Енотовидная собака на Алтае

Еще в 20—30-е годы прошлого века енотовидную собаку, завезенную на Алтай и в другие места Сибири и европейской части страны из Приморья, начали разводить на зверофермах, причем немало их было и в частном секторе, на подворьях у сельских жителей.

Енотовидная собака на Алтае
Енотовидная собака. Фото Николая Чуксина.

Заселение и дальнейшая судьба

Зверек очень неприхотливый, нетребовательный к пище — он может обходиться в основном почти одними растительными кормами. К тому же енотовидная собака — зверь хотя и довольно крупный, размером со среднюю собаку, но не агрессивный и серьезных проблем при содержании его в неволе у владельцев не возникает.

Однако шкурка этого зверя, а шерсть у него длинная, довольно грубая, ценится невысоко, и особой выгоды разведение енотовидной собаки в неволе не приносит. Поэтому в охотничьих ведомствах того времени было принято решение от разведения в неволе отказаться, а взамен акклиматизировать его в новых местах, в том числе в горах и лесах Алтая.

В 1934 году первую партию — 29 енотовидных собак — выпустили в пойме реки Кадрин. В том же году еще почти сотню их выпустили в долинах нескольких речек на северо-востоке Горного Алтая. Все выпуски прошли успешно, и звери на первых порах успешно размножались и расселялись.

Однако после 1939 года условия их существования заметно ухудшились — несколько лет подряд не было урожаев кедрового ореха, основного компонента их рациона в новых местах обитания. В те же годы выдалась очень суровая многоснежная зима 1935—1936 годов.

Надо сказать, что енотовидная собака мало того, что зверь не агрессивный, она к тому же не умеет быстро бегать. При появлении опасности, в том числе человека, она нередко просто падает на месте, при этом иногда еще притворяется мертвой.

На первых порах, пока местные хищники, а также охотники и их собаки не знали нового зверя, такая повадка могла его спасать. Через 2—3 года все враги енотовидной собаки освоились с новым видом, и истребление «новоселов» приняло широкий размах.

Совпадение неблагоприятных факторов — трудных погодных и кормовых условий и усиленного истребления — привели к тому, что к концу 40-х годов XX века зверя в регионе не осталось. Последняя собака была убита в 1952 году.

За полтора десятилетия, которые этот зверь смог просуществовать в горах Алтая, в заготовки поступило более 4 тысяч его шкурок. Больше всего — 1170 штук — было закуплено в 1939 году.

Эта цифра свидетельствует, что в первые после выпуска годы енотовидные собаки вполне хорошо себя чувствовали, успешно размножались, расселялись. Тем не менее в дальнейшем ухудшение условий существования плюс активная охота не оставили зверю шансов на выживание в новых местах обитания — в горах Алтая.

Возвращение енотовидной собаки

Но летом 2007 года следы енотовидной собаки были обнаружены в долине реки Кыги, на территории Алтайского заповедника; тогда же о встрече его сообщил охотник, промышлявший в угодьях по реке Пыже (бассейн Бии). В дальнейшем подобные сообщения стали поступать из других мест, преимущественно из угодий в верховьях реки Бии. В ноябре 2008 года стало известно о добыче зверька в бассейне реки Уймень (сообщение охотоведа А. Шемонаева).

Позже выяснилось, что встречи этого зверя отмечались по восточным окраинам региона, в безлесном высокогорье, и гораздо раньше. Первая из известных произошла у границы с Хакасией, в верховьях реки Еринат (приток реки Большой Абакан) еще в сентябре 1975 году. Тогда я принял енотовидную собаку за лисицу-крестовку. Увидел зверя издали, но он быстро скрылся в камнях. Биноклем я не успел воспользоваться.

Вторая встреча была зимой 2001—2002 годов на перевале Бугузун (около границы с Тывой). Тогда три человека, в том числе два охотоведа и местный житель, чабан, видели всем им незнакомого зверя, по описанию больше всего похожего на енотовидную собаку.

С учетом этих встреч можно предположить, что заселение угодий региона этим зверем идет с востока. Кроме Алтая этих животных выпускали в 1947 году в Тыве, но тогда из-за позднего времени (был конец октября) все зверьки погибли в первую же зиму. Выпускали енотовидных собак — 30 особей — и в Хакасии, по реки Таштып, притоку реки Абакан.

Кроме того, из рассказов наблюдателей Д.М. Молокова и Т.Г. Дулькейта, работавших еще в «первом» Калтайском заповеднике (1932—1951 годы), известно, что в небольшой деревушке Большой Тиши, существовавшей почти до конца 40-х годов на реке Большой Абакан, некоторые жители держали на подворьях в клетках в качестве пушных зверей этих собак. Не исключено, что после срочного (принудительного) выселения жителей в более обжитые места, часть собак оказалась на воле, в угодьях.

А это всего 20—30 километров по прямой от границы с Горным Алтаем. В тех безлюдных местах, удаленных от ближайших населенных пунктов в Хакасии почти на сотню километров, несколько енотовидных собак могло уцелеть, выжить и размножиться, а затем и перебраться в угодья соседнего региона.

В последние годы в других частях ареала наблюдается хорошо выраженный «всплеск» численности этого зверя. Появилась енотовидная собака уже и в пределах Новосибирской области (устное сообщение сотрудников Западно-Сибирского отделения ВНИООЗ). На этом фоне теперь можно ожидать полного заселения и освоения угодий региона также и этим видом.

Без какой бы то ни было нашей помощи и содействия в угодьях Горного Алтая появились, а некоторые уже полностью и освоились, новые виды животных. Из них как минимум три (речные бобры, дикие свиньи-кабаны и енотовидная собака) — это интересные, ценные охотничье-промысловые виды.

Генрих Собанский, Республика Алтай

Этот материал под названием «Старый» новосел был опубликован в нашей газете «Алтайский охотник и рыболов» в июне 2009 года.

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий