Снегоходы и охота

Снегоход на охоте используется в двух случаях. В одном он применяется как средство доставки. При этом к нему не предъявляются какие-либо особенно жесткие требования. Нужна просто спокойная, размеренная езда до места доставки охотников. Он должен обладать достаточной тяговитостью, чтобы после охоты тянуть за собой еще и тяжелые сани с трофеями.

В другом случае охота ведется непосредственно со снегохода. Такая охота не везде разрешена и есть лишь определенные виды дичи, по которым она может проводиться. Практически везде она разрешена на волка и в некоторых случаях на лису. Как правило, это бывает, когда лисы размножаются чрезмерно и есть высокая вероятность или наличие бешенства в районе, когда необходимы срочные эффективные меры для регулирования их численности.

Машины

Прежде всего, следует обсудить, какая техника наиболее пригодна для практической охоты с учетом всех условий, которые приходится преодолевать, находясь вне снегоходных трасс: глубокоснежье, пересеченная и лесная местность. Начну с того, что я ни в коем случае не рекомендовал бы использовать на охоте российские снегоходы в силу трех присущих им недостатков. Во-первых, им свойственны низкая надежность и высокая вероятность отказов непосредственно в поле. Во-вторых, крайняя дороговизна с учетом необходимости постоянного ремонта (по нашему опыту при интенсивной эксплуатации отечественная «Тайга» после двух сезонов стоит уже дороже Ямахи «Викинг»).

В-третьих, и на этом стоит акцентировать внимание, специфическая особенность всех известных мне российских снегоходов — перегрев левого цилиндра. С невероятным упорством этот недостаток уже в течение десятилетий не устраняется производителем, хотя причина абсолютно банальна: ребра охлаждения расположены не так как, на импортных моделях — вдоль, а ровно поперек воздушного потока. Поэтому правый цилиндр успевает охладиться, а левый перегревается в самый неподходящий момент — тогда, когда начинается активный гон за зверем и от снегохода требуется вся его мощность.

Исходя из нашего опыта, я рекомендовал бы использовать утилитарные снегоходы. Утилитарными принято называть машины, которые используются либо для охоты, либо для тяжелой хозяйственной деятельности. Это мощные, надежные машины, обладающие широкими гусеницами и пониженной передачей, рассчитанные для эксплуатации в тяжелых условиях.

При выборе снегохода для охоты, однако, не следует увлекаться большой мощностью. В чистом виде она нужна только спортивным снегоходам для езды на специально подготовленных трассах. Из всех снегоходов, которые известны мне, утилитарных всего несколько. На первое место, в силу ряда обстоятельств, ставлю Ямаху «Викинг», причем не последнюю модель, которая по сути является коммерческим проектом, где мощность двигателя увеличена сверх необходимой. Снегоход стал более тяжелым, в нем появилось значительно больше электроники, в связи с чем ремонт машины стал невозможен вне условий стационара.

Ямаха «Викинг» это хорошо проверенный на практике, знакомый многим охотникам снегоход, он хорошо поддается тюнингу. Для охотничьих целей мощность «Викинга» оптимальна. В своей бригаде мы используем два снегохода Ямаха «Викинг» и два Ямаха «Браво». Мощность последних составляет всего! 18 лошадиных сил. По современным меркам, такая мощность очень мала, но этот снегоход полегче, пониже, он одноместный, что является также плюсом для охотника. Мощности Ямахи «Браво» хватает для всех возможных ситуаций.

Мощность Ямахи «Викинг» на пониженной передаче — 45 лошадиных сил, и она избыточна. Мы не встречались с такими задачами, при которых нужна была бы такая мощность. Выпускаемые сейчас снегоходы с мощностью 100 лошадиных сил и более для охоты абсурдны. Они имеют повышенный расход бензина, плохо работают при глубоком снежном покрове, поскольку имеют большой крутящий момент и часто «зарываются». Когда вы видите снегоход с мощностью, превышающей 45J лошадиных сил, то это явно коммерческий образец. Здесь надо исходить из} принципа достаточности.

На второе место я бы поставил снегоход «Лунгс». Это шведская машина, она считается также надежной, хорошо показала себя на практике, имеет похожие характеристики и неплохо поддается тюнингу. Но она имеет, на мой взгляд, минус, так как более дорогая, чем Ямаха «Викинг». В принципе есть еще некоторые утилитарные снегоходы, их не так много. Я не буду перечислять сейчас весь ряд.

Тюнинг

Начнем с того, как надо дорабатывать конструкцию и комплектацию снегохода на примере Ямаха «Викинг». Почему это надо делать? Стандартные машины, в том числе утилитарные, для охоты абсолютно не приспособлены. Когда начинаешь охотиться, то сразу же бросаются в глаза следующие недостатки. Во-первых, нет никаких креплений для оружия. Во-вторых, снегоходы, как правило, имеют ручку газа с правой стороны руля, что крайне неудобно — приходится бросать руль для произведения выстрелов, снегоход останавливается, зверь уходит. Как правило, это промах или в некоторых случаях подранок, что, по большому счету, еще хуже. В-третьих, на снегоходах отсутствуют приборы навигации.

Подробнее о последнем. Ввиду того, что охота на лису и волка происходит в степных или лесостепных районах и, как правило, местность незнакома, навигация — абсолютно необходимая опция. Без нее порой невозможно вернуться назад за оставленным трофеем или собраться в условленном месте. Более того, у нас было несколько случаев, когда мы достаточно долго плутали, даже не могли вернуться по «буранни-це». Когда в поле работают несколько снегоходов, буранница далеко не всегда показывает правильное направление движения. Если же вы попадаете в сумерки или начинается метель, то найти дорогу к базе становится крайне проблемным делом. И данная ситуация может окончиться трагедией.

Порядок установки навигации и размещения приборов можно увидеть на фотографии. Мы используем дублированную навигацию. Это стационарный GPS приемник «GARMIN GPN map 276» с большим цветным экраном, который не засвечивается на солнце, имеет большую память и работает от бортовой сети. Вторая дублирующая навигация — это тот же «GARMIN GPN map 60» CNX, но ручной, со встроенными пальчиковыми батареями, которые могут работать достаточно долго.

Его можно использовать не только как бортовую навигацию. В случае необходимости проделать определенный путь пешком он может оказать неоценимую помощь охотнику. Совершенно понятен узел, как они размещаются, но здесь следует поговорить об одной хитрости, которую обязательно следует использовать при присоединении стационарной навигации к бортовой сети. Дело в том, что бортовая сеть снегохода нестабилизированная и испытывает большие скачки напряжения при пуске двигателя. Если ваш аккумулятор подсел или слабо заряжен, то эти скачки также имеют место. Кроме того, любое уменьшение или увеличение газа обязательно приводит к достаточно большим скачкам напряжения в бортовой сети. Они губительно сказываются на приборе, и первые наши опыты по установке навигации показали, что через два сезона достаточно дорогой GPS безнадежно выходит из строя.

Какое решение было найдено? Стабилизировать сеть на снегоходе практически невозможно, так как это влечет за собой ряд серьезных конструктивных переделок. Нет смысла это делать. Мы поступили намного проще — подсоединили дополнительную батарею большой емкости, которую разместили в моторном отсеке. Если надо пустить [двигатель машины, то в этом случае ^тумблером можно просто-напросто отсечь навигатор от бортовой сети. При этом прибор находится в рабочем i состоянии, так как он питается от собственного аккумулятора. После того, как двигатель прогреется, надо переключить тумблер на питание прибора от бортовой сети.

Но навигатор может, если вы не включили тумблер, и ваша дополнительная батарея достаточно хорошо заряжена, работать и от нее. Если в процессе эксплуатации она разрядится, вы просто переключаете тумблер и ваша батарея в течение полутора-двух часов набирает необходимый заряд от бортовой сети снегохода. Подобный достаточно простой прием абсолютно точно сохраняет ваш прибор в исправном состоянии, и вы можете совершенно не сомневаться в его работоспособности. Во всяком случае, вышеуказанный дефект от перепадов напряжения ему точно не будет грозить.

Следующий этап — установка дублера ручки газа на левую сторону. На фотографии хорошо видно, как это сделано с помощью обычного ручного тормоза от велосипеда, один конец тросика которого прикреплен к заслонке акселератора. Когда вам необходимо стрелять, вы переводите управления газом на левую руку, а правой рукой производите выстрелы.

Мы разработали удобную систему крепления оружия: оно находится перед рулем параллельно стрелку. С одной стороны оружие крепится специальным резиновым хомутом, который фиксирует его от выбрасывания. В случае необходимости охотник может в течение короткого времени вынуть его из крепления, привести в боеспособное состояние и отстреляться по зверю.

Но как обезопасить стволы от попадания в них снега, грязи и каких-либо инородных предметов? Чем это может грозить — всем понятно. Мы пробовали несколько способов защиты ствола, но наиболее удобным оказался прием с помощью обычной пищевой пленки, которой упаковывают продукты. На самом деле это великолепная вещь, которая пригодится не только на охоте со снегохода. Этот прием можно использовать и при охоте на берлоге, и при любых лесных охотах, где есть возможность попадания снега или грязи в стволы. Тонкую и достаточно прочную пленку при стрельбе нет необходимости снимать, можно стрелять непосредственно через нее. На снегоходе вы будете абсолютно уверены, что ваш выстрел окажется корректным и не приведет к разрыву ствола.

Делается это следующим образом: покупаете обычную пищевую пленку, разрезаете рулон на три части, получаете небольшие ролики, длиной примерно по 8-10 см. Точно так же, как вы оборачиваете продукты, заматываете ствол. Пленка прилипает и держится неограниченное время. Если вы даже упадете или перевернетесь, она обладает достаточной прочностью, и практика показывает, что стволы будут надежно защищены. Вы будете избавлены от необходимости в полевых условиях производить чистку. А ведь каждый охотник знает, что это весьма сложное предприятие, так как снег, который попадает в стволы, тут же превращается в лед, и чистить его очень сложно.

Еще одна немаловажная деталь — упор для стрельбы. К нему предъявляются особые требования по безопасности, ведь если его сделать жестким, то он становится крайне травмоопасным при любых падениях. Кроме того он должен амортизировать удары и гасить вибрацию. Поэтому появилось решение использовать пружину. Однако, пружина имеет недостаток — при движении возникают серьезные колебания. Чтобы их устранить используем гаситель, в качестве которого идеально подходит масляный шланг высокого давления от КАМАЗа или любого другого грузовика, который вставляют внутрь пружины. Он решает проблему — гасит колебания.

Следующий элемент тюнинга — багажник. К сожалению, все выпускаемые снегоходы обладают крайне неудобным, неемким багажником. Поэтому мы придумали свою конструкцию. Багажник состоит из двух частей: большой емкости, в которую, кроме инструмента, входит около 18 лис, и двух металлических подсумков для канистр с бензином.

Охота на снегоходе обычно очень продолжительна, начинается утром, заканчивается вечером. Топлива требуется много, поэтому желательно иметь с собой запас горючего (40 литров) в двух канистрах, которые гарантируют работоспособность машины в течение всего суточного цикла. Конструкция подвески снегохода и не мешает управлению. Более того, если вы едете один, то снегоход с хорошо загруженным багажником идет даже более уверенно.

К багажнику крепим две укороченные финские лопаты — вещи необходимые. Если снегоход перевернется, зароется в снегу или завалится на бок, то откапывать его в чистом поле с использованием подручных средств — занятие совершенно неблагодарное. С помощью лопат и особенно крепкого напарника, вы сделаете это значительно быстрее. Необходимо также добавить, что багажник следует проложить сеткой во избежание потерь имущества или трофеев.

Следующий необходимый аксессуар — это небольшая ручная лебедка — полуторатонник. Для чего она используется? Снегоход — машина тяжелая. И перевернувшись, вы окажетесь в безвыходном положении, так как даже физически крепкий человек в одиночку не в состоянии поставить на гусеницы тяжелую машину. Лебедка же окажет вам неоценимую помощь, и вы потратите буквально 10-15 мин.

Закрепить ее можно за дерево, пенек, кочку. Кроме того, в мерзлой земле можно проштробить небольшую канавку и закрепиться через нее. Способ подобного крепления достаточно хорошо известен.

Трос — также исключительно важная деталь. Охота, как правило, сопряжена с тем, что вам приходится ездить по чистому полю или степи. Более того, большинство мест, где водятся лисы, волки, исчерчены разного рода оврагами, канавами, которые приходится пересекать. Это достаточно рискованный маневр, так как вы не всегда видите, что находится под слоем снега. Поэтому застрять в канаве или другом препятствии или даже перевернуться — дело вполне обычное. И снегоход приходится выдергивать. Для того, чтобы делать это безопасно и быстро, трос должен быть длинным. Лично я использую следующий набор тросов: 30-метровый альпинистский с усилием на разрыв в 2 тонны и три автомобильных по 5 метров каждый. В зависимости от ситуации можно применять либо все одновременно, что на практике не редкость, либо какую-то часть из них.

Оружие

Теперь следует поговорить о такой немаловажной вещи, как выбор оружия для охоты на снегоходе. Почему-то традиционно охотники используют для этих целей двуствольные ружья. Мой опыт показывает, что это неправильный выбор. Если вы охотитесь на волков, то зачастую преследуете стаю. Если стая большая, то она будет разделяться на несколько частей, но все равно существует возможность, что вы будете преследовать двух или трех волков. Более того, стрельба со снегохода не может быть точной. Поэтому мы пришли к необходимости использовать полуавтоматы.

Я обычно использую Benelli M3 super 90 с двумя стволами, один из которых — короткий цилиндр для стрельбы пулей. Именно этот ствол как нельзя лучше подходит для наших целей, так как дает более широкую осыпь и к тому обеспечивает лучший баланс оружия для стрельбы с одной руки.

Это исключительно надежное оружие. За семь лет эксплуатации я не имел ни одного нарекания на его работу. Более того, это «всеядное» оружие, которое «переваривает» любые патроны, в отличие от газоотводных систем. Benelli M3 super 90 является инерционной системой, соответственно здесь мы имеем следующие преимущества: большую резкость боя, высокую емкость оружия с расширенным магазином на семь патронов стандартной длины 70 мм и еще одним в стволе, а также высокую надежность самого оружия. Но не следует покупать оружие с пистолетной рукояткой, отказываясь от приклада. Стрелять из такого оружия с руки практически невозможно. Приклад в таком случае является противовесом, и если баланс оружия хорош, то это позволит вам стрелять более уверенно.

Немного о патронах. Лично я при охоте на лису применяю самозарядные патроны. Дело в том, что стрельба ведется с близкого расстояния и вам желательно иметь патрон дисперсант, но при этом иметь дробь не меньше третьего номера. На сегодняшний день в продаже невозможно встретить дисперсантный патрон с дробью третьего номера. По-моему, их даже не выпускают. Можно попытаться найти безконтейнерные патроны, которые дают лучшую осыпь. Но это тоже относительно слабый выход из положения, потому что даже безконтей-нерный патрон на расстоянии до 10 метров практически можно приравнять к пулевой стрельбе. Дисперсант уже на этой дистанции дает все-таки хорошую осыпь, которая резко увеличивает ваши шансы попасть по зверю.

Тактика

Хочу поделиться опытом и остановиться на наиболее распространенных ошибках. Первая задача — поиск зверя. Решение ее во многом зависит от количества участников охоты. Обычно мы охотимся на трех-четырех снегоходах, но в любом случае, исходя из здравого смысла, должно быть не менее двух. Это необходимо для безопасности.

Используем следующую тактику: снегоходы рассыпаются веером и начинается прочесывание местности. Левый снегоход является ведущим, он держится в визуальном контакте вторым снегоходом, третий держит в визуальном контакте второй и так далее. При этом по мере движения обследуются все типичные места нахождения зверя. Делается это следующим образом. Во-первых, на больших пространствах необходимо с помощью бинокля внимательно изучить все подозрительные места. Как правило, зверь на фоне снега кажется точкой, и верным признаком того, что это не кочка и не куст, является ее перемещение, заметное даже без бинокля.

Сигналом к тому, что зверь обнаружен кем-либо из участников охоты, является начало гона. Когда снегоход резко ускоряется, все остальные участники начинают движение в ту же сторону и, сориентировавшись, где находится зверь, оказывают помощь ведущему тем, что своими маневрами отсекают зверя от возможных мест укрытия, таких как овраги, лесопосадки, лесные массивы. В случае, если по ходу движения группы попадаются места, которые необходимо обследовать (овраги, лощинки, колки), они должны быть обследованы. При этом важно договориться, что снегоходы не идут параллельно друг другу. Например, при обследовании длинного оврага на несколько километров, один из участников движется по одной стороне оврага, а второй следует по другой, обязательно сохраняя дистанцию 100-200 метров. Не редки случаи, когда зверь пропускает первый снегоход и выскакивает сзади, оставаясь вне видимости первого охотника, но подчищается вторым.

Важные не-мелочи

Несколько слов об ошибках. Увидев зверя, охотники обычно начинают преждевременную стрельбу. Стрелять можно только тогда, когда вы уверены, что зверь находится на надежном расстоянии для совершения выстрела. Поэтому главная задача в том, чтобы оттеснить зверя от леса, и здесь на помощь приходит одна особенность. Если зверь чувствует, что вы его настигаете на снегоходе, если даже он близок к лесу, который является для него спасительным, он обязательно изменит направление.

Поэтому ни в коем случае не следует нервничать, не надо вздергивать оружие, начинать стрелять — перед лесом у вас обязательно закончатся патроны, и зверь просто уйдет. Надо спокойно гнать зверя и держать оружие в закрепленном положении. Как только дистанция сократится, зверь обязательно поменяет направление. Добейтесь этими маневрами того, чтобы он шел в поле, где у вас будут несомненные преимущества. После этого необходимо выровнять скорость с объектом преследования, и только в этом случае можно производить выстрелы.

Следует не забывать, что охота на волков сопряжена с определенной опасностью. Раненый волк, а такие случаи бывают достаточно часто, может броситься на снегоход. Поэтому желательно стрелять быстро, точно, иметь полуавтомат с запасом патронов и по возможности не останавливать машину. Снегоход должен находиться в движении. Это определенный элемент вашей безопасности.

Еще один немаловажный момент. Все охотники должны иметь при себе достаточно мощные рации. Следует устанавливать определенное время выхода в эфир, когда охотники в любом случае могут связаться и обсудить сложившуюся ситуацию. У нас это обычно последние пять минут каждого часа. В первую очередь связь необходима при аварийных ситуациях, так как по понятным причинам при движении снегохода вызов по рации услышать невозможно. Сотовая связь пока в степях по большей части мало эффективна.

Немаловажным фактором успешной охоты является обмундирование. Надо обязательно иметь теплый зимний комбинезон с мембраной и надежным капюшоном. Такая одежда хорошо защитит от мокрого снега и порывистого ветра. Необходимы также специальная снего-ходная маска, которая закрывает шею и лицо, а также очки для защиты глаз. Они должны быть либо со сменными фильтрами, либо необходимо иметь две пары. Желтые — для защиты глаз от солнца. Белые — при пасмурной погоде, утренних и вечерних сумерках. В качестве обуви иметь ботинки с мембраной и тин-сулайтом не менее 800 граммов или зимние ботинки фирмы «Бафин».

Ни в коем случае не следует проводить охоту на снегоходах в ночное время из-под фар. Это очень опасно. Несчастный случай здесь очень возможен. С наступлением сумерек охота должна прекратиться. Домой лучше возвращаться на относительно небольшой скорости.

Удачной охоты!

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий