Из прошлого нашей охоты

История охоты — суть история человечества, она, будучи явлением социальным, носит всеобщий характер. Охота прошла с человеком через все общественно-экономические формации и впитала в себя всю палитру многообразных сторон его жизни. Что бы ни происходило в обществе, особенно в переломные этапы, все, так или иначе, отражалось на существе охоты.

Вглядимся в прошлое, чтобы обозначить некоторые параллели, весьма характерные для времени настоящего.

Истоки

Культурная охота в бывшей Российской Империи берет свое начало от древнерусских князей, а именно от Олега из Великого княжества Киевского. Охотниками были и другие киевские князья: Игорь, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Владимирович.

Во времена Московского княжества охотничьей забавой увлекались Великий князь Московский Василий III, затем царь Иван Грозный, первый царь из Дома Романовых Михаил Федорович. Устроенная им царская охота 1619 г. положила начало истории охоты, неразрывно связанной с историей династии Романовых, где особо выделялись охотничьими пристрастиями Алексей Михайлович («Тишайший» царь), император Петр II, сын царевича Алексея Петровича, императрица Анна Иоановна, императрица Елизавета Петровна. Не обошло увлечение охотой императора Петра III, императрицу Екатерину Алексеевну, в несколько меньшем проявлении — Александра I. А вот Александр II был охотником по-настоящему страстным, любящим охоту с ружьем на крупного зверя: медведя, зубра, кабана, лося; как бы теперь сказали — экстремалом. С его именем связаны перемены как в политическом, экономическом устройстве общества, так и в охотничьем деле в частности.

Император Александр III был «мирным» охотником. Охоту любил и ценил за саму обстановку, за красоту природы и возможность любоваться зверями. Доставшаяся Николаю Второму в наследство от всей русской истории императорская охота являлась самой блестящей в Европе — как по охотничьим угодьям, так и по организации, составу, количеству коней, собак и служащих. Еще в бытность Цесаревичем Николай во время дальневосточного путешествия охотился в Индии, Цейлоне, Индонезии, Сиаме на слонов, тигров, леопардов, крокодилов…

«Болели» охотой и Великие князья Николай Николаевич, Владимир Александрович и Михаил Николаевич, Александр и Сергей Михайловичи.

Начиная с середины ХVIII века великокняжескими охотами на Руси заведовали князья Голицыны. Так, в течение 23 лет, начиная с 1778 г. императорской охотой управлял князь Петр Алексеевич Голицын. Под стать ему были Алексей Дмитриевич, Александр Михайлович и Дмитрий Михайлович Голицыны. Последним же начальником императорской охоты являлся Светлейший князь, генерал-адъютант свиты Его Императорского Величества Александра III, затем Николая II, Дмитрий Борисович Голицын, состоявший на этой должности более 25 лет. За «отлично-усердную и ревностную» службу он был награжден Николаем II орденом святого Александра Невского.

Царская и демократическая охоты

Зрелищны, красочны и ярки были охоты древней и средневековой Руси, достигнув своего организационного и эстетического совершенства к началу XX века. Не будем углубляться в боярские, княжеские, царские и императорские охоты, заметим лишь, что в их эволюции вызрели два направления развития, предопределенные причинами социального характера. Оба направления имели свои последствия. Царские охоты носили закрытый от общества характер и выродились при всей внешней красоте обстановки в мероприятия истребительного характера. Думаю, одного примера будет достаточно.

Так, в 1860 году в Беловежской пуще проводилась императорская охота Александра II. Ее обслуживало 2,5 тыс. человек прислуги. В зверинец было собрано более трех сотен зверей. Вдоль специально для охоты прорубленной просеки оборудовали стрелковые номера (штанды) и погнали на них зверье. В результате отстрела (не охоты) было убито 28 зубров, 22 лося, 10 ланей, 11 кабанов, 16 косуль, 16 волков, 7 лисиц и 4 барсука. И это была не самая опустошительная из охот.

Второй характерной линией эволюции охоты, обозначившейся ко второй половине XIX века, была демократическая, осуществляемая вначале крупными помещиками, а потом уже мелкопоместными дворянами и представителями других социальных слоев.

В прежние времена занятие охотой не требовало наличия в обществе специальных организованных структур. Достаточно было простейших законов и минимального контроля, основанных на праве собственности и охотничьих традициях. Большинство индивидуальных и коллективных видов охоты появилось давно. Новейший же период в эволюции охоты в Российской Империи был связан с резким ростом численности охотников, а следовательно, с необходимостью ее повсеместной регламентации.

Заметим, что примерно до 1850 года у нас господствовал принцип вольной охоты, не причинивший заметного вреда фауне. Но последовавшие затем два-три десятка лет охоты чуть не привели к катастрофическим последствиям.

Что же тогда произошло?

«Вольные» охотники

Для понимания этого вернемся ко времени царствования Императора Александра II. Именно на эти годы падает эпоха его великих реформ, начавшаяся в 1861 году с отмены крепостничества. Помещичье дворянство, выбитое реформой из привычной колеи жизни, в большинстве своем распустило и уничтожило свои комплектные охоты. Понятно, что получившая вольную многочисленная охотничья прислуга, изыскивая себе средства для дальнейшего существования и ничего, кроме охоты, не умевшая, взялась за нее самовольно, что было не чем иным, как повсеместным и безудержным браконьерством, обретшим всероссийские масштабы. Дичи в те времена водилось много, на всем пространстве Империи, где, по сравнению с Западной Европой, существовало «охотничье Эльдорадо». Глядя на успехи «вольных» охотников в добывании зверей и птиц, их примеру последовала многомиллионная крестьянская масса, до сего момента не имевшая к охоте ни малейшего отношения и никогда ею не занимавшаяся. Часть этих людей, по всей видимости, хоть и имела душевное влечение к охоте, но в силу бедности заниматься ею не могла. Справедливо предположить, что были и те, кто, освободившись от помещичьей «опеки», просто предпочел вольность охотничьего скитания тяжкому крестьянскому труду. Вот этот люд и составил основу охотников промышленников. К ним по выходным и праздничным дням присоединялись толпы заводских, фабричных рабочих и представителей иных сословий.

С развитием городов усилился спрос на дичь. На рынках, в ресторанах она была постоянно, независимо от времени года. Теперь за зайцем и перепелкой гонялись все, кто не чувствовал в себе маломальской лени. Способствовало истреблению диких животных и птиц, как ни странно, и развитие железных дорог: доставка ее к потребителям, даже из самых глухих мест, облегчалась. Свою долю греха в морально-этическом плане вносило крепко укоренившееся в мозгах народа расхожее мнение, что дичь — Божья тварь, сиречь — ничья, а, значит, владеет ею тот, кто добыл, вне зависимости от места и времени.

Охотничьи общества

Для всех интеллигентных охотников становилось понятным, что продолжение такой охоты приведет к катастрофе. Будет полностью перебита не только местная, но и мигрирующая дичь.

В охотничьей литературе, во многих газетах и журналах стали появляться протестные материалы в отношении существующего порядка в охоте, когда «вольные охотники» полностью игнорировали время и место, пол и возраст дичи.

В конце концов надвигающаяся беда была осознана и обществом, и правительством. Но браконьерствующая среда, стараясь «не мытьем, так катаньем» отстоять вольную охоту, пыталась разделить принцип собственности: земля — хозяйская, а зверь и птица — добытчика. Тогда принцип собственности восторжествовал (до 1917 г.). Он, составляя основу всякой культуры, гражданственности и прогресса нашел поддержку государства. Вольным охотникам пришлось с этим считаться, а тем, кто не горел таким желанием, отвечать перед законом.

В такой обстановке борьбы между культурными охотниками и вольными промышленниками начали создаваться охотничьи общества. Их возникновение проходило на фоне широкого общественного обсуждения нового закона об охоте. Период его выработки, анализа и принятия был длительным и болезненным.

Первое и старейшее из дореволюционных охотничьих обществ, а именно Московское общество охоты имени Императора Александра II, начало свою деятельность в 1862 году. Ему предшествовало основанное в 1805 году Московское общество испытателей природы.

После образования Московского охотничьего общества в порядке постепенности появились Казанское общество и Императорское общество с его отделами.

Закон об охоте

Подготовленное общественным мнением, не стояло в стороне от дел охотничьих и правительство. Им была образована специальная комиссия для выработки закона об охоте, которому было суждено обрести жизнь лишь через 30 лет. Третьего февраля 1892 года он получил Высочайшее утверждение. Что сказать? Закон 1892 года был несовершенен. Он критиковался по существу. И вместе с тем, был благодетельным, ибо послужил основой складывающейся охотничьей культуры. Его действие не распространялось на Урал, Сибирь, Дальний Восток, Туркестан, север европейской России, ряд уездов Закавказья, Финляндию, Польшу, Прибалтийские губернии. На многих этих территориях уже действовало собственное охотничье законодательство. Под юрисдикцию этого закона подпадали центральные регионы европейской России, южные губернии, Белоруссия и Украина, где на то время проживала большая часть населения Империи. Закон 1892 года заставил правительство заняться изучением состояния и правового регулирования промысловой охоты. Был решен вопрос о надзоре за его исполнением. Это дело поручалось полиции. Ответственность за его нарушение предусматривалась в судебном порядке. Конечно, не в миг прекратился произвол «вольников». Но закон работал и постепенно менял менталитет охотника, приучая людей к необходимости его исполнения, став серьезной правовой опорой в деятельности повсеместно возникающих охотничьих обществ.

Жизнь меняет облик охотника и принципы организации охотничьего дела. Самое время вспомнить опыт прошлого, применив его ко дню сегодняшнему…

Иван Касаткин

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий