Лунь болотный

Лунь болотный

Весна 2007 года была очень ран-ней. Собственно, это была даже не весна. В европейской части России зимы-то не было. Как правильнее назвать то резкое потепле-ние, что следует за долгой сырой осенью длиной в 6 месяцев? Второе бабье лето? Время контрастов? Из-под сплетения прошлогодней травы решительно пошли в рост пальчатые листья люпинов.Ночью слегка подмораживало, и утром в центре розетки каждого люпинового листа крупная капля-ледышка сверкала радугой отраженных лучей солнца. Ледышки еще не успевали растаять, а уже пригревало. В низинках на теплых травяных площадках обнаруживались греющиеся ужи, а из воды робко высовывала голову первая лягушка. Уходящий март щедро осыпал землю цветками медуницы, ветреницы, печеночницы. Прилетели скворцы и чибисы; скандалили, обламывали березовые веточки грачи. Нетерпеливые ремезы начинали плести сложные гнезда – рукавички. В густых ветвях кипариса грела кладку зеленушка, а маленькие шустрые синичкилазоревки уже кормили птенцов, по очереди ныряя в дупло березы. Каждый день появлялись новые пернатые путешественники.

В средине апреля увидел я в небе пару играющих луней. Признаюсь, при всем моем интересе к пернатым хищникам, не испытал особого восторга. Людное место имело лишь одно преимущество – доступность. Оно же – большой недостаток, ибо систематические наблюдения и фотосъемка были пробле­матичны. Чтобы осторожные птицы привыкли, нужно укрытие. Палаткускрадок без надзора не оставишь: и палатку уведут, и кладка будет найдена и разорена. Твоим следом пробегут охотничьи собаки, которых хозяева выгуливают в угодьях. Я уже не говорю о четвероногой напасти – бродячих собаках и кошках.

Луни! Давно отшелушилось от сознания навязанное охотминимумом убеждение об этом пернатом хищнике как о страшном ненасытном убийце в охотничьих угодьях: «Охраняя свои охотничьи богатства, охотнику не следует жалеть патрона, стреляя по любому из этих трехкрылатых хищников». (Речь шла о тетеревятнике, перепелятнике и болотном луне; «Справочник охотника», М.: Колос, 1964). Утверждалось, что лунь кормится почти исключительно охотничьими птицами. Сегодня известно, что в рацион болотного луня входят мышевидные грызуны, лягушки, ящерицы, жуки и даже рыба. О «полезности» и «вредности» хищников поговорим ниже, пока просто понаблюдаем за птицами.

Итак, луни. Весенние игры в небе, ритуально-гнездовая ломка тростника… Пролетающим соплеменникам пара недвусмысленно давала понять, что участок слишком мал и больше одной семьи не прокормит. Своеобразна охота луней. Вот хищник набирает высоту, подобно канюку кружит в небе, высматривая добычу. Но пребывает в вышине не так долго, как канюк или пустельга. Часто пикирует и описывает круги на бреющем полете, резко бросаясь в сторону. Неутомимо прочесывает угодья, периодически улетая на соседние болота.

Обстоятельства вынуждали наблюдать за птицами издали, слишком велика была вероятность, что они могут бросить кладку. Позже, когда (по моим расчетам) дело шло к выводу птенцов, и я решился на поиск гнезда, луни подтвердили опасения и даже удивили чрезмерной осторожностью. Пернатый хищник, как и его сородичи, имеет отменно острое зрение. Думалось, что вдали от гнезда в лесополосе я крадусь в камуфляже невидимкой, а оказывалось, лунь-родитель давно контролировал мои перемещения среди гнезд дроздов, мухоловок и пересмешек. И неизменно встречал пришельца, как только я появлялся на открытом месте.

Самка насиживала и внимательно прислушивалась к происходящему за стеной тростника. О далекой опасности ее предупреждали нервные беспокойные чибисы и травники. Затем подавал негромкий сигнал супруг. Вот зачирикали желтые трясогузки и тростниковые овсянки. С кряканьем взлетела утка; отчетливо слышалось хлюпанье воды и чавканье грязи. Красиво-тревожно запел сосед – самец варакушки. Пора! Лу-ниха тихо взлетела, прошла низом и показалась над зарослями далеко от гнезда. Птица забиралась в небо и, если опасность не миновала, оставляла гнездо под наблюдением самца и исчезала. Казалось, она использовала вынужденный отдых, приводила себя в порядок или кормилась где-то далеко. Но самка возникала в небе сразу, как только незваный гость убирался, и спешила на кладку или к птенцам.

Незадолго до описываемых событий мне показали жилое гнездо тетеревятников. С этими птичками, в отличие от луней, не соскучишься. Самка рвалась в бой. Защищая птенцов, она когтями прорвала куртку и процарапала спину моему напарнику, влезавшему для съемки не к гнезду и даже не на соседнее дерево, а подальше. Мне тоже пришлось не столько снимать, сколько отмахиваться от атакующей птицы. Многие виды птиц способны постоять за свое потомство. Мои же подопечные луни оказались гораздо «трусливее» тех же крачек или чибисов. Самец описывал круги и ругался с высоты, не приближаясь.

Стало понятно, что сцены насиживания, кормления и воспитания потомства снять не удастся, а посещения гнезда следовало ограничить настолько, чтобы регистрировать лишь самые важные моменты. Не удалось зафиксировать удачную охоту хищников (полевки не в счет) и даже найти остатки пищи. Похоже, луням в болотных угодьях труднее давалась добыча, чем, скажем, в полях канюкам, в гнезде которых в это время у четырех подрастающих птенцов постоянно имелся запас из одной-двух полевок.

Год выдался урожайным на мышей. Для птиц, в чей рацион входят мышевидные грызуны, появился шанс успешного гнездования. И они как-то об этом осведомлены. Лунь-самка отложила 6 яиц. Правда, весна отличилась не только ранним теплом, но завидным непостоянством. За ранним потеплением случилось резкое похолодание, выпал снег. Возможно, поэтому два яйца оказались болтунами и позже были утилизированы птицами.
И вот точно в первый день лета вывелся первый птенец – беспомощный белый пуховой комочек. Интересно: у наших хищных птиц яйца имеют разную окраску, а птенцы одеты в одинаковый белый наряд. Это никак не связано с маскировкой и вряд ли зависит от температурного режима. В чем преимущество белого? Может, у Природы были какие-то гигиенические соображения?

Луни насиживают с первого яйца. Вывелись по очереди два птенца, затем был перерыв на два болтуна. Поэтому два младших птенца сильно отставали в развитии от старших. Но, в отличие от зимняков и многих других хищников, старшие не терроризировали и не убивали младших. Птенцы до вылета держались вместе и успешно подрастали, наглядно демонстрируя все фазы смены гнездового наряда: сначала пробивались отдельные темные перышки, затем темного становилось все больше, а к вылету пух оставался на темени лишь отдельными мелкими блестками.

Я отдавал себе отчет, что все-таки нарушаю покой птиц, поэтому проводил у гнезда считанные минуты, фиксируя изменения с помощью фотоаппарата, и поскорее удалялся из угодий. Несмотря на мою относительную лояльность, самка приняла меры. В очередной раз, когда по расчетам старшие готовы были слететь, я обнаружил лишь пустое гнездо. Запасной «аэродром» был построен в нескольких десятках метров среди нетронутого тростника.

Повторюсь, я не пытался оставаться в поле зрения зорких птиц. Самец отвлекался на меня, даже когда я устраивался с биноклем намного дальше тропинок, которыми регулярно проходили другие люди. Мне трудно судить о том, сколько и каких птиц изъяла семья (а ведь именно это ставится в вину болотному луню), зато я могу судить о последствиях. Полагаю, луни не были осторожными по отношению к бродячим кошкам и собакам и могли дать им отпор. Под защитой пернатых хищников выводились утки, кулики и другие птицы. Встав на крыло, они не торопились убраться подальше. Бок о бок с хищниками обитала колония дроздов. Последние (вместе со скворцами) для выкармливания птенцов постоянно собирали улиток рядом с лунями. Летом и осенью ближайший перелесок был буквально нашпигован разновозрастными слетками дроздов. Их можно было ловить руками. Один несмышленыш как-то, под истерический крик родителей, устроился на отвороте болотного сапога в момент, когда я фотографировал соловья. Видимо, «кровожадные» луни не слишком терроризировали потенциальных жертв, которые улетели не раньше, чем на садовых участках поспела ягодно-фруктовая диета.

Мне удалось еще пару раз наблюдать молодых луней, в том числе одного в экстремальных обстоятельствах. Обследуя окрестности, старший слеток имел сомнительное удовольствие попасть на гнездовый участок чеглоков. Соколки задали непрошенному гостю трепку. Молодой лунь пытался укрыться в конструкции высоковольтной опоры, сорвался и в панике полетел к жилью, где спрятался в густой кроне осины.

Вскоре после вылета младших луней семья откочевала в более кормные места. Луни благополучно прошли все испытания гнездового периода, и я надеюсь наблюдать их в следующий сезон. Благо, не понадобится тревожить их у гнезда, а значит, как не странно, можно будет больше узнать об их жизни.

Болотный лунь — хищник. Это такая же правда, как и то, что в его когти чаще попадают больные или слабые особи. Как и то, что хищников в природе (кроме человека) становится все меньше. И вместо того, чтобы добить их окончательно, лучше бы нам меньше мусорить и тем плодить многочисленных ворон, результаты хищничества которых — разорение кладок и ловлю слетков — наблюдаешь регулярно. И еще. Кроме болотного в фауне России есть еще четыре вида луней. Уверен, не многие охотники умеют их различать. Это очень редкие птицы, а один из них, степной лунь, находится на грани исчезновения и включен в Красные книги МСОП и России. Пусть все красивые хищные птицы украшают наше небо.

Эдуард МАЛИНОВСКИЙ

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий