лишь пара капелек, которые попали совсем не туда, куда нужно. Эта влага может некоторое время находиться в воздухе, а при перепаде температур опустится вниз. Если поверхность не защищена в должной мере от коррозии, то, вероятно, будет дан старт нежелательным для владельца снегохода процессам.
Самое неприятное, когда эти явления возникают в двигателе — хоть в старом, хоть в самом современном и дорогом. Именно о моторе и нужно заботиться в первую очередь, всеми возможными способами максимально продлевая его ресурс.
Конечно, эта рекомендация не обязательна для тех, кто приобретает «железного коня», собираясь пользоваться им несколько лет, а затем продать и купить нового. Людям же, надеющимся эксплуатировать технику еще долгие годы, просто необходимо принять меры для защиты двигателя.
Сразу после мотора стоит обратить максимально пристальное внимание на гусеницы вашего снегохода. В зимний период они, разумеется, находятся в натянутом состоянии. Такое положение вполне естественно — это что-то сродни колесам автомобиля, накачанным до оптимального значения.
А вот весной, когда сугробы растают, гусеницы нужно будет обязательно ослабить. Если их оставить на все лето в натянутом состоянии, то это непременно скажется на характеристиках техники в следующем сезоне. Например, снегоход гарантированно будет «плохо держать» дорогу, а это уже чревато опасными заносами и столкновениями с препятствиями — например, с большими деревьями или даже с другим транспортом, если такой вдруг случайно попадется на пути.
Итак, мы затронули две возможные проблемы — коррозию корпуса и двигателя и натяжение гусениц. Решение в такой ситуации довольно простое. Для того, чтобы не допустить появления ржавчины, нужно как можно тщательнее просушить «железного коня» перед длительной консервацией. Смахнуть весь снег, протереть тряпочками, тем самым устранив предпосылки для развития коррозии.
Затем можно приступать к дальнейшим действиям. Гусеницы желательно не только ослабить, но и обработать в них все элементы специальным составом. Снегоход рекомендуется подвесить с помощью надежных приспособлений, не допустив ни в коем случае его опрокидывания. Потом опускаются задние катки — это позволяет расправить ослабленные гусеницы и покрыть детали конструкции особым консервантом.
Понятно, что имеются и другие неприятности, с которыми может столкнуться небрежный или неудачливый владелец снегохода после завершения зимнего сезона.
Зачем сливать бензин
Серьезными последствиями грозит экономия на топливе. Если регулярно заливать в бак дешевое горючее, то есть риск значительно сократить срок службы двигателя. Лично я стараюсь покупать только качественный бензин, но тут уж каждый решает сам.
В любом случае перед консервацией снегохода топливо нужно слить полностью. В отношении отечественного горючего сложилось устойчивое мнение, что оно далеко от идеала. Об этом наслышан почти каждый владелец транспортных средств.
Мы живем в стране с богатейшими запасами углеводородов и, наверное, могли бы позволить себе производить бензин, который, по идее, должен сохранять свои свойства очень долго. Однако на деле, к сожалению, порой происходит обратное…
Если оставить в баке дешевое отечественное топливо сомнительного качества, то за несколько месяцев случиться может буквально все что угодно. С моим другом в похожей ситуации произошла весьма любопытная история.
Он недавно приобрел снегоход и после окончания сезона не хотел сливать горючее. Знакомые настаивали, убеждали, уговаривали не лениться и очистить бак. Приятель долго отнекивался, а потом все же выкачал из системы «железного коня» топливо, залил его в канистру и задвинул в уголок своего гаража.
Осенью взял эту емкость, заглянул в горлышко и с удивлением обнаружил, что горючее буквально распалось на фракции, оно явно потеряло свои свойства. Заливать такую жидкость в дорогостоящий снегоход друг, конечно, не захотел.
А теперь представьте себе, что подобный некачественный бензин оставался бы в баке и топливной системе несколько месяцев. За это время горючее бы полностью разложилось. Его фракции забили бы все, что только можно.
Разумеется, что в такой ситуации шансы на нормальный запуск двигателя упадут до нуля. Снегоход придется отвезти в ближайший сервисный центр, чтобы специалисты прочистили всю топливную систему. Для владельца гусенично-лыжного транспорта это обернется неприятными хлопотами, потерей времени и непредвиденными расходами.
Еще одна полезная процедура — использование так называемой присадки. Ее рекомендуется залить в бензобак, чтобы она безвредно прочистила все элементы двигателя и убрала нагар. Если строго следовать инструкции, то после добавления присадки нужно дать мотору поработать минут пять, а потом заглушить его, дать остыть, а затем уже сливать топливо.
Завершающие штрихи
Кроме того, обращаем внимание на аккумулятор и свечи. Перед консервацией снегохода их желательно снять. Аккумулятор рекомендуется поставить в теплое место. Если он уже старый, то его можно подзаряжать каждые три месяца. Новой батарее такая частая подпитка не требуется. Качественный аккумулятор достаточно зарядить всего один раз перед первым использованием.
Свечи нужно хорошо просушить. Входные отверстия от них обязательно чем-нибудь заткнуть. Можно взять ветошь, но непременно плотную, чтобы ее частички не попали в свечные каналы.
Особо заботливые хозяева заливают туда небольшое количество консерванта, после чего прокручивают двигатель вручную. Всю резьбу гнезд хорошенько обрабатывают антипригарной смазкой. После этого можно возвращать свечи на место.
Далее не помешает осмотреть весь снегоход. Если вы ездили по лесу, то могли зацепить ветки и оцарапать корпус. Такие повреждения лучше закрасить, пока они не начали ржаветь. Кроме того, нужно проверить места креплений на предмет наличия разрывов, трещин и притертостей. Со всеми обнаруженными проблемами хорошо бы сразу справиться.
Имеющиеся гайки и болты желательно накрепко привинтить. Все, что можно, следует покрыть солидолом или другой смазкой, чтобы не началась коррозия. В завершение, когда снегоход чист, а выявленные дефекты устранены, рекомендуется снять сиденье и упаковать в пленку. Самого «железного коня» стоит накрыть чехлом, чтобы защитить от влаги и пыли.
Если в гараже водятся грызуны, то можно оставить для них отраву, чтобы они не повредили провода. Теперь снегоходу созданы все условия, чтобы он в целости и сохранности «отдохнул» до ноября, а потом вновь был готов к покорению покрытых сугробами пространств.
Сергей Серый, Омская область