Катер на воздушной подушке

Купить катер на воздушной подушке

В советский период было сложно приобрести транспорт, подходящий для поездок на рыбалку или охоту. Речь тогда и не шла о катере на воздушной подушке (КВП). Непростой задачей являлась даже покупка хорошей дюралевой моторки наподобие «Воронежа» или «Казанки-5М». Люди копили деньги, годами стояли в очередях и, наконец, получали шанс обзавестись заветной лодкой и двигателем. А уж новые приобретались товары или бывшие в употреблении — это уже зависело от финансовых возможностей конкретного человека… Сейчас ситуация кардинально изменилась. Обеспеченный любитель активного отдыха на природе без особого труда способен взять себе не только моторку, но и купить катер на воздушной подушке.

Рыбалка в советские времена

Несколько десятилетий назад в нашей стране автомобилей в свободной продаже было мало. Поэтому рыболовы старались приобрести мотоцикл или лодку с двигателем, чтобы проще добираться до любимых водоемов. Но и такой транспорт приобрести было непросто. Плавсредства продавали не на каждом шагу, а лишь в специализированных магазинах. Да и там лодки встречались нечасто.

Однако были и большие плюсы в советское время. Тогда работала сплавная контора, и драги регулярно чистили дно реки Абакан. Ее русло постоянно поддерживалось в нормальном состоянии. Так что эта водная артерия не засорялась и не сужалась. Абакан не мелел, и русло его не менялось. В тот период по реке можно было свободно передвигаться в любом направлении. Хоть на острова сплавать, половить там, а после заночевать возле костра. Или же подняться на моторке в верховья Абакана и спокойно порыбачить.

Но это счастливое для удильщиков время уже ушло. Сплавная контора закрылась, по реке перестал ходить теплоход «Заря». Русло с каждым годом изменяется… и не в лучшую сторону! В частности, появляется много кос и отмелей. На моторке уже не так свободно передвигаешься. Можно и винт сорвать, и дно пробить о корягу или каменюку. Но там, где без повреждений не пройдет лодка, легко способен пробраться катер. С одной только оговоркой — он обязательно должен быть на воздушной подушке!

Принцип действия

КВП — это судно с динамическим принципом его поддержания. Катер может двигаться с большой скоростью как над водой, так и над твердым грунтом, льдом или заболоченной местностью на некоторой высоте над ними. Над поверхностью такой транспорт приподнимается специальной «подушкой» — потоком воздуха, нагнетаемым под днище.

Технические характеристики КВП могут быть различны. В зависимости от целей, для которых конкретная модель создавалась. Длина среднего по величине катера на воздушной подушке — примерно 5-8 м, ширина — 3-5 м, высота — 2-3 м. Грузоподъемность обычно от 400 до 700 кг. Транспорт предназначен для перевозки 4-8 человек. Но это, конечно, усредненные данные. КВП может быть и больше, и меньше.

Вопросы цены

Стоимость катеров на воздушной подушке весьма различается. И тут свою роль играют многие факторы. Скажем, цена сильно зависит от того, какая именно компания выпускает на рынок этот товар. И здесь важно не только, где находится фирма-разработчик. Принципиальное значение имеет и место сборки. Например, КВП может быть американским, но сделанным в Китае под европейские стандарты. Сумбур, конечно, но такое иногда случается.

Или продавец может уверять, что катер произведен исключительно в США. Но опять же остаются вопросы по качеству сборки, различным параметрам, путям доставки и прохождению таможни. Здесь очень важно, чтобы были правильно оформлены документы на транспорт. Лично я в этом плане отдаю предпочтение отечественной технике. Но, естественно, каждый рыболов и охотник выбирает сам. Кому-то больше по душе импортный транспорт.

Другой важный фактор, влияющий на цену, — это материал, из которого изготовлен катер. Еще со времен Карла Маркса распространилась идея, что, чем ниже стоимость сырья, тем дешевле должен быть конечный продукт. Однако эта теория не всегда верна. Порой катер, собранный из «бюджетных» материалов, обходится покупателю очень дорого.

Обычно КВП создают из пластика, фанеры и профильного алюминия. Такое сырье самое доступное по цене, поэтому широко применяется в производстве. А один из наиболее дорогих материалов для изготовления катеров на воздушной подушке — углеволокно. Корпуса из него получаются весьма прочными и легкими. Но стоят они очень дорого и на российском рынке мало распространены. КВП из углеволокна обычно имеют самое лучшее и роскошное оснащение — от мощнейших двигателей до обитой натуральной кожей рубки.

Еще один фактор, определяющий цену катера, — мотор. Он может быть российским или импортным. Принципиальное значение имеют такие характеристики, как мощность, оборотистость, расход топлива и вообще предпочтения по горючему. Многие из этих параметров влияют на стоимость двигателя и КВП в целом.

Не нужно забывать и о другом важном моменте — наличии документов на данный вид техники. Как говорится, есть бумажка — катайся, где хочешь. А если ее нет… то езди до тех пор, пока транспорт не отобрали… Не секрет, что иногда некоторым покупателям предлагают приобрести катер подешевле, но без соответствующего оформления. И тут уже каждый решает сам. Заплатить побольше, а потом путешествовать спокойно и никого не опасаться или же сэкономить, а затем ездить и постоянно оглядываться.

Что делать после покупки

Наконец, вы определились с выбором и приобрели подходящий вам катер на воздушной подушке. Проверили комплектацию, убедились в наличии какого-то запаса топлива в баке. И что захотите сделать после этого? Естественно, пожелаете испытать покупку. Ведь вам же нужно знать: за что были отданы такие деньги?! И какой же русский не любит быстрой езды?! Но я бы предостерег от этого опрометчивого шага.

Сразу объясню почему на доступном примере. Допустим, у вас появилась возможность прокататься на спортивном мотоцикле, на котором вы прежде не ездили. Садитесь в седло, жмете гашетку до отказа. Рев мотора, обороты у красного сечения, лампа горит, что нужно переключать передачу. А у вас встречный ветер выдул из головы все, что только можно. И только попавшийся на пути забор или другое препятствие прервет ваш красивый «полет»…

Вот и с катером на воздушной подушке примерно то же самое. Сперва научитесь правильно заводить и глушить двигатель. Потом сделайте пробные шаги вперед. Затем переходите к более смелым маневрам и маленьким поворотам. И не забывайте, что это не автомобиль, который быстро останавливается после того, как отпустишь педаль газа. Катер на воздушной подушке будет долго двигаться по инерции.

Дальше вам нужно приспособиться к габаритам своего транспорта. Покатайтесь потихоньку, чтобы привыкнуть к управлению рулем и газом. Лучше это все проделывать вдали от людей, на мелких протоках или в чистом поле. Но только без ям и кочек! К преодолению подобных препятствий нужно отдельно готовиться. Так же как и к показательным выступлениям на публике.

Лишь после того, как хорошо освоите катер и будете чувствовать себя в нем комфортно, можете попробовать ездить на более длинные дистанции. Постепенно совершенствуйте навыки управления таким транспортным средством. Но имейте в виду, что излишняя самоуверенность за рулем грозит печальными последствиями.

Забота о технике

Купив себе автомобиль или мотоцикл, мы его холим и лелеем, ухаживаем за ним, протираем, моем, отчищаем. Катер на воздушной подушке требует такого же, а то и большего внимания.

Для начала я бы вам посоветовал купить полноценный чехол для вашего транспорта. Если вы приобретаете катер в специализированном магазине, то там же стоит выбрать и этот «костюм». Можно взять обычный брезентовый для хранения КВП на улице. Или раскошелиться на чехол со специальной пропиткой, которая не пропускает влагу и не лопается на морозе. Этот вариант, конечно, дороже, чем простой брезент, но и намного практичнее.

В фирменном магазине, как правило, к каждому катеру идет свой чехол. Он защищает транспорт от дождя и снега. Закрывает лопасти винта двигателя от падающих листьев осенью. Если же вы покупаете катер на воздушной подушке с рук или заказываете самодельный, то в комплекте может и не быть чехла. Вам придется его подбирать индивидуально.

После каждой поездки желательно проверить «нагнетающий винт». Некоторые владельцы катеров делают такой осмотр в обязательном порядке. Внимательно глядят, чтобы туда не попадали посторонние предметы. Конечно, на большинстве моделей КВП установлены специальные сетки, ограждающие винт.

Но в любом случае проверить лишним не будет. Подобная процедура потребует мало времени, зато избавит вас от многих проблем. Например, ветки, листья, грязь или какие-то ненужные вещи могут попасть в область нагнетающего винта. Все это способно в определенных обстоятельствах заклинить его или даже повредить.

А винты у катера обычно являются отбалансированными. Лишние поломки, а особенно замены им точно ни к чему! Как гласит одна перефразированная армейская мудрость, лучше проявить излишнюю бдительность, чем недостаточную.

И не забывайте наводить порядок! После того как вы приехали с прогулки, рыбалки или охоты, не поленитесь и пройдитесь влажной щеткой по борту и подушке. Лучше содержать катер в чистоте, ухаживать за ним.

Особенности хранения…

Любое транспортное средство при необходимости можно законсервировать. К примеру, после завершения сезона военные ставят снегоходы на особые «чурки» — не деревянные, а специально изготовленные. Заливают в двигатель масло, промазывают солидолом и убирают на хранение в ангар.

С катерами и яхтами все понятно. После окончания навигации их вытаскивают на берег и проверяют моторы. Обеспечивают двигателям технические условия, предусмотренные инструкцией по эксплуатации. Натягивают тент над водным транспортом и ставят его на специальную стойку. Там он и остается до следующей весны.

А что делать с катером на воздушной подушке? Как его хранить, если не планируется использовать весь год? Тут есть много советов на тему «Что и как». Любой автомобилист прекрасно знает, как лучше сберечь свою технику.

Стоит упомянуть только самое необходимое. Если у вас есть отдельный гараж для катера, то закатите его туда на специальном прицепе (при наличии такового). Владельцам КВП, не имеющим отдельных ангаров, не стоит расстраиваться. На длительный период транспорт можно оставить просто на улице — разумеется, заранее накинув и затянув снизу чехол.

Перед долгим хранением надо также проверить двигатель, учитывая все его технические особенности, как у автомобильного. После завершения осмотра на всякий случай отсоедините контакты с аккумуляторной батареей. Конечно, во многих моделях предусмотрен выключатель массы. Но я бы вам все же посоветовал снять клеммы и с «минуса», и с «плюса» аккумулятора.

Сделай сам

Сейчас продается практически любой вид транспорта, были бы деньги. В специализированных магазинах можно купить катер на воздушной подушке или амфибию. Конечно, стоить это будет недешево, но и результат достигается колоссальный. Вы получите шанс преодолевать заболоченные места, пересекать несудоходные реки, мчаться по крупным водным артериям, добираясь до заветных районов, богатых рыбой.

Однако при наличии желания, определенных навыков и большого количества свободного времени можно попробовать сделать подобный транспорт своими руками. В различных печатных изданиях содержится много материалов по конструированию техники. А в Интернете есть и видеоролики современных Левшей и Самоделкиных, создающих вездеходы и амфибии. Энтузиасты разрабатывают новые модели и улучшают свои предыдущие творения.

Умельцы используют углепластик, профильный алюминий, дерево. Могут и совмещать эти материалы. В последнее время появились улучшенные приборы для точечной сварки, для спаивания пластика. В продаже имеются недорогие моторы со всей документацией. На катера устанавливают дополнительное оборудование, такое как эхолоты, навигаторы, и морские радиостанции. Так что некоторые «самоделки» почти не уступают фирменным моделям. А в прежние времена все было намного сложнее.

40 лет назад

В советский период также выпускалось много журналов и книг технической направленности. А некоторые издания давали призы за новаторские идеи, присылаемые читателями. На заводах проводились соревнования среди конструкторов-самоучек.

Один из таких новаторов-левшей и стал знакомый моего отца — Николай Конгро. В молодости после службы в армии он устроился на опытно-механический завод слесарем по наладке и ремонту станков. Дед Николая был краснодеревщиком и старался передать свои знания внуку. А тот загорелся идеей создания амфибии или катера на воздушной подушке.

Стал воплощать свою мечту, а затем уже и конкретную идею в жизнь. Трудился по выходным и в свободное от работы время. Реализация проекта не останавливалась ни на день. А ведь парню тогда было всего 20 лет! Из брусков дерева и фанеры он сделал корпус своего катера: 5 метров — в длину и 3 — в ширину. Над винтами, подъемным и управляющим, Николай трудился почти три месяца.

Самой большой загвоздкой были двигатели. Очень сложно оказалось найти моторы, подходящие по размеру, легкие и в то же время мощные, да еще с документами. Ведь Николай хотел не просто покататься в глуши, а официально зарегистрировать свой транспорт. Наконец, подвернулся подходящий вариант. Правда, двигатели были не такими дешевыми, как хотелось. Пришлось выкручиваться и растягивать оставшиеся деньги от одной получки до другой.

А затем возникла новая проблема: из чего делать подушку? Материалов, подобных современным, тогда не было в свободной продаже. Все доставали либо по «блату», либо выменивали. Действовала схема «Ты — мне, я — тебе». Проштудировав много томов технической литературы, Николай пришел к выводу, что лучше всего и дешевле будет использовать брезентовую ткань.

Начался поиск соответствующего материала. Где-то предлагали много, но за большие деньги. В других местах можно было найти лишь кусочки или вообще ничего подходящего. Постепенно Николай набрал нужное количество брезента и принялся изготавливать подушку. Катер стал приобретать завершенный вид, появились бока и низ, ветровое стекло и место водителя.

С момента старта проекта минуло уже два года. До финала осталось совсем чуть-чуть. И тут произошло непредвиденное! У соседей вспыхнул сильный пожар. Огонь перекинулся сперва на забор, а затем на стоящий во дворе катер. Почти готовый к испытаниям транспорт вспыхнул, как спичка, и быстро сгорел. После этого Николай уже не пробовал реанимировать проект.

Безопасность превыше всего

Владельцам катеров на воздушной подушке нужно ни на минуту не забывать о возможности чрезвычайных ситуаций. Необходимо думать о том, чтобы максимально защитить всех людей в салоне, в первую очередь, конечно, пассажиров. Стоит запастись спасательными жилетами в таком количестве, чтобы их хватило на всех людей в КВП.

Кому-то подобная предосторожность может показаться излишней. Но на самом деле даже на моей памяти спасательный жилет уже не раз позволял сохранить жизнь человеку, оказавшемуся за бортом. Неожиданно упав в воду, люди могут испугаться, запаниковать или просто растеряться, и тогда им будет трудно удержаться на поверхности. А некоторые и вовсе не умеют плавать. В такой ситуации жилет покажется незаменимым. Он вытолкнет человека из глубины и не даст утонуть.

Перед теплым сезоном на всякий случай приобретите и спасательный круг. Вдруг в воде рядом с бортом вашего катера окажется посторонний, не имеющий жилета? Вовремя брошенный круг может сохранить пострадавшему жизнь.

Но главное, что нужно твердо запомнить и никогда не забывать, — не следует покидать катер, вставать, переходить, вылезать на борт и так далее до полной остановки транспорта!

В деле

После покупки КВП можно будет заезжать в такие места Сибири, где другая техника просто не пройдет. А если и доберется туда, то на это уйдет намного больше времени. Скажем, на катере на воздушной подушке легко разведать мелкие или заросшие камышом водоемы. Там можно спокойно рыбачить, доставляя себе удовольствие как от самого процесса ловли, так и от поездки к этому интересному месту. И нет нужды остерегаться «конкурентов», поскольку другим удильщикам будет трудно добраться до ваших новых «владений».

Так же дело обстоит и с охотой. По заболоченной местности или камышам катер на воздушной подушке спокойно пройдет. А если транспорт выкрашен в защитный цвет, то можно будет в соответствующий сезон стрелять по дичи прямо с борта (если это разрешено Правилами охоты в вашем регионе).

Ну а в целом, обладая такой техникой, мы получаем большую свободу действий. Уже не надо задумываться о непроходимых дорогах, где можно застрять. Достаточно направить штурвал в выбранную сторону, добраться до места и любоваться дикой природой, получая эстетическое удовольствие от созерцания красоты необъятной нашей Родины.

Плюсы и минусы

У катера на воздушной подушке имеются свои сильные и слабые стороны. Одним из главных преимуществ использования в Сибири подобного транспорта является возможность прохождения заболоченных мест, а также водных преград. Конечно, у КВП есть и «конкуренты» в этой сфере.

С подобными препятствиями в принципе может справиться и болотоход. По суше он способен двигаться почти так же быстро, как и катер на воздушной подушке. А на водной глади сразу же значительно проигрывает в скорости. Если через пруд или озеро болотоход способен худо-бедно переправиться, то река с сильным течением может стать для него непреодолимой преградой.

Еще одно из положительных качеств КВП — это его комфортабельность, удобство. Мягкое движение и легкое преодоление преград. Он может взбираться на различные уступы высотой до метра. Но выход на берег катера на воздушной подушке имеют ограниченный.

Есть тут и еще ложка дегтя. Будет очень плохо, если мотор КВП заглохнет где-нибудь посредине заболоченной местности. Еще хуже ситуация, когда это происходит в центре водоема. Конечно, и у вездехода может отказать двигатель. Но вы, по крайней мере, останетесь на более или менее твердом грунте. Болотоход же и вовсе будет держаться на воде. А катер на воздушной подушке «парит» над поверхностью, а если «плюхнется» в неподходящий момент, то тут уж ваша фантазия, как я думаю, способна нарисовать не в самых радужных красках, что может произойти.

Одно из слабых мест у катера — его винты. Точнее материал, из которого они сделаны. Если какой-то твердый предмет попадет в «рабочую зону», то может повредить лопасти. И тогда есть риск, что винты выйдут из строя. Или, в лучшем случае, будут вращаться нестабильно. По возвращении лопасти придется ремонтировать или менять вовсе.

С вездеходами такой проблемы не возникает. Эта техника обычно очень надежная — почти как бронетранспортер. Конечно, ехать на ней напролом по лесу не стоит. Какая-нибудь береза с толстым стволом вполне может стать непреодолимым препятствием. А вот с молодым деревцем вездеход справится — снесет его и двинется дальше. У КВП подобный маневр может и не получиться.

Есть еще один минус у катера на воздушной подушке. Если он сломается, например, далеко в глуши в заболоченной местности, то его трудно будет доставить до ближайшего населенного пункта, где есть ремонтная мастерская или сервисный центр. Придется стараться чинить технику собственными силами. Поэтому я посоветовал бы вам заранее изучить слабые места двигателя, который установлен на транспорте, и возить с собой набор запчастей и инструмента для ремонта. Мало ли что! Всякое бывает!

Нельзя забывать и еще один важный недостаток КВП — большой расход топлива. Это не нравится многим владельцам. Мощные моторы потребляют огромное количество горючего, чтобы удерживать транспорт над поверхностью и развивать хорошую скорость при максимальной загрузке. Во время движения проявляется и другой недостаток катера на воздушной подушке — высокая шумность. Однако его моторы работают все же потише, чем у аэроглиссеров.

Некоторые люди выделяют иной минус катеров — малую пассажировместимость. Но тут я не соглашусь. На охоту, рыбалку или в экспедицию мы обычно ездим компанией в 4-8 человек. Этого вполне достаточно. Такая группа помешается в кабину среднего КВП. А ведь есть и очень крупные модели судов на воздушной подушке, рассчитанные на десятки пассажиров.

Главная ценность

Подводя итоги, можно выделить один большой плюс, который, на мой взгляд, перевешивает и высокую стоимость катера, и ряд мелких минусов. КВП способен спокойно проходить большие расстояния по прямой по тундре, заболоченным местам, воде. При этом значительно сокращается путь и не тратятся лишние часы на объездные маршруты.

Так экономится самое ценное, что есть у людей, — время! Его можно с большой пользой провести на рыбалке или охоте. Сбереженные часы лучше посвятить общению с природой, от которого получаешь незабываемое удовольствие. С этим не сравнится отдых на диване перед телевизором или в кресле у компьютерного стола. Люди дома только мечтают о захватывающих приключениях, мы же наслаждаемся ими вживую. Поэтому должны ценить каждую секунду, проведенную на природе!

Виктор Иванов, город Абакан, Республика Хакасия

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий