Несколько слов о веловездеходах

Веловездеход

О какой только технике для рыбалки и охоты мы уже не успели поговорить на этих страницах: каракаты, снегоходы, мотособаки… Но и совершенно неоправданно упустили из виду один из старейших видов механического транспорта, а именно: велосипеды. Почему старейших? Ну, тогда…

Немного истории

Известно ли вам, что самые первые велосипеды появились в свободной продаже еще в 1791 году? Правда, произошло это не в России, а во Франции, и назывались они тогда «селериферами», что при дословном переводе означает «производитель скорости». За изобретение дедушки современных велосипедов можно быть благодарными ни много, ни мало, а настоящему графу — Меде де Сивраку. Созданный им самый первый двухколесный агрегат был совершенно не похож на современные модели, которые предлагаются в спортивных и туристических магазинах, а также на многочисленных рынках по всей планете.

У прототипа велосипеда была деревянная рама. О педалях и трансмиссии с ее звездочками и цепями и речи не шло. Больше всего селерифер напоминал самокат с двумя очень серьезными изъянами: руль у него не поворачивался, а значит, двигаться транспорт мог только по прямой, и о мягкости хода можно было только мечтать. Об амортизаторах для велосипеда или хотя бы о шинах на колесах в то время как-то не подумали.

Прошел всего год, и уже в Германии некий Карл Фридрих Дрез — офицер в отставке — усовершенствовал селерифер, оснастив его передним управляемым колесом.

Изобретение велосипеда, максимально похожего на сегодняшний, — заслуга россиянина. Сметливый кузнец (крепостной по фамилии Артамонов) не только собрал двухколесный транспорт с рулем и педалями, но и предпринял первое весьма продолжительное путешествие на нем. Доехал от Уральского Верхотурья до Москвы. Государь счел задумку интересной, прописал «самобеглую двухколесную тележку» в коллекции редкостей при дворе и… благополучно про нее забыл.

«Быстроногая дрезина»

Так что официальный патент на первый самодвижущийся двухколесный транспорт вновь достался французам. Некий Динер в 1818 году получил официальную бумагу на изобретение «дрезины» и прозвал ее «быстроногой». Под этим именем транспорт нам известен и сейчас. Не верите? А зря! Ибо на латыни velox означает быстрый, а pedis — нога. В общем, так и появился на свет велосипед.

А создание моделей, максимально отвечающих требованиям спортсменов, любителей, путешественников, рыбаков, охотников и прочих заинтересованных в оном транспорте лиц, продолжается по сей день. То переднее колесо вырастет больше заднего, то… наоборот. То весь велосипед изготовлен из дерева, то в дело идет металл.

Появились сначала шины, а затем и пневмокамеры. Колеса вместо сальной смазки начали вращаться на подшипниках, а цепная передача, появившаяся в 1870 году, впервые позволила велосипеду обогнать верховую лошадь. Казалось бы, чего еще желать? Ан нет! К длинному списку, состоящему из трековых, горных, детских и прочих специализированных двухколесных «коней» с педальным приводом, сегодня можно смело добавить еще несколько — вездеходных. Собственно, наконец, мы и добрались до сути.

Пневмо-веловездеход

Зависть, финансовые затруднения, а быть может, просто пытливый ум и желание облегчить себе путь до облюбованного для рыбалки зимнего водоема… На самом деле, не так уж и важно, что стало первопричиной изобретения «веломонстриков» на непропорционально раздутых шинах. Больше всего они внешне напоминают каракаты, изготовленные на базе мотоциклов. Существуют и двухколесные версии, и трех-, и даже четырех-. Пройдемся по всем.

Двухколесный пневмо-веловездеход

Достаточно забавен внешне. Рама обычная — велосипедная, а вот вилки, колеса и трансмиссия видоизменены. С вилками вопрос решается разваркой до необходимой для свободного хода колеса ширины.

В качестве шин, как правило, используются камеры от легковушек, с помощью брезентовых петель или цепей затянутые в защитный каркас из того же брезента или второй камеры. Диски обычно самодельные. Одни мастера полностью изготавливают их самостоятельно, другие используют в качестве основы подходящие по размеру велосипедные, соединяя их попарно с зазором необходимой ширины между ободами. Ступица, соответственно, также претерпевает изменения.

Если с передним колесом все более-менее ясно, то заднее вызывает массу вопросов и, как следствие, путей решения. Впрочем, если речь идет о сохранении трансмиссии, то связаны они все с выносом ведомой звезды за пределы колеса. И вот здесь начинается полет фантазии. Тут тебе и дополнительная звезда для компенсации перекоса между основной и задней, и вовсе оригинальное двухцепное решение, когда ведущая звезда, та, что передает крутящий момент от педалей на заднее колесо, дублируется на обе стороны и выносится на внешнюю сторону педалей так, как это делается в катамаранах.

Заднее колесо, соответственно, также снабжается двумя звездами по обе стороны. Здесь главное — продумать защиту от попадания штанины на зубья и в цепь. В противном случае можно и травму заработать. Есть и те, кто идет по пути упрощения и просто переносит педали на переднее колесо, полностью избавляясь от трансмиссии.

Впрочем, есть у двухколесного варианта существенный недостаток: низкая устойчивость. Мягкость колес заставляет весь транспорт довольно бурно реагировать на любую неровность. При езде по рыхлому снегу также возникают сложности. В общем, получается, что такой вариант хорош для того, чтобы удивлять окружающих, но не очень функционален для рыболова, нагруженного массой необходимых на водоеме вещей.

Трехколесный пневмо-веловездеход

Этот транспорт мощностью в одну человекосилу гораздо практичнее. Для его создания требуются три колеса на основе камеры от легкового авто и велосипедная рама. Передняя вилка разварена под ширину колеса, а задние предусматривают жесткую привязку к звезде трансмиссии, которая жестко крепится на ось.

Установка последней — тема для размышлений. Как вариант — расширить разнос корпусных элементов заднего колеса, что придаст вело-вездеходу большую жесткость и устойчивость, в зоне прохода оси с обеих сторон разместить подшипники, обеспечивающие большую свободу вращения.

Привязка оси к колесам максимально прочная — неподвижная. Те, кто использует велосипедные обода, как правило, вынуждены довольствоваться стандартной схемой, а самодельщики могут себе позволить и многоточечное крепление: по центру и в трех или более местах, на сварке или затяжных болтах к самим дискам.

Что же до расположения седока и груза, то здесь вариантов не так уж и много. Обычно сидушка стандартная — велосипедная. А грузовой отсек располагается сразу за спиной «водителя» с расчетом, чтобы не перевешивать транспорт и не мешать его свободному и комфортному ходу.

Четырехколесный пневмо-веловездеход

Изготавливается примерно по тому же принципу, что и трехколесный вариант. Из плюсов четырехколесной версии — большая грузоподъемность и возможность на двоих «водителей» распределить нагрузку вращения педалей. Расположение последних, а также звезд трансмиссии здесь мало чем отличается от катамаранного. Из минусов — приличный вес и меньшая готовность к маневрам. Особенно если «водителей» — двое.

Кто-то из умельцев, не очень-то желающих заниматься физкультурой, то есть крутить педали, со временем переделывает свой велоснегоход в облегченную версию караката. Иными словами, устанавливает на него мотор, допустим, от бензопилы. Конечно, скорости совсем не те, что у старшего собрата, но свои 30-50 км/ч по снегу такой аппарат развивает. При этом позволяет экономить силы. А если кончится бензин, то можно и педали покрутить.

Лень — как двигатель прогресса

К слову, в последние несколько лет на велосипедном рынке все большую популярность набирает такое предложение, как внешний двигатель. Иными словами, владельцам двух-, трех-, а то и четырехколесных как обычных, так и самодельных велосипедов предлагают приобрести механического помощника — бензиновый или электрический двигатель мощностью в 1,5-2 лошадиные силы. Он в считанные минуты может быть установлен прямо на раму (производители продумали все, включая крепления), а привод идет на переднюю — ведущую — звезду.

Двигатель, способный разогнать транспорт до 30 км/ч, экономичен и легок, но… требует дополнительных затрат. Стоит такое удовольствие от 10 тысяч рублей (за бензиновый вариант с расходом топлива 1 литр на 100 км) и от 15 тысяч — за электромотор, мощность которого может достигать 2000 Вт.

С последним возникает еще одна сложность: подзарядки, как правило, хватает часа на два, а в морозный день и того меньше. Так что, рассчитывая добраться до места рыбалки с комфортом, будьте готовы к тому, что обратно по-любому придется крутить педали.

Нет желания творить?

В таком случае можно воспользоваться предложениями современного рынка. Не сочтите за рекламу — просто информация для размышления.

К примеру, в Европе недавно появились в продаже специальные накладки с шипами на велосипедные колеса. Они позволят увереннее чувствовать себя при езде по льду и снегу. Но такая «шипованная резина» не очень-то поможет во время преодоления глубоких сугробов. Однако в начале зимы или в городских условиях это очень полезная штука. Крепятся накладки практически моментально, не менее быстро снимаются.

А для езды по сугробам в Канаде был придуман специальный комплект, способный превратить велосипед в сноубайк. Переднее колесо заменяется на управляемую лыжу, а заднее превращается в… гусеницу. Вернее не трансформируется, а тоже меняется. При этом полностью сохраняется возможность довольно быстрого передвижения с помощью педалей.

Гусеница — из усиленного полиуретана, заднее колесо заменяется на специальное — большое передаточное из армированного нейлона, чем-то напоминающее звезду велосипедной трансмиссии, а за ним устанавливается передаточный блок. По утверждению изготовителей, установка комплекта занимает максимум 5 минут. При этом он подходит практически для любого велосипеда. Те, кто уже успел опробовать новинку, от нее в восторге. Особых навыков не требуется: умеете ездить на обычном велосипеде — значит, справитесь и с этим.

Главный минус новинки в том, что рассчитана она не на самый широкий потребительский круг. И если для той же Канады отдать тысячу долларов за усовершенствование велосипеда — это нормально, то для среднестатистического россиянина, мягко говоря, дороговато. Впрочем, не удивимся, если уже к следующему зимнему сезону самодельные сноубайки, не особо-то и уступающие канадскому прототипу, но гораздо более дешевые и практичные, начнут встречаться на улицах России. Ведь нашему человеку главное — идею подать, а уж за тем, чтобы ее реализовать да усовершенствовать, дело не станет.

Арсений Фавстрицкий, Татарстан

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий