Жадность

Что губит нашу душу и природу? Жадность! Конечно, плохая экология, естественные катаклизмы, неразумная деятельность человека ухудшают и обедняют окружающий нас мир. Но жадность ставит «хомосапиенса» вне существующих законов природы. Потому что на Земле, единственном для нас родном доме, нет такого существа, которое, в большинстве своем, так не любило бы все то, что его окружает.

Жадность
Апофеоз войны с природой. Рисунок автора

Речь в моем очерке пойдет о человеке, а точнее о его диком желании удовлетворить собственные потребности любыми способами и средствами с применением новейших достижений науки и техники, невзирая на трагические последствия для себя, своего потомства, окружающей среды.

Обратимся прежде всего к «Словарю русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Там мы можем прочитать определение, данное жадному человеку. Он характеризуется как неудержимый в своем стремлении удовлетворить какое-нибудь желание.

Почему зарождается в человеке жадность? Возможно, сказываются плохое воспитание, отсутствие культуры, не очень высокая эффективность действующих законов, безверие. За долгий период официального атеизма были утрачены вечные заветы — не убий, не укради… и прочие.

Наглядные примеры

Что творится у нас в стране… и в душе? Привыкли, что у нас государство самое большое в мире! Намусорили в одном месте, побежали дальше — страна-то огромная.

Вот для примера такой случай, понятный всем. Река Иртыш, сентябрь-месяц. Подхожу к одинокому рыбаку. Он ловит на закидушку. Поклевка, рыбак вытаскивает судачка с палец величиной. Я, разумеется, предлагаю вернуть в воду малявку. Выслушав меня, мужик с жаром стал объяснять, как ловил целый день и наконец поймал хотя бы этого судака, так что отпускать недомерка никак не намерен…

А вот другая история. Там же поздней осенью, ближе к противоположному берегу, шла вверх по течению баржа, которая перевозила песок. Вдруг раздались выстрелы и с реки поднялись утки. Одна упала в камыши недалеко от воды. И вот эта многотонная баржа поворачивает и пристает к берегу. С нее спрыгивают два человека и начинают искать утку. Ищут минут пятнадцать и не найдя, поднимаются на борт и отплывают, продолжая свой неправедный путь.

Все повидал! И как палят на ходу с моторных лодок, снегоходов, автомашин и даже из вертолетов. Но такой способ «охоты» видел впервые. Думаю, что его можно смело включить в «Книгу рекордов Гиннесса»…

Или вот, например, такой факт. Весной 2013 года на свалке города Называевска Омской области нашли мешки со шкурами 13 косуль. Из-за наста и глубокого снега копытные оказались беззащитными и стали легкой добычей каких-то браконьеров. Кто же так оголодал или озверел? Хотя дикие животные более милосердны чем такие, с позволения сказать, люди…

В другой местности затоны, старицы и река перегорожены сетями. Начальник отделения полиции сам ловил стерлядь самоловами и, должно быть, по профессиональной привычке держат тут же в металлических клетках. Брали его, в виду особой опасности, бойцы ФСБ…

Прошлой весной, когда в связи с пандемией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, всех посадили на карантин, местное охотначальство неожиданно расщедрилось. Видимо, желая развлечь и подкормить любителей пострелять на природе, взяло и временно упразднило санитарную зону вокруг населенных пунктов!

И тут «благодарный» народ понесло! Как с цепи сорвались. Азартные охотнички окружили местные озера, где утки, лебеди и гуси раньше отдыхали и находили свое спасение. Теперь доступ к этим водоемам был открыт. Пернатых стали нещадно уничтожать из всех видов оружия, с применением техники, и без оного. Что тут скажешь? Остается вспомнить только фразу, которую говорит один из персонажей фильма «Брат»: «Ну ведь были люди, как люди…».

В Заполярье

На нашем Крайнем (хоть и он кажется бескрайним) Севере, где я провел половину жизни, на охоту уходил почти от дома, а через три километра добирался до речки Амбарная. Это та самая, в которую родной комбинат вылил тонны солярки, а прежде беспрепятственно сбрасывал туда «хвосты» обогатительного производства.

На весенней охоте подстреленная мной утка упала в Амбарку. Достать птицу я ее не смог, и добычу затянуло в красные отравленные воды, которые попадают в озеро Пясино, когда-то богатое осетрами, и дальше в Северный Ледовитый океан…

Мой знакомый Николай рассказывал, как пройдя километров десять по тундре, запек на костре добытую куропатку. И какой вкусной она ему показалась — трудовая! А сейчас он купил пневматик, крутой внедорожник и может набить мешок куропаток, подъехав к ним на десять метров. И не интересна ему стала такая трудная охота. Вот и выезжает в тундру два раза в год. Весной — чтобы гусей настрелять, осенью — оленей навалить…

Как-то разговорились с другим знакомым — Виктором. Он спросил меня, прилетев с весенней охоты на речке Пясина:

— Сколько тебе надо гусей?

— Парочку домой и одного на работу, — честно ответил я.

— Вот и мне больше не надо, — подтвердил Виктор.

А разговор дальше пошел о том, что некоторые стрелки привозят гусей мешками. Еще и гордятся выложенными в Интернете фотографиями на фоне этой горы истребленных птиц. Один такой «охотник» каждый год в майские праздники ходит по оттаявшим буграм и стреляет из «мелкашки» зайцев. Количество погибших от его руки «косых» доходит до десятка…

На Таймыре за десять безнадзорных лет популяция дикого северного оленя сократилась с миллиона голов до трехсот тысяч. Ладно бы заготавливали мясо, шкуры в дело пускали, так нет. В Китае пользовались спросом рога, поэтому только их брали «охотники», а остальное бросали по берегам той же многострадальной Пясины. Вот песцам была радость, тем более их уже перестали заготавливать. Свобода грабежа! Других слов не подберешь.

Цель не оправдывает средства?

Свое детство и юность я провел в поселке Майна, что стоит на берегу Енисея. Там приобщился к рыбалке, охоте. Но, окончив учебу в Риге, после школы на родину не вернулся.

Строительство ГЭС привело к изменению климата. Осклизлые водоросли затянули песчано-каменистое дно. Река зимой не замерзает, парит. Пить воду из Енисея желания нет. Снега почти нет, а дожди, пошедшие зимой, наносят непоправимый вред всему живому. Исчезли тетерева, столь многочисленные в тайге. А сколько леса, земли, речек и ручьев, вместе с живым миром затопили! Приехавший на стройку народ, не очень-то радел за сохранение природы.

Когда перекрывали Енисей, в месте строительства ГЭС под плотиной скопилось столько рыбы, что приехавший на велосипеде мужик натаскал на спиннинг два мешка стерляди и, воровато оглядываясь, уехал. Хотя его никто не задерживал. Все добросовестно трудились под кумачовым лозунгом «Наша цель — коммунизм!». Кому нужна рыба, «когда мы перекрыли Енисей!». Сейчас нет стерляди, тайменя, ленка…

ГЭС угробила не только природу, но и людей, погибших при аварии в 2009 году. Разве можно окупить все эти потери мегаваттами электроэнергии, доходы от продажи которой идут мимо кармана народа и не на пользу экологии? Поэтому и уехал я на Север и «прозимогорил» там 35 лет…

Мальчишками мы рыбачили в половодье на Енисее. Удочки самодельные, а крючки и леску выменивали у старьевщика, которому бывало сдавали нужные в хозяйстве вещи. И мы, деревенская ребятня, после бешеного утреннего клева, договаривались между собой и делали перерыв в ужении — давали рыбе «отдохнуть».

Откуда была у сорванцов в возрасте от пяти до десяти лет такая экологическая грамотность, которой так не достает всем нам сейчас? Зато люди взрослые, умные и воспитанные, уничтожают рыбу электроудочками, процеживают бреднями и сетями, стреляют во все, что шевелится…

Актуальные наставления

А индустрия? Под руководством человека с особой жестокостью, как в бандитских сериалах, она расправляется с животным миром нашей родной маленькой и прекрасной пока еще планеты.

Что же противостоит жадности? Только наша совесть. И именно она не дает человеку превратится в безумного и бездуховного потребителя.

Виктор Петрович Астафьев, великий наш сибирский писатель, в одной из своих миниатюр, опубликованных под названием «Затеси», призывал «не кусочничать»: «…Не ждите добра от других — делайте его сами, и оно воздастся, а главное, будьте честными перед собой и временем, насколько хватит вас и вашего мужества…».

Мудрый автор напоминал, что жизнь короткая, и в старости будут засчитываться только добро и добрые дела. Астафьев отмечал, что мы довольно «топтали и топчем друг дружку». Писатель наставлял: «Не позволяйте злу одолеть и загубить вашу душу, стойте твердо на родной земле, сопротивляйтесь растлению, которое, как проклятье с небес спустилось на наш народ… Как мне хотелось, чтобы все люди нашей земли жили бы по совести под вечным солнцем, и свет любви и согласия никогда для них не угасал!»…

В заключение замечу, что нам всем должно быть стыдно и совестно за те безобразия, что творим мы с природой-матушкой, за тот «зловещий праздник бытия, смятенный вид родного края. Не зря гласит народная мудрость: «Глупые (а можно добавить, что еще и жадные) друг друга губят да потопляют, добрые любят да пособляют».

Хотел бы посвятить Виктору Петровичу Астафьеву свой небольшой очерк в защиту природы.

Геннадий Белошапкин, г. Омск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий