Аренда угодий. За или против?

Аренда угодий. За или против?

Последнее время много споров ведется об охотничьих хозяйствах, взятых в аренду. Причем противниками выступают в основном охотоведы и председатели районных обществ охотников, так как в угодьях общего пользования они, по сути, являются хозяевами, а в арендованных угодьях им приходится придерживаться установленных охотпользователями правил. Простому же охотнику все равно кому платить, лишь бы дичи было побольше. При этом основными доводами против аренды хозяйств служит то, что в них якобы быстро выбьют оставшуюся дичь (но это же абсурдно – кто же в своем огороде станет последнее уничтожать?), а также то, что большинству охотников будет просто негде охотиться. Но на деле, по крайней мере, в нашем районе, все обстоит совсем по-другому. Ярким тому примером может служить охотничье хозяйство «Грачи» Ба-лаковского района Саратовской области, взятое в аренду. До 90-х годов прошлого века в хозяйстве насчитывалось около 200 кабанов, 150 косуль и несколько десятков устойчивой популяции лосей. В 90-е годы во время всеобъемлющего бардака основная численность была выбита и к концу 2004 года составляла около 30–35 кабанов и 25 косуль. Но в начале 2006 года в Балаков-ском районе была создана местная общественная организация «Балаковское общество охотников и охотничьего собаководства». В городе Балаково с населением в 220 тыс. жителей создание еще одного общества охотников своей целью преследовало показать своим примером, что благополучие охотничьего хозяйства в немалой степени зависит не только от новых властвующих и надзорных структур, но и от заинтересованности простых охотников, от привития многим из них утраченной культуры общения с природой. В общество при этом принимаются все желающие, не имеющие нарушений правил охоты и сдавшие охотничий минимум.

Вступительный взнос 100 руб., платы за отработку нет, а есть сама отработка, причем не в обязательном порядке, а по мере индивидуальных возможностей: кому-то проще выступить в роли спонсора и оплатить корма и т.п., лично я выезжаю в угодья и занимаюсь какой-либо работой, необходимой для хозяйства. Между тем в районном обществе вся отработка заключается в оплате 100 руб. Если около 1000 охотников за нее платят, это уже 100 тыс. рублей, а на эти деньги можно уже что-то сделать, но не делается ничего, и на что тратятся деньги, неясно: никаких работ в угодьях не проводится.

В местной общественной организации был собран коллектив единомышленников, которые приступили к исправлению сложившейся ситуации в арендованных угодьях. Общая площадь земель, отведенных обществу составляет 34 300 га, из них 1 500 га угодий приходится на лесной массив, из которых первым делом была отведена зона покоя площадью 400 га под воспроизводственный участок.

За счет собственных средств и спонсорской помощи были закуплены саженцы сосны, липы, которые были высажены в угодьях по кромкам оврагов. Это обеспечивает защиту почвы от ветровой и водной эрозии, повышает плодородие почвы и способствует влагосбереже-нию, что немаловажно в условиях рискового земледелия Саратовской области, о чем должны были бы позаботиться лесники и фермеры, пользующиеся тут землей. На закупленный (за свой счет) бензин проводим рейды, в результате которых не один раз задерживали браконьеров, на которых составляли протоколы, несмотря ни на чины, ни на удостоверения, что позволило если не искоренить браконьерство полностью, то свести его к минимуму.

В зимний период систематически проводим подкормку животных на заранее приготовленных кормовых площадках и кормушках. За период 2005–2007 годы было скормлено около 50 т зерна и зерновых концентратов, а около 20 т сена находится на специальных базах прямо в угодьях, где оно легко доступно для зверя. Довольно охотно копытными поедались веники, заранее заготовленные методом соления.

Еще раз хочу отметить, что все вышеперечисленные мероприятия проводим за счет собственных средств, хотя не помешало бы внести в различные бюджеты статью расходов на поддержку охотничьих хозяйств, так как объекты животного мира все же являются собственностью государства. Но в целом, несмотря на все трудности, а порой и умышленные препятствия со стороны некоторых структур, результат был достигнут, и уже к началу 2006 года поголовье копытных увеличилось, кабанов стало около 80 голов и косуль 60–70 голов. Зайца русака в угодьях по подсчету около 2 000, чему искренне позавидовали владельцы гончих собак, приехавшие на полевые испытания не только из Саратовской области, но и из соседних Волгоградской и Тамбовской областей.

К концу 2007 года предположительно численность копытных должна составить в целом около 200 голов. Это несмотря на то, что в установленные сроки охота на копытных проводилась согласно установленным квотам. Есть в хозяйстве и определенные трудности: к примеру, не удается получить право на пользование землей сельскохозяйственного назначения для засева кукурузой и подсолнечником для создания дополнительной кормовой базы копытным и другим животным, а это позволит, в свою очередь, увеличить поголовье дичи. Работники общества не раз выполняли работу, которую должны бы выполнять государственные структуры: три раза собственными силами приходилось тушить пожары, а этим должен бы заниматься государственный пожарный надзор, опахали лес пожарозащитной полосой не лесники, а работники общества. Во время очередного рейда при подъезде к трассе уже на территории соседнего охотхозяйства были замечены два лося, попавшие в оросительный канал. И кто их спасал? Не служба спасения, не «зеленые» и не охотпользователи этой территории, а опять же наши работники и подъехавшие по их звонку члены нашей общественной организации «Балаков-ского общества охотников и охотничьего собаководства». Потребовалось 12 часов и много физических сил, чтобы вызволить лосей из бетонной ловушки и отпустить на волю, избавив от голодной смерти либо от пули браконьера.

Я не только охотник, но и рыболов, поэтому бываю в угодьях довольно часто, и не раз замечал, что между угодьями общего пользования и арендованными существует большая разница. Так, при посещении угодий общего пользования обычно не встретишь никакой дичи, за исключением, пожалуй, уток. При посещении же арендованных всегда доводилось видеть практически все основные виды животных, обитающих в Саратовской области. Так что если такая ситуация будет наблюдаться во всех арендованных охотничьих хозяйствах, то пусть лучше они будут находиться в частном владении.

Я выражу не только свое, но мнение многих охотников о том, что неважно, под какой вывеской будет работать хозяйство, главное – чтобы охота была захватывающей, интересной и доступной по цене, а это возможно только при достаточном наличии дичи. Поэтому общества охотников должны привлекать самих охотников обустраивать свои же угодья, ведь общедоступная охота по перу и пушному зверю, подпитанная льготными путевками и несколькими коллективными выездами на копытных за сезон, заставляет любого охотника задуматься о том, что он действительно является членом общества, а не существует только для того, чтобы с него драли деньги, не давая ничего взамен. Как, например, это делается в районном обществе – все денежные поборы идут на развитие охотничьего хозяйства только на бумаге, а на деле же все ограничивается «культурным» выездом на охоту правления и нескольких приближенных персон. При обращении же в районное общество простых членов за какой-либо информацией или разъяснениями, не раз получали недовольный отказ.

Поэтому прежде чем выступать против аренды охотугодий и говорить о тяжелом положении хозяйств, о снижении численности охотничьих видов животных, о беспределе, чинимом различными «крутыми», и о собственном бессилии, уважаемые охотчиновники и председатели обществ охотников, задумайтесь о том, что вы сами сделали для улучшения ситуации в своем отдельно взятом хозяйстве, в основном же не предпринимая даже попыток что-либо изменить. Да, еще, ко всему прочему, сходишь на собрание районного общества охотников, послушаешь выступающих и думаешь: «Как далеки они от народа: правление живет своей жизнью, а основная часть членов общества своей!» При таком раскладе дел ничего хорошего достичь невозможно. В условиях рыночной экономики необходимо действовать, а не пускать дело на самотек. Можно ведь часть членских взносов и платы за отработку направить на аренду оставшейся части угодий, провести в них ряд биотехнических мероприятий и удержать общество на плаву, пока еще не совсем поздно. Ну а если и дальше председатели районных обществ будут пассивно наблюдать за происходящим со стороны, то они останутся и без членов общества, и без охотничьих угодий.

В беседе с одним из членов правления Балаковского районного общества охотников и рыболов, о том, что зверя-то в районе не осталось, я услышал: «Не волнуйся, зверь из других районов подойдет». А откуда ему идти, если практически везде такая же ситуация? Может подойти лишь небольшое количество мигрирующего зверя, а, по большому счету, можно надеяться лишь на то, что уцелевшая часть зверя и птицы сама приумножит свое поголовье. Человек должен лишь создать нормальные условия для жизни животных, в первую очередь за счет сокращения браконьерского прессинга, сохранения мест обитания и, по возможности, создания дополнительной кормовой базы.

Так что в каждом охотничьем хозяйстве, независимо от формы собственности, должны стремиться к увеличению поголовья, что в свою очередь приведет к увеличению количества охотничьих животных в районе и, в свою очередь, в стране в целом. Иначе, если в корне не изменить ситуацию, то будем мы с вами в скором будущем охотиться на воробьев с подсадной мухой.

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий