Маневренные вездеходы для рыбалки и охоты

Четырехколесный вездеход

Порой, даже имея хороший иностранный внедорожник, мы не всегда можем проехать туда, где еще не ступал сапог удильщика или стрелка. А так хочется добраться до самых богатых угодий и водоемов! Чтобы можно было напевать про себя всем известную песню в слегка измененном виде: «Здесь птицы лишь поют, деревья тут растут. И только я лишь здесь стою и омуля ловлю…».

Заезжая глубоко в непроходимые места, не тронутые человеком, мы понимаем, где наше счастье как рыбаков или охотников. Но порой это не так уж и далеко от нас. Всего лишь, например, нужно переехать дамбу и углубиться в лес на хорошем вездеходе. И вы согласитесь со мной, что в некоторых ситуациях большая и тяжелая техника не подходит. Тут больше пригодится маленький и маневренный транспорт.

Компактные четырехколесные вездеходы уже так давно и естественно вошли в нашу жизнь, что мы порой перестаем обращать на них внимание. Хотя, конечно, если на природе на глаза нам попадется огромная гусеничная машина, то ее трудно будет не заметить. Или на улице встретим оригинальный самодельный болотоход (подробнее о них читайте в предыдущем номере), то, разумеется, посмотрим на него. А вот квадроциклу-то мы не очень удивимся.

Общие сведения

Четырехколесные вездеходы на базах различных мотоциклов, а то и вовсе специально разработанные, сейчас продаются в различных салонах, торгующих транспортными средствами. Там вас проконсультируют по высшему стандарту. Все расскажут и покажут, выяснят ваши предпочтения и даже цвет предоставят на выбор. Лишь бы вы купили именно у них.

Спору нет, хороший вездеход — это вещь полезная в хозяйстве, на охоте и рыбалке. На рынке представлены не только дорогие и качественные японские и американские модели, но и китайские образцы, обычно более доступные по цене, но не всегда отвечающие высоким требованиям.

Двигатель у мотовездеходов может быть как двухтактным, так и четырехтактным. В подавляющем большинстве случаев в топливный бак нужно заливать бензин — АИ-92 или АИ-95.

Такой транспорт выпускается в вариациях с четырьмя или двумя ведущими колесами. Выбор между этими разновидностями нужно делать с учетом своих целей и задач. Например, если в основном вы собираетесь использовать данную технику для того, чтобы прокататься от дома до речушки по проселочной дороге, то вам и одной ведущей оси хватит. Если же планируете залезть поглубже в чащобу и «помесить» грязь, то без полного привода никак не обойтись!

На просторах Интернета, кроме заводских мотовездеходов, можно увидеть и самодельные. А в реальной жизни подобная техника чаще всего встречается в сельской местности. Такой транспорт ручной сборки обычно выпускается без полного привода.

Квадроциклы

Небольшие, полностью открытые импортные четырехколесные вездеходы влились в нашу жизнь спокойно и непринужденно. И теперь их можно обнаружить не только на обложках глянцевых журналов или в рекламе модных мотоцентров, но и на дорогах общего пользования. Квадроциклы пользуются большой популярностью у любителей рыбалки и охоты. А порой и обычный грибник, заехавший на этой технике в лес, не вызывает у нас удивления.

К таким вездеходам в специализированных мотоцентрах предлагают дополнительное оборудование. Можно приобрести различные лебедки, особую резину, прицепы для перевозки грузов и другие приспособления. Часть из них устанавливается на раму квадроцикла.

В целом, конечно, заводские модели очень хороши. Главные их плюсы — маневренность и управляемость, а также высокая степень проходимости по разной поверхности.

Но имеются и существенные минусы. Прежде всего это вопрос цены. Многих потенциальных покупателей, которые хотели бы приобрести квадроциклы для поездок на рыбалку, охоту или просто для туристических путешествий на дикий природе, отпугивает солидная стоимость техники. За хороший мотовездеход порой нужно выложить не меньше, чем за отечественный внедорожный автомобиль типа «Нивы» или «УАЗа».

Есть, разумеется, и дешевые квадроциклы китайского производства. Подобную технику при желании можно купить и за 60-70 тысяч рублей. Но реальной гарантии качества при этом не получишь. Да и замечания владельцев по поводу эксплуатации такого транспорта неоднозначны в отличие от исключительно положительных отзывов о хороших японских и американских квадроциклах, например, таких, как Yamaha, Kawasaki, Suzuki, Honda, Arctic Cat, и других.

Перед покупкой «железного коня» нужно задуматься и о перспективах его обслуживания и ремонта. Запасные части на импортную технику стоят немало. И если зарубежный квадроцикл сломается где-нибудь в глухой таежной местности, то его не получится починить с помощью кувалды и крепкого словца, как зачастую привыкли делать некоторые владельцы отечественного транспорта.

Кроме того, есть еще один нюанс. У многих автомобилистов в водительском удостоверении проставлена еще и категория А, позволяющая садиться за руль мотоцикла. Однако это не дает право, как оказывается, управлять квадроциклом на дорогах общего пользования.

Для свободного передвижения по городу на такой технике нужно иметь удостоверение машиниста-тракториста. Но некоторые обходятся и без этого документа, поскольку эксплуатируют вездеходы обычно только за городом.

Вес имеет значение

Конечно, проходимость квадроцикла очень высока. Однако из-за своей массы, порой немаленькой, он может «утопнуть» в каком-нибудь болоте по самый двигатель. И тогда водителю в одиночку будет не под силу вытянуть своего «железного коня». Справиться с такой проблемой можно лишь с помощью лебедки или нескольких крепких товарищей.

Я говорю об этом, потому что испытал все на личном опыте. Была у нас любопытная история на открытии охоты. После непосредственного старта сезона, когда мы уже успели прочистить стволы ружей, решили устроить привал. Ближе к обеду все успокоились и расселись за большой импровизированный охотничий стол.

В это время я и еще один приятель сели на японский квадроцикл и отправились обследовать ближайшие угодья. Находились мы в окрестностях Сорокоозерков. Как следует из названия, водоемов там было немало. И на каждом могла скапливаться дичь. Вот наша маленькая «разведгруппа» и выехала для предварительного осмотра озер.

Квадроцикл с двигателем объемом 686 кубических сантиметров «летел», преодолевая любые преграды. Мы даже не замечали небольшие лужи, мелькавшие под широкими колесами. И вот впереди замаячил ручей, казавшийся, на первый взгляд, узеньким. Нам пришла в голову мысль форсировать это препятствие с ходу.

На полной скорости квадроцикл скакнул с маленького бережка. И тут мы поняли, что допустили серьезнейшую ошибку. Сверху-то текла обычная вода, правда не очень прозрачная. А прямо под ней скрывалась грязная глинистая жижа, в которую квадроцикл стал заглубляться.

Мы «на последнем издыхании» почти вырвались из этой ловушки. Однако двигатель в самый неподходящий момент заглох. Мотор, конечно, снова запустился, но драгоценные секунды были потеряны. Мы попытались, осторожно давя на акселератор, вдвоем вызволить японский транспорт из глинистого плена.

Возможно, если бы вес техники был меньше, нам и удалось бы проскочить. Или если б квадроцикл обладал свойством болотохода — держаться на поверхности и не тонуть. Но такой особенности у нашего «железного коня», к сожалению, не было. Пришлось потом звать на помощь и вытаскивать его из ручья…

«Самоделкины»

Иногда хочется заполучить транспорт для поездок на охоту или рыбалку, но на покупку новой техники не хватает денежных средств. И тут на выручку спешит русская смекалка. И «мастеровые» люди создают у себя в гаражах различные вездеходы и подобия квадроциклов. Некоторые специалисты берут за основу советские мотоциклы, переделывают частично раму и рулевое управление.

Каждый такой умелец еще и усовершенствует свой вездеход. Например, один углеволокном покрывает раму, второй ставит дисковые тормоза. А третий приспосабливает колеса большого диаметра с резиной с хорошим грунтозацепом. И все это происходит в гаражных условиях. Если настойчивому и волевому человеку чего-то очень хочется, то он будет упираться изо всех сил и в итоге все же добьется своего!

Многие самодельные мотовездеходы стараются делать по типу квадроциклов, а то и просто пытаются копировать их. Но есть и другие разновидности транспорта для рыболовов и охотников, строящиеся по индивидуальным чертежам. Это так называемые трициклы и вездеходы на шинах низкого давления.

Большая часть самодельной техники создается по уже отработанной схеме, когда нужно лишь немного усовершенствовать или «довести до ума» конструкцию. Но бывают и оригинальные изобретения и прорывы, например как в случае с вездеходом «Шерп», который на Западе назвали «автомобилем для Апокалипсиса».

Это очень компактный транспорт с высочайшей маневренностью, способный двигаться по воде и преодолевать преграды до метра высотой. Его колеса оснащены автоматической подкачкой. Скорость вездехода может доходить до 45 км/ч. Но такая покупка будет по карману только самым состоятельным любителям охоты и рыбалки, поскольку стоимость вездехода в простой комплектации приближается к четырем миллионам рублей.

Шины низкого давления

Чем меньше колеса врезаются в грунт, тем выше может быть проходимость у транспортного средства, специально предназначенного для бездорожья. Поэтому и трициклы, и «квадрики», и самоделки «гаражного» производства стараются оснащать шинами низкого давления. Их можно приобрести в профильных магазинах или заказать по Интернету.

Существуют шины универсальные и специализированные. Последние из них отличаются тем, что имеют особые грунтозацепы для успешного прохождения грязи и болотистых мест. Создаются шины, приспособленные для преодоления водных поверхностей. Есть разработки, адаптированные к передвижению по снежному покрову.

Однако некоторые умельцы, старающиеся самостоятельно собрать вездеход, отказываются и от готовых шин низкого давления. Их подобие пытаются создать своими руками. Вначале делают обод, нацепляют шину, а сверху надевают специальный чехол, чтобы не повредить саму камеру.

В гаражах мастера стремятся максимально облегчить свои вездеходы, чтобы тем было проще форсировать реки, пробираться по болотам, снежному покрову, грязи, различным видам грунта и весенней распутице. Основную базу для такого транспорта можно взять с обычного советского мотоцикла. Останется лишь изменить раму, рулевое управление и привод на ведущие колеса, чтобы получился вездеход — достаточно легкий и маневренный.

Двигатель обычно сохраняют мотоциклетный, чтобы минимизировать расходы. У такого решения есть и плюсы, и минусы. Преимуществами являются низкий вес, малый расход топлива и хорошая ремонтопригодность в «полевых условиях». Как уже говорилось, советский мотор в критической ситуации можно починить при помощи молотка и непечатных выражений.

Недостатки у такого двигателя тоже есть. Один из главных — это малая мощность по отношению к массе вездехода, которая ощутимо больше, чем у мотоцикла. Крутящий момент двигателя также не является его сильной стороной. Особенно заметно это при сравнении, например, с тяговитым дизелем автомобиля-внедорожника.

И есть еще одна особенность двигателя, которая может быть и плюсом, и минусом. Речь идет о воздушном охлаждении мотора. Ему грозит перегрев при высоких нагрузках, если запрятать его под капот. Но когда конструкция предельно упрощается, а вес минимизируется, то двигатель оказывается доступен всем ветрам. При таком раскладе он быстро охлаждается естественным путем.

Для особых заказчиков

Вездеходы на шинах низкого давления собирают не только в гаражах. Эту технику выпускают разные заводы и компании как для частных лиц, так и для предприятий и государственных ведомств. Например, некоторые вездеходы специально производят для нужд МЧС, для исследований в арктических широтах, для сотрудников региональных охотнадзоров и лесничеств.

Подобный транспорт может быть оснащен как импортными, так и отечественными автомобильными двигателями. Техника уверенно передвигается по различным типам поверхности, а в кабине достаточно комфортно и уютно. Такие модели хорошо разгоняются, и если возникает необходимость перебраться через небольшой водоем, то преодолевают его на приличной скорости.

Транспорт этой категории создавался с учетом того, чтобы он мог и ехать быстро, и проходимостью обладал достойной, и маневренностью хорошей, и управлением легким. Не забыли разработчики и о том, что следует обеспечить ремонтопригодность самых важных элементов и частей.

Но даже у подобной техники есть ощутимый минус — это высокая цена. Вездеходы такого типа стоят совсем не дешево даже в сравнении с другим транспортом, предназначенным для движения по дикой местности.

Модернизированные внедорожники

Но есть и альтернативный вариант. Речь идет о базовых или улучшенных внедорожниках на шинах низкого давления. Например, в России они выпускаются такими компаниями, как «Трэкол», «Синапс», «НИРФИ», «Альтернатива плюс», «Газстроймашина», Корпорация «Защита», Государственный научный центр «НАМИ», «Производство специальных автомобилей «Бронто», и многими другими. Этот транспорт хорош тем, что требует минимального вложения в переделывание рамы или кузова автомобиля.

Поездка на таких внедорожниках проходит в более комфортных условиях в сравнении с путешествием на самодельном болотоходе или квадроцикле. Внутренняя отделка этих заводских автомобилей на шинах низкого давления остается прежней или дорабатывается, исходя из предполагаемых условий эксплуатации.

Может быть установлено дополнительное оборудование: навигаторы, бортовые и штурманские компьютеры, радиостанции повышенной мощности. Разработчики не забывают и о создании уютной обстановки для водителя и пассажиров. Для этих целей, например, могут модернизировать обычную штатную аудиосистему, чтобы она удовлетворяла всем потребностям заказчика.

Меняются ли внешний облик этих внедорожников на шинах низкого давления? Основные черты сохраняются и легко узнаются. Однако на передней и задней частях автомобиля могут появиться лебедки. Иногда машину оснащают специальным компрессором для подкачки и сдутия колес для лучшего преодоления бездорожья. По желанию покупателя цвет транспорта меняют на любой понравившийся, в том числе и на камуфляжную окраску.

Широко известны такие вездеходы, как «Трэкол-39041», «Скорпион-3», «Егерь», «Умка» (НАМИ-1819), «Тритон», «Бронто-1922 Марш», ВТС-1965, УАЗ-СКБ, СКБ-600, «Ураанхай», и еще множество других. Недостатков у подобной техники немного. Основной минус — приличная цена. Еще один важный аспект — запчасти. На обычном авторынке или в ближайшем магазине их не купишь. Шины порой приходится заказывать по Интернету или ехать за ними своим ходом.

Но все же плюсов у таких внедорожников больше. Это и высочайшая проходимость, и экономичность двигателей, и их мощность. Также не стоит забывать о комфортном салоне.

Шнековые вездеходы

Как говорилось ранее, существует огромное множество вариантов техники для поездок вне ровных и гладких шоссе. Это и болотоходы как самодельные, так и заводские, и гусеничные машины, и квадроциклы, и двух-, трехколесные «железные кони», и внедорожники на шинах низкого давления. Но есть еще одна оригинальная разновидность транспорта, способная потягаться с ними всеми в глухой местности. Речь идет о шнековых вездеходах.

По внешнему виду они напоминают обычную гусеничную технику, с таким же прижатым к земле корпусом. Но имеется существенное различие в тяге. Вместо гусениц используются специфические винты Архимед из особо прочного металла. Это что-то вроде большого «ледобура» для передвижения по поверхности. И если вы знаете принцип действия устройства для проделывания лунок, то можете представить, как работают шнеки у данного типа вездехода.

Мотор передает мощность на них и, благодаря этому, толкает транспорт вперед. Шнековый вездеход может покорить практически любое бездорожье. Ему не страшны болотистая местность, водные преграды, ледяные и заснеженные поля. Он способен медленно проползти даже там, где увязнет техника на шинах низкого давления или гусеничная.

Преимущества шнекового транспорта неоспоримы. Помимо прекрасной проходимости, он отличается высокой надежностью узлов и агрегатов и мощностью двигателей. В основном применяются дизельные моторы. Но наряду с плюсами есть и минусы.

Один из главных недостатков — невозможность использования на дорогах общего пользования — на асфальте и бетоне. Так что охотникам и рыболовам, которым нужно добираться до водоемов или угодий по трассе, шнековый вездеход, скорее всего, не подойдет. Кроме того, экологи уверяют, что он наносит ощутимый вред природе.

К минусу этого транспорта можно отнести еще приличную цену и трудности с поиском запчастей. Шнековый вездеход не так распространен, как другие разновидности внедорожной техники. Поэтому замена каких-то деталей или узлов грозит обойтись в большую копеечку.

Тем не менее шнековые вездеходы кое-где используются. Первые их варианты были изобретены еще во второй половине XIX столетия. И с тех пор эта техника продолжала совершенствоваться. Известны такие шнековые вездеходы, как DAF Amphirol, ЗИЛ-2906, ПЭМ-1М, ЗИЛ-4904, ПЭУ-3.

Подводя итоги

Невозможно посоветовать какую-то одну разновидность внедорожной техники, которая устроила бы всех любителей охоты и рыбалки. Нужно учитывать тип местности, где будет использоваться транспорт, финансовые возможности покупателя, его индивидуальные предпочтения. Например, кто-то остановит свой выбор на машине на шинах низкого давления, а кому-то больше подойдет квадроцикл.

Можно еще очень много говорить про отдельные плюсы и минусы того или иного типа вездехода. Но главное их преимущество, которое больше всего нам нравится, — это способность преодолевать большинство препятствий и двигаться почти по любой поверхности, чтобы доставить нас к нужной цели. Добравшись до удаленной и уединенной местности, мы сможем сказать: «Здесь, на природе, отдыхаем телом и душой от гнетущего и нависающего над нами каждый день города!».

Виктор Иванов, г. Абакан, Республика Хакасия

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий