Примесь волчьей крови

Примесь волчьей крови

Сведения, встречающиеся в литературе, о возможностях улучшения хозяйственных свойств домашних собак путем прилития крови волка довольно часто противоречивы. Одни ученые считают, что скрещивание с волком не даст желательных результатов, так как волк стойко передает потомству нежелательные признаки: пугливость, осторожность, недоверчивость, из-за чего гибриды бывают неуправляемы, тогда как другие полагают, что можно получить животных с новыми хозяйственными свойствами, способных хорошо работать. По утверждению проф. С.А. Грюнера (1929), народности северо-восточной Сибири и Камчатки умышленно приливали кровь волка ездовой лайке и получаемые гибриды ценились за резвость, выносливость, способность долго переносить голод и пробегать большие расстояния. Улучшение рабочих качеств охотничьих собак путем гибридизации с волком также имело место. Г. Раде (1862) писал, что очень похожие на волков охотничьи собаки нередки у охотников Восточной Азии, предполагалось, что эти собаки имели примесь волчьей крови и они высоко ценились охотниками. О лайках с примесью волчьей крови на Дальнем Востоке сообщал Н.А. Байков (1927).

Нам представилась возможность путем прилития крови волка лайкам получить линии лаек с ценными свойствами. Опыты были начаты в 1974 году научным руководителем питомника ВНИИОЗ А.Т. Войлочниковым. Сегодня мы располагаем данными наблюдений за гибридами уже девяти поколений.

Весной 1974 года от прирученной волчицы Найды, покрытой западносибирским кобелем Рексом, родилось 4 щенка (3 самца и 1 самка). Найду взяли щенком из логова. Вырастил ее охотник, и она хорошо знала всех членов его семьи, свободно бегала по лесу и возвращалась на зов хозяина. У Рекса был серый (волчий) окрас, крепкий костяк, хорошие формы сложения и голова хороших породных линий. Он злобно и бесстрашно работал по подсадному медведю.

Улька, гибрид первого поколения, взятая из-под волчицы в возрасте 68 дней, была приобретена питомником ВНИИОЗ. По внешнему виду Улька имела большое сходство с волком. Несмотря на наши усилия, мы не могли добиться ее приручения, она оставалась пугливой, недоверчивой не только к посторонним, но и к егерю, который постоянно занимался с нею. От Ульки был получен всего один помет. В нем было два самца и самка. При выкармливании щенков Улька неоднократно отрыгивала пищу.
В результате дальнейших наблюдений нам пришлось констатировать, что гибриды волка с западносибирскими лайками первого поколения и по фенотипу, и по поведенческим свойствам не отличались от волков. Они были не пригодны для использования на охоте, пугливы, не уравновешены.

Из помета Ульки в питомнике была оставлена самка Буба. Ее с трехнедельного возраста выращивали и содержали в городской квартире. Внешне она была похожа на западносибирскую лайку светло-рыжего окраса, растянутого формата, хвост обычно носила завернутым в кольцо, но при посторонних опускала его и держала «поленом». Глаза, как у волка, были желтого цвета. В поведении ее было больше волчьего, она хорошо знала кличку, команды «нельзя», «голос», «гулять» и другие, отличалась упрямством, своеволием и в большинстве случаев была неуправляема. В лесу отходила довольно далеко от своих хозяев, но никогда не теряла их. У нее было очень хорошее обоняние, прекрасный слух и зрение, была приучена к выстрелу, подходила на зов знакомых ей собак. При ней лайки находили и облаивали белок, но она не проявляла никакого интереса, отстрелянную белку хватала, утаскивала и поедала зверька. Никакие запрещающие команды ее при этом не останавливали.

От вязки Бубы с лучшим производителем питомника Серко, родилось четыре самки и один самец. В период выкармливания щенков, как только в квартире появлялся кто-то из посторонних, Буба сразу покидала своих детей и пряталась под стол, чего никогда не замечали у лаек. До двухнедельного возраста щенки были молчаливы и почти не скулили. Наибольшая активность у них отмечалась в ночное время, днем же в большинстве случаев они лежали тихо, не покидая своего места. Лишь в возрасте трех недель гибриды начали выходить из своего угла и бродить по комнате.
У гибридов третьего поколения мы отмечали спокойный характер, острое обоняние, хороший слух и зрение. К 7–8-месячному возрасту проявился охотничий инстинкт, свойственный лайкам. Они облаивали кошек, птиц, не боялись воды.

Брат Бубы – Серый – внешне не отличался от западносибирских лаек ни окрасом, ни сложением. Он рос в сельской местности и до 9-месячного возраста бегал свободно, к незнакомым людям относился с недоверием, к владельцу был привязан и очень понятлив. Когда ему было не более года, он вместе с западносибирской лайкой впервые облаял лося. С двухлетнего возраста его несколько раз проверяли по подсадному медведю. Серый был осторожен, но не проявлял трусости и, облаивая зверя, нападал сзади и делал хватки за гачи, иногда сильные.

В марте 1978 года от Серого и чистопородной западносибирской лайки Румки, принадлежащей питомнику, получили помет гибридов третьего поколения (1/8 крови волка), а котором было три самца и самка. Самца и самку оставили в питомнике, а двух самцов передали на воспитание охотникам. Все потомки Серого были выращены, внешне они ничем не отличались от породных лаек, лишь у некоторых были желтые глаза.

Гибриды, воспитывавшиеся в питомнике, оказались более пугливыми, чем находившиеся у охотников. И те, и другие признавали только хорошо знакомых им людей – егерей и владельцев. К незнакомым лицам они относились настороженно и не подходили к ним. Гибриды, находящиеся у охотников, знали команды и хорошо их выполняли, с 8–9-месячного возраста их брали на охоту, и уже в этом возрасте они проявляли хорошие охотничьи свойства. По утверждению владельцев, обоняние, слух и зрение были значительно лучше развиты, чем у принадлежащих им лаек. Эти гибриды были очень энергичны, смелы в лесу и в то же время управляемы. Владельцы, имевшие гибридов четвертого поколения, отмечали у них очень хорошее чутье, зрение, ориентировочную реакцию, незлобность к людям и нетрусливость.
Гибридов четвертого и последующих поколений наши наблюдения позволяют в дальнейшем называть западносибирскими лайками с прилитием волчьей крови. Эти собаки имеют четырехколен-ное родословное свидетельство о происхождении. Внешне они не отличаются от породных западносибирских лаек, на областных и Всероссийских выставках получают оценки по экстерьеру «отлично» или «очень хорошо». Гибриды, которых натаскивают с раннего возраста, проявляют хорошие охотничьи качества. Большинство из них имеет склонность к работе по крупному зверю – копытным, медведю, некоторые хорошо работают по птице, белке, кунице.

В процессе многолетней работы в питомнике была создана племенная линия из производителей, принадлежащих охотникам. Они имеют высшие оценки экстерьера, отлично работают по лосю, кабану, медведю и стойко передают эти качества по наследству. Таким образом, наши исследования позволяют утверждать, что, применяя методы поглотительного скрещивания, волка можно использовать в качестве «улучшателя» некоторых свойств лаек. Но, для того, чтобы получить собак с примесью волчьей крови, обладающих хорошими свойствами, прежде всего, требуется затратить много времени и труда на отбор, выращивание, содержание и обучение животных.

Светлана ВОЙЛОЧНИКОВА

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий