Ударим по бездорожью!

В России, как известно, две беды. А что получается, если одна беда встречается с другой — объяснять не нужно. Одну из бед достаточно несложно устранить, если водитель перед выездом на автомобиле на природу основательно подготовит себя к встрече с российским бездорожьем. Беспечность может обернуться серьезными проблемами и испорченным отдыхом.

Если инструменты и принадлежности — это надежный фундамент автомобилиста, то без водительского опыта и смекалки грош цена любым приспособлениям. Разберем несколько стандартных ситуаций, в которых чаще всего можно оказаться при поездке на природу.

Движение по бездорожью в сухую погоду

Основные неприятности при движении в сухую погоду нам доставляют неровности дороги и глубокие колеи. Никогда не помешает выйти из машины и осмотреть предполагаемый путь движения по ухабистому участку. В большинстве случаев верная оценка дороги в конечном итоге экономит время. Лучше потерять две минуты на разведку, чем полчаса вытаскивать машину из ухаба.

Если участок дороги невозможно преодолеть, то поищите объезд. Если решили ехать — двигайтесь медленно и аккуратно, держите руль двумя руками и крепко. Если дорога сухая, то в худшем случае вы сядете на днище. Снять с препятствия машину можно при помощи лопаты, предварительно поддомкратив авто и убрав лишнюю землю. Если лопаты нет, то, подняв домкратами одну сторону машины, нужно подложить под колеса бревна, по которым автомобиль потом выйдет из колеи.

Выезжать из колеи удобнее на поворотах. Если поворота нет, сбросьте скорость, слегка качните рулем в одну сторону и резко выворачивайте его в другую, необходимую для выезда сторону.

Водная преграда

Преодолевая большую лужу или мелкую реку, главное — как можно более медленно и равномерно двигаться. Только так вы не допустите попадания воды на важные механизмы автомобиля и избежите гидроудара и выхода двигателя машины из строя. Вода может попасть во впускной коллектор, а оттуда — в цилиндры. Вода в отличие от воздуха несжимаема: поршень со всего хода ударится в воду, давление в цилиндре превысит норму в несколько раз и… Врагу не пожелаешь.

Ни в коем случае не останавливайтесь в воде. Остановившийся в воде двигатель с залитой выхлопной трубой глушителя заводить бесполезно. Надо вытащить автомобиль на сушу и удалить из трубы воду. Для этого нужно поставить машину на как можно более крутой пригорок и дать воде стечь из выхлопной трубы.

Грязь и снег

Двигаясь по скользкой и грязной дороге, старайтесь ехать с постоянной скоростью, насколько это возможно, любые торможения или ускорения могут привести к заносу машины. Такой метод езды водители называют «внатяг». Каждый из вас наверняка наблюдал картину, как водитель даже на менее проходимой машине за счет оптимальной скорости без проблем преодолевал сложные участки.

По возможности для движения по грязи выбирайте более высокую передачу. Вторая или даже третья передача будут наиболее оптимальны. Чем выше передача, тем ниже частота вращения коленвала, и машина испытывает меньше сопротивления при движении по грунту, а значит, меньше пробуксовывает. Поэтому постарайтесь найти такой режим движения, чтобы проскочить весь участок сходу. Определить оптимальную скорость без опыта довольно сложно, а потому лучше потренироваться загодя. Наиболее удобный вариант тренировки — поездить по заснеженным полям в начале зимы. Даже если вы и застрянете в снегу, то выбраться из него в это время можно без особых проблем.

Если вы застряли в грязи или в снегу на машине с автоматической коробкой передач, не следует слишком долго раскачивать забуксовавшую машину — такая процедура приводит к быстрому износу фрикционов коробки. Постарайтесь вытащить машину более радикальными способами — буксиром, лебедкой или, как чаще всего и бывает, подъемом автомобиля домкратом и подкладыванием под колеса бревен и веток.

Еще один классический случай — вы забуксовали на ровном, но топком месте. Не старайтесь газовать — этим вы еще глубже посадите машину в грязь. Выйдете из машины и посмотрите, насколько глубоко колеса зарылись в землю. Иногда бывает достаточно подтолкнуть машину сзади или спереди.

Если выехать из грязи все-таки не удается, тут и пригодится ваш арсенал инструментов. Если машина не села на днище, то достаточно подложить под колеса ветки и палки. Если машина и в таком случае не желает выбираться из грязи, придется, как всегда, доставать домкраты и ставить авто на сучья и бревна.

Если машина села на землю своим днищем, то нужно поочередно поднимать колеса. Подняв колесо, положите в ямку траву или же ветки, чтобы закрыть углубление, а уже на них кладите бревна. После чего опускайте колесо. После этой процедуры машина будет стоять на деревянной «дороге» и без проблем должна выехать на твердую землю. Если выезд из грязи предстоит длинный, то имеет смысл построить «дорогу» до выезда на нормальное покрытие. Конечно, времени уйдет больше, но если не позаботиться об этом заранее, то поднимать машину с «брюха» придется несколько раз.

Трос как лебедка

Трос можно использовать и таким образом. Один его конец закрепляется на стволе прочного дерева. Можно обернуть вокруг дерева и защелкнуть карабин, а можно и пристегнуть один карабин к проушине автомобиля, взять второй конец, обойти вокруг дерева, вернуться к машине и пристегнуть второй. Все зависит от длины троса и расстояния до дерева. После чего надо срубить свежую дубину (несвежая может треснуть) толщиной 10 см и длиной примерно 1,5—2 м. Несложно догадаться, что нужно делать дальше. Один садится в машину и включает первую передачу, а другой закручивает трос посредством дубины. Трос, закручиваясь вокруг себя, сокращает свою длину, и машина двигается вперед. Причем это не трос помогает машине, а автомобиль — тросу. Если палка затрещала, то прекратите попытки и идите искать дубину толще и крепче.

Прокол колеса

Самый идеальный вариант при проколе — заменить поврежденное колесо на запасное. Но как быть, если вы прокололи не одно колесо, а два, а такое случается не так уж и редко. Лучший выход из подобных ситуаций — загодя приобрести за умеренную цену специальный герметик для колес. Выделяемая из баллона пена превращается в жидкость, которая проникает в отверстие и застывает там, закрывая выход для воздуха из колеса. Надо сказать, что далеко не все герметики работают одинаково эффективно. Кроме этого не все герметики работают при низких температурах, некоторые уже при –10°С теряют все свои качества. Поэтому тщательно подбирайте герметик и обращайте внимание на его рабочую температуру, которая написана в инструкции.

Конечно, даже самый лучший герметик не способен перекрыть выход воздуха из колеса на все 100%, но с «загерметизированным» колесом уже можно проехать достаточно серьезные расстояния без подкачки и без проблем добраться до ближайшей шиномонтажки.

Буксировка автомобиля с АКПП

На дороге может случиться всякое, и как быть, если с двигателем вашего автомобиля случилась серьезная поломка, а устранить ее в полевых условиях нереально? С механической коробкой передач можно отбуксировать машину на любое расстояние. Но вот автоматическая коробка для таких приключений без работающего двигателя не приспособлена. Дело в том, что если двигатель сломан, то не работает и масляный насос «автомата», а значит, не происходит смазка деталей АКПП.

Советов по этой теме дают много. Если вы где-то прочитали, что, мол, «мы таскали автомат на буксире 200 км — и ничего», то не старайтесь повторить этот эксперимент — в большинстве случаев такие фокусы не проходят, и вам придется в дополнению к ремонту двигателя делать серьезный ремонт АКПП, а то и вовсе покупать новую коробку.

Есть так называемое правило «3 по 50» — буксировать машину с АКПП можно на расстояние до 50 км со скоростью до 50 км/ч, после чего нужно остановиться на перекур не менее чем на 50 минут. Учтите, что при буксировке с неработающим двигателем не работают ни ГУР, ни усилитель тормозов. Все это делает буксировку «увлекательным» занятием, а на скользкой дороге — и вовсе экстремальным приключением. Кроме этого знайте, что буксировать автомобиль можно только при температуре не ниже –10°С.

И последнее. Обратная ситуация

— вы буксируете на «автомате» другой автомобиль. Помните, что буксируемая машина должна быть заметно легче вашей. В противном случае ваша коробка перегреется, и последствия могут быть печальными. Безопаснее всего проводить буксировку в положении D3 или D2. 

Гладких вам дорог и поменьше поломок!

Василий Петраков

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий