Профессия егерь

Профессия егерь

Собравшись писать на «заданную» тему – решил перелопатить охотничью периодику, благо батя оставил ее после себя в достатке. И вот что удивительно: ни в пожелтевших от времени страницах «Охоты и охотничьего хозяйства», ни в современных ярких и эффектных изданиях ничего не накопал о сути егерской работы и егерях как знаковой фигуре российских охот. Пергамент журналов 60–80-х годов еще как-то время от времени запечатлевал в жутких иллюстрациях фигуры каких-то молодцев в туго подпоясанных патронташами телогрейках с неизменным ружьем за плечами. Сюжетная линия фотографий проста – вот вам читатель, загадочно улыбающийся егерь, освященный кокардой на военной шапке, заботливо раскладывающий четыре насмерть засушенных веника в скелет близстоящей кормушки. Современным же изданиям, как выяснилось, совершенно неинтересно разнообразить статьи об охоте на африканских буйволов и добыче снежных баранов прозой российских егерских будней.

между тем, фигура егеря достаточно живописно отражена в литературе художественной: от расхристанного душой тургеневского Калины-ча через колоритного Бронислава Пуп-кова В. Шукшина до экранно-заполош-ного Кузьмича В. Рогожкина. Вот и попытаемся разобраться в причинах печатной неуловимости ключевой фигуры любой охоты – егеря. По замыслу Создателя, егерь – наше охотничье «Все». Это и сторож угодий, и кормилец, защитник всего шевелящегося в них. В охотничий сезон он распределяет путевки на право охоты, организует и контролирует охоты на лицензионные виды копытных и т.д. и т.п.
С точки зрения иерархии работников охотничьего хозяйства, егерь замыкает список, являясь по сути дела обслуживающим персоналом в охоте. Однако в нашей суровой охотничьей действительности, при нехватке охотоведов, а зачастую и хозяев угодий, егерь вынужден быть «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». Удивительно то, что необходимость профессиональной подготовки егерей до сих пор не проявилась в создании училищ, курсов повышения квалификации, и вообще, в продуманной системе их профессиональной подготовки. Перелопатив в Интернете все, что только можно, откопал 2–3 учебных заведения типа Бийского лесхоза-техникума, готовящего егерей (среднее профессиональное образование!) – со сроком обучения два месяца (?!).

Чему можно научиться за 52 дня? Зато предложений об охотничьих турах не счесть. Зазывая на охоту, многообещающая реклама обязательно подчеркивает – охоту обслуживают профессиональные егеря. Откуда же берутся такие профессионалы? Предположу что это или несостоявшиеся охотоведы, плюнувшие на свое высшее образование и нищенскую зарплату и перешедшие на обслуживание богатеньких дядей, или сурово обтесанные до охотничьего сервиса доморощенные проводники.
Удивительно, что ни Росохотрыболов-союз, содержащий многотысячный корпус егерей, ни государственный охот-надзор не озадачились до сего времени вопросом действительно профессиональной подготовки кадров, определяющих и отвечающих за нынешнее состояние российских охот. Остается надеяться, что происходящие корчи материи в охотничьем деле (законодательное закрепление частных охотхозяйств и пр.) и, как следствие, заинтересованность последних в действительно профессиональных кадрах, имеющих соответствующую подготовку, подтолкнут охотком-мерсантов к системе их обучения.

Вспомним, что дореволюционное псовые охоты – утеха и краса старой России – организовывались и проводились стройной и иерархически слаженной егерской службой. Ловчий, доезжачий, стремянный, псари и т.д. Негоже было выезжать в охотничий свет – на отъезжее поле с каким-нибудь шелудивым Ерошкой (мол, и так сойдет). Хорошим доезжачим, стремянным гордились, его уважали и беспрекословно слушались. «Императорское общество правильной охоты», едва родившись для своих нужд в организации правильных охот, организовало егерское училище (хотя я так и не нашел в литературе, сколько студентов обучалось и по каким дисциплинам). Именно теоретически и практически подготовленные по единой программе егеря являлись проводниками правильности, а значит справедливости и законности существовавших охот.

Кажется, сейчас идея организации обществ правильной охоты носится в воздухе, по крайней мере в Москве их уже несколько. Тот же клуб «Сафари» с его уставом является хранителем и продолжателем старинных охотничьих традиций. Но в любом случае «кто заказывает музыку, тот ее и танцует»! Уровень, этику сегодняшних охот определяют хозяева угодий. И если охотугодья достались шарикову от охоты, то, как правило, в результате – варварство, дурь и «дичь» несусветная.
Смею предположить, что не бывает толковых егерей и дураков хозяев. А вот толковые хозяева вынуждены зачастую терпеть на охоте бестолочей, пьяниц и вообще никчемных «организаторов» своих охотничьих утех. Дело то еще и в том, что найти, вырастить и воспитать отличного егеря очень сложно (именно так!). И да простят меня коллеги за напрашивающуюся аналогию – так же сложно вырастить и натаскать хорошую собаку – красу и утеху охотничьей жизни. К сожалению, страсть к охоте не передается по наследству: или она есть, или ее просто нет.

Никакими деньгами не заставишь простого деревенского мужика мерить десятки километров в лесной чаще, порой в непролазную грязь или просто по колено в снегу. Никакими наставлениями не научишь быть наблюдательным, любопытным к лесной жизни. Только лютая охотничья страсть, отесанная «апор-тированием», умноженная на мастерство и способность учиться и еще раз учиться, способна явить на свет божий егеря. Другой вопрос, что не каждый владелец охотугодий осознает это, порой рационализируя собственную бездарность. Такой горе-хозяин доказывает с пеной у рта, что егеря-охотники ему не нужны по определению. Набрав мужиков с соседней деревни, которые исправно кормят и охраняют зверье, он уверен, что лучше любого егеря знает охоту. И весь день охоты лес оглашается взрывами петард дубовых загонщиков, ревом хаотично носящихся по просекам «буранов», заполняя эфир заполошными бестолковыми командами и матом раций.

Побывав на подобных «охотах», любой участник, видевший «потешных» егерей, вправе с недоверием относиться к любому егерю при встрече. Такое недоверие еще определяется и известным антагонизмом охотник – егерь. Изначальная подозрительность к его указаниям на охоте (Вован, нас кажется дина-мят!) – следствие уверенности охотника в собственном мнении, охотничьей амбициозности в конце концов. Пресловутое убеждение, что все егеря – пьяницы и браконьеры (хотя и такое, увы, не редкость!), живо опять же по причине чисто русской уверенности, как же «у воды – и не напиться?», что порождает, в свою очередь, и обратную реакцию. Приехавшую на праздник – охоту команду встречает мрачный детина, во взгляде которого отчетливо читается: «Опять приперлись – охотнички!». И действительно, отправляет их на кузьмичевский дальний кордон, чтобы впредь неповадно было!

Можно, но скучно бесконечно предъявлять претензии охотников к егерям, а егерей к охотникам. Ведь и традиционный субботний «день артиллериста» – «пуделяние» в белый свет как в копеечку, и мучительные 2–4 часовые замерзания на номерах – это все имеет место быть каждый год. Перевидав за свою жизнь сотни охотников и просто тусовщиков с ружьями, с горечью и недоумением вижу, как вымываются из нашего замечательного охотничьего племени дельные, страстные охотники – ценители и знатоки этого прекрасного увлечения, уступая, увы, по возможностям любителям пострелять, погоняться за зверем на неслыханных по мощностям и проходимости «моторах». А подрост подающей надежды молодежи как-то не виден: 20–25-летние «охотнички» маниакально интересуются, сколько километров они уже прошли и сколько еще предстоит пройти. То ли действительно прав Высоцкий: «Траву кушаем, век на щаве-ли, скисли душами, опрыщавели…» то ли согласиться, что «Новое поколение выбирает Пепси»!

Впрочем, как мы охотимся (охотничаем) сегодня – тема другого дня, другой статьи. А мы разбираемся с загадочной и противоречивой знаковой фигурой охоты – егерем. Почему противоречивой? Да потому что, уж поверьте, психологически трудно, профессионально противоречиво, неделю подкармливать зверье, наблюдая в следах и в живую будни обитателей леса, а в выходные заботливо подставлять «старых знакомых» под выстрел охотника. Противоречивой – так как надо радоваться и хвалить меткого стрелка одной рукой, а другой точить нож, чтобы шкурить, разделывать, превращать великолепный трофей в кучу разложенного по пакетам мяса.
Если кратко, егерь-профессионал – это охотник (я подчеркиваю это слово) способный организовать успешную охоту. Но профессионализм егеря не в том, что он подсаживает клиента на вышку под стопроцентный выстрел. Фокус га-рантированности такого успеха проделы-вается до смешного примитивно. Профессионализм – это способность организовать великий мужской праздник – Охоту. Здесь все важно: и встреча гостей-охотников и форма инструктажа техники безопасности – жесткого по форме изложения, требования его беспрекословного соблюдения, но без обидных замечаний по поводу экипировки и оружия участников. Праздник не может обрываться в самом начале – «Я не буду охотиться с пьяными стрелками!». А может быть, товарищ и трезвым-то никогда не был?!

Егерь-профессор, отметив охотника не первой свежести, все-таки поставит его на номер, но туда, «где не живет никто». Он же, вывозящий «нужника» на вышку, толкаемый хозяевами на внесезонную охоту, с ловкостью карманника (Костя Кирпич просто отдыхает) в суете дороги вытаскивает из кармана гостя принесенную обойму патронов. И сидит такой горе-охотник с пустым карабином, смотрит в замечательную оптику на кормящихся кабанов, сначала психуя, а потом, по мере опустошения волшебной фляжечки, приходя к осознанию собственной охотничьей неправоты…

Охота-праздник не может прерываться и в своем апофеозе. Сделав удачный загон, егерь не может потушить радость стрелков предложением забрать трофей и убраться к чертовой матери, – «Охота кончилась, я пошел домой!». Праздник должен быть продуман до мелочей. На него работает сплоченная егерская служба. Не имеет права настоящий профессионал смутить неминуемый бестолковый послеохотный треп и возлияния, финальной охотничьей прозой – необходимостью шкурить и делить еще теплый трофей. Для этого есть специально отведенные, схороненные от постороннего взгляда места. И уже эта скучная и далеко не приятная работа не дело рук приехавших на праздник охотников.
И, наконец, профессионал егерь не имеет права, принуждаемый размягченными от удачи, водки и вообще «красоты», опрокинув стаканчик-другой, покидать место охоты с шапкой одетой кокардой назад. Как говорит мой друг, «Счастье мужчины – уметь пить!». Для егеря умение пить тоже признак профессионализма. Не испортить впечатления охотников публичной руганью на какого-нибудь чудака, легкомысленно курившего на номере. «Извините, нервы не выдержали…», а поняв что зверь резко свихнул от линии стрелков по его вине, дружески приобняв, втихую наваливая ему под ребра, тихо, но настойчиво пообещать этот окурок в следующий раз засунуть «Знаешь куда?!.». А при всех – исключительно на «Вы» с упакованным дяденькой, ошеломленным таким оборотом. Ведь ты – егерь, пусть и профессионал, а он – гость, приглашенный и на твой праздник…

Конечно, кража обоймы патрон из кармана стрелка и своеобразное воспитание раздолбая охотника – это случаи, казусы не столько описанные для примера, сколько ради того, чтобы немного разнообразить скучную для большей части охотников тему – профессионализма егеря. А в заключение несколько советов хозяевам охотничьих угодий, озадаченных поиском егеря или его необходимой замены.

Правило первое: «Каков поп таков и приход!» утверждает старинная русская поговорка. Определитесь, а что вы хотите от охоты? Как вы ее видите и понимаете? Ваш егерь – это ваше понимание того, что есть охота. Или это причесанный и второпях надушенный (или придушенный!) Ерошка, или умный, знающий профессионал, способный из ничего «конфетку сделать». Правило второе. Не пытайтесь отмыть егерский самородок в браконьерской породе – дескать «уж оне-то знают»… «Горбатого могила исправит», – опять же утверждает великий и могучий… И уж никак нельзя связывать размер вознаграждения (зарплаты) со способностями претендента на егер-ство. Ведь погонит или не погонит гончий выжлец, весьма относительно связано с его кормежкой… Но то, что кровная собака перспективней деревенской балаболки – однозначно. И лишь когда увидите, что ваш конкурсант втянулся и «отдал голос», вот тогда и вкладывайтесь, цените и берегите доставшийся божий дар – хорошего толкового егеря.

А можно ли купить «готовый продукт»? Сформировавшийся, натасканный, способный специалист охотничьего хозяйства привязан к территории своих познаний. Чтобы егерь научился организовывать красивые успешные охоты, требуется известное время. Оттопать угодья не просто ногами, а и головой, замечая и запоминая закономерности поведения зверя именно в конкретном месте и времени сезона, вопрос не месяца и даже не одного года. Дешевле и быстрее лепить специалиста егеря из выросшего в опромышляемых местах, отохотившего не один сезон охотника, дав ему необходимые полномочия, вооружив техникой, финансируя так, чтобы он не искал побочных рыбных и других промыслов, компенсирующих нищую зарплату. Серьезные вложения, системный подход и известное доверие вернется сторицей — букетом прекрасных, запоминающихся охот, богатыми и перспективными охотугодьями — самым правильным и дальновидным вложением капитала владельца охотугодий. Пересмотрев и оценив возможный кадровый ресурс, хозяин охотхозяйства должен безошибочно остановиться на единственном и неповторимом, ведь егерь — это не только профессия, но и диагноз!

Андрей СМЕТАНИН

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий