На самых дальних островах России. Воспоминания подводного пловца

В 1991 году появилось странное предчувствие больших перемен, после которых долгое время мы не сможем что-то прогнозировать по части дальних путешествий. Предложил своим друзьям побывать на Курильских островах вместе с группой городских туристов, но самостоятельным «десантом».

Поездка на Курильские острова. Фото Юрия Петухова.

Поскольку мы с женой Нелей в какой-то степени оказались свободны, то это стало нашей первой и последней большой поездкой вместе. Дочери выросли и были вполне самостоятельны. С другими участниками подводного клуба ранее мы уже отправлялись в дальние походы. В общем, у нас сформировалась надежная команда.

Визит в непростое время

Получили мы все необходимые допуски на пребывание в пограничных зонах. И уже через три дня оказались на Дальнем Востоке… Осталось очень хорошее впечатление от города Южно-Сахалинска с большим водоемом прямо в городе, быстрой речкой, природным парком, музеем в корейском стиле. Нас хорошо приняли местные жители и туристы.

На побережье, недалеко от порта Корсаков, я зашел на заставу предупредить, где будем находиться и нырять. На КПП попросил позвать начальника. Дежурный махнул рукой:

— А вон он на заборе сидит!

Начальник заставы, молодой паренек-капитан, в спортивном костюме сборной СССР, пригласил на чай в штаб. Пока беседовали о жизни, зазвонил телефон. Командир нахмурился и озабоченно проговорил:

— Что-то в Москве с Горбачевым. Объявлено особое положение.

— А можно ли нам заниматься своими делами? — осторожно уточнил я.

— Не возражаю, — разрешил офицер.

Как потом оказалось, это ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) начал переворот. Но на окраинах страны все проходило незаметно. Мы за три недели ничего не почувствовали.

На берегу красивой бухты поставили палатки, пошли ловить рыбу, добывать раковины-гребешки. На одной речке смотрели, как идет на нерест горбуша. Видели, как ее, живую, черпали огромным садком и грузили краном в самосвалы, потом везли на рыборазводный завод.

Вечером мы прокручивали из горбуши фарш и делали котлеты. Их получилось очень много! Белое мясо гребешков жарили, мариновали, солили впрок. Ребята видели моллюсков впервые, ели вначале с осторожностью, потом распробовали. Не всех удалось уговорить отведать внутренности морского ежа. А я с этим деликатесом был знаком с еще с детства, когда довелось жить на Дальнем Востоке в годы войны.

Но вернемся к рассказу о нашей поездке в 1991 году. Двое суток мы шли по бурному Японскому морю к островам Курильской гряды. На Итурупе местные ребята — подводники нас ждали. На машине отвезли в бухту с мысом и речкой — Большой Инкито. Дали несколько заряженных аквалангов. И оставили нас на три дня.

Дальневосточные трофеи

Мы разбили лагерь у подножья вулкана Хмельницкий. В море ловили спиннингом горбушу. Я нырял с аквалангом в рифах острова. Рядом с лагерем бежал ручей с чистейшей водой.

Мне уже и прежде доводилось совершать погружения в разных местах Японского моря. И в этот раз оно не подвело. Чистейшая вода. Только в местах, где впадают речки, разница в солености создает что-то вроде эффекта конвергенции — смеси потоков разных плотностей. Появляется вуаль, нарушается прозрачность. Подстрелил пару особей горбуши (они собрались в устье речки), несколько экземпляров терпуга и камбалы. Жена шла за мной вдоль берега, и я передавал ей рыбу.

На самых дальних островах России. Воспоминания подводного пловца
Трофеи на Курильских островах. Фото Юрия Петухова.

Спустя три дня нас отвезли на речку Куйбышевку. Там мы разбили лагерь на высоком берегу, приготовили спиннинги и занялись ловлей. Вода оказалась настолько прозрачной, что нам были видны стаи идущей на нерест горбуши. Лучше всего рыба брала на колеблющиеся блесны. Почти каждый заброс завершался поклевкой. К вертушкам отношение обитателей реки было более настороженным. Мы обычно вытягивали трофей с третьей или четвертой попытки.

Мои товарищи двинусь вверх по берегу против течения. Мне же захотелось попробовать здесь подводное ружье. Подходящее тихое и глубокое место нашлось за перекатом. Потом мы выяснили, что этот омут называют Медвежьей Ямой. Видимо, не случайно ребята обнаружили на песке отпечатки лап крупного зверя.

Я нырнул в холодную воду и очутился на пути стаи горбуши. Ее оказалась настолько много, что пришлось отпихивать рыбу в сторону гарпуном. Охотиться в таких условиях было бы просто не спортивно. Горбуша меня уже не прельщала, но хотелось заполучить тайменя. Однако, как стало известно впоследствии, все они «ушли» к водопадам.

Наблюдая за местной рыбой, я обратил внимание на крупную особь, скрывавшуюся за валунами. Затем мне попался еще один подобный экземпляр. Они казались раза в три больше горбуши. Я загарпунил четыре штуки. Оказалось, что это кунджа — морская форель.

На мелководье мое внимание привлек процесс нереста. Я с интересом смотрел, как горбуши рыли ямки в грунте и принимались метать икру. Потом ее оплодотворяли молокой самцы и засыпали галькой и песком.

Я обратил внимание, что у добытых особей кунджи пасти оказались забиты икрой горбуши. Мне подумалось: «Сколько же врагов подстерегает рыбу, направляющуюся к месту нереста?! Хищные обитатели водоемов, медведи, а также вороны и чайки. А еще люди, использующие удочки, спиннинги, гарпуны, а то и ловушки, сети и тралы… Чего только не придумано!»

Мы поймали достаточно рыбы на уху, сделали фарш для котлет. Засолили икру и, спустя несколько часов, попробовали ее.

Впечатляющее зрелище

Вокруг нашего лагеря росли необыкновенные растения. Большей частью — эндемики, которых не встретишь на континенте. Нас кусали, и весьма болезненно, мелкие москиты-мушки. Их местные жители называют белоножками. Пораженные участки тела распухают, поднимается температура. Но через день или два организм справляется с этой угрозой. Вырабатывается иммунитет и все проходит.

Знакомые сейсмологи свозили нас к подножию вулкана Баранского. Поднялись до второго яруса мелких кратеров. Но все равно зрелище впечатляет. Там берет начало горячая речка. Она стекает по глубокому каньону в сторону моря, постепенно остывая. Там, где мы купались, температура была около шестидесяти градусов.

Выше по течению небольшой гейзер извергал столб пара. Все вокруг шумело и кипело. Из щелей на дне кратера вырывались струи пара и воды, на которой можно было бы сварить картошку, если бы она у нас имелась. Грунт возле скважин переливался всеми цветами радуги. И все это сопровождалось глухим гулом, и мелкой дрожью твердыни.

На спуске мы заблудились. Вышли, ориентируясь на звуки гейзера, продираясь через заросли бамбука, раздвигая близко растущие стволы.

Потом отправились на Шикотан. Посетили мыс Краб, где находится знаменитое место — «Край Земли» и не менее известный маяк Шпанберга. Лагерь разбили в бухте Солдатской. Рядом струилась речка без названия, но рыба в нее заходила бойко.

Поучительная история

Сидим как-то вечером у костра, смакуем пойманных днем под водой камчатских крабов. Отваренные в крутом рассоле и со специями, они испускали такой аромат, что слюнки текли! Подъехал вездеход с двумя прапорщиками и солдатиком-водителем. Они собрались рыбачить в устье небольшой речки, куда в это время на нерест пошла горбуша.

Шофера оставили на берегу, а начальники на надувной лодку поплыли. Солдатик подсел к нашему костру. Постепенно стемнело, мы и не заметили, как с океана поднялся густейший туман. Тишину нарушали хруст крабовых клешней и панцирей, да звучание гитарных струн. Прошло около часа.

Вдруг со стороны бухты раздались крики о помощи. Это прапорщики заблудились в тумане. Дело было не до шуток, хотя так и подмывало поерничать. Солдатик растерялся. Все-таки в беду попалось начальство, а указаний он никаких не получил. Ребята попробовали кричать в ответ, но густой туман искажает звуки.

Я предложил развести у воды большой костер. Солдатик принес солярку и плеснул в огонь. Пламя поднялось такое, что, наверное, увидели и в Японии… Скоро к берегу пристала надувная лодка с неудачниками.

Шутки, шутками, но в бухте из-за отлива было сильное течение. Унесло бы прапорщиков прямиком в Тихий океан! Когда эмоции поутихли, ребята вернулись к своим крабам и рагу из морских гребешков. История поучительная, в таких ситуациях главное — не паниковать.

Увлекательная экскурсия

Откуда-то подошли капитан с солдатом, из другой компании. Они двигались вдоль берега с фонарем и, как и мы, ловили камчатского крупного краба. Поговорили, нас пригласили к себе в гости — на батарею.

Наутро отправились. Было время прилива. Местами оказалось не пройти из-за высокой воды. На скалы поднимались по веревкам.

Капитан Юра Борщевский нам целую экскурсию по острову провел. Сводил в бухту Агатовую, где растут реликтовые тиссовые деревья. Показал два мыса — Кобра и Орел. Они по форме своей очень напоминали этих существ. Там мы собрали по несколько килограммов агатов разной формы и расцветки. Сфотографировались на танковой башне. Потом офицер отвез нас в лагерь на бронетранспортере, по сопкам и бездорожью.

Удивительна природа этого острова! Карликовая рябина ниже колена, но уже с ягодами, древняя тисовая роща и двух видов бамбук — один стелется по земле, а другой — бывает до пяти метров высотой. Шикша, брусника, шиповник, много грибов, съедобных, но нам не знакомых. По дороге нам показали местную достопримечательность — в развилке березы выросла елка. Дивно!

Вернувшись на Итуруп, заготовили икры и рыбы. Три недели промелькнули так быстро! Прилетели домой, а там уже другое государство…

На самых дальних островах России. Воспоминания подводного пловца
На Курильских островах. Фото Юрия Петухова.

Мистика?

Накануне поездки нам на глаза непонятно откуда попался странный гороскоп. Вычитали, что меня ждала опасность на воде, а жену — в горах. На Курилах, куда мы собирались, этого добра хватало сверх меры! Так вот, когда спускались с вулкана Баранского, Неля упала с тропы и довольно неприятно. К счастью, все обошлось без серьезных травм. Мои же ныряния прошли успешно, не считая небольшого насморка от переохлаждения.

Про гороскоп может быть и не вспомнили бы, но по возвращении я чуть не утонул. Мы с Василием (тоже участником похода) отправились на хорошо знакомые лесные озера поохотиться под водой. Я, будучи опытнейшим пловцом, с большим трудом дотянул до берега. Раньше сбросить груз жадность не позволяла. Переводя дух, вспомнил про предсказание.

Потом провели «разбор полетов» и нашли разумное объяснение. Гидрокостюм я взял новый, еще не опробованный, облегченный, а груз был рассчитан на зимний, утепленный. Потому плавучесть оказалась отрицательной, приходилось все время выныривать, и сил потратилось слишком много.

Вот и не верь после этого гороскопам… Правда, я к ним до сих пор отношусь скептически. Но такие «мистические» совпадения настораживают. Или взять НЛО. Не верил во все это до 1987 года, пока сам не увидел. Наблюдали с женой странный объект в течение пятнадцати минут. Но это уже другая история…