Всему свое время

Начало зимнего сезона

Зимняя рыбалка… Что может быть лучше?! Вот ты подходишь к озеру. Невольно поднимаешь голову к небу и замечаешь, как сияет зимнее солнце. Воздух кристально чист и прозрачен, но от мороза тяжело дышать. Нависающие над головой ветви деревьев покрыты инеем и стоят, не шелохнувшись.

От неимоверно яркого солнца снег блестит, искрит и переливается. Уснувшие деревья покрыты бархатистым снегом, словно пуховым платком. Таинственные ели, укутанные в белые боярские шубы, похожи на молоденьких красивых девушек. С ближайшей ветки осыпался снег. Это над моей головой пролетела серая ворона и, как заправская хозяйка леса, смахнула с ветки «сугроб» человеку под ноги. Мол, знай наших!

Высокие сосны зябко кутаются в тяжелые белые шубы. Молодые березки растворились в серебристом туманном мареве. Ничто не нарушает загадочную тишину утра. Лишь игривый ветерок, впавший в азарт, время от времени беспокоит озябшие ветви деревьев, сдувая с них россыпь веселых снежинок. В такие минуты сами собой приходят в голову стихи знаменитых русских поэтов, воспевавших красоту родной природы.

Почему не поехал приятель?

…Все еще впереди. А пока только официальное начало зимнего сезона, и лед до конца не окреп. Нет тех заветных 5-7 сантиметров толщины (или лучше 10-15 см)… ну хоть плачь! А в прошлом году в эти числа месяца уже вовсю рыбачили!..

Я, как и многие другие удильщики, каждый день с пристрастием ждал прогноза погоды, выпрашивал у природы морозца да покрепче. Но оттепели пока вносили свою лепту, и ледок был так себе.

Однако я все же отправился на водоем, чтобы лично проверить обстановку. Женька, мой обычный товарищ по рыбалке, на сей раз со мною не поехал, сославшись на зубную боль. Мне-то было хорошо известно, что у приятеля не имелось проблем со здоровьем, требующих визита к стоматологу.

Я знал, что Женька просто боится провалиться, за жизнь свою трепещет! По большому счету, он, конечно, был прав. Но я все же на него обиделся! Малый поступил не совсем по-товарищески. Еще вчера соглашался, что надо вместе выбраться на водоем. А сегодня утром позвонил по телефону и объявил, что поехать не может!..

Случай в прошлом

По пути я задумался и неожиданно вспомнил один очень давний, но весьма полезный разговор на тему рыбалку. Когда я еще был совсем зеленым юнцом, к нам на завод прислали инженера откуда-то из центральной части России. Мы с ним редко виделись и, по сути, не общались. И только однажды смогли побеседовать о подледном лове и связанных с ним опасностях. Разговорились мы благодаря случаю.

Как-то я пошел на стадион «Сибсельмаш», чтобы поболеть за наших мастеров бенди. Это такая разновидность хоккея с мячом — старинной русской игры. Для команды, за которую мы болели, все не заладилась с самого начала. Нашим почти сразу забили быстрый гол! Весь стадион пребывал в унынии.

И тут один человек в яркой спортивной шапочке с логотипом команды соперников вскинул руки вверх и захлопал в ладоши. В его адрес тотчас же понеслись оскорбления и угрозы. Этим смельчаком и был наш приезжий инженер Василий Степанович Быстров. Чтобы исчерпать инцидент, я увел его на другую трибуну и попросил скромнее выражать эмоции.

После окончания матча мы вместе пошли домой. Обсуждали многие вопросы, но подробнее всего остановились на рыбалке. Когда Василий начинал затрагивать эту тему, на его лице сразу же неестественно загорались глаза. Говорил быстро и сбивчиво, как будто боялся, что ему не дадут высказаться до конца. При этом инженер не был пустомелей. Он очень много знал, немало повидал и дал мне несколько практичных советов, которые в будущем пригодились.

Василий же рассказал о «спасалках» — необходимом снаряжении на тонком льду. Обычно это два остро заточенных металлических стержня. Они соединены меж собой крепким шнуром, который вешается рыбаку на шею. А стержни свисают на грудь, подобно тому, как электрики носят двухполюсный указатель напряжения…

Удобная снасть

В начале зимнего сезона и ранней весной я всегда беру «спасалки» с собой. Они позволяют выбраться на лед, если провалишься. Но сегодня совершенно забыл о них, потому что меня очень расстроил неожиданный отказ напарника ехать на рыбалку. Об отсутствии своего спасательного снаряжения я вспомнил уже в тот момент, когда добрался до водоема. Однако решил не возвращаться домой, а попытаться поймать что-нибудь.

Рыбаков на льду было негусто. Прежде чем зайти на ледяную поверхность озера, я постучал по ней ручкой черпачка и лишь потом отважился испытать судьбу и зашагал по белому панцирю. Признаюсь, в первое время ощущал легкий мандраж. Но это прошло по мере того, как я продолжал идти, а лед совсем не трещал под ногами.

На сей раз у меня с собой была поплавковая удочка. Леска проходила через тело и стопорилась на двух съемных кембриках. Моя снасть имела преимущество перед другими подобными. Обычно поплавки, закрепленные на леске, часто попадают в петлю. И если дует ветер, то приходится регулярно распутывать узлы. А зимой этим заниматься неприятно и часто просто невозможно! Так что рыболову остается только рвать леску.

С моей же удочкой таких проблем никогда не возникало! Поплавок я опускаю в воду сантиметров на пять. Делаю все медленно и осторожно, чтобы рыба не чувствовала тяжести груза. В противном случае она может просто выплюнуть насадку и уйти восвояси!

Поплавковая удочка еще и тем хороша, что когда долго смотришь на нее, то с тобою происходит что-то вроде медитации. Становится легко на душе, и ты успокаиваешься. Но это только до той поры, пока не начинается поклевка!

Последняя за день лунка

Сегодня рыбалка у меня не задалась с самого утра! И даже вид вечного моего соратника — поплавка — не успокаивал, а раздражал. Я прокручивал уже четвертую лунку, а результат все еще был нулевым! Из-за недовольства и злости обычно плавные движения рук стали резкими. И леска постоянно путалась. Так что я уже стал подумывать: не пора ли мне все бросить и собираться домой?

В это время заметил, что у края озера ближе к берегу росли камыши. Подумал: рыба, возможно, схоронилась там. Просверлил лунку, опустил поплавок в воду. Однако никаких поклевок сразу не последовало.

Я обратил внимание, что молоденький лед здесь был необычайно прозрачен. Возможно, обитатели водоема видели меня снизу, поэтому не подходили? Решение проблемы нашлось быстро. Я снял куртку, стянул с себя толстый свитер и бросил на лед, чтобы хоть немного затемнить его. Рядом положил и мешок, который всегда беру с собой на любую рыбалку. Верхнюю одежду надел обратно и приготовился к лову.

И, странное дело, клев пошел! Правда, продолжался он недолго и прекратился так же неожиданно, как и начался. Я пообещал себе, что пробурю последнюю на сегодня лунку, а потом отправлюсь домой. «Может, еще успею и в баню сходить! — мелькнула у меня мысль. — Пропарю продрогшие на морозе косточки!».

Предательский лед

Однако, как только я схватился за бур и выбрался на намеченную точку, что-то невдалеке ухнуло. По льду прошел треск. «Да, видимо, нужно идти домой», — подумал я. Успел сделать еще пару шагов, и тут белый панцирь громко затрещал уже под моими ногами! Меня охватил страх. Появилось ощущение, как по позвоночнику от поясницы к шее пробежал быстрый холодок.

Лед продолжал ломаться. Я, начиная проваливаться, бросился к берегу. Сердце судорожно стучало. Однако, как ни торопился, все же ушел под воду. Хорошо, что место было неглубокое. Я погрузился примерно по пояс.

Но до берега еще оставалось метров десять, и на моем пути могли встретиться ямы. Я не останавливался ни на минуту. Мне как никогда в жизни нужно было двигаться и сохранять максимально высокий темп.

Попробовал взобраться на лед, казавшийся крепким. Однако он не выдержал и провалился подо мной. Я повторил попытку и теперь стал действовать расчетливее, осторожнее и осмотрительнее. У меня, наконец, получилось вскарабкаться на лед! Так — лежа, ползком — я и добрался до берега.

Борьба за жизнь

Ноги и спину жгло, как железом! Теперь мне уже не хотелось никакого мороза. То, что ощущали мои ступни, невозможно было передать словами. Меня охватил один безраздельный ужас. Мне оставалось только изо всех сил бежать к станции. В противном случае быстро бы окоченел.

В это время я уже не замечал ни высокого неба, ни красивых деревьев. Все было подчинено только одному — как можно скорее добраться до жилища людей! Однако силы стали покидать меня. Набранная первоначально приличная скорость движения резко снизилась до минимальной. Потом ноги внезапно «отказались» слушаться и я упал, потеряв сознание…

Через какое-то время пришел в себя и открыл глаза, ощутив на себе чей-то взгляд. Мужчина, обнаруживший меня, помог дойти до своего автомобиля и отвез в теплую привокзальную кочегарку. Там мне растерли спину и ступни ног какой-то спирт содержащей жидкостью. Сразу стало тепло и хорошо!

Полусидя, я пил обжигающий чай и думал о том, что наверняка простыл. Но все обошлось. Серьезных проблем со здоровьем у меня не появилось. Однако надлежащий урок из этого происшествия я извлек и рад поделиться своим опытом.

Уважаемые удильщики! Не надо торопиться с выходом на тонкий лед! Всему свое время. Успеете еще насладиться зимней рыбалкой!