Обладатели квадроциклов далеко не всегда спешат приобретать снегоходы. Причина проста и лежит на поверхности. На слежавшемся прочном насте и, тем более, на продуваемом русле крупных водоемов и квадроцикл вполне способен проявить себя как действительно универсальная техника.
Болотистая местность, сыпучие грунты, грязь, слякоть, скальные породы, лед, снег — на большинстве поверхностей этот четырехколесный трудяга уверенно и надежно несет и себя, и своего седока, а то и не одного и вполне серьезный груз. К многоцелевому квадроциклу легко можно прикрепить волокуши и тем самым повысить грузоподъемность. А главное — он способен пройти там, куда из-за серьезных габаритов не сумеет протиснуться внедорожник. Итак, в этой статье мы поговорим о квадроциклах и их возможностях.
Какими они бывают
Глубоко ошибается тот, кто уверен, что квадроцикл — просто большая игрушка для взрослых мужчин (а нередко и женщин), любящих погонять за городом. В первую очередь, это серьезная техника для тех, кто любит и умеет активно отдыхать.
Как и большинство иных транспортных средств, квадроциклы подразделяются на несколько категорий:
Детские и подростковые. Скромных размеров и такой же грузоподъемности. Объем двигателя — не более 50 куб. см. Скорость — до 50 км/ч. В общем, вот они-то как раз и игрушка.
Спортивные квадроциклы. Мощные, серьезные, рассчитанные на высокие скорости… Однако проходимость у таких моделей не всегда хорошая. Поэтому для рыбалки и охоты — не лучший вариант.
RUV — квадроциклы, созданные специально для тех, кто любит отдохнуть на природе. Вполне пригодная для наших целей машинка. И грузоподъемность — на уровне, и второго седока спокойно увезет.
MUV — многоцелевой квадроцикл. Еще более подходящий для выездов на рыбалку или охоту. Отличная управляемость, достойная мощь, хорошая проходимость.
UTV — утилитарный квадроцикл. Настоящая рабочая лошадка. Безумных скоростей от него ждать не следует, но к намеченной цели своего седока довезет во что бы то ни стало. Причем это один из немногих вариантов квадроциклов, имеющих еще и задний ход.
ATV (или All Terrain Vechicle) — настоящий мотовездеход. Этому все нипочем: и грязь, и снег. Вгрызаясь мощным протектором в любую неровность, способен тащить серьезный груз на любые расстояния.
SSV — автоквадроцикл, прозванный так за специфическую — параллельную, то есть автомобильную посадку двух седоков (а сейчас есть модели, рассчитанные и на большее количество людей).
Отметим, что эта классификация достаточно условна. В категориях RUV, MUV и UTV также есть модели с параллельным размещением седоков.
В общем, при выборе квадроцикла вы должны сами дать себе ответ на главный вопрос: как собираетесь использовать эту технику? Определившись с целями, можно уже рассчитывать и бюджет предстоящей покупки.
Особо подробно останавливаться на каждом из видов квадроциклов, пожалуй, не стоит. Но о паре вариаций поговорим подробно.
Утилитарный квадроцикл
«Низкообротистые», приземистые, прочно держащиеся за землю всеми четырьмя колесами и в то же время мощные и проходимые, они стали настоящей находкой для поклонников рыбалки и охоты. Как правило, на таких моделях уже установлена лебедка, что значительно упрощает жизнь новым владельцам транспортного средства. А серьезный багажник способен вместить все, ну или почти все, что нужно для продолжительного выезда на природу.
Увеличенный дорожный просвет позволяет успешно преодолеть большинство естественных природных препятствий, а вместительный бензобак — не сильно переживать по поводу отсутствия поблизости заправочных станций. Одним словом, мечта, а не техника. Тем более что современные модели при желании всего за пару часов могут быть переведены на гусеничный ход.
Конечно, подобный тюнинг обойдется в серьезные дополнительные деньги. С другой стороны, в снежную зиму не придется раскошеливаться еще и на снегоход. Двухместное сиденье позволит прихватить с собой супругу или напарника, а в хорошей компании, как известно, и веселее, и рыба лучше ловится.
К слову, езда даже на максимальной скорости, а у утилитарного квадроцикла она может достигать сотни километров в час, особого дискомфорта не доставит. При желании мотовездеход оснащается лобовым стеклом. Так что ветер, грязь и снег не страшны.
Долгое время на рынке были в основном представлены утилитарные квадроциклы трех стран-производителей: США, Японии и Канады. Сегодня вполне достойную конкуренцию как по качеству, так и по цене им составляют китайские и, что не может не радовать, российские модели.
Единственный минус квадроциклов — это то, что ПДД не позволяют их эксплуатацию на некоторых автомагистралях. Хотя по большинству дорог общего пользования ездить можно. И в чистом поле — никаких запретов. Тем более что квадроцикл, по крайней мере, пока в постановке на учет в ГИБДД не нуждается. Требуется только регистрация в Гостехнадзоре.
Автоквадроцикл
Ну а этот вариант для тех, кто стремится к большему комфорту, любит пообщаться по дороге, да и просто больше привычен к автомобилю, чем к мотоциклу. SSV в наследство от квадроциклов достались ходовая и двигатель, высокий дорожный просвет, отличная проходимость, автоматический вариатор с блокировкой дифференциала и подключением полного привода, независимая передняя и задняя подвески, а от автомобиля — рулевое управление, расположение сидений и даже ремни безопасности.
Нередко еще и крыша — полезное приобретение, если двигаться приходится под снегом или дождем. Впрочем, нередко вместо крыши установлены просто защитные дуги, на которые при необходимости можно натянуть тент. И кузов у автоквадроцикла куда вместительнее, чем у его меньших собратьев. Бывали случаи, когда, кроме двух седоков да еще парочки друзей, держащихся за дуги, SSV вывозил из слабопроходимой чащи и добычу счастливых охотников — кабанчика под 200 кило весом. Что уж тут про рыбаков говорить?
Некоторые умельцы еще и магнитолу умудряются установить да электрический усилитель руля, чтобы управлять вездеходом было проще и приятнее.
Понятно, что SSV несколько тяжелее того же утилитарного квадроцикла, но единственное, на чем это действительно отразилось, — это скорость, которая немного упала. А вот способность тропить дорогу по грязи, снегу и прочим неудобьям даже несколько возросла благодаря лучшей остойчивости. Полевые условия показали, что автоквадроцикл легко проходит там, где вязнут и УАЗы, и хваленые импортные внедорожники. Единственное при приобретении — стоит глянуть на комплектацию и, если лебедки по паспорту не имеется, сразу озаботиться ее приобретением и установкой.
И, как уже говорилось несколько выше, сегодня в продаже есть модели автоквадроциклов, рассчитанных не на двоих, а на четверых и даже шестерых седоков. Правда и осей у такого SSV уже не две, а три.
Главный минус квадроциклов, достойных внимания рыболовов и охотников, — их стоимость. Как правило, она сопоставима с ценой отечественной легковушки, а то и бюджетной иномарки. Но если уж речь идет о том, чтобы иметь возможность отдохнуть, полностью отдавшись любимому увлечению — рыбалке или охоте, то значительная часть увлеченных не экономит, предпочитая разок вложиться, чтобы потом уже ничто не мешало добраться до мест заветных, новых, неизведанных.
Арсений Маврин, г. Казань