Тюнингуем лодку и катер

Тюнинговать лодку

Итак, наша мечта сбылась, и мы купили понравившуюся лодку. Однако, покатавшись на ней некоторое время, понимаем, что чего-то все-таки не хватает. Эта проблема ощущается и на рыбалке, и в дороге. Да и просто лодка, даже несмотря на свою внушительную стоимость, выглядит как-то дешево. С такими мыслями сталкиваются владельцы почти любой техники, начиная от велосипедов и заканчивая яхтами и самолетами.

В генах любого собственника заложена тяга к украшательству и «фаршировке» своих «железных друзей» всем необходимым и не очень нужным, но симпатичным. Давайте попытаемся разобраться в том, чем бы можно было доукомплектовать или, как сейчас модно говорить, тюнинговать лодку и как за этим ухаживать, чтобы оно не вышло из строя.

Что можно улучшить

Список дополнительного оборудования на самом деле весьма длинный… Уже прошло то время, когда приходилось что-то мастерить в гараже, вытачивать, выпиливать, обтягивать, красить. Сейчас абсолютно все можно купить или заказать через Интернет.

Если позволяют средства, на вашу лодку можно поставить прочное и надежное ветровое стекло, мягкие сиденья, чтобы плавание было более комфортным, тент с прочными дугами (либо без них), бортовые огни, которые позволят видеть ваш транспорт издалека, что очень актуально на реках с активным судоходством. Также допустима смена двигателя, выбор другого руля, установка аудиосистемы со всеми колонками.

Практичные хозяева могут приобрести прицеп для упрощения транспортировки лодки. А страстные поклонники рыбалки сразу кинуться покупать ящики для снастей и инвентаря и ставить рейлинги вдоль всего судна, которые будут выполнять роль перил. Удильщики также могут взять фару-искатель, с которой в темноте удобнее осматриваться и искать место для ночевки.

Состоятельные люди, для которых удобство стоит на первом месте, обязательно обзаведутся эхолотом. Кроме того, они, возможно, приобретут модный сейчас троллинговый мотор, если в их регионе разрешена ловля на дорожку. При солидных средствах, выделенных на тюнинг, на лодку также рекомендуется поставить мощный аккумулятор, рыболовные арки и якорную лебедку, чтобы лишний раз не напрягаться.

Всех видов улучшения транспорта не перечесть. Тут и специальная краска, водостойкая и более красивая, и дополнительный двигатель, и система управления им, и даже автопилот! Но на диковинных вещах, которые стоят безумных денег и вряд ли когда-то вам пригодятся, мы останавливаться не будем. Расскажем поподробнее о том, что берут в первую очередь.

На чем перевозить лодку

Начнем, конечно, с прицепа. Купить лодку просто, а вот подумать о том, что с ней делать дальше, успевают не все. Иногда любители рыбалки просто сталкиваются с такой проблемой, что в своем озере уже все изведано и передвигаться по нему более неинтересно. А перевезти лодку на другой водоем не на чем. Именно для этого приобретаются автомобильные прицепы, приспособленные для перемещения водного транспорта.

Они бывают разные… Одни подходят для перевозки только небольших лодок, в другие же помещаются даже солидные катера. Современные прицепы производятся из водостойких материалов, не боящихся ржавчины, и оснащаются амортизаторами и удобными покрышками. Это позволяет перевозить лодки на большие расстояния без риска их порчи при движении по пересеченной местности с плохими дорогами.

Большинство прицепов мобильны и могут достаточно легко разбираться. Поэтому допустимо их хранить даже в обычном гараже или сарае. Они не занимают слишком много места.

Естественно, что при покупке прицепа нужно осведомиться о его длине, ширине и допустимой нагрузке на ось. Затем сравнить все эти показатели с размерами и массой вашей лодки и сделать окончательный вывод: брать или нет. Сделку можно оформить даже через Интернет, поскольку многие компании-производители доставляют товар прямо к дому покупателя.

Выбираем ветровое стекло

Итак, с транспортировкой мы разобрались. Прицеп купили, смогли перевезти лодку на другое озеро или реку и приступили к рыбалке. Но и тут не исключен определенный дискомфорт…

Например, на родном водоеме все было куда проще, лодка двигалась медленно, да и путешествие до места клева занимало всего пару минут. Если же плыть предстоит долго да с приличной скоростью, можно испытать все «прелести» недостаточного комфорта. Это проявляется в первую очередь в конструкции руля, сидений и ветрового стекла.

Начнем с последнего. Некоторые покупатели предпочитают ветровое стекло с «калиткой». Удобно оно тем, что при швартовке не нужно спрыгивать через борт в воду. Не требуется и опускать стекло, складывая его вниз, в результате чего можно поцарапать. Достаточно просто открыть «калитку» и выйти на нос лодки, спрыгнув с него уже на сушу.

Однако не всем нравится внешний вид таких стекол. Да и уход за ними нужен особенный. Необходимо аккуратно открывать их каждый раз, проверять запорный механизм и смазывать петли во избежание порчи от влаги.

Совсем другое дело — стекла из монолитного поликарбоната, который сейчас делают толщиной в 3 или 4 мм. Конечно, и тут требуется определенный уход. Но дополнительных механизмов такое ветровое стекло не имеет, и при бережном обращении может прослужить очень долго.

Штурвал для рыболова

Следующее, на что стоит обратить внимание, — это руль. Их сейчас очень много, на любой вкус и цвет, из разнообразных материалов — вплоть до редких пород дерева. Тут главное — чтобы было удобно судном управлять.

Поверхность не должна морозить руки в прохладную погоду или становиться опасно скользкой при попадании влаги. Крайне важно, чтобы рулевое колесо было достаточно прочным и не отломилось вдруг при движении на скорости или резком маневре.

Очень многие владельцы лодок склоняются в пользу классической кожаной оплетки темного цвета. Она мягкая на ощупь и удобная, быстро нагревается руками даже в холодную погоду и является весьма долговечной. Другие хозяева водных транспортных средств предпочитают новомодные материалы.

Решающий выбор, естественно, за вами. В любом случае, на зиму руль лучше отсоединить и унести на хранение в жилое помещение, чтобы он не подвергался деформации от мороза.

Посадка с комфортом

Теперь перейдем к разговору о сиденьях. Мало кому понравится провести весь день на жестком покрытии. Тем более что сейчас есть множество способов сделать путешествие или рыбалку более комфортными.

Сиденья можно поменять как целиком, так и установить мягкие накладки. Они служат менее долго, но стоят дешевле, да и устанавливать их легко. Мягкие сиденья, с которыми в комплекте может идти встроенная сумка для аксессуаров или инструмента, часто крепят вместо базовых стационарных, а при консервации лодки в холодный период быстро снимают. В некоторых лодках допустима установка дополнительных мест для пассажиров. Естественно, что чем сиденье сложнее, тем оно дороже. А для любителей суперкомфорта в продаже есть даже специальные кресла для лодок, снабженные откидывающейся спинкой и подлокотниками.

Защита от дождя и ветра

Но настоящие рыбаки часто об удобстве не думают. Им подавай навороты, облегчающие сам процесс лова с лодки. Иногда, правда, когда мешает дождь или порывистый ветер, а порыбачить очень хочется, на лодку устанавливают тент.

Он может быть как с дугами, так и без них. Понятно, что второй вариант менее удобный и дорогостоящий. Бездуговой тент часто служит лишь для того, чтобы укрыть имеющийся в лодке скарб. Или защититься от внезапно начавшихся осадков.

Дуговой тент позволяет свободно перемещаться по лодке и рыбачить с нее, не опасаясь ветра и дождя. Современные модели даже снабжены окошками. Часто они закрыты пленкой, которая только первые несколько лет обладает прозрачностью, достаточной для обозревания окрестностей.

Тенты устанавливать очень просто. Их легко и быстро можно набросить на дуги или просто на корпус лодки и сразу убрать, когда погода изменится в лучшую сторону. Хранить тенты также просто. Им дают высохнуть, аккуратно складывают и кладут в гараж или на балкон. Обычно дуги отсоединяют, высушивают, оборачивают промасленной бумагой и держат в сухом и проветриваемом помещении.

Бортовые огни

Тент способен уберечь человека от дождя и ветра, но элементом безопасности вряд ли может являться. Конечно, на родном озерке, где обычно курсирует не больше пары лодок, с настоящей угрозой вы вряд ли столкнетесь.

Совсем иное дело — крупные реки, где судоходство продолжается даже в темное время суток. Ваша лодка может быть просто не замечена большим кораблем. Так что не скупитесь и установите на свой транспорт бортовые огни.

Они могут питаться как от аккумулятора вашей лодки, так и от собственного. Не исключено и использование других источников энергии — вплоть до солнечных батарей.

Конечно, более надежными считаются огни, работающие от аккумулятора судна. Они обычно оснащаются красными светодиодами, которые одновременно являются долговечными, хорошо заметными даже с большого расстояния и не потребляют много энергии.

Если же ваши бортовые огни работают на собственном аккумуляторе или, что еще хуже, на батарейках, то необходимо будет периодически проверять их заряд и убеждаться в том, что его хватит на все путешествие либо рыбалку, которая может затянуться до темноты.

Ящик для трофеев

Немного хочется рассказать и о тех удобных вещах, которые стоят недорого, но могут значительно облегчить быт удильщика. Это разнообразные ящички для инвентаря и рыбы. Сейчас их продается большое количество. Тут главное — ориентироваться на прочность и долговечность.

Ящики из хрупких материалов, которые не выдерживают большого давления, лучше не брать. Очень часто так и хочется присесть на емкость, в которой лежит пойманная рыбка или запасные удочки и крючки. Такие ящики могут быть большими, но непрочными.

Поэтому, на мой взгляд, лучше брать ящик из нержавеющей стали. Он окажется надежнее и долговечнее. Вполне способен выдержать вес человека. Однако каждый рыболов пусть решает сам, какие емкости для трофеев ему потребуются.

Такие ящики легко разместить на судне. Затем можно без проблем убрать их в гараж или сарай, предварительно просушив и протерев. Дабы в ящике не осталось влаги, рекомендуется положить внутрь мешочек с песком либо солью или периодически проветривать помещение. Так ящик прослужит вам очень долго!

Перила и арки

Поговорим теперь о рейлингах. Их часто ставят по верхним бортам лодки. Они выполняют роль не только удобных перил, но также и дополнительных средств для закрепления грузов. Обеспечивают рейлинги и безопасность пассажиров, поскольку при быстром движении им есть за что держаться. Да и рыбалить сидя, положив удочку на перила, более удобно.

С рейлингами конкурируют модные сейчас рыболовные арки. Они, как правило, дороже в несколько раз, однако придают эффектности любому солидному водному транспорту.

Часто арки делаются из хромированного материала, который очень стоек к коррозии, но только в том случае, если не подвергается механическим воздействиям. А вот в месте глубоких царапин и выбоин есть угроза появления ржавчины.

Арки можно устанавливать почти на любые типы лодок, в зависимости от их размера и мощности двигателя, и доукомплектовывать разъемами для поддержки удилищ, для навешивания дополнительного тента либо для закрепления на них фар-искателей.

Выбор аккумуляторов

Кстати, такой «светильник» допустимо брать и отдельно. Вместо обязательной фиксации на арке фару можно просто повесить на корпус лодки. Этот небольшой прожектор незаменим при рыбной ловле. Он позволяет лучше оценить обстановку в темное время и разглядеть очертания берега при швартовке.

Фары чаще всего оснащаются мощной лампой и питаются от бортовой сети. Поэтому те, кто планирует установить «фонарь» на свою лодку, должны позаботиться и о приобретении более мощной, нежели стандартная, батареи.

В последнее время получили распространение так называемые аккумуляторы глубокого разряда. Их основной плюс — это выдача устойчивого напряжения и долгое сохранение заряда. При помощи такого оборудования осветительные приборы лодок и катеров могут работать многие часы.

Аккумуляторы глубокого разряда, как правило, тяжелее обычных за счет того, что имеют более толстые и долговечные пластины со стекловолоконным усилением, а также специальным активным материалом и сепараторами повышенной мощности. Энергия в данном случае берется из глубины пластин, а не с поверхности. Такие аккумуляторы позволяют запустить двигатель даже при минусовых температурах и способны выдерживать многоразовые зарядки после полного истощения.

Ну а если есть мощный аккумулятор и позволяют средства, то тюнинговать лодку можно по полной — установить модный движок, якорную лебедку, аудиосистему и эхолот.

Устройство для поиска рыбы

Последним обычно пользуются заядлые и обеспеченные удильщики. Если говорить упрощенно, то эхолот отдаленно напоминает систему спутниковой навигации для машины. Чем он дороже и мощнее, тем от него больше толка.

Выбор эхолота обычно начинают с оценки экрана. Прекрасно, если монитор будет большим. Это позволит точнее определить местонахождение рыбы или каких-то водных препятствий.

После подбора экрана переходим к креплению датчиков. Оно бывает двух видов — сквозное и транцевое. Первое из них более проблемное, потому что вам придется проделывать отверстие в лодке. Однако такие датчики работают куда точнее и эффективнее.

А вот второй тип крепления очень простой. Датчики цепляются на транец лодки. Но большой мощностью и точностью, как правило, не обладают.

Более дорогие устройства оснащены еще и боковыми датчиками. Они не только позволяют установить, что в воде есть рыба, но и показывают, с какой именно стороны от лодки она располагается.

Дополнительные параметры

А вот эхолоты с датчиками температуры и скорости подойдут не всем рыболовам. Такое оборудование обычно стоит больше, а данные, получаемые с его помощью, редко востребованы.

Иногда в магазинах встречаются многолучевые эхолоты. Они дороже, но также и эффективнее. Испускают несколько лучей и более точно могут определить положение рыбы, сформировав даже объемную картинку.

Ну и, наконец, стоит поговорить о двух частотах, на которых работают эхолоты, — 200 кГц и 50 кГц. У каждой из них есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, эхолот с частотой в 200 кГц сформирует более четкую и красивую картинку. Однако при высокой скорости лодки он может вообще ничего не найти. Такие эхолоты лучше всего применять на неглубоких речках и озерах.

А вот для анализа огромных водоемов, по которым перемещаешься с приличной скоростью, лучше брать эхолот с частотой 50 кГц. Пусть картинка будет менее четкой, зато более точной!

Бонусы для обеспеченных удильщиков

Определив место рыбалки с помощью эхолота, пора бросать якорь. Хорошо, если это сделает за вас лебедка. И здесь также выбор непростой… Лебедки бывают разноплановые — облегченные и мощные, с возможностью выборки цепи вручную и без такой функции. Тут уж все зависит от типа и мощности вашей лодки и от суммы в вашем кошельке, выделенной на тюнинг.

Похожая ситуация и с двигателями. Владельцы лодок, не стесненные в средствах, берут современные троллинговые моторы. Они работают от электричества, поэтому отличаются бесшумностью и повышенной надежностью.

Ну и напоследок аудиосистема. Тут ничего сложного нет, все по типу автомобиля. Количество колонок, наличие усилителя и мощность звукового проигрывателя зависят от желания и кошелька. Главное — это правильное подключение и надежная изоляция всей проводки, защищенная от попадания влаги.

Николай Хромов, г. Мичуринск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий