Происшествия на рыбалке

происшествия на рыбалке

Чем старше становишься, тем больше опыта накапливаешь. А увлекся я этим прекрасным делом — рыбалкой — с малых лет. И теперь многое вспоминается, особенно поездки, ранние утра, когда были частый клев, отличный улов. Это радует, согревает душу. Но в данном случае я хочу рассказать не о тех удачах, а о происшествиях на рыбалке, которых тоже было немало. Некоторые забылись, а самые яркие, порой опасные, остаются в памяти навсегда.

Оглушительное пробуждение

С чего начать? Пожалуй, с одного, на мой взгляд, интересного случая. Долгие годы пришлось мне после окончания университета работать на целине Казахстана в Кокчетавской областной газете «Степной маяк». Но малая родина моя — село Петропавловка, почти в 300 километрах от Новосибирска. Конечно, меня тянуло туда, хотелось вновь порыбачить на реке Карасук, на берегах которой я сидел с удочкой еще в раннем детстве.

Однажды получил долгожданный отпуск почти осенью. И уже на третий день отдыха меня ждала рыбалка. Отец пригласил своего брата Валентина, запряг лошадь в «ходок» (четырехколесную повозку). Мы под вечер поехали за село, чтобы там провести ночь, а ранним утром половить.

К тому же отец любил охоту. Он взял двустволку 16-го калибра и несколько патронов. Хотел добыть диких уток, если попадутся. Отец, фронтовик, был пулеметчиком, стрелял отлично, уток и гусей поражал влет. В ту поездку он сразу сбил парящего селезня, упавшего почти к нашим ногам.

Отец был одет в фуфайку и несколько патронов держал в кармане. Когда сгустились сумерки, мы развели костер, попили чай и приготовились вздремнуть. Мне, как гостю, порекомендовали лечь на «ходок», где было свежее пахучее сено. А отец и дядя раскинули плащи у костра и устроились на них на ночлег.

И надо же такому случиться. В предутренний час меня разбудил, как мне показалось, взрыв! Мы вскочили, я включил фонарик и увидел, что отец снял фуфайку и льет на нее воду. Оказывается, к утру он замерз, поэтому прямо в одежде лег на потухшие угли. В кармане остался один патрон! Хорошо, что дробь пробила карман и ушла в землю… Отец, к счастью, не пострадал…

Совет юного напарника

А вот еще случай, который произошел на той же реке Карасук и снова осенью. Уже начинало холодать, ранним утром на траве появлялась изморозь. Однажды сын нашего пастуха — 12-летний Валера — предложил мне поехать за село на Крутой Яр порыбачить там. Мы намеревались наловить карпов. Мальчик хорошо умел обращаться с лошадью, сам запряг гнедка в «ходок», где было приготовлено сено.

Над рекой клубился густой туман, погода стояла холодноватая, но в теплой куртке я дискомфорта не ощущал. Просидели мы минут 30, поклевок нет. Мне пришла мысль — проверить, не отвязался ли конь. От воды его не было видно, следовало подняться на пригорок. Гнедок оказался на месте — жевал свежее сено.

Я вернулся на берег и обнаружил, что удилища нет! Сквозь туман заметил, что оно уже на средине реки, метрах в 15 от меня! Не зная, что делать, обратился за советом к юному рыболову. Парень спокойно ответил, что надо плыть. Запасной снасти у меня не имелось, поэтому пришлось раздеваться и погружаться в воду.

Холод моментально охватил все тело! Но другого выхода не было. Схватив удилище левой рукой, я старался быстрее доплыть до берега. Снасть была легкой, почти не затрудняла моих движений. Уже когда достиг травы у берега, почувствовал резкий рывок.

Мне было ясно, что на крючке карп. Коснувшись ногами дна, я быстро выбежал на сушу. Предположение оправдалось: моим трофеем стал экземпляр граммов на 300. Валера тоже поймал небольшого карпа.

Потом мы просидели еще часа два, однако поклевок больше не было. Мой юный напарник объяснил это тем, что туман сгустился и, мол, в таких случаях рыба не ловится. Я и сейчас не знаю, прав ли он был тогда. Но его слова неоднократно подтверждались на разных водоемах…

На местных озерах

В Кокчетаве я подружился с заядлыми рыбаками — общительными Колей Ващенко и Эдиком Гауэртом. Они были коллегами, давно жили в этом городе и хорошо знали водоемы области, оба имели легковые машины. Новые приятели рассказали мне, что окрестные озера глубокие, но у берегов мелко, поэтому ловить лучше с борта.

Пришлось мне, вчерашнему студенту, раскошелиться и приобрести резиновую надувную лодку. Рыбы, особенно крупных окуней и плотвы, было много в озерах Челкар, Имантавском, Зерендинском. При определенном везении удавалось поймать пелядь в Зерендинском. На Имантавском озере еще подрастал лещ.

Выезжали мы в пятницу вечером в основном на Челкар — в 60 километрах от областного центра. Вода чистая, чуть соленоватая. Если отплыть подальше от берега, то глубина доходит метров до семи, а то и больше. Озеро привлекало нас тем, что в нем обитали очень крупные окуни. Вес отдельных экземпляров доходил до 700 граммов.

Вечером мы ломали березовые веточки с листьями, как для веников в баню, и опускали на ночь в воду. К утру все они были облеплены мормышем. Эту насадку местные жители почему-то называли «бармашом». Ловили мы с борта на зимние удочки, к леске привязывали мормышки.

Происшествия на рыбалке того времени происходили в основном из-за резиновых лодок. Однажды в выходной я поехал на озеро Челкар на редакционном «уазике», за рулем сидел наш опытный водитель, большой любитель ловли Николай Ковалев. Погода была, мягко говоря, не из лучших. Набегали тяжелые черные тучи, дул сильный холодный ветер, временами накрапывал дождь. Но нас это не остановило.

Двойное потрясение

Из-за порывов ветра на озере вздымались высокие волны. Но клев был неплохой. Так получилось, что мы оказались не рядом, нас разделяло метров 50. Примерно через час, когда крупные окуни заполнили половину садка, я почувствовал, что начинаю заваливаться назад.

Сиденье представляло собой не закрепленную дощечку, как это делают сейчас, а надувную резиновую подушечку. Сначала я подумал, что из нее выходит воздух. Однако все оказалось нормально.

Проверил задний отсек лодки. О, ужас! Он был спущен почти совсем! Понимая, что произошло, я снялся с якоря и начал усиленно грести к берегу. Но не тут-то было! Судно стало плохо управляемым, и его сносило в сторону сильным западным ветром.

Глубина составляла метров семь. Сознавая опасность моего положения, я старался так повернуть лодку, чтобы ветер подталкивал ее к берегу. От места, где стояла машина, меня унесло в сторону метров на двести. И вот она — долгожданная суша!

Осталось выбраться и отнести лодку к автомобилю. Этот переход меня не пугал — силенок было достаточно. Но тут все и произошло. Я был в резиновых сапогах и смело оперся ногой о дно… но вместо твердой поверхности ощутил топкую грязь.

От неожиданности не удержал равновесия и рухнул спиной в воду, которая оказалась очень холодной. Как потом выяснилось, такие места очень коварны. Чем дольше там находишься, тем сильнее тебя затягивает грязь.

Едва не оставив сапоги в этой жиже, я с большим трудом выбрался на берег. От холода меня начало трясти, зуб на зуб не попадал. Надев рюкзак и взяв лодку, тихим шагом пошел меж берез и кустарников к машине. Почуяв неладное, Николай выплыл на берег и побежал ко мне. Лодку мы донесли вдвоем.

Клев был хороший, не хотелось раньше времени уезжать домой. Но и оставаться в мокрой одежде я не мог, боялся основательно простыть. Сухих вещей у меня с собой не было.

— Может, у тебя есть что-то в запасе? — спросил у водителя.

— Только комбинезон, в котором ремонтирую машину, — ответил Николай.

Я, конечно, обрадовался, но преждевременно. Этот комбинезон оказался твердым, как кость, и от него сильно пахло мазутом. Пришлось отказаться от такой одежды и уехать домой…

Губительное любопытство

Не могу не рассказать о случае, происшедшем на Совхозном озере. А дело было так. Мой сосед Яша Рерих купил легковую машину «Жигули», поскольку подошла его очередь. В первое же воскресенье он с женой Лизой решил выехать на рыбалку. А куда направиться? Я посоветовал на Совхозное озеро, в котором водились карпы. Меня взяли в качестве проводника.

Яша и его благоверная на своей лодке выбрались на открытый простор, а мне захотелось проверить удачу среди камышей. Там было теплее и не так сильно ощущались волны. Я надеялся, что клев будет лучше. Просидел минут сорок, но поплавок оставался недвижим.

Вдруг слышу за камышами разговор. Один рыболов хвастается перед другим, что поймал карпа на 400 граммов. В азарте я машинально приподнимаюсь, желая своими глазами видеть этот трофей.

Опираюсь правой ногой на борт лодки, и… она моментально переворачивается. Даже не успел глаза закрыть, перед ними промелькнула тина. На мое счастье, болотистая вода оказалась мне по грудь.

К тому времени у меня уже был опыт — на рыбалку я брал с собой запасную одежду. На берегу переоделся и увидел, что мужчина, сидя на стульчике, ловит одного карпа за другим. Последовав его примеру, я решил воздержаться от новых заплывов… Закидывал удочку с берега и поймал десятка два приличных экземпляров…

Обманчивый штиль

Была в Казахстане редкая рыба рипус, внешне напоминающая сельдь средних размеров. Мы думали, что она водится только в Зерендинском озере, куда запускали сеголетков с Ладоги. И вдруг стало известно, что рыбаки обнаружили этих прекрасных экземпляров в другом водоеме — Большое Чебачье, что на окраине урочища Боровое.

С его восточной стороны расположены горы, покрытые хвойными лесами. А с западной — степь, продуваемая всеми ветрами. Кстати, они почти постоянно дуют в Северном Казахстане.

Но в то утро, когда мы вместе с Николаем и Эдиком поехали на озеро, было тихо. Знающие люди предупреждали нас: «Водоем очень глубокий, будьте крайне осторожнее!». Говорили, что раньше вихри уносили лодки с рыбаками, случались и трагедии.

Поначалу ничто не предвещало беды. С утра был штиль, гладкая поверхность воды напоминала зеркало. Вблизи берега рыба не клевала, поэтому я заплыл подальше, хотя мои спутники остались на прежнем месте. Здесь мне повезло: вытаскивал крупных рипусов часто, в садке набралось больше десятка экземпляров.

И вдруг со стороны степи мгновенно налетел сильнейший ветер! Волны поднимались такие, что берега не было видно! Времени вытягивать веревку с якорем не было, поэтому я перерезал ее ножом. Стал грести, но ветер сносил мою лодку вправо. Расстояние до суши казалось очень большим.

Начал соображать, что делать. Направил лодку наискось по отношению к волнам и стал постепенно продвигаться вперед. Прилагая все силы, а я в ту пору еще занимался спортом, работал двумя веслами. Мне стало жарко, хотя холодные брызги воды окатывали меня вплоть до головы, попадали за воротник куртки и рубашки.

Сейчас уже точно не помню, сколько времени плыл. Однако в памяти осталось другое. Достигнув берега, я упал на землю и целовал ее… так был рад своему спасению! Подбежали друзья и тискали меня в объятиях…

Спокойствие, только спокойствие

В конце расскажу о случае, пожалуй, самом драматичном. Первая моя надувная черная лодка (марку не указываю) была замечательная — служила около 30 лет. Но потом морально устарела, и воздух постепенно стал просачиваться через резину. Пришлось искать замену.

На этот раз я перед весной купил лодку другого производителя — зеленую с дощечкой в качестве сиденья, удобными веслами. Не терпелось опробовать свое приобретение на воде. Ранней весной, когда был большой разлив на Оби, я решил заплыть на остров Кудряш и проверить, можно ли там ловить. Снасти (резинку с крючками) положил в рюкзак.

Оказалось, вода поднялась до самых тополей, рыбачить в таких условиях было нельзя. Тогда я надумал выйти на фарватер, бросить якорь и половить «на подергушку». Отплыл от острова метров 30, приготовил снасти.

Прошло с полчаса, и вдруг послышалось сильное шипение. Правый борт быстро остался без воздуха! Холодный поток хлынул в лодку! Кирзовые сапоги были полны воды, одежда на мне промокла до тела, полы плаща распластались по поверхности. Мелькнула мысль: «Теперь мне конец!».

Спас меня левый борт, сохранивший герметичность. Я смог сесть на него верхом и начал усиленно работать одним веслом, поскольку второе правое зависло далеко внизу. Но что такое? Почему лодка не сдвинулась и с места. И тут я вспомнил о якоре. Дотянулся до веревки, перерезал ее ножом, и сразу же сильное течение понесло меня на север.

Помню, как уговаривал себя: «Спокойно, спокойно…». Все время повторял это слово и не поддавался панике. Сумел направить «поврежденное» судно к ближайшему участку суши. Плыл очень долго. «Добраться бы до острова, а там меня кто-нибудь снимет и увезет!» — вертелись в голове мысли.

К моему счастью, достиг, наконец, земли. Усталость была сильнейшая, я сразу же лег на песок. Немного отдохнув, пришел в себя и начал выжимать одежду. В лодке еще оставалась вода, и в ней я увидел плавающий клапан, а на дне — рюкзак.

Радости моей не было предела. Оказывается, корпус не поврежден, а это просто клапан вылетел из гнезда, едва не погубив меня. «Теперь сумею завинтить его покрепче и доплыть до берега, — подумал я. — Утонула только подкормка, что совсем не важно…».

Позже, когда это приключение благополучно завершилось, я рассказал о нем пожилому соседу, опытному рыбаку.

— Какого цвета клапан? — уточнил он и, услышав мой ответ, заявил. — Не ты первый…

Сосед дал мне дельный совет, которым я воспользовался. Заменил клапаны, и подобные происшествия на рыбалке больше не повторялись. Выяснилось, что в комплекте, который шел вместе с лодкой, оказался брак — на полтора витка меньше резьбы…

Бывали инциденты и во время зимних рыбалок, но это уже тема для другой статьи. Никому из любителей не нужны неприятные сюрпризы на водоемах. Порой достаточно проявить осторожность, чтобы значительно снизить количество подобных происшествий. Начинающим рыболовам я бы советовал уделить особое внимание собственной безопасности.